Обмен рукопожатиями и прикосновения
Жители Великобритании славятся своей сдержанностью. Это — большое облегчение для мусульман. Потому, что Ислам ограничивает действия женщин, связанные с рукопожатиями, различного рода прикосновениями и т. д. Что касается мужчин, не являющихся Махрем, Ислам запрещает женщинам прикасаться к ним. Он не допускает даже их рукопожатий с такими мужчинами. В Великобритании рукопожатие является одним из немногих случаев, когда прикосновение общепринято, и ему отведена большая роль в общественных отношениях и этикете. Мусульманские мужчины знают традиции своей религии и не должны предлагать руки для пожатия мусульманкам. Но если в этом есть необходимость, то нужно в вежливой форме напомнить им об этом. Мужчины-немусульмане как правило ничего не знают о такой мусульманской норме. Некоторые из них могут спросить вас об этом, и можно дипломатично им все разъяснить. В других случаях, когда рукопожатие предполагает не более, чем знак вежливости, вы должны все хорошо взвесить и решить сами для себя. Например, если вы проходите собеседование, и руку для пожатия вам протягивает ваш будущий руководитель или преподаватель, благоразумнее будет не отказываться от рукопожатия, чтобы не причинить излишней обиды, но сделать это нужно в деловой манере и кратко. Однако лучше все же избегать рукопожатий, если при этом вы не будете выглядеть грубой и невежливой. При каждой удобной возможности мы должны в дипломатичной форме напоминать об этой нашей традиции, чтобы в дальнейшем избежать любых связанных с этим затруднений, а тем более — вынужденных уступок с нашей стороны. Прикосновения иного рода, которые широко распространены в британской среде вообще и, в частности, на работе (когда кладут руку на плечо, игриво притрагиваются к руке и т.п.) совершенно неприемлемы. Поэтому вы должны дать понять об этом как можно более дипломатично, и в то же время — однозначно и твердо. Если мужчина, которому вы это объяснили, все же не понял или не захотел ничего понять, вам необходимо заявить ему об этом в более жесткой форме. В прошлом уже имели место подобные случаи, которые в действительности были ни чем иным, как формой сексуальных домогательств: несмотря на то, что женщина однозначно давала понять, что прикосновение для нее оскорбительно, мужчина не обращал внимания на ее слова. Как было сказано выше, сексуальное притязание является крайне нежелательным видом общения, являющимся сугубо личным делом каждого человека, и вы имеете полное право открыто заявить о вашем отношении к этому. Жизнь мусульманской женщины должна быть сосредоточена на делах дома и семьи. И как только вы закончили свои дела вне дома, вам следует поскорее вернуться домой. Праздное хождение по улицам, базарам или местам развлечений для мусульманской женщины недопустимо. Наши дома не предназначены для того, чтобы быть нам тюрьмой, но наша жизнь, несомненно, предназначена для нашего дома и семьи. И это прежде всего. Правила, касающиеся прикрытия тела одеждой, прикосновений и т.п., не применяются при прохождении медицинского осмотра. Конечно, предпочтительнее всегда проходить его у врача — женщины. Если это невозможно, мусульманской женщине разрешается при необходимости проходить осмотр у врача — мужчины. Более подробный разговор об этом пойдет в главе о здоровье.
ВыводыХиджаб — это не просто мода или стиль одежды. Хиджаб — это жизненная позиция. И хотя одежда играет важную роль, мы должны помнить, что быть мусульманской женщиной — это нечто большее, чем просто ношение платка или длинного платья. Одежда должна напоминать нам о том, что мы обязаны вести себя по нормам Ислама всегда, — где бы мы ни находились. Те сестры, которые пока еще не носят Хиджаб (по любой причине — ведь надеть его означает сделать значительный шаг, особенно в Великобритании), могут работать над собой, и таким образом постепенно обретать “внутренний Хиджаб”, а “внешний Хиджаб” обязательно придет вслед за внутренним.
Замечания и ссылки
- Идеей о “внешнем” и “внутреннем” Хиджаб я обязана С. Хатчинсон, “The Hijab in Classical and Modern Muslim Scholarship”, гл. 2.
- Бадауи, “Muslim Woman’s Dress according to the Qur’an and Sunnah”.
- См.: Бадауи, там же, с. 67.
- Аль-Канади, “The Islamic Ruling Regarding Women’s Dress”, сс. 16—17.
- Там же, с. 20.
- Хадис рассказан Ат-Тирмизи и Ибн Маджа. См.: Карим, “Аль-Хадис”, т. 2, с. 572.