Тренинговое занятие «Дальнее плавание».
Фабула тренингового занятия проста: в дальнее плавание отправляются два корабля, они должны преодолеть много бурь, не утонуть и не разбиться о скалы, пережить самые увлекательные приключения. Занятие предпочтительно проводить в группе, члены которой хорошо знакомы друг с другом (в классе, например), чтобы сократить время организационных и вводных упражнений.
Когда участники поделятся на команды (принцип деления на команды может быть самым различным, например, по жребию, по рядам, по выбору капитанов, которые по очереди набирают себе игроков, но только не по вашему произволу), проведите игру-разминку. Игра должна быть короткой, если вы работаете с группой, где все знают друг друга, и более продолжительной с процедурой знакомства, если участники видят друг друга впервые или плохо знакомы. В команде должно быть несколько человек (от 5 до 10), поэтому не берите для работы слишком большие группы. Разминка должна быть подвижной, динамичной, чтобы дети настроились на предполагаемый ритм работы. Вся предварительная процедура, включая разминку, должна занять около 30 минут.
Теперь команды должны занять свои места. Корабли выстроились на рейде и готовы выйти в море. Проведите игру «Экипаж» (см. выше), нацеленную на моторные упражнения. Игра должна продолжаться около 30 минут. Если вы работаете с детьми дошкольного возраста, возможно, ее продолжительность придется сократить. Сделайте короткий перерыв: потрепанные штормами суда отдыхают в порту. После перерыва, воспользовавшись передышкой, капитаны обучают свои команды морскому искусству. Трансформируйте игру «Лесенка» (см. выше) в «Поднять паруса!» и матросы полезут вверх по вантам. Игра, рассчитанная на развитие экспрессивной речи, должна проходить в быстром темпе. Задания подготовьте заранее и в большом количестве, иначе придется их импровизировать, либо повторять, а это нежелательно. Игра займет у вас еще около 30 минут. Поскольку вы играете с командами, необходимо придать всему тренингу элемент соревнования, поэтому отмечайте успехи борющихся команд и ведите счет в каждой игре и сквозной счет. Проведите затем небольшую подвижную игру (15 минут) и переходите к игре на развитие отраженной речи. Используйте, например, следующую игру.
Игра 21. «Штурвал». Игроки (матросы) по очереди несут вахту, стоя за штурвалом корабля. Разумеется, главная их задача – вести судно правильным курсом. Заранее подготовьте стимульный материал. Налетает шквал, отклоняющий корабль от курса (ведущий произносит серию слов), вахтенный матрос поворачивает штурвал, чтобы придать кораблю правильное положение (повторяет серию слов, называет серию синонимов, антонимов, произносит слова в обратном порядке). Сколько допущено ошибок, на только градусов отклонился корабль от курса.
После игры, длящейся 30 минут, сделайте перерыв. Возможно, для игры вам потребуется помощник.
Теперь переходите к играм на понимание речи. Можете трансформировать игру «Разведчик» (см. выше) в «Морской сундук» или попросить команду помочь коку собрать на камбуз продукты, из которых он будет готовить обед, разбросанные по трюму в результате качки. Можно использовать такую игру.
Игра 22. «Десант». У экипажей кончились вода и продовольствие. К счастью, прямо по курсу лежит остров, где можно пополнить запасы провизии. Для этого надо высадить на остров десант. Но вокруг острова много рифов и отмелей, так что даже маленькой шлюпке нелегко добраться до побережья и вернуться обратно, а команде предстоит сделать 5 (семь, десять) рейсов! Чтобы добраться до острова без потерь, надо точно исполнять команды опытного лоцмана (ведущего). Команды могут быть самыми разными: назвать предметы (делать это надо быстрее, иначе шлюпка опрокинется), их действия (Вопрос: «Чем машут?» Ответ: «Флагом, рукой, опахалом, веером, крыльями» и т.д.), узнать предметы по картинкам и другие. Игра продолжается 30 минут.
Оценив состояние группы, можно дать ей подвижную игру, чтобы дети отдохнули (15 минут).
Затем даются игры на развитие навыков чтения и письма («Телеграфист» сообщает важные сведения о месте нахождения судна, находится «Письмо в бутылке», «Мореход» открывает новые земли, «Толмач» ведет беседу с аборигенами. Игры занимают по 20-30 минут, в совокупности (с учетом перерыва) – около 2 часов.
В заключение подводятся итоги «путешествия».
Недельный цикл занятий.
Коррекционные занятия, проводят с детьми, с которыми занимаются индивидуально, ежедневно, в группе – 3 раза в неделю. Детям, которые занимаются в группе, необходимо давать домашнее задание, которое они будут выполнять самостоятельно и вместе с родителями. Каждый день занятий начинается с артикуляционной гимнастики. Продолжительность упражнений на артикуляцию может быть различной, в зависимости от того, сколь сильно выражены речевые нарушения у ребенка. Оптимальная продолжительность занятий – 20 минут. После артикуляционной гимнастики переходят к коррекционным упражнениям. Прежде, чем приступить к занятиям по строгому плану, первые 2-3 недели проводят в «тестовом режиме», определяя, какие упражнения имеют для ребенка наибольшую трудность. Именно им и будет уделяться повышенное внимание в дальнейшем. Самые трудные упражнения надо располагать в первой половине занятий, но не первыми. Распределите их равномерно по дням недели. Большинство родителей по объективным причинам предпочитают занятия в выходные дни. В таком случае разбейте занятия, которые вы спланировали на субботу и воскресение на две части – утро и вечер. Наиболее трудные упражнения должны выполняться утром. В предлагаемом ниже недельном цикле занятий мы ориентировались на шесть занятий в неделю (ребенок иногда должен просто поиграть). Разумеется, данный план носит приблизительный характер.
Понедельник.
Артикуляционная гимнастика. Повторение базовых упражнений. Повторение цикла упражнений, вызывающих особые трудности. 20 минут.
Упражнения на развитие экспрессивной речи (день за днем, неделя за неделей, по мере успехов ребенка, вы будете усложнять упражнения в каждой группе). 40 минут (продолжительность занятий может варьировать в зависимости от работоспособности ребенка, если ребенок устает, делайте перерыв, смените упражнение, только не бросайте работу на полпути).
Игра (можно использовать игру, направленную на развитие экспрессивной речи, а можно – другую, например, соответствующую тематике следующего дня занятий). 20 минут.
Ознакомление с домашним заданием на моторику на следующий день (вырезать фигурки, перерисовать и раскрасить картинки, выполнить упражнения с мячом, сплести брелок из проволоки, сложить фигурку оригами и т.д.). 10 минут.
Вторник.
Артикуляционная гимнастика. Краткое повторение. Комплекс упражнений на произношение свистящих звуков. 20 минут.
Упражнения на развитие отраженной речи. 40 минут. Если вы убедились, что ребенок не может продуктивно работать в течение 40 минут (это вполне естественно для детей младшего возраста), заранее планируйте занятие таким образом, чтобы работа не прерывалось. У ребенка должно формироваться чувство «продвижения вперед», он должен видеть, что упражнение им выполнено, а не заброшено.
Игра. 20 минут.
Проверка домашнего задания на моторику. Новое домашнее задание. 10 минут. В упражнениях на моторику идеальным вариантом является использование творческих навыков и спортивных упражнений, например, с мячом и ракеткой. Массу подобных упражнений вы найдете в спортивной литературе и столько же придумаете сами на досуге вечером.
Среда.
Артикуляционная гимнастика. Краткое повторение. Комплекс упражнений на произнесение шипящих звуков. 20 минут.
Упражнения на развитие понимания речи. 40 минут.
Игра. 20 минут.
Проверка домашнего задания на моторику. Новое домашнее задание. 10 минут.
Четверг.
Артикуляционная гимнастика. Краткое повторение. Комплекс упражнений на произношение звука «л». 20 минут.
Упражнения на развитие навыков письма. Проверка домашнего задания на письмо (в рабочем альбоме). Новое домашнее задание на письмо на неделю. Необходимо давать задание выполнимого объема, учитывая, чтобы ребенок не тратил на выполнение всего домашнего задания (на письмо, счет, чтение, моторику) более полутора часов в день. Помните, однако, что если вы регулярно получаете от ребенка ответы, свидетельствующие о том, что он не приступа к работе над заданием, это свидетельствует о недостаточной мотивации (лени), а не об объективных трудностях. 40 минут.
Игра. 20 минут.
Проверка домашнего задания на моторику. Новое домашнее задание. 10 минут.
Пятница.
Артикуляционная гимнастика. Краткое повторение. Комплекс упражнений на произношение звука «р». 20 минут.
Упражнения на развитие навыков чтения и счета. Проверка домашнего задания на чтение и счет (в рабочем альбоме). Домашнее задание на чтение на неделю (в зависимости от подготовки ребенка варьирует объем задания и характер текста; в среднем ребенку 10-12 лет можно давать на неделю до 100 страниц текста). Предпочтение отдается коротким сюжетным рассказам. Домашнее задание на арифметические навыки на неделю. 40 минут.
Игра. 20 минут.
Проверка домашнего задания на моторику. Новое домашнее задание. 10 минут.
Суббота.
Игровой день. Все занятие посвящено играм. Выбираются игры по результатам недели (что надо закрепить, что – лучше проработать).