Если же реальный мужчина затрудняется осознавать свою первичную ответственность в процессе благословения потомков, то эту функцию с успехом может осуществлять мужское начало женщины.
Что же касается функции старших поколений благословлять младшие, то такое распределение духовной ответственности могло бы заменить деятельность целой армии психотерапевтов и психологов. В качестве благословляющего образца высокий уровень зрелости старшего поколения являют многие представители духовенства. Но и вне его, в светской среде духовный потенциал старших неизбежно стремится в сторону истинной благословляющей функции — непреходящего пожелания счастья представителям младших родовых ветвей. Порой это преображение случается за несколько мгновений до кончины представителя старшего поколения.
Однако благословение — это не только внутреннее пожелание счастья другим, но и увлекательное, глубоко творческое по своей природе распространение знаний о путях к счастью. Такова активная часть благословляющей функции — не только благословлять, но и распространять духовные знания и умения.
Итак, Целитель и Фея выполняют, прежде всего, духовные задачи. В то же время и самые земные проблемы, связанные с восстановлением и укреплением физического здоровья, с кардинальным улучшением образа жизни — прямо связаны с функциональной активностью этой архетипической горизонтали. Работа внутренних Целителя и Феиповышает ценностную ориентацию личности, помогает изменить приоритеты, сделать более созидательными нижележащие архетипические структуры личности, гармонизировать их взаимодействие. Целитель и Фея — инициаторы многих внутриличностных трансформаций, происходящих на предыдущих уровнях.
Поскольку Целитель и Фея выполняют функции духовного водительства, это приводит их к необходимости работать с большой отдачей. Одновременно им постоянно требуется приток новых энергий и информации. Поэтому, активизируя архетипические функции на уровне Целитель-Фея, человек особенно интенсивно начинает осваивать различные медитативные практики, обретает навыки самовосстановления, обновления сил путем духовных действий.
Фея и Целитель, образуя исцеляющий, восстанавливающий и воссоздающий уровень личности, нуждаются в благополучии друг друга. Способность человека к исправлению нарушенных аспектов жизни зависят не только от того, в каком состоянии находятся эти два внутренних волшебника, но и от здорового контакта между ними, то есть от того, насколько они сотворят друг другу. Дефицит в области одной из исцеляющих внутренних фигур легко восстанавливается за счет привлечения энергий другой, а также — за счет "наполнения" в ходе инициаций нижних архетипических уровней.
Из женских сюжетов внутренних сказок видно, что Фея нередкобеспощадно эксплуатируется в личности западной женщины. Фея может страдать от собственной сверхдарящей активности, которая истощает как ее силы, так и личность в целом. Поэтому на первый взгляд может показаться, что начальное знакомство с Феей в сюжете инициации ресурсно не всегда. Перегруженная Фея представляется слишком прозрачной и/или выказывает желание отдохнуть, а только затем — приступать к своим волшебным обязанностям. Это свидетельствует об истощении функции внутренней Феи, причиной которого могут бытьмногочисленные страхи и чувство вины. Именно из-за них Фея излишне обеспечивает окружающих. Как мы выяснили, еще одна причина перегруженности Феи — дефицит сил в области Целителя. В инициациях в самом начале работы на уровне Целитель-Фея на помощь уставшей Фее приходят маленькие волшебники — гномы, старички-лесовички и другие. Это посланцы высших защищающих мужских сил, символизирующие встроенный божественный Анимус Феи. Они неизменно помогают ей восстановить утраченную энергию. Малые размеры этих помощников могут указывать и на феномен возрастного регресса — возврат женственности в детское состояние, когда она была травмирована. Стратегия бессознательного здесь, возможно, в том, что для детского Я целесообразно установление контакта с защищающими отцовскими аспектами малого размера, так как они выглядят наиболее безопасными. Малые защитники не испугают и истощенное женское: добрые гномы, лесовички и т. п. являются проотцовскими дарящими персонажами, они вызывают расположение и доверие.
Если в восстановлении сил нуждается Целитель, во внутренних сказках участников инициаций он предстает в облике болезненного, дряхлого старца. Вернуть здоровье и молодость ему чаще всего помогает прекрасная юная героиня (прообраз Феи). Она укутывает его пледом, поит горячим молоком. Такая забота делает Целителя энергичнее, моложе, он избавляется от недугов, испытывает прилив вдохновения, приступает к поиску новых целебных средств.
Потенциал Целителя отличается от исцеляющих функций Феи. Судя по сюжетам инициаций, Целитель использует не прямое дарение, как это делает волшебная палочка Феи, а помогает страждущим героям осознать причины своего недуга или проблем. Он подключает к процессам исцеления рациональное понимание — Логос. Функция Целителя заключается в использовании знаний, накопленных на предыдущих ступенях развития мужской зрелости.
Поскольку функция Феи заключается в помощи и дарении, она в критические моменты героям то, чего им не хватает. В этом проявляется ее волшебная женская сущность — направлять потоки любви, осуществлять мечты, радовать, приятно удивлять, избавлять и по-матерински баловать, удовлетворяя потребности духовного роста, земные и духовные нужды. С помощью этих "волшебных даров" Фея помогает структурам Я наполняться любовью, накапливать опыт позитивных чувств. Фея учит различные части личности взаимодействовать, совместно творить, больше узнавать друг друга, что способствует интеграции структур Я.
Если Фея и Целитель представляют собой зрелые архетипические функции личности, то они работают как автономные неисчерпаемые поставщики ресурсов. Включенность творящего Анимуса в архетипическую структуру Феи, как и включенность волшебной Анимы в структуру Целителя обеспечивают этим функциям универсальные духовные свойства. Они действуют во внутреннем мире как два солнца, питая личность и реализуя ее эволюционные потребности. Случается, что на фоне "обесточенных" фигур предыдущих архетипических уровней участники инициаций нередко обнаруживают вполне активные и благополучные персонажи Целителя и Феи. Как божественные образцы мужского и женского Целитель и Фея представляют в личности высокие слои мужского и женского сознания, они проводят высшие знания и энергии на нижележащие этажи личности. Целитель и Фея являются эталонами божественной нормы мужественности и женственности, генераторами и поставщиками духовной силы. Следовательно, при желании можно обращаться к образам Целителя и Феи даже в самом начале инициационной работы — это способствует увеличению запасов активных ресурсов личности, необходимых для ее здоровых трансформаций.