Своевременность играет здесь особую роль.
Если цивилизованное общество обладает относительным изобилием материальных благ, гарантирующих выживание, и может позволить себе роскошь игнорировать многие инициационные сроки, то в древних культурах даже небольшая отсрочка в освоении навыков самостоятельного выживания означала невыживание.
Балушок В. Г. в своей статье "Инициации древних славян" (попытка реконструкции, воспр. по: Этнографическое обозрение, 1993. № 4) сообщает, что у древних славян существовал обычай изгнания юношей определенного возраста из деревенской общины, который сопровождался ритуалом их посвящения в "волки".
На общей сходке на молодых людей надевали волчьи шкуры и устраивали ритуальное "изгнание волков" за территорию общины.
По Балушоку, "само превращение юноши в оборотня зачастую происходит путем набрасывания на него волчьей шкуры.
Нередко указывается, что при этом человека опоясывали особым поясом, на котором завязывали магические узлы. (Напомним в этой связи о так называемых "волчьих рубахах" и "волчьих поясах" у немцев.)
И князю-оборотню Всеславу в детстве волхвы завязывали на голове "науз" (узел). Как известно, для первобытных людей характерны представления о том, что человек, надевающий шкуру животного, сам превращается в него. Магическое значение пояса как замка, оберега, символа мужской силы и власти, а также узлов, завязываемых во время колдовских обрядов, общеизвестно… Но на этом инициация не заканчивалась… Они должны были некоторое время жить вдали от поселений "волчьей жизнью"… Реминисценция "волчьего" поведения юношеских инициационных союзов архаической эпохи, — отмечает Балушок В. Г., — прослеживается в поведении членов парубоцких громад украинцев и западных славян, а также средневековых ремесленных подмастерьев. Члены таких молодежных союзов совершали своего рода ритуальные набеги на деревни и дворы отдельных хозяев, балансировавшие подчас на грани настоящего разбоя. В ходе таких "проказ" и "развлечений" парни воровали продукты и животных для общих "складок", разбирали заборы на дрова, уносили солому для устройства ночевки…"
Юноши определенное время жили в лесах, добывая себе пищу охотой и набегами, иногда даже "умыкали" юных селянок, которые позже становились их женами. Эти события нашли свое отражение в свадебных обрядах славян. Балушок В. Г. пишет: "В среднерусских диалектах шафер со стороны жениха назывался "волком", что… также связано с рассматриваемым явлением, в частности с умыканием женщин членами "волчьих" союзов".
Эта "волчья жизнь" совершала настоящий переворот в сознании юноши. Он учился управлять своей природной агрессией и осознанно использовать ее для решения жизненных задач как своей мужской группы, так и собственных. По истечении срока юноши возвращались в общину, где их встречали другим ритуалом: с них публично снимали волчьи шкуры, "избивая" палками и "изгоняя" из них "волчью суть", после чего на них надевали белые рубахи. Это означало, что теперь юноши становятся полноправными мужчинами, которым позволено жениться и обустраивать собственное жилище.
Обратим внимание на собственно момент изгнания "волчьей сути". Это один из важнейших духовных пиков мужской инициации. С того момента, когда "волчья суть" — необузданная, дикая и неуправляемая природная мужская агрессия — изгоняется, молодой мужчина теряет право на ее бесконтрольное проявление. Он становится мужчиной, тем, кто берет ответственность за себя, свои действия, свою жизнь и — жизнь собственной семьи, которую он отныне получает право создавать и защищать наравне со взрослыми мужчинами общины. То есть, природная агрессия мужчины получает по окончании инициации позитивный вектор, направленный на созидание — продолжение рода, творение, а не разрушение жизни.
В иудаизме мальчики после 12 лет получают право читать Тору в храме, с этих пор они обязанны отвечать за свои поступки. Так в сознании подрастающего мужчины инициируется основная мужская духовная функция — быть ответственным за тех, кого он ведет за собой.
Славянских девушек, по свидетельству Балушока, тоже на время изолировали — отселяли в так называемые "женские дома", где опытные пожилые женщины учили их не только ведению домашнего хозяйства, но и премудростям любви, правилам поведения во время родов.
Мирча Элиаде, автор книги "Тайные общества. Обряды, инициации и посвящения" обобщает многочисленные сведения об обрядах посвящения, которые проводятся для юношей и девушек, достигших возраста половой зрелости — обрядах, "чрезвычайно широко распространенных и засвидетельствованных у наиболее древних народов — австралийцев, калифорнийцев, бушменов, готтентотов и т. д.".
М. Элиаде перечисляет следующие этапы посвящений взросления для мальчиков:
"а)… разлучение неофита с матерью,..
б) более драматичная тема, включающая обрезание, испытания, пытки, то есть символическую смерть с последующим воскресением,..
в) сценарий, в котором идея смерти заменена идеей нового зачатия и нового рождения,..
г) схема, главный элемент которой состоит в индивидуальном уходе в чащу леса и поиск Духа-Защитника,..
д) сценарий героических посвящений, который акцентирует внимание на победу, достигнутую с помощью магических средств (превращение в дикого зверя, "ярость" и т. д." (с. 321),