Психосоматические расстройства (преобладание психики над телом)
Человек, испытавший приступ или обострение психосоматического расстройства, связывает с данным симптомом последовательность эмоциональных переживаний. Больной утверждает, что когда его беспокоит какая-либо проблема, у него «разыгрывается» язва.
Есть множество построений, касающихся взаимоотношений психики и тела.
1. Философский подход – идеализм – отдает полное предпочтение мыслеобразованию.
2. Материализм – «только тело реально».
3. Интеракционисты – психика и тело взаимно влияют друг на друга.
4. Параллелизм – психические и соматические процессы происходят одновременно, не влияя друг на друга. Все, что влияет на мысль, влияет и на тело.
5. Гештальт-психология – существует соответствие типа «точка к точке» между тем, что происходит в сознании, и тем, что происходит в теле.
6. Бихевиоризм – игнорируется проблема психики и тела.
Соматические нарушения, которые тесно связаны с эмоциональными нарушениями, можно разделить на 3 группы.
1. Физиологические нарушения или аномалии структуры, при которых психологические и конституционные факторы, сочетаясь, приводят к психосоматическому расстройству. (В США термин «психофизиологическое расстройство» вытесняет термин «психосоматическое расстройство»).
2. Первичные соматические расстройства, обостряющиеся из-за психологических расстройств.
3. Нарушения чувствительности или двигательной функции (истерия), когда патология ткани или нарушение физиологии не могут быть выявлены.
В психосоматическом расстройстве играют роль гладкомы-шечные волокна и поперечно-полосатая мускулатура.
Имеются две модели, объясняющие связи между психологическими и физиологическими факторами.
1. Модели психологической специфичности – вид психосоматического расстройства зависит от конкретной биографии человека, его конфликта или отношения к чему-либо.
2. Модели физиологической специфичности – конкретный человек будет реагировать на различные стрессы одним и тем же психосоматическим расстройством.
Принципы когнитивной терапии
Уже очень давно известно, что в центре психологического расстройства находится определенное нарушение мышления. От психотерапевта требуется предложить больному эффективные методики для преодоления «белых пятен», чтобы человек научился реалистично и эффективно реагировать на ситуации, не связанные с его неврозом.
Поскольку и центральное психологическое нарушение, и психологическое средство воздействия (лечения) затрагивают мышление больного (его когнитивные элементы), этот вид вмешательства и называется когнитивной психотерапией.
Отступление
В широком смысле когнитивной терапией можно назвать разные направления, в которых для смягчения психологического дистресса используется исправление неправильных представлений больного и сигналов, идущих из организма. Подчеркивая значение мышления, не следует забывать о роли эмоциональных реакций при этом. Исправив неправильное убеждение, мы можем изменить эмоциональную реакцию. Существует много методов, помогающих больному более реалистично оценивать себя и свой мир.
Методы.
1. «Интеллектуальный» подход состоит в выявлении неправильных представлений, проверке их обоснованности и замене их более реалистичными. Эта необходимость возникает из того, что больной признает, что отношения к действительности, основанные на его мышлении, обманули его и привели к неврозу.
2. «Опытный» подход – больной подвергается воздействию таких событий и переживаний, которые сами по себе являются такими мощными факторами, которые способны изменить его неправильные представления.
Это решается во взаимодействии с людьми в определенных, специально организованных ситуациях в дискуссионных или психотерапевтических группах. Это позволяет больному воспринимать людей более реалистично и изменить свою неадекватную реакцию. В этих группах разблокируются чувства и открываются сокровенные мысли.
3. «Корректирующий эмоциональный опыт» часто вытекает из группового процесса и процесса общения психотерапевта с больным.
4. Бихевиористский подход – поощряется приобретением больным конкретных форм поведения, которые ведут к общим изменениям взгляда человека на мир.
5. «Антиприспособительное поведение» – изменение мышления вследствие неправильного его формирования и научения под влиянием культурной среды, мифов, суеверий, вследствие необъективной оценки.