Таким образом, сходство функций мужского и женского начал не означает их полной аналогии.
5. Еще одна важная особенность мужских и женских архетипических функций заключается в том, каждая функция содержит элементы противоположного пола как некие "встроенные" ресурсы, как неотъемлемые структурные компоненты, благодаря которым достигается андрогинная целостность каждой архетипической функции.
Так "земные" женские архетипические персонажи имеют "встроенный" в саму их структуру мужской феномен — направляющий Анимус. Метла — фаллический атрибут Ведьмы, ее мужской волевой аспект, дающий скорость и возможность перемещаться в нужном направлении.
Амазонка неотделима от таких мужских атрибутов как конь и оружие. Как и метла Ведьмы, они имеют мужские свойства скорости и стремления в необходимом направлении, но конь и оружие добавляют мужские силу и победоносность Амазонке. Если Амазонка находится в здоровом контакте с мужской защищающей функцией, она становится надежным резервом, способным вовремя подстраховать в трудную минуту Защитника — ее "коллегу" по защитной архетипической функции.
Гейша, в свою очередь, обладает такими элементами мужского как эротическое и эстетическое искусство обольщения. Это ее универсальное оружие, ее тайная сила, которая имеет свойство по-мужски проникать в сознание и по-мужски овладевать им. Покорять сердца — суть "роковой женщины". Такая экспансия свойственна мужскому началу. Исцеляющий и все наполняющий эротизм Гейши включает мужскую творческую силу, и одновременно - мужскую природную выносливость.
Если мужской элемент, включенный в "земные" женские функции (Ведьма, Амазонка, Гейша) можно считать направляющим, то женское, "встроенное" в "земные" мужские функции (Разведчик, Защитник, Кормилец), имеет помогающую природу. Образ Яги-помощницы широко известен и символизирует материнский слой помогающей Анимы героя-освободителя. Баба Яга часто выступает кормящей и оберегающей проводницей Ивана, ищущего путь к своей суженной, плененной злодеем.
Как мы уже отмечали, Разведчику помогают такие женские качества как любопытство и общительность, артистизм и внимание к мелочам. Эти женские качества Разведчика удваивают его продуктивность, обогащают его потенциал. Для классического Защитника визитной карточкой являются такие женские свойства как молодость, красота и романтизм. Кормилец (добытчик, охотник) открыто несет в себе женско-материнское желание заботиться, которое развивает его потребности питать, насыщать, обеспечивать.
Итак, помогающая Анима включена во все "земные" мужские архетипические функции, а направлюящий Анимус — во все "земные" женские.
Архетипические фигуры Жены и Мужа находятся в самом центре мандалы. Их невозможно представить друг без друга. Здесь взаимное проникновение мужского и женского достигает своего пика: каждая из этих архетипических функций может появиться только в момент возникновения другой — мужем можно быть, только когда есть жена, и наоборот. Муж и Жена создают друг друга в полном смысле слова. Следовательно, они могут и возрождать друг друга, если в архетипической области личности на уровне Муж-Жена произошли какие-либо разрушения.
В реальной жизни для женщины утрата реального мужа символизирует критический момент в развитии ее внутренней архетипической функции Мужа. Аналогично утрата реальной жены для реального мужчины — свидетельство неблагополучия в области его архетипической функции Жены.
Взаимосозидание функций Мужа и Жены не означает, что реальный мужчина, не имеющий жены, обязательно является незрелым как муж. То же самое верно и для реальной незамужней женщины. Речь идет в первую очередь о взаимосозидании функций Мужа и Жены как внутренних структур личности. Именно во внутреннем мире они функционируют в паре. Если у женщины, зрелой как Жены, нет реального мужа, общение с ней инициирующее влияет на мужчин, помогая созревать их архетипической функции Мужа. И для мужчины, если он не женат, но в структуре своей личности имеет зрелую функцию Жены, любые женщины, взаимодействуя с ним, становятся более зрелыми как потенциальные жены.
В инициационной терапии для работы с центральной областью личности Муж-Жена используются специальные темы для инициаций — "Василиса Прекрасная", "Иван-царевич", "Свабедный пир", "Счастливый муж", "Счастливая жена", а также — "Исцеление мужа", "Исцеление жены". Сюжеты этих инициаций показывают, как происходит взаимное восстановление поврежденных функций на уровне Муж-Жена. Например, в одном из таких сюжетов участница инициации на тему "Счастливая жена" представила, что из-за грудного ребенка, которого она не в силах кому-либо доверить, она не может отправиться с мужем на праздник, посвященный очередной годовщине их свадьбы. В реальной жизни эта женщина разведена и у нее взрослые дети. Ситуацию в сюжете инициации "Счастливая жена" помог уладить воображаемый муж: он убедил жену оставить ребенка ненадолго у его матери, и прадзник состоялся.
В этом примере архетипическую область Жены помогают укрепить силы мужского защищающего начала. Возможность воспользоваться помощью матери мужа свидетельствует о достаточной зрелости Внутреннего Мужчины участницы инициации. Материнский комплекс уже не властвует, а служит ресурсной областью мужской половинки Я. Предложение возникшего в образе мужа прибегнуть к помощи именно его матери — это приглашение напряженного в материнской области женского начала к доверию и к дальнейшему, более глубокому взаимодействию с потенциалом мужских сил, который оставляет ответственность за собой и защищает в этом случае бережно, по-матерински.
Что касается "небесных" женских архетипических фигур (Королевы, Феи, Богини), то они несут в себе творящий Анимус, а мужские "небесные" персонажи (Король, Целитель, Творец) - со-творящую Аниму.
Так, Королеве в качестве ее мужского аспекта служат казна, армия и власть, благодаря которым исполняется ее королевская воля, осуществляются ее нововведения и реформы. Волшебная палочка Феи также символизирует мужское творческое начало. Мужские свойства Богини — ее всезнание, опирающееся на божественный Логос, и — ее могущество как признак присутствия в ней мужской божественной воли, творящей мир с помощью мысли.
Со-творящая Анима привносит в структуру "небесных" мужских персонажей вдохновение и поэзию. Она делает процесс творения неизбежным, прекрасным и возвышенным. Король как глава государства реализует свое женское начало в учредительской функции — он порождает новые социальные структуры, а также — творит институт наследников. Женское начало Короля проявляется в красоте его одежд и эстетике убранства королевских покоев. Целитель обладает женскими состраданием и утонченностью восприятия. Творец (Духовный Учитель, Дух) несет в себе свойственные божественной женственности доброту и любовь.
6. Вся рассматриваемая "небесная" область в целом (пространство архетипической мандалы над горизонтальной осью) имеет свойство быть более мужской, а "земная" (пространство мандалы под горизонтальной осью) - более женской. Исследуя архетипическую мандалу с этой точки зрения, мы получаем еще один взгляд на мужское и женское — это деление на небесное-мужское (Творец, Целитель, Король, Королева, Фея, Богиня) и земное-женское (Ведьма, Амазонка, Гейша, Защитник, Кормилец, Разведчик).
Архетипический центр Муж-Генерал - Жена-Мать занимает в мандале граничное положение между архетипическими Небом и Землей, и относится к обеим духовным стихиям — и к "земной", и к "небесной". Это указывает на особую — связующую, центральную роль сакрального центра Муж-Жена в структуре личности человека. Другими словами, первый уровень сакрального брака, возникающий на ступени Муж-Жена, является первым уровнем исцеления и достижения целостности Я.
Взаимное проникновение мужских и женских энергий в области друг друга, как нельзя более точно отражено в древней мандале Инь-Ян, где это проникновение символизируют малые кружки (рис. 2).
Рис. 2. Мандала Инь-Ян — проникновение женского начала (темное поле) в мужское (светлое поле) и мужского — в женское.
7. Кривая линия, являющаяся внутренней границей между мужским и женским в мандале Инь-Ян, по длине соответствует той границе, которую имеют отдельно мужская и женская части этой мандалы с внешним миром. Своей протяженностью условная внутренняя граница говорит о том, что взаимоотношения между мужским и женским началами во внутреннем мире не менее важны, чем отношения этих частейс миром внешним.
Другими словами, наша задача в этой жизни не только познавать мир внешний и налаживать с ним гармоничные связи, но и — налаживать отношения во внутреннем космосе — между мужским и женским его аспектами. Мы приходим, чтобы достичь сакрального брака. И усилий эта внутренняя задача требует ничуть не меньше, чем более очевидные задачи выжить и успешно адаптироваться в реальном мире.