Тема 5.23. Ведущие симптомокомплексы при инфекционных заболеваниях. Общетоксический синдром. Сестринская помощь при нарушениях терморегуляции.
Тема 5.23. Ведущие симптомокомплексы при инфекционных заболеваниях. Общетоксический синдром. Сестринская помощь при нарушениях терморегуляции.
План :
1. Понятие « Общетоксический синдром»
2. Симптомы интоксикации
3. Общетоксический синдром при тифо- паратифозных заболеваниях, бруцеллезе, менингококковой инфекции и других заболеваниях.
4. Сестринская помощь при нарушениях терморегуляции.
Цель:Сформировать у студентов знания об основных симптомокомплексах при инфекционных заболеваниях, в частности общетоксическом синдроме.
Задачи:
Познакомить учащихся с понятием, симптомами общетоксического синдрома.
Научить правилам организации сестринского ухода при заболеваниях , сопровождающих общетоксическим синдромом.
В результате изучения данной темы студент должен:
иметь представление:
- о роли комплексного ухода при общетоксическом синдроме.
- о механизме возникновения этого синдрома
знать:
- понятие «общетоксический синдром»,
- клинические проявления,
- типы температурных кривых,
- организацию сестринского ухода,
Синдром- закономерное сочетание симптомов, обусловленные единым патогенезом.
Организм человека при развитии инфекционного процесса реагирует комплексно, т.е. отвечает своеобразными реакциями со стороны различных органов и систем. Комплекс этих реакций и обуславливает в клинической картине инфекционных болезней общетоксического синдрома.
В клинике инфекционных болезней общетоксический синдром – один из наиболее часто встречающихся . соответствует генерализованному процессу с циркуляцией возбудителя в крови, его распадом, высвобождением и накоплением эндотоксинов. Наблюдается при среднетяжелом и тяжелом течении многих инфекционных болезней.
Признаки этого синдрома разнообразны. Клинически он представляет собой сочетание лихорадки с многочисленными симптомами интоксикации.
Симптомы интоксикации – это головная боль различной интенсивности, слабость, общая разбитость, мышечная слабость, боли в мышцах, суставах, снижение аппетита, нарушение сна, иногда тошнота и рвота. Кроме этого к симптомам интоксикации относятся нарушения психики больного : возбуждение, угнетение, расстройства сознания. У детей младшего возраста могут возникать судорожные приступы.
Самым частым проявлением общей интоксикации является лихорадка, которая относится к защитным реакциям организма. Лихорадка может возникать одновременно с другими признаками инфекционного заболевания , присоединятся к ним или появится значительно раньше. Лихорадка возникает в результате воздействия на клетки организма различных продуктов жизнедеятельности возбудителя – токсинов, антигенов, аллергенов. При повышенной температуре тела организма человека усиливаются фагоцитоз, выработка антител и образование интерферона.
ЦНС на начальных этапах лихорадки всегда характеризуется торможением коры, чувство разбитости, усталости, головная боль, бред, бессонница или сонливость. ЦНС при повышенной температуре тела может быть угнетена или, наоборот, активизирована. Например, лихорадящие больные при сыпном тифе бывают возбуждены, многословны, агрессивны; при брюшном тифе- угнетены, немногословны, пассивны.
ССС обычно реагирует на повышение температуры тела учащенным сердцебиением. На каждый 1 С подъема температуры пульс больного, как правило, увеличивается на 8-10 ударов. АД в начале лихорадки повышается за счет спазма периферических сосудов. Но при некоторых заболеваниях— при тифах ,бруцеллезе на фоне высокой температуры отмечается брадикардия .эти заболевания сопровождаются выраженной интоксикацией.
Лихорадка у больных с сердечнососудистой патологией нередко приводит к синусовой аритмии, изменениям на ЭКГ. При длительном течении лихорадки, при критическом снижении температуры тела может возникать падение артериального давления вплоть до коллапса; кроме того, детям с высокой лихорадкой могут угрожать сердечная недостаточность, микроциркуляторная недостаточность.
Система дыхания также реагирует на повышение температуры тела.
В первой стадии лихорадки частота дыхания незначительно снижается, а во второй – учащается, иногда в 2-3 раза, но глубина дыхания снижается. Повышение температуры головного мозга вызывает учащенное дыхание – тахипное.
При заболеваниях , сопровождающих лихорадкой, часто увеличивается выделение с мочой азотистых продуктов, в частности мочевины, а также происходит нарушение водно- электролитного обмена, что проявляется повышением или понижением диуреза, повышенной потливостью больных.
Большинство ИБ имеет острое начало, при этом температура тела у больных повышается очень быстро, в течении нескольких часов. Больной точно указывает не только день, но и час начала болезни (внезапное начало). Это наблюдается при менингококковой инфекции. Острое начало обычно сопровождается ознобом. Он может быть потрясающим при таких заболеваниях , как малярия, сепсис. При постепенное повышение температуры тела в течении нескольких дней больной не может указать день начала болезни. Это наблюдается при брюшном тифе, бруцеллезе.
Продолжительность лихорадки также важна для постановки диагноза. При многих острых ИБ лихорадки длятся менее 5 суток- грипп, дизентерия, дифтерия, сальмонеллез. Более длительная лихорадка в течение 6- 10 суток характерна для лептоспироза, инфекционного мононуклеоза, ГЛПС.
Обеспечение занятия
Наглядные пособия_________________________________________
Раздаточный материал_______________________________________
___________________________________________________________
Технические средства обучения_______________________________
Литература :
Основная:
1.Практика инфекциониста. В.С.Васильев, В.И.Комар.- 2-е изд. Выс.шк. Мн.1994
Дополнительная:
2.Инфекционные болезни в поликлинической практике: Руководство для врачей.-СПб:Гиппократ, 1993.
Ход занятия:
1.Организационный момент - 2 мин.
2.Формулировка и мотивация темы, цель занятия – 4 мин.
3.Проверка исходного уровня знаний 5мин.
4.Изложение нового материала 70мин.
5.Закрепление нового материала и подведение итогов 5 мин.
6. Задание на самоподготовку 2 мин.
7. Задание на дом 2мин.
Содержание занятия с методическим обоснованием
1. Организационный момент –преподаватель приветствует студентов, проверяет форму и внешний вид студентов, готовность аудитории к лекции.
2. Преподаватель формирует тему занятия: «Общетоксический синдром. Сестринская помощь при нарушениях терморегуляции», объясняет необходимость изучения данной темы, ставит цели, которые предполагается достигнуть в ходе изучения материала.
3. Преподаватель проверяет исходный уровень знаний с помощью вопросов для фронтального опроса.
4. Преподаватель излагает новый материал, используя текст лекции в соответствии с планом лекции.
5. В заключении лекции преподаватель задает вопросы, направленные на закрепление нового лекционного материала, объясняет непонятные и наиболее сложные моменты лекции, отвечает на вопросы студентов, подводит итог лекции.
6. Преподаватель диктует задание на дом.
План занятия:
1. Понятие « Общетоксический синдром»
2. Симптомы интоксикации
3. Общетоксический синдром при тифо- паратифозных заболеваниях, бруцеллезе, менингококковой инфекции и других заболеваниях.
4. Сестринская помощь при нарушениях терморегуляции.
Тема 5.23. Ведущие симптомокомплексы при инфекционных заболеваниях. Общетоксический синдром. Сестринская помощь при нарушениях терморегуляции.
План :
1. Понятие « Общетоксический синдром»
2. Симптомы интоксикации
3. Общетоксический синдром при тифо- паратифозных заболеваниях, бруцеллезе, менингококковой инфекции и других заболеваниях.
4. Сестринская помощь при нарушениях терморегуляции.
Цель:Сформировать у студентов знания об основных симптомокомплексах при инфекционных заболеваниях, в частности общетоксическом синдроме.
Задачи: