Уровни психотерапии и задачи групповой психотерапии у психически больных.
1-й уровень – эмоциональная стимуляция, оживление психомоторики, активация общения, налаживание коммуникаций, установление эмоциональных связей между больными.
2-й уровень – выработка адекватных стереотипов поведения в трудных ситуациях, тренировка общения, повышение социальной уверенности.
3-й уровень – достижение правильных представлений о своей болезни, нарушениях поведения.
4-й уровень – раскрытие содержательной стороны внутренних психологических конфликтов.
Задачи 1-го уровня решаются психомоторными группами. Обсуждение с целью получения эффекта «общности переживаний».
Задачи 2-го уровня – организация группы встреч. Эмоциональные связи, понимание друг друга, эмоциональный опыт.
Задачи 3-го уровня – группы психодинамические: диалоги, игры, дискуссии по тем или иным проблемам.
Задачи 4-го уровня – вербальные дискуссии и конфронтации.
По мере приближения к более высоким уровням круг показаний будет сужаться и зависеть от функционального состояния больного. В этой связи организация успешно работающего психотерапевтического коллектива (имеется в виду врачей психологов, социологов) является важнейшим условием для подготовки больного к амбулаторному этапу, его более успешной адаптации к среде и сокращению сроков госпитализации.
Время врача-одиночки прошло. Один из принципов реабилитации – разносторонность усилий, создание реабилитационных бригад. Специалисты реабилитационной программы должны работать согласованно, чтобы все проводимые мероприятия были взаимосвязаны. Это взаимный обмен информацией, разработка тактики, дополнительные шаги по отношению к тому или иному больному, работа с сотрудниками отделений, с семьями больных. Психиатр – центральное звено, психотерапевты – руководящее звено процесса, психолог, социолог-котерапевт имеют такой же силы голос и право, как и врач. В работе со средним и младшим звеном следует развивать Роджеровский подход к больному, иначе все усилия терапевтической лечебной среды пойдут насмарку:
1) уважение к личности;
2) понимание, эмпатия;
3) терпимость (толерантность).
Микросоциальное окружение
И. А. Кассирский (1970) сказал: «Болезнь является большой и многоактной драмой с большим числом действующих лиц». Как никогда, это верно в отношении семей, где появляется психически больной человек.
Семейная психотерапия определяется диагностикой внутрисемейных связей, взаимодействием с больным, правильным к нему отношением, уровнем требований к семье и к больному в семье. Это предмет работы как отдельно с семьями больных (групповые занятия), так и работа с семьей в присутствии самого больного после его выписки из стационара с целью коррекции отношений.
В. М. Воловик (1980) выделяет несколько типов искаженных отношений в семьях психически больных:
1) гиперпротективные (ригидные) – переоценка тяжести состояния больного;
2) симбиотические – отрицание болезни совместно с больным;
3) ригидные – рационалистические – не опекающие;
4) конфликтные;
5) эмоционально отчужденные;
6) псевдогармоничные.
К примеру, в ригидно-опекающих семьях отмечается переоценка тяжести больного, в симбиотической – отрицание болезни совместно с больным.
Семейная психотерапия направлена на создание в семье своеобразной лечебной группы: врач-пациент-семья.
Роль трудовой реабилитации
Профессиональная реабилитация психически больных – важнейшая и конечная цель этой длинной цепочки. Необходима психологическая подготовка к возвращению в трудовую жизнь. При этом важно учесть все социально-психологические характеристики больного, ценностные ориентации, семейную ситуацию, обоснованность и сроки возвращения к труду. Больные, вернувшиеся к труду, лучше адаптированы в семье, их физическое самочувствие более хорошее, они являются психологически устойчивее.
Работа в лечебно-трудовых мастерских зачастую вырабатывает у больных негативное отношение к труду. Факторы, способствующие этой тенденции:
1) плохо оплачиваемый труд;
2) монотонный, без творчества;
3) отталкивающее окружение;
4) плохо подобранный персонал;
5) интерьер;
6) отсутствие престижа;
7) примитивность труда.
Необходимо решать вопрос о вынесении за пределы лечебного учреждения трудовых процессов с ощущением полноправности здорового члена коллектива (Красик Е. Д., 1974).
При лечении психически больных применяются:
1) методы прямой конфронтации;
2) метод Глоссера – терапия реальностью;
3) духовно ориентированная терапия;
4) психодрама;
5) метод дианализа (Завьялов В. Ю.) – на основании философии Лосева.
Контакт врача с психически больным имеет свои особенности. Психотерапевтический контакт обуславливается особенностями психопатологии психически больного.
Типологию отношений больных шизофренией описал И. Я. Завилянский (1964):
1) активно избегающие контакты;
2) пассивные в этом отношении;
3) ищущие контакта с врачом;
4) холодные;
5) агрессивные;
6) эротические в контакте;
7) дурашливые;
8) вычурные и манерные.