Упаковка — это средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту продукции от повреждений и потерь, окружающей среды, загрязнений, а также обеспечивающих процесс обращения.

Элементами упаковки являются:

-тара (основной элемент упаковки, представляющий собой изделие для размещения товара);

-дополнительные упаковочные средства (дополнительный элемент упаковки, предназначенный для защиты товаров от механических воздействий и повышения прочности тары);

-маркировка (одно из средств товарной информации, представленное в виде этикеток, листовок, вкладышей и т.д.). По назначению тару и упаковку можно разделить на три группы (рис. 9.3).

1. Потребительская упаковка (для товаров, произведенных для индивидуального использования конечным потребителем):-первичная (внутренняя) — непосредственная оболочка товара;

-вторичная (внешняя) — оболочка, предназначенная для защиты внутренней тары и стимулирования сбыта, удаляемая перед началом использования товара.

2.Групповая тара (упаковка) служит для объединения в единой таре группы единичных потребительских упаковок для продажи.

3.Транспортная тара (упаковка) — это оболочка, предназначенная для сохранности внутренней и внешней упаковок и обеспечения удобств при транспортировке товара, а также для хранения продукции россыпью. На первый взгляд, упаковка имеет весьма узкое назначение — предохранение товара от порчи и повреждений. На самом деле роль упаковки многопланова. С одной стороны, упаковка выполняет логистические функции:

предохраняет товары от порчи, повреждений и других неблагоприятных внешних воздействий;

обеспечивает создание рациональных единиц груза для транспортировки, погрузки и выгрузки товаров, их складирования и продажи. С другой стороны, являясь важным носителем рекламы, упаковка выполняет маркетинговые функции. Функции упаковки распространяются на весь путь следования товара — от производителя до потребителя. Упаковка перестает выполнять свои функции в тот момент, когда покупатель вынимает из нее товар и уничтожает ее.

Основные понятия ассортимента.

Ассортимент товаров — состав и соотношение товаров определенного вида или разновидности, отличающихся между собой по типам, размерам, сортности, дозировке и другим признакам. Ассортиментная группа — это группа товаров, тесно связанных между собой по одному из доминантных признаков:

функции (ЛC, перевязочные материалы и т.д.);

группе потребителей (оптовые или розничные; население или организации и т.д.); цене;

возрастной группе (детские, взрослые, гериатрические); другим признакам.

В число ассортиментных групп аптечных организаций вошли такие товары, как гомеопатические средства, лечебная косметика, лечебное питание, биологически активные добавки, научно-популярная литература и др. Кроме того, помимо товаров аптечное предприятие может реализовывать и услуги по изготовлению экстемпоральных лекарственных форм и внутриаптечной заготовки; информационные, диагностические, сервисные услуги (по приему заказов по телефону, доставке товара на дом или по почте). В свою очередь, ассортимент каждой из групп складывается из нескольких подгрупп, видов, подвидов и разновидностей. Например, ассортиментная группа «Лекарственные средства» подразделяется на подгруппы лекарственных препаратов, отпускаемых по рецептам и без рецептов. В свою очередь, каждая из этих подгрупп делится на субподгруппы по фармакотерапевтическому признаку. Внутри субподгруппы выделяют виды — наименования лекарственных препаратов, подвиды — лекарственные формы, разновидности товара, лекарственная форма отдельного наименования препарата в соответствующей дозировке и фасовке.

Билет №23

1. Требования, предъявляемые к упаковке.

Безопасность-содержащиеся в упаковке вредные для организма вещества не могут перейти в товар, непосредственно соприкасающийся с упаковкой;

Экологичность-способность упаковки при использовании и утилизации не наносить существенного вреда окружающей среде;

Надежность-способность упаковки сохранять свои физико-хим. и механические свойства в течение длит.времени для обеспечения защиты товара;

Совместимость-способность упаковки не изменять потребительские свойства упак. товара;

Взаимозаменяемость -способность упаковок одного вида заменить упаковки другого вида при использовании по одному функциональному назначению.

2. Основные показатели ассортимента. Методика расчета показателей ассортимента.

показатели ассортимента:широта,полнота глубина.на обънм продаж влияет эти маркетинговые хар-ки ассортимента.широта-кол-во ассортиментных групп,подгрупп или классов товаров.полнота-число товарных ед или в целом по товарной номенклат или по каждой ассортим группе или подгруппе товаров.глубина- кол-во ассортимент позиций в пределах 1 товарного наименов.

Коэффициент широты-отношения факт числа ассортимент групп (подгрупп,классов базовой(макс возможн)широте:Кш=Ш факт/Ш базовая.напр.если номенклат аптеки может макс включ 14 асорт групп .а реализов только 10 из них.то Кш=75% или.0,75.др пример базовая широта фармокотерапевт групп психофармокол сред по классиф ВОЗ =6(нейролептики,транквилизаторы,антидеприсанты,ноотропы,нормотимики,психостимуляторы),если 1 из классов отсутс в ассортм Кш не будет = 100%.коэф полноты-отношение числ ассортимент позиций (товарных ед),имеющ в наличии в фармацевт орг(полнота факт)к числу асорт позиций, внесен в Госреестр или получ разреш на исп(полнота базовая):Кп=П факт/П базовая.влияние на полноту ассорт оказ местопол орг.ступень оказ лек помощи амбулаторная,стационарная,структура заболеваемости района обслужив.

Коэффициент глубины-отношение факт числа ассорт позиций 1 товарного наименования к возможному числу позиций.например макс возможноечисло ассортим позиций комбиноир препар с парцетамолом подлеж без рецептурному отпсост 34.если в аптеке в налич 17 то глубина ассортим сост 0,5или 50%.Кг=Г факт/Г базовую

3. Ситуационная задача: провести товароведческий анализ упаковки лекарственного

препарата Ацетилсалициловая кислота 500 мг №10. Расшифровать штриховой код.

Наименование ЛП Упаковка маркировка Факторы влияющие на качество Условия хранения Примечания
первичная вторичная
тара Упаковочные средства Упаковочный материал Вспомогательные средства тара Упаковочные средства Упаковочный материал Вспомогательные средства Регистрационный номер Срок годности Завод-изготовитель
                             

Преподаватель_____________________

Билет №24

1. Маркировка, её носители.

Маркировка лекарственных средств и изделий медицинского на­значения.

№1692 30дек 2011

Маркировка — это одно из средств товарной информации, которое представляет собой текст, условные обозначения или рисунок, нанесенные на упаковку и (или) товар и предназначенные для идентификации товара или отдельных его свойств, доведения до потребителя информации об изготовителях, качественных и количественных характеристиках товара.

*В зависимости от места нанесения : производственную и торговую маркировку.

Маркировка может включать три элемента: текст, рисунок и информационные знаки.

Товарный знак-это любое название, символ, рисунок или их комбинация, используемые для обозначения товаров компании, отличающие их от товаров конкурентов. Право на товарный знак охраняется законом. Регистрация товарного знака действует 10 лет.

Знак соответствия, или качества — это защищенный в установленном порядке знак, применяемый или выданный в соответствии с правилами системы сертификации, указывающий, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что данная продукция соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу.

Штриховые коды — это определенное число, присваиваемое каждой конкретной единице товара, которая характеризуется ценой, размером, массой, цветом, качеством; наносится в виде набора штрихов и пробелов разной ширины. Существует несколько стандартов штриховых кодов, наиболее распространенным среди которых является EAN-13. Следует знать, что в штриховом коде отсутствуют сведения о стране-изготовителе.

На внутренней и внешней упаковках хорошо читаемым шрифтом на русском языке указываются:

1.название лекарственного средства и его международное номенклатурное название2.название и юридический адрес предприятия-производителя.3.номер серии и дата изготовления,4.способ применения препарата (в виде инъекций, в виде таблеток внутрь, в виде свечей в прямую кишку и т.д.);5.доза и количество доз в упаковке 6.срок годности — дата выработки препарата и дата конечной 7.условия отпуска (по или без рецепта врача);8.условия хранения 9.меры предосторожности при применении лекарственного средства

Функции маркировки: информационной, идентифицирующей, мотивационной, эмоциональной, самой важной является идентифицирующая, так как именно с идентификации товара начинается его экспертная оценка.

Маркировка лекарственных препаратов, изготовленных в условиях аптеки

Обозначения этикеток для оформления лекарственных препаратов в зависимости от способа их применения подразделяются на:

1) «Внутреннее зеленая;2) «Наружное» оранжевая;3) «Для инъекций» синяя.4) «Глазные капли», «Глазная мазь» розовая;

Упаковка изготовленной лекарственной формы должна иметь этикетку, с указанием медицинской эмблемы (чаша со змеей).

В зависимости от лекарственной формы этикетки для внутреннего или наружного применения подразделяются на следующие виды: «Микстура», «Капли», «Порошки», «Мазь», «Капли в нос», «Глазные капли» «Для инъекций».

*На этикетках для оформления лекарственных препаратов индивидуального изготовления указывается следующая информация:

1) наименование аптеки;2) местонахождение (юридический адрес) аптеки;3) номер рецепта;

4) фамилия, имя, отчество больного;5) обозначение в зависимости от лекарственной формы и способа применения 6) подробный способ применения:7) дата изготовления;8) срок хранения (количество дней);

9) предупредительная надпись «Беречь от детей».

*дополнит.этикетки

2. Хранение товаров мед. назначения из металлов и сплавов.

Медицинские инструменты устройства, приборы, аппаратуру надлежит хранить в сухих отапливаемых помещениях при комнатной температуре. Резкое колебание температуры и относительной влажности воздуха в помещениях хранения не допускается. Относительная влажность воздуха не должна превышать 60 процентов. Допускается относительная влажность воздуха в помещениях хранения в климатических зонах с повышенной влажностью до 70 процентов.

Медицинские инструменты хранятся по наименованиям в ящиках, шкафах, коробках с крышками с обозначением наименования хранящихся в них инструментов.

Медицинские инструменты и металлические изделия, полученные без антикоррозийной смазки, за исключением медных, латунных, нейзильберных и оловянных смазывают тонким слоем вазелина или другим смазочным материалом. Смазанные инструменты хранятся завернутыми в тонкую парафинированную бумагу.

Во избежание появления коррозии на медицинских инструментах не допускается прикасание к ним не защищенных и влажных рук при их осмотре, протирании, смазке и отсчитывании. Все работы проводятся, держа инструмент марлевой салфеткой, пинцетом.

Режущие инструменты (скальпели, ножи) хранятся уложенными в специальные гнезда ящиков или пеналов во избежание образования зазубрин и затупления.

Инструменты, хранящиеся без упаковки, защищают от механических повреждений, а остро режущие детали - завернуты в бумагу и предохранены от соприкосновения с соседними предметами.

При переносе металлических изделий из холодного места в теплое, обработка (протирка, смазка) и укладка их на хранение производится лишь после прекращения «отпотевания» инструментов.

При появлении на окрашенных металлических изделиях ржавчины она удаляется, а изделие вновь окрашивается.

Не допускается хранение серебряных и нейзильберных инструментов совместно с резиной, серой и серосодержащими соединениями для предотвращения почернения поверхности инструментов.

Не допускается хранение металлических медицинских инструментов навалом, а также вместе с лекарственными средствами и резиновыми изделиями, за исключением, когда резиновые изделия являются неотъемлемой их частью.

К хранению изделий медицинской техники, в частности хирургических инструментов, предъявляются следующие требования:

помещения должны быть сухими и отапливаемыми. Категорически запрещается хранить хирургические инструменты навалом, а также вместе с медикаментами и резиновыми изделиями;

температура и относительная влажность воздуха (не более 60 %), не должны резко колебаться;

хранят инструменты в ящиках, шкафах, коробках с крышками с обозначением их наименований. Инструменты могут храниться в заводской антикоррозийной смазке. Если такой смазки нет, то их смазывают тонким слоем вазелина. Смазанные инструменты заворачивают в тонкую парафинированную бумагу. Режущие предметы (ножи, скальпели) во избежание механических повреждений (зазубрин) и затупления целесообразно хранить уложенными в специальные гнезда ящиков или пеналов; при работе с хирургическими инструментами их необходимо держать марлевой салфеткой и пинцетом. При переносе инструментов из холодного места в теплое обработку (протирка, смазка) и укладку их на хранение следует проводить лишь после прекращения «отпотевания». Ржавчина, появившаяся на окрашенных железных изделиях, удаляется, и изделие вновь покрывают краской.

3. Ситуационная задача: провести товароведческий анализ упаковки лекарственного

препарата Парацетамол 500 мг №10 таб. Расшифровать штриховой код.

Наименование ЛП Упаковка маркировка Факторы влияющие на качество Условия хранения Примечания
первичная вторичная
тара Упаковочные средства Упаковочный материал Вспомогательные средства тара Упаковочные средства Упаковочный материал Вспомогательные средства Регистрационный номер Срок годности Завод-изготовитель
                             

Фарм. Товароведение

Билет 25

1 Общие требования к хранению медицинских и фармацевтических товаров.

В основном хранение медицинских и фармацевтических това­ров осуществляется на предприятиях-производителях, аптечных базах, складах и других подразделениях. На них возлагается:

-создание надлежащих условий хранения товаров с учетом физико-химических свойств товаров медицинского назначения и обес­печение для них надлежащего режима хранения в строгом соот­ветствии с требованиями;

-обеспечение сохранности товарно-материальных ценностей, на­ходящихся на хранении.

Устройство, состав, размеры и оборудование помещений для хранения в аптечных и лечебных учреждениях должны отвечать требованиям действующей нормативно-технической документации, гарантирующей высокое качество товаров.

Помещения для хра­нения должны быть обеспечены охранными и противопожарными средствами. В них должны поддерживаться оптимальная темпера­тура и влажность воздуха, проверка которых осуществляется не реже одного раза в сутки. В по­мещениях для хранения необходимо иметь термометры и гигро­метры, которые закрепляются на внутренних стенах хранилища вдали от нагревательных приборов на высоте 1,5—1,7 м от пола и на расстоянии не менее 3 м от дверей. В каждом помещении заво­дится карта учета температуры и относительной влажности. Нор­мальными считают условия хранения при температуре воздуха в помещении 15—25 °С и влажности 50—65%. Для поддержания чистоты воздуха помещения оборудуются приточно-вытяжной вентиляцией, а в случае ее отсутствия, помеще­ния должны иметь форточки, фрамуги, вторые решетчатые двери и т.д. Аптечные учреждения оборудуются только центральным отопле­нием, и не допускается обогревание помещений газовыми прибо­рами с открытым пламенем или электронагревательными прибора­ми с открытой спиралью. В помещениях для хранения устанавливается необходимое ко­личество стеллажей, шкафов, поддонов, подтоварников и т.п. Ус­тановка стеллажей осуществляется таким образом, чтобы они нахо­дились на расстоянии 0,6—0,7 м от наружных стен, не менее 0,5 м от потолка и не менее 0,25 м от пола. . Стеллажи необходимо распо­лагать по отношению к окнам так, чтобы проходы были освещены, а расстояние между стеллажами составляло не менее 0,75 м, что обеспечивает свободный доступ к материальным ценностям. Медицинские и фармацевтические товары в помещениях хране­ния необходимо размещать с наилучших условий труда для складских и аптечных работников. Их следует разме­щать на стеллажах, в шкафах, а при необходимости на полу, пред­варительно положив поддон, подтоварник, специальную плиту и т.п.

2 Основные понятия, термины и определения товароведения.

Термин «товароведение» состоит из двух слов «товар» и «веде­ние». Последнее слово произошло от санскритского veda(веды), что означает «знание», следовательно, товароведение — это зна­ние о товарах. Одно из первых определений товароведения дано И. Вавиловым в «Спра­вочном коммерческом словаре»: «Товароведение — наука, научающая иметь точные и полные сведения о товарах, их сортах, местах происхождения и сбыта, средствах к покупке и продаже, способах перевозки и хранения». Начало современному пониманию товароведения положено К. Марксом, который писал: «Потребительные стоимости това­ров составляют предмет особой дисциплины — товароведения». Товароведение — это наука об основополагающих характерис­тиках товаров, определяющих их потребительные стоимости, и факторах обеспечения этих характеристик. Дисциплина «товаро­ведение» изучает потребительные свойства товаров, их классифи­кацию и кодирование, стандартизацию, факторы, обусловлива­ющие качество товаров, контроль и оценку качества, закономер­ности формирования ассортимента и его структуру, условия хра­нения товаров, транспортирование, потребление и эксплуатацию. Дисциплина «товароведение» включает два раздела: Частном товароведении изучается обобщенная и систематизи­рованная товароведная характеристика ассортиментных групп, видов и разновидностей товаров, анализируются состояние и пер­спективы развития конкретного рынка. Общем товароведениирассматриваются теоретические основы, которые являются основополагающими для характеристики любого товара и частных разделов товароведения. Частное товароведение подразделя­ется на: Медицинское товароведениеизучает потребительские свойст­ва медицинских товаров, т.е. свойства, которыми должен обла­дать тот или иной товар, применяемый в медицине, чтобы соот­ветствовать своему назначению в лечебно-диагностическом процессе (медицинские инструменты, приборы, аппараты, оборудо­вание).

Фармацевтическое товароведение-эта дисциплина занимается изучением потребительных стоимостей и потребительных свойств фармацевтических и парафармацевтических товаров, факторов, обеспечивающих их качество, методов товароведения, а также то­вароведческих операций, связанных с продвижением указанных товаров от поставщика к потребителю.

Упаковка — это средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту продукции от повреждений и потерь, окружающей среды, загрязнений, а также обеспечивающих процесс обращения. - student2.ru 3

 
  Упаковка — это средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту продукции от повреждений и потерь, окружающей среды, загрязнений, а также обеспечивающих процесс обращения. - student2.ru

Упаковка — это средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту продукции от повреждений и потерь, окружающей среды, загрязнений, а также обеспечивающих процесс обращения. - student2.ru 1200

 
  Упаковка — это средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту продукции от повреждений и потерь, окружающей среды, загрязнений, а также обеспечивающих процесс обращения. - student2.ru

Упаковка — это средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту продукции от повреждений и потерь, окружающей среды, загрязнений, а также обеспечивающих процесс обращения. - student2.ru 800

Упаковка — это средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту продукции от повреждений и потерь, окружающей среды, загрязнений, а также обеспечивающих процесс обращения. - student2.ru 600

 
  Упаковка — это средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту продукции от повреждений и потерь, окружающей среды, загрязнений, а также обеспечивающих процесс обращения. - student2.ru

Упаковка — это средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту продукции от повреждений и потерь, окружающей среды, загрязнений, а также обеспечивающих процесс обращения. - student2.ru 400

       
    Упаковка — это средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту продукции от повреждений и потерь, окружающей среды, загрязнений, а также обеспечивающих процесс обращения. - student2.ru
 
  Упаковка — это средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту продукции от повреждений и потерь, окружающей среды, загрязнений, а также обеспечивающих процесс обращения. - student2.ru

2010 20112012201320142015

2 проведем необходимые расчеты для определения темпов прироста продаж препарата по годам:

1) (210-70)/210=0,67

2) (450-210)/450=0,53

3) (600-450)/600= 0,25

4) (650-600)/650=0,08

5) (450-650)/450= -0,44

3 Определим стадии ЖЦТ, согласно проведенным расчетом темпов прироста:

2010-2011=внедрение

2011-2012=рост

2012-20113=зрелость

2013-2014=насыщение

2014-2015=спад

Вывод: Увеличен затрат на модификацию препарата или его продвижение, разработать новые стратегии для его реализации и переход на повторный цикл.

Наши рекомендации