Механизмы группового взаимодействия

Одним из механизмов группового взаимодействия является групповая сплоченность. Она сродни взаимоотношениям, которые складываются в индивидуальной психотерапии между терапевтом и пациентом.

Групповой сплоченности содействуют: совпадение целей членов группы; дружеская атмосфера и чувство общности; создание условий, способствующих взаимному доверию и проявлению своих искренних чувств и мыслей; взаимный интерес к удовлетворению чувства познания других и их проблем, возможность идентификации с ними; влияние групповой деятельности положительно сказывается на возникновении позитивных эмоций (этому способствуют и технические приемы, которые использует психотерапевт с целью объединения членов группы); присутствие в группе 1-2-х лиц, не вписывающихся в общий контекст группового поведения.

Групповая сплоченность способствует проявлению негативных чувств и конфронтации, позволяющих конструктивно обсуждать проблемы каждого и сохранять при этом позитивные чувства, что дает хороший опыт для использования его в реальной жизни. Показателем групповой сплоченности является открытое проявление негативных чувств как в отношении членов, так и в отношении руководителя группы.

Групповая напряженность периодически может появляться на протяжении сеанса и исчезать. На первых сеансах групповое напряжение бывает высоким из-за неясности целей и задач, своего ролевого поведения, недостаточной степени сближения с другими и слабыми нитями группового сплочения. В начале каждого последующего сеанса напряжение всегда выше, чем в его конце. Как только найдена тема обсуждения или лицо, склонное к самораскрытию, напряжение ослабевает. Технические приемы, которые использует терапевт, могут ослабить напряжение и способствовать групповой динамике.

Во время совместной работы члены группы могут противостоять друг другу во мнениях, отношениях, потребностях. В этом случае нарастает напряжение. Ограничения, связанные с этим, вызывают чувство антипатии, агрессии. Возникают разнонаправленные механизмы переживаний: от стремления к преодолению сопротивления со стороны других до ухода в молчание. Напряжение может быть вызвано не импонирующим стилем поведения того или иного участника группового процесса или стилем поведения терапевта (директивным или неуверенным, «беспомощным»). Агрессию могут вызвать мимика, жест, «неискренность» в высказываниях, которые могут быть истолкованы ложно. Основным принципом групповой психотерапии является то, что агрессивные чувства (как и все другие) не подавляют, а всемерно стараются их вызвать в вербальном выражении или поведенческом акте. При этом следует следить за тем, чтобы они не носили разрушительного характера как в отношении себя, так и других членов группы. Напряжение каждого члена группы передается всей группе по различным каналам восприятия. Отрицательным является не только чрезмерное напряжение (распад группы), но и малое напряжение (замедлена динамика группового процесса). Если групповая сплоченность высока и отсутствует напряжение, группа «не работает» и нет движения по конструктивному обсуждению проблем. В психокоррекционной группе важно чувствовать баланс между этими двумя переменными в каждую единицу времени (между групповой сплоченностью и групповым напряжением). В этом заключается основа искусства поведения группового терапевта. Напряжение повышается «холодным» молчанием терапевта, провоцированием конфликтов, «агрессивностью» в отношении того или иного члена, проявляющейся острым вопросом, критическим взглядом, «игнорированием», отказом от ответа на вопрос, двусмысленными намеками. Сплоченности соответствуют сочувствие, внимание, искренность, юмор.

Групповая динамика

Большинство исследователей различают IV стадии развития группового процесса, причем первые три из них считаются до-групповыми (подготовительными). Один из авторов (Schutz, 1958) выделяет следующие фазы и стадии.

I. Ориентировка и зависимость. На фазе ориентировки члены группы присматриваются друг к другу, желая понять, что хочет от них ведущий, о чем вообще идет речь, как это может им помочь, кто и каким образом реагирует на ситуацию. В этом периоде высоки тревожность, неуверенность, что проявляется видимыми признаками вегетативной реакции и двигательными паттернами. Высока степень зависимости от руководителя группы и других членов. На фазе зависимости члены группы испытывают большое стремление к включению в групповое взаимодействие. Члены группы запрашивают инструкции, информацию, полагают, что «спасение» находится в руках терапевта. Постепенно формируется чувство принадлежности к группе и появляется желание устанавливать отношения. Характерны большие паузы молчания, так как не находят предмета обсуждения, что увеличивает напряжение в группе. В этой фазе участники могут частично раскрывать свои проблемы, а другие давать советы. Советы исходят из общепринятых норм и суждений, отсутствует иррациональная сторона вопроса, связанная с эмоциональным состоянием участника. В этой фазе сами члены группы испытывают страх прикосновения к чувственной стороне переживаний, неудов-летворены такой практикой взаимодействия, недооценивают свои возможности по исследованию проблем и обращаются за помощью к терапевту, наделяя его родительскими функциями (механизм переноса).

II. Развитие. Это стадия нарастающих негативных эмоций, агрессивная фаза. Проявляется соперничество, стремление к власти, лидерство. Происходит структуризация группы.

Если руководитель группы не помогает в этом процессе, то возникает фрустрация. Критикуются метод, цели, высказываются сомнения в достижении цели и возникает фаза, когда группа начинает освобождаться от влияния руководителя (где стиль демократичный или потворствующий). К концу второго этапа группа должна достичь зрелости и единства.

III. Групповая сплоченность. Группа готова взять на себя ответственность за все, что происходит в круге. Но не всегда это движение реалистично. Группа обходит острые углы, не разрешает конфликты. Затем группа должна осознать, что без негативных эмоций невозможно движение вперед.

IV. Сознание того, что агрессия и другие негативные эмоции могут стать движущей силой, продуктивной. Но группе не хватает технических возможностей. Привлекают руководителя. Теперь члены группы не уходят ни от одной ситуации. Центральной темой является разговор о себе, своих проблемах, о других членах группы с открытым выражением чувств. Вскрываются тонкие, подспудные механизмы переживаний, ведущие к возникновению проблем, анализируются неадекватные стереотипы восприятия и поведения, продуцируются новые способы поведения. В этой фазе терапевт активно работает с другими членами группы: направляет обсуждение в нужное русло, применяет разные технические приемы, обращает внимание участников на скрытые психологические механизмы, применяет технику «стоп-кадр», критикует, отстраняется от того или иного участника, сочувствует, поощряет, восхищается, т. е. никак не остается равнодушным к члену группы и проблеме.

Существуют разные тактики поведения терапевта на разных фазах групповой динамики. Так, в 1-й фазе динамики терапевт никак не реагирует на ожидания клиентов, повышая тем самым напряжение в группе. Во 2-й фазе раскалывает и конфронти-рует, казалось бы, сложившуюся группу. Это фаза наибольших колебаний в сторону распада группы. В 3-й фазе группа работает самостоятельно, и психотерапевт помогает ей в работе.

Другие терапевты не считают возможным ввергать группу в такие испытания. Терапевт помогает сплочению группы, организовывает процесс и, по мере возрастания активности членов группы, постепенно уходит в наблюдатели.

Стиль руководства группой

1. Авторитарный – руководитель определяет и направляет групповое поведение.

2. Демократичный – формирует групповое поведение через групповую дискуссию.

3. Попустительствующий – устраняется от руководства группой, отдает всю власть членам группы.

Основные разногласия современной групповой психотерапии сводятся к вопросу, насколько руководитель должен принимать участие в группе.

Лэкин и Констанцо подчеркивают, что руководителю важно преодолевать стремление группы к зависимости и сообщать им уверенность в их способности к самоуправлению.

Задачей руководителя является обеспечение надежной, продуктивной атмосферы, благоприятствующей независимости и автономии. Он будет действовать осмотрительно, понимая, что групповые процессы развиваются и им требуется время, чтобы созреть. Чем более активны участники (эффективны), тем менее активен руководитель.

По данным различных авторов, руководитель группы осуществляет разнообразные функции одновременно. Функция лидера. Состоит в проявлении власти, оказании постоянного воздействия на членов группы. Практически проявляется при всех стилях руководства в большей или меньшей степени за-вуалированности. При авторитарном стиле участники группы очень зависимы от терапевта, при попустительствующем – зависимость минимальна. Активной роли терапевта особое внимание уделяет школа трансактного анализа, психодраматическое направление и гештальт-терапия.

1. Функция эксперта. В этой роли терапевт комментирует процессы в группе, выясняет смысл отношений в трансакциях. Позволяет участникам более объективно оценивать свое поведение, как оно действует на других, в конечном счете, как оно влияет на содержание их образа «Я» в сложившихся обстоятельствах. Особого участия в обсуждении не принимает, своих чувств не выражает, может предложить какой-нибудь психотерапевтический прием. Он координирует обсуждение, не навязывает какое-либо решение, не высказывает свое мнение. Терапевт помогает группе рассмотреть проблему с позиции обнаружения скрытых механизмов психической жизни человека, ведущих его к дезадаптации в среде.

2. Функция катализатора. В этой роли терапевт способствует развитию событий. Время от времени он обобщает и комментирует все, что происходит в группе. В этой роли он бывает очень полезен для развития процесса межличностного общения, для оживления интеракций в группе. Свои комментарии терапевт преподносит в виде резюмированного описания групповой деятельности без выражения чувств и оценок. Фиберт (1968) в этом смысле выразился так: «Руководитель как бы держит перед группой зеркало для того, чтобы участники могли видеть свое поведение; упрекает их за поверхностность в выражении чувств и побуждает к близости».

3. Функция как образец участника. Это роль аутентичной личности в группе. В некоторых источниках трактуется как дирижер группового поведения. Терапевт ведет себя как один из членов группы, стараясь стать моделью для подражания. Он участвует во всех упражнениях и действиях группы, в обсуждении как равный член группы, выражает свои подлинные чувства по отношению к ситуации или члену группы, может раскрывать свои личные переживания. Эту функцию полезно использовать на разных этапах групповой динамики, особенно в стадии конструктивных обсуждений.

Открытость и аутентичность психотерапевта являются дискуссионным вопросом в психотерапии. Б. КгаШсЬуЦ (1978) считает, что при проявлениях аутентичности следует ввести некоторые ограничения, связанные с личными качествами терапевта и потребностями группы. Искренность терапевта будет ему мешать при раздражительности, негативных чувствах, упрямстве и будет помогать ему в процессе терапии в отношении мягкости, сочувствия, теплоты. Сам терапевт должен выбрать степень своей аутентичности в группе.

С другой стороны, чрезмерная откровенность терапевта приводит к обсуждению его проблем в группе. Аутентичность следует выражать в той степени, насколько она способствует основным задачам и целям групповой терапии.

Иногда в группе следует проявлять чувства, противоположные испытываемым. Это касается негативных чувств в отношении какого-нибудь девианта в группе, чтобы оказывать ему поддержку и уравновесить, таким образом, негативное отношение к нему со стороны других участников группы.

Котерапевт

Группой могут руководитель два и более терапевтов. Коте-рапевтом может выступать психолог или врач, который повышает свою квалификацию. В лучшем случае, квалификация обоих должна быть одинаковой. В этом случае получение адекватной обратной связи и обсуждение являются весьма полезными для эффективного ведения группы. В аналитически ориентированных группах желательно, чтобы руководителями групп были мужчина и женщина. Это обеспечивает процесс переноса чувств к отцу и матери. Здесь же, соответственно полу, распределяются и роли, которые они будут исполнять в группе. Если они исповедуют модель аутентичного поведения, они будут часто в несогласии друг с другом. Признавая ошибки и заблуждения, один из них демонстрирует действительные образцы человеческих отношений. Важно, чтобы их дискуссия не затмевала бы основное направление группы.

Причины выбывания участников из групп различны. I. Уаюш (1966) в амбулаторной практике выявил следующие причины выбывания:

1-я причина – внешние факторы – проблемы, не связанные с группой:

а) бегство от неприятных эмоций;

б) рационализация с целью избегания страха агрессии;

в) боязнь самораскрытия;

г) боязнь близости;

2-я причина – внутригрупповые различия: стиль межличностного поведения (слабая межличностная сензитивность);

3-я причина – нереалистические ожидания от группового взаимодействия.

4-я причина – боязнь испытать неблагоприятное эмоциональное воздействие проблем других участников, которые могут привести к психическому срыву. Исследования показали, что для отбора участников диагностика не очень важна. Для большинства групп наиболее удачными кандидатами являются психически здоровые люди, где низка психологическая защита, а способность к учебе высока. Требования к отбору все-таки существуют.

Не подходят:

1) остро-депрессивные больные;

2) социопаты;

3) те, кто под давлением становятся остро тревожными либо агрессивными;

4) демонстрирующие сильно свои чувства к другим членам группы, так что последние ощущают себя слишком зависимыми;

5) лица с низкой самооценкой;

6) со значительными психическими отклонениями. Лучшим диагностическим критерием является поведение участников на начальных групповых занятиях.

Лечебные факторы

Ялом (1975) выделил десять лечебных факторов групповой психотерапии.

1. Сплоченность – условие, способствующее успеху.

2. Внушение надежды – терапевтическое состояние.

3. Обобщение – до прихода в группу люди считают свои проблемы уникальными, так же как другие испытывают чувство неполноценности и отчуждение. Альтруизм – каждый в группе может быть полезен и оказывать терапевтическое воздействие.

4. Предоставление информации – объяснение и расширение круга знаний о предмете.

5. Множественный перенос.

6. Межличностное обучение – опробование новых видов поведения.

7. Развитие межличностных умений.

8. Имитирующее поведение – эксперимент и наблюдение, приобретение новых способов поведения.

9. Коррективный эмоциональный опыт – выход за пределы своего личного эмоционального опыта. Проработка горизонтальных и вертикальных связей.

10. Катарсис.

Наши рекомендации