Уровни психотерапии и задачи групповой психотерапии у психически больных.

1-й уровень – эмоциональная стимуляция, оживление психомоторики, активация общения, налаживание коммуникаций, установление эмоциональных связей между больными.

2-й уровень – выработка адекватных стереотипов поведения в трудных ситуациях, тренировка общения, повышение социальной уверенности.

3-й уровень – достижение правильных представлений о своей болезни, нарушениях поведения.

4-й уровень – раскрытие содержательной стороны внутренних психологических конфликтов.

Задачи 1-го уровня решаются психомоторными группами. Обсуждение с целью получения эффекта «общности переживаний».

Задачи 2-го уровня – организация группы встреч. Эмоциональные связи, понимание друг друга, эмоциональный опыт.

Задачи 3-го уровня – группы психодинамические: диалоги, игры, дискуссии по тем или иным проблемам.

Задачи 4-го уровня – вербальные дискуссии и конфронтации.

По мере приближения к более высоким уровням круг показаний будет сужаться и зависеть от функционального состояния больного. В этой связи организация успешно работающего психотерапевтического коллектива (имеется в виду врачей психологов, социологов) является важнейшим условием для подготовки больного к амбулаторному этапу, его более успешной адаптации к среде и сокращению сроков госпитализации.

Время врача-одиночки прошло. Один из принципов реабилитации – разносторонность усилий, создание реабилитационных бригад. Специалисты реабилитационной программы должны работать согласованно, чтобы все проводимые мероприятия были взаимосвязаны. Это взаимный обмен информацией, разработка тактики, дополнительные шаги по отношению к тому или иному больному, работа с сотрудниками отделений, с семьями больных. Психиатр – центральное звено, психотерапевты – руководящее звено процесса, психолог, социолог-котерапевт имеют такой же силы голос и право, как и врач. В работе со средним и младшим звеном следует развивать Роджеровский подход к больному, иначе все усилия терапевтической лечебной среды пойдут насмарку:

1) уважение к личности;

2) понимание, эмпатия;

3) терпимость (толерантность).

Микросоциальное окружение

И. А. Кассирский (1970) сказал: «Болезнь является большой и многоактной драмой с большим числом действующих лиц». Как никогда, это верно в отношении семей, где появляется психически больной человек.

Семейная психотерапия определяется диагностикой внутрисемейных связей, взаимодействием с больным, правильным к нему отношением, уровнем требований к семье и к больному в семье. Это предмет работы как отдельно с семьями больных (групповые занятия), так и работа с семьей в присутствии самого больного после его выписки из стационара с целью коррекции отношений.

В. М. Воловик (1980) выделяет несколько типов искаженных отношений в семьях психически больных:

1) гиперпротективные (ригидные) – переоценка тяжести состояния больного;

2) симбиотические – отрицание болезни совместно с больным;

3) ригидные – рационалистические – не опекающие;

4) конфликтные;

5) эмоционально отчужденные;

6) псевдогармоничные.

К примеру, в ригидно-опекающих семьях отмечается переоценка тяжести больного, в симбиотической – отрицание болезни совместно с больным.

Семейная психотерапия направлена на создание в семье своеобразной лечебной группы: врач-пациент-семья.

Роль трудовой реабилитации

Профессиональная реабилитация психически больных – важнейшая и конечная цель этой длинной цепочки. Необходима психологическая подготовка к возвращению в трудовую жизнь. При этом важно учесть все социально-психологические характеристики больного, ценностные ориентации, семейную ситуацию, обоснованность и сроки возвращения к труду. Больные, вернувшиеся к труду, лучше адаптированы в семье, их физическое самочувствие более хорошее, они являются психологически устойчивее.

Работа в лечебно-трудовых мастерских зачастую вырабатывает у больных негативное отношение к труду. Факторы, способствующие этой тенденции:

1) плохо оплачиваемый труд;

2) монотонный, без творчества;

3) отталкивающее окружение;

4) плохо подобранный персонал;

5) интерьер;

6) отсутствие престижа;

7) примитивность труда.

Необходимо решать вопрос о вынесении за пределы лечебного учреждения трудовых процессов с ощущением полноправности здорового члена коллектива (Красик Е. Д., 1974).

При лечении психически больных применяются:

1) методы прямой конфронтации;

2) метод Глоссера – терапия реальностью;

3) духовно ориентированная терапия;

4) психодрама;

5) метод дианализа (Завьялов В. Ю.) – на основании философии Лосева.

Контакт врача с психически больным имеет свои особенности. Психотерапевтический контакт обуславливается особенностями психопатологии психически больного.

Типологию отношений больных шизофренией описал И. Я. Завилянский (1964):

1) активно избегающие контакты;

2) пассивные в этом отношении;

3) ищущие контакта с врачом;

4) холодные;

5) агрессивные;

6) эротические в контакте;

7) дурашливые;

8) вычурные и манерные.

Наши рекомендации