Глава третья ХИДЖАБ (одежда и стиль поведения)
Введение
Хиджаб — один из очень важных аспектов жизни мусульманской женщины. В настоящее время это слово в целом означает женскую Исламскую одежду. Оно часто употребляется также применительно к женской головной накидке или платку.
Однако часто упускается из виду тот факт, что Хиджаб означает гораздо больше, чем просто одежду: следование Исламскому стилю в одежде требует Исламского стиля и в поведении. Поэтому мы будем говорить о “внешнем” Хиджаб (одежда), и о “внутреннем” Хиджаб (жизненная позиция, поведение)1.
Внешний Хиджаб
Есть некоторые условия которые мы должны выполнять для того, чтобы одежда, которую мы носим, считалась Хиджаб. Такая одежда не предполагает какого-либо “особого стиля”, — вы можете носить все, что пожелаете. Нужно только, чтобы ваша одежда удовлетворяла определенным требованиям, установленным для Исламской одежды. Выбирая для себя вещи, вы можете исходить из различных факторов, например таких, как климат вашей страны, ее традиции, ваш личный вкус и даже особенности современной моды. Существует, например, мода в стиле “шалвар-хамиз” и других стилях мусульманской одежды. И она не менее изменчива, чем мода на женскую одежду в западном мире. Мода не является проблемой до тех пор, пока мы не идем за ней слепо. Нам нужно научиться чувствовать и сознавать, в каких случаях фасоны женской одежды являются неприемлемыми для Ислама, и с этого момента “осмелиться” выглядеть “немодной” в глазах западной публики.
Чтобы одежда могла считаться Исламской, необходимо выполнить следующие условия2:
- Одежда должна полностью закрывать голову и тело, кроме лица и кистей рук: это означает, что шея, предплечья, уши и вдетые в них серьги должны быть закрыты. Представители некоторых школ Исламской юриспруденции утверждают, что ступни ног можно и не закрывать, но все придерживаются общей точки зрения относительно того, что ноги должны быть скрыты.
- Сама по себе одежда не должна служить украшением — с тем, чтобы не привлекать внимание мужчин к женской красоте. В целом это означает, что следует избегать ярких блестящих цветов, сверкающих украшений, а также тканей, в которые вплетены блестящие нити. (Можно носить все это дома, а указанные критерии относятся лишь к той одежде, которую женщина надевает выходя из дому, или находится в присутствии мужчины, не относящегося к категории родственников Махрем).
- Одежда должна быть достаточно плотной, чтобы скрыть цвет кожи: просвечивающиеся или прозрачные ткани в этом случае неприемлемы.
- Одежда должна быть достаточно свободной, чтобы скрыть очертания тела: неприемлема облегающая, обтягивающая тело одежда, подчеркивающая его формы.
- Одежда не должна иметь запаха парфюмерии.
- Одежда не должна походить на мужскую одежду. Такие предметы гардероба, как брюки, должны быть женского стиля, покроя и пр.
- Нежелательно, чтобы одежда выделяла вас “из толпы”, — она не должна быть столь светлых и ярких тонов или “броского” покроя, которые обязательно привлекут к вам внимание. По этой же причине некоторые мусульмане рекомендуют мусульманским женщинам Великобритании избегать слишком “экзотических” видов мусульманской одежды, — таких, как Арабская абайяс или Иранский чадор (виды верхней одежды). Лучше избрать для себя “приспособленные” к мусульманскому стилю варианты западной одежды, например костюм, состоящий из длинного прямого жакета и длинной юбки прямого покроя. Выбор одежды в огромной мере зависит от индивидуальности каждой женщины, ее сознания и совести, но автор советует при выборе Хиджаб учитывать такие факторы, как климат страны, род занятий и место работы. Ведь то, что подходит женщине в странах Арабского Востока, ведущей домашнее хозяйство или работающей дома, где она окружена многочисленными домочадцами, не подойдет хозяйке дома в дождливом Манчестере, у которой кроме семьи есть еще и работа вне дома!
- Одежда мусульманских женщин не должна точь-в-точь походить на одежду немусульманок. Одна из функций Хиджаб заключается в том, чтобы показать, что носящая ее женщина — это мусульманка, гордящаяся (в лучшем смысле этого слова) своей верой. Нам, в частности, не следует носить одежду, имитирующую религиозную одежду других народов. Ярким примером таких совершенно неприемлемых для Ислама тенденций является мода на ношение платьев в индийском стиле, получившая распространение среди некоторых мусульманских женщин Азии.
- Это не должна быть одежда, свидетельствующая “о славе и тщеславии” ее обладательницы, т.е. быть “кричащей”, покрытой драгоценными камнями, с вплетенными золотыми или серебряными нитями и пр.
Женщины, жившие во времена Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), выходя из дома, обыкновенно надевали джилбаб (плащ, верхняя одежда) и химар (головная накидка)3. Со временем в различных частях мусульманского мира возникли и распространились разные виды верхней женской одежды, такие, как ‘абайяс в арабских странах, чадор в Иране, бурка в Пакистане и пр. Не все они подойдут для климатических условий Великобритании, но в этой стране тоже можно носить подобную одежду. Для этого можно выбрать себе длинный плащ или пальто соответствующего стиля, покроя, цвета, а во многих местах страны можно купить или сшить также одежду, которая на современном языке называется “джилбаб” — свободную, напоминающую плащ, хорошо знакомую всем мусульманам. Нужно сказать, что дупатта (головная накидка из пленки, часто продаваемая вместе с шалвар-хамиз) в качестве Хиджаб непригодна; надевание практически прозрачной дупатты поверх головы, когда длинные волосы выглядывают из-под нее, не решает проблемы. Дупатту следует один или два раза сложить, пока она не перестанет быть прозрачной, а затем надеть так, чтобы все волосы были прикрыты. Когда это сделать невозможно — лучше вообще использовать для этих целей другой платок или накидку. Ну а если вы принадлежите к числу модниц, вам небезынтересно будет узнать, что в настоящее время очень популярны шарфы в арабском стиле — автору книги часто доводилось видеть, как женщины носят их вместе с шалвар-хамиз. Среди ученых имеют место споры о том, в какой степени женщина должна закрывать свое тело. Некоторые из них (в основном представители школ Шафиитов и Ханбалитов) считают, что необходимо также закрывать лицо и кисти рук. По мнению Мазхаба Малики все тело, кроме лица и кистей рук, является ‘Аурат (таким, которое должно быть скрыто). Представители школы Ханафитов придерживаются такой же точки зрения. Причем ученые этой школы более позднего периода разрешили не прикрывать и ступни ног. Однако другие ученые не согласились с ними и признали это мнение необоснованным, поскольку оно не подтверждается никакими источниками4. Отсюда мы можем сделать вывод, что покрытие тела одеждой полностью, кроме кистей рук и лица, является тем минимумом задач, которые решает для женщин Хиджаб. Вполне очевидно, что все волосы, шея и руки (кроме кистей) должны быть прикрыты. Некоторые люди, как мусульмане, так и немусульмане, могут подумать, что ношение Хиджаб мешает женщине выполнять работу. Это не так, и здесь уместно вспомнить доводы, выдвинутые против школьниц Манчестера, пожелавших носить Хиджаб. Один из них заключался в том, что платки, якобы, создадут угрозу возгорания во время работы в химической лаборатории, тогда как платок без труда можно заправить в горловину блузки или свитера — вот и вся проблема! Некоторые удивляются: а можно ли вообще быть юристом, врачом, администратором, журналистом или кем-то еще, когда на тебе — “длинные развевающиеся одежды”? Разумеется, платье напоминающее “цветочную палатку”, в деловой части города будет выглядеть неуместно. Однако надевая Хиджаб, вы можете выглядеть и деловой женщиной, и профессионалом в своей работе. Если у вас есть иголка и нитка, вы можете приспособить для себя большинство моделей одежды. А можно найти портного, который приспособит и удлинит для вас ту или иную модель. Если так сделать не удается, походите по магазинам и внимательно приглядитесь. Вы обязательно найдете подходящую одежду. Иногда можно просто купить платье на несколько размеров больше — оно будет на вас свободно и достаточно длинно, и таким образом будет пригодно как Хиджаб. Если вы небольшого роста, а в моде — длинные платья и юбки, то ваша задача решена. Женщины среднего роста, купившие одежду, предназначенную для высоких, также окажутся в длинных юбках и платьях! Таким образом, приложив незначительные усилия, вы можете выглядеть достаточно деловой, чтобы свободно браться за любую работу и при этом не приносить в жертву свои Исламские принципы! На самом деле ношение Хиджаб не представляет собой какой-то особой проблемы. Практические способы приобретения нужной одежды уже были приведены мною выше. И надо сказать, что общество в целом становится все более и более привычным к мусульманским женщинам, носящим Хиджаб. Ныне таких женщин можно встретить на улицах, в магазинах и в офисах фирм, на телевидении и в других средствах массовой информации. Это уже не так “странно”, как было, скажем, десять лет назад. Разумеется, первые несколько дней и недель ношения Хиджаб будут для вас самыми трудными, но чем дольше вы его носите, тем более легким он для вас становится, а через некоторое время вы почувствуете, что вы как бы “в нем родились”, и станете удивляться, как раньше могли выходить из дома, не надевая его.
Внутренний Хиджаб
Сама идея “Хиджаб” охватывает не только предметы гардероба. Стиль одежды требует целостной жизненной позиции и соответствующей манеры поведения. А такое поведение является идеальным для мусульманской женщины. Это — жизненная позиция Хайя (скромность, стеснительность, застенчивость), которую Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) назвал частью веры5. Носит мусульманская женщина Хиджаб или нет — она должна стремиться утвердить для себя Исламский стиль в поведении, ведь модель одежды — это всего лишь один из элементов бытия мусульманки. Жизненная позиция Хайя часто не соответствует общепринятым на Западе манерам (а, возможно, даже представляет собой полную противоположность им!), так что многим из тех мусульманок, кто вырос на Западе, — как урожденным, так и новообращенным, потребуется приложить достаточные сознательные усилия, чтобы утвердить для себя позицию Хайя.
Голос и речь женщины.Некоторые ученые рассматривают женский голос как ‘Аурат, поскольку он может быть притягательным для мужчин. Другие ученые с этим не согласны, а в литературе о Хадисах приведено много примеров того, каким образом жены Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) вели разговор с мужчинами, не являвшимися им Махрем. Например, в тех случаях, когда наставляли их религиозным знаниям, ведь они выступали в качестве основных источников Хадисов: им, как никому другому, было известно огромное количество подробностей из личной жизни Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Очевидно, что говоря мягким, нежным голосом или же, наоборот, говоря или смеясь слишком громко, можно неверно донести до других передаваемую информацию. Поэтому Коран запрещает разговаривать слишком нежным, мягким и заманчивым голосом: “... Если вы богобоязненны, то не будьте слишком покладисты (в словах), чтобы не возжелал тот, в сердце которого болезнь, и ведите разговор пристойно”. (Коран: Сура 33, Аят 32)Этот Аят обращен прежде всего к женам Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), но мудрость, которую он в себе несет, полезно узнать всем женщинам. В ряде мусульманских стран крайне не одобряется поведение женщин, которые начинают говорить громким голосом или громко смеяться, услышав голоса мужчин, даже если они находятся в другой комнате. В подобных случаях лучше заранее предостеречь себя от такого поведения. Лучший совет мусульманским женщинам в Великобритании, где нам часто приходится общаться с мужчинами, не приходящимися нам Махрем (учителями, врачами, продавцами и пр.) — контролируйте свой голос и речь. Тон голоса должен быть вежливым и деловым, но не мягким, нежным, заманчивым, игривым или смешливым. Тема беседы должна ограничиваться неотложными и текущими делами — нет никакой необходимости предаваться пустой болтовне: разговоры подобного рода могут легко перейти на неподходящие темы, особенно в современном обществе, где обо всем говорят в откровенной форме и открыто (а если судить по Исламским нормам — так уж слишком открыто). Нам необходимо следить и за тем, как мы смеемся. Ислам не запрещает улыбку, смех и шутки, но на Западе подобное веселье часто принимает нежелательные формы: именно такие крайности осуждаются Исламом, который является религией сдержанности, умеренности и гармонии. Нам не следует хихикать или разражаться громким смехом, когда мы слышим голоса мужчин, не относящихся к числу наших Махрем, а тем более — в их присутствии.
Общение с мужчинамиСвободного общения с лицами другого пола по возможности следует избегать. Мы конечно живем в обществе, где такое свободное общение принято и является нормальным и где практически нет учреждений или мест, посещаемых лишь лицами одного пола. Разумеется, что в некоторых мусульманских странах, подражающих западной модели, тоже может существовать подобная проблема. Но мусульманская женщина способна сделать так, что, учась или работая, она не будет вовлечена в неприемлемые для нее стороны жизни своих коллег и учреждения в целом. Временами мы вынуждены общаться с коллегами мужского пола, но такое общение должно быть сведено к минимуму и не выходить за рамки деловой беседы. Заигрывания или флирт на Западе являются обычным делом, но, взглянув на одежду мусульманской женщины и стиль ее поведения, мужчины быстро поймут, что она не желает играть с ними в подобные игры. Общение же на “сексуальной почве” — сексуальные домогательства и пр. уже было охарактеризовано нами как нежелательное. Однако, прояснив для мужчин нашу позицию (по крайней мере, теоретически), нам хорошо было бы иметь также и юридическую защиту от подобных домогательств с их стороны.
Многие мусульманские женщины увидели, что коллеги начинают уважать их за принципиальность, особенно в тех случаях, когда они не боятся объяснить все “почему” без агрессивности или “перехода в оборону”, т. е. без пустых оправданий. Но в крайних случаях, когда ваш коллега проявляет открытую враждебность и пытается причинить вам неудобства, необходимо найти способ урегулирования подобных проблем, чаще всего связанных с домогательствами (на расовой, сексуальной почве), а также обыкновенными приставаниями безо всякой причины. За помощью можно обратиться к служащим профсоюза, работникам социальных служб, а также к тем из представителей администрации вашего учреждения, которые с пониманием относятся к вашим религиозным интересам.
Бары и подобные им заведенияБары и пивные — еще одна характерная черта британского образа жизни, таящая в себе ловушку для неосмотрительных мусульман — и мужчин, и женщин. Те из ваших коллег, кто не принимает во внимание ваши принципы, могут зайти слишком далеко в своих шутках об алкоголе и воздержании от него. По возможности лучше не обращать на них внимания и проигнорировать, как бы это вас ни раздражало. Кто-то может пригласить вас вместе с ним в бар во время обеденного перерыва, руководствуясь лишь искренними, дружескими чувствами. Им может быть известно, что вы не пьете спиртного, и они не будут принуждать вас, сказав при этом: “Ладно, выпьешь апельсиновый сок”. Они, как, впрочем, и многие мусульмане, не понимают, что речь идет не только о неупотреблении спиртного, а о гораздо большем! Сидеть рядом с людьми, пьющими спиртное — это Харам; продавать спиртное — тоже Харам (как и подавать его на стол или передавать другому человеку). Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) проклял всех тех, кто имеет хоть какое-либо отношение к спиртному6. Следует помнить вот еще о чем. Люди склонны судить об Исламе по тем поступкам мусульман, которые они видят. Хотя такой подход и не имеет под собой “научного обоснования”, но в жизни происходит именно так. И если о нас знают, что мы мусульмане, особенно если мы носим Хиджаб, то мы — представители Ислама в этой стране. Большинству людей известно, что мусульманам пить спиртное не положено. Но они считают, что если человек отправляется в пивную, то непременно с целью употребления спиртного. А о том, что вы будете пить только сок, известно лишь вам самим, но не другим: они прибавят к двум два и получат пять — “вон идет еще один "мусульманин", ну и лицемер! Что это за религия, если у нее такие последователи?!”