Женский путь достижения совершенства в сравнении с мужским

Где Зеленый дракон должен удерживать,

Белая тигрица должна поглощать.

Где Зеленый дракон стремится к покою,

Белая тигрица стремится к активности.

Где Зеленый дракон должен быть пассивен,

Белая тигрица должна быть агрессивной.

Как две рыбы тай цзи, каждый ради собственного

совершенства должен стремиться к своей

противоположности.

Наставления Белой тигрицы

Хотя практики Белой тигрицы стали продолжением учения даосов, необходимо еще раз подчеркнуть, что есть и монахини-даоски, принадлежащие к ортодоксальным сектам, чьи практики почти не отличаются от практик мужчин-монахов, основываясь, главным образом, на сидячих медитациях. Нигде в этой книге не ставятся под сомнение законность и целесообразность существования таких сект.

Однако Тигрица в отличие от них проводит четкую границу между тем, что должны делать мужчины, и практиками женщин, если они хотят достичь здоровья, молодости и бессмертия. И хотя ее учение, скорее всего, развилось из даосского, ей необязательно считаться даоской — достаточно быть просто Тигрицей.

Суть этих расхождений в практиках заключается непосредственно в теории инь и ян. Женщина по своей природе — инь, олицетворяя неподвижность и восприимчивость. Мужчина же по своей природе — ян, олицетворяя активность и творческое начало. Внутри каждого мужчины скрыта частица инь, как и в каждой женщине — частица ян. Поэтому, чтобы достичь полной гармонии, восстановить молодость и сделаться бессмертной, женщина должна развивать и усиливать свою ян, то есть проявлять активность и творческое начало.

Мужчины, наоборот, должны практиковать неподвижность и восприимчивость, почему мужские по своему духу школы в даосизме уделяют столько внимания медитации, сохранению семени и сексуальной энергии. Женщинам же, утверждают Тигрицы, нужно, напротив, стимулировать свои сексуальные жидкости и энергию.

Хорошим сравнением, отражающим суть этих теорий, будет растение, которое успешно растет и развивается. Для роста растениям нужна вода (инь) и солнце (ян). Если дать слишком много воды, растение вянет и умирает. То же самое происходит, если в том месте, где оно растет, слишком много солнца. Люди, чтобы развиваться и быть здоровыми, точно так же нуждаются в разумном соотношении энергий инь и ян. Так, если растение посажено во влажном месте, ему нужно больше солнца, а растение, посаженное там, где много солнца, нуждается в более обильном поливе. Помня об этом, Белая тигрица — женское начало (инь) — сознает, что нуждается в большем количестве мужской энергии (ян), а мужчинам, с ее точки зрения, для оптимальной реализации, напротив, нужно больше женской энергии. В этом состоит главная теоретическая посылка, на которой Тигрица строит свои практики.

Мужчина истощает свою юность и жизнь, разбрасывая сперму. Женщина истощает свою юность и жизнь через менструальные выделения. Когда у мужчины иссякает сперма, он готов к смерти. Когда у женщины иссякает менструальный поток, она готова к смерти. В этом согласны все направления современной медицины и все даосские школы.

Разногласия касаются методов восстановления юности и бессмертия, которые, как категорически утверждает Тигрица, для женщин являются принципиально другими. Вот почему Тигрица не занимается исключительно практиками ортодоксального даосизма: она считает их гораздо более обоснованными для мужчин, чем для женщин. Если она и так уже инь, зачем ей инь-практики ортодоксального даосизма?

В части «Наставлений Белой тигрицы», озаглавленной «Драгоценные тайны Нефритовой палаты», мы встречаем следующий пассаж — предостережение мужчинам, занимающимся сексуальным самосовершенствованием:

«Наставник Чжун Хэ говорил: «Если мужчина знает, как развивать свою природу ян, он не должен рассказывать женщине о своем искусстве. Ибо, если она будет знать об этом, он уже не получит ожидаемой пользы и даже может заболеть. Есть такая старинная мудрость: «Не одалживай опасного оружия другим. Поскольку, если они позднее решат использовать его против тебя, даже засучив рукава, ты все равно не сможешь победить».

И так же точно Пэн Цзы говорил: «Если мужчина хочет получить пользу от полового акта, он должен выбрать женщину, не искушенную в этом искусстве».

Наставник Чжун Хэ говорил: «Не только мужчина может развивать сексуальную энергию — женщина точно так же может развивать свою. Матушка — Владычица Запада — женщина, достигшая бессмертия благодаря тому, что дополнила свою энергию инь через ян. Каждый раз, когда она занималась сексом с мужчиной, он заболевал, ее же лицо становилось таким сияющим, что ей не нужны были ни пудра, ни румяна. Она питалась молоком и играла на пятиструнной лютне [имеются в виду сперма и пенис], и, пока она делала это, в ее сердце царила гармония, мысли были спокойны, и никакие посторонние желания не беспокоили ее. У Матушки — Владычицы Запада не было мужа, и ей нравилось вступать в связь с мужчинами всех возрастов. Однако ее секреты не следует разглашать, чтобы остальные женщины не захотели последовать ее примеру».

Из приведенных отрывков должно быть ясно, что мужчины-даосы не поощряли занятия женщин сексуальными искусствами, особенно теми, которыми прославилась Матушка — Владычица Запада. Дальше в тексте приводятся дополнительные аргументы, почему мужчина должен держать свои практики в секрете от любовницы. Однако и для женщины не менее правильно поступать точно так же — чем Тигрицы и занимаются в своих практиках, соблазняя мужчин, понятия не имеющих об их целях и намерениях. Что неправильно, с точки зрения Тигрицы, — так это оставлять женщин в неведении относительно методов Матушки — Владычицы Запада. Упоминание о молоке и пятиструнной лютне большинством даосов всегда понималось буквально, однако Тигрица, в противоположность остальным, видит в нем символический смысл: молоко и лютня — соответственно сперма и пенис. У пениса пять основных частей: головка, ствол, два яичка и мошонка.

Против идеи, что мужчины заболевали после сношения с Царственной Матерью, выступает автор Чунь Фан Юй, говоря, что здесь мы имеем дело с еще одним примером, как конфуцианские ценности и тактики запугивания проникали в тексты, где шла речь о сексуальном развитии и свободе женщины.

Желание скрыть от женщин сексуальные практики не должно быть истолковано так, что женщины в Китае изначально связывались с первородным грехом, — отношение, знакомое нам по христианским религиям. Даже самые непреклонные конфуцианцы никогда не утверждали этого. Женщины в китайской культуре традиционно ассоциировались с Землей, в то время как мужчины считались детьми Неба. У обоих было свое место в естественном порядке вещей. В частности, даосы видели в женщинах врата, ведущие к Дао, а не помеху на пути к нему. Христианское понятие «мерзости плоти» чуждо даосизму.

Если даосы чего и боялись, так только того, что распутство поведет за собой рассеянность и нарушит духовный рост, а значит, секс нужно подчинить дисциплине и посвятить какой-либо разумной цели, а не прибегать к нему только как к средству физического удовлетворения. Женщины, или, точнее, женские качества, представлялись даосам ключом к духовному росту мужчины. А значит, в них не усматривали ничего низменного или греховного — точка зрения, с которой мы сталкиваемся в христианстве и отчасти в конфуцианстве.

В «Наставлениях Белой тигрицы» есть интересное замечание о рождении мужчин и женщин, а именно, что женщины рождаются на свет вниз лицом, глядя в землю, тогда как мужчины — вверх лицом, глядя в небеса. Мне не удалось найти никаких научных подтверждений этой теории, но такое наблюдение само по себе любопытно. Конфуцианцы использовали его, чтобы подкрепить свой взгляд на женщину как на биологически низшее существо, ортодоксальный же даосизм видит в этом лишь естественный процесс взаимодействия инь и ян.

В текстах же, приписываемых Матушке — Владычице Запада, такая особенность рождения предстает доказательством того, что женщины сходят с Небес, мужчины же, напротив, поднимаются с Земли. Другими словами, только еще красноречивее, то же самое говорится в «Наставлениях Белой тигрицы»:

«Женщины, небесные богини, стремятся спуститься на землю и получить квинтэссенцию ян от мужчин, чтобы поддержать свой божественный статус, тогда как мужчины стремятся с Земли подняться к Небесам, чтобы достичь женской квинтэссенции инь и стать богами».

Для непосвященного это может звучать слишком туманно, однако высказанная в более простых словах та же мысль означает, что женщины уже изначально биологически и духовно выше мужчин и что они живут, все время пытаясь укрепить свое положение. С другой стороны, мужчины непрерывно стараются добиться биологического и духовного превосходства, но, пока женщине удается выкачивать из мужчины его квинтэссенцию ян, он будет снова и снова падатьна Землю в надежде в следующий раз снова попытаться достичь Небес, чтобы получить от обитающих там богинь квинтэссенцию инь.

Понимая естественное взаимодействие инь и ян, Тигрица сознает, что для того, чтобы и дальше играть роль богини (бессмертной), ей нужно подпитывать себя мужской энергией ян. В рассказе о Матушке — Владычице Запада говорится, что ради своего бессмертия она приняла в свое тело семя тысячи мужчин, поэтому ей не нужно было больше спускаться на Землю (для нового рождения), чтобы подпитывать квинтэссенцию инь. Вот какова теоретическая основа учения Белой тигрицы. Многое еще можно было бы сказать, но для этой книги это слишком философские материи. И все-таки нельзя не отметить, что подобные идеи мы находим почти в любой философии и религии, от христианства до верований Древней Греции, и они вовсе не являются характерной чертой даосизма.

СТАНОВЛЕНИЕ БЕЛОЙ ТИГРИЦЫ

Согласно китайским верованиям тигр — самое могущественное животное на земле. Его двойник, дракон, господствует в небесах. В образном смысле они постоянно находятся в состоянии противоборства, однако, соединившись и слившись в блаженном экстазе, способны достичь высшей гармонии.

Их извечный танец является также символическим отображением поведения женщин (тигриц) и мужчин (драконов), которые могут ощутить полное единство на пике любовной страсти.

Большая часть исконных практик Белой тигрицы служит отражением естественного поведения самки тигра в природе. К примеру, для того чтобы забеременеть, ей необходимо много совокуплений — обычно около ста или даже больше. Для беременности ей требуется большое количество спермы самца, поэтому она спаривается с максимально возможным числом тигров. Тигрица очень соблазнительна, и, для того чтобы привлечь внимание партнера, она готова пройти огромные расстояния. Она ищет самца очень долго, а когда находит подходящего, то показывает ему свою красоту и готовность к совокуплению, катаясь перед ним по земле. Чтобы возбудить его, она вылизывает самца, особенно его голову, морду и пах.

Самцы обычно совокупляются лишь один раз. После сношения они сразу же убегают в тень или к водоему, чтобы остыть; они знают, что в течение ближайших нескольких дней самка постарается совокупляться с ними как можно чаще.

Женщина-тигрица тоже очень соблазнительна и настойчива в поиске мужчин: она демонстрирует свою заинтересованность в сексе и стремится принять как можно больше семени, чтобы достичь физической и духовной беременности. Несмотря на то что Белые тигрицы совокупляются редко, подражая в этом поведению молодых животных, они не менее пленительны и естественны, чем мать-тигрица, вылизывающая себя или детенышей или соблазняющая самца.

Тигры-альбиносы в природе встречаются чрезвычайно редко. То же самое можно сказать и о Белых тигрицах. Вероятно, не так уж много женщин готовы отдать часть своей жизни практикам такого рода — подобно тому, как немногие мужчины становятся монахами или отшельниками и посвящают себя поискам духовного бессмертия. И причина здесь не в том, что такие цели недосягаемы, а в том, что их достижение — пожалуй, самое сложное дело на свете. Для того чтобы стать бессмертным, нужно забыть о жизни смертных. Большинство из нас вполне довольно своим образом жизни. Кто-то стремится достичь богатства, влияния или власти. Другие счастливы, воспитывая детей. Но большинство просто покоряется жизни. Древний даосский монах однажды сказал:

Жизнь большинства людей представляет собой лишь беспорядочные попытки бороться за выживание и предаваться развлечениям до самой смерти. Как будто они родились пьяными, а умерли слепыми. Лишь немногие ищут способа покинуть этот мир лучше, чем пришли в него. Очень грустно, что так мало людей набирается храбрости или мудрости для того, чтобы выйти за пределы старости, болезней и смерти.

Наставления Белой тигрицы

В большинстве своем тигры живут поодиночке, охотясь за добычей. Они собираются вместе только тогда, когда в этом есть необходимость. Они не охотятся и не живут стаями, кроме как во время периода кормления. Тигрица перенимает эти особенности их поведения, и хотя в течение первых трех лет обучения она поддерживает контакт с другими Тигрицами, но все же предпочитает самостоятельно идти своим путем. Тот факт, что человек сам, не будучи членом группы, совершенствуется и достигает бессмертия, является одним из наиболее уникальных аспектов практики Белой тигрицы. Тигрица знает, что группы имеют тенденцию обретать политическую окраску и таким образом могут помешать продвижению по духовному пути. Поэтому, помимо контактов с учителем и, возможно, с еще одной Тигрицей в течение первых трех лет, она полностью предоставлена сама себе, подобно тигрице, гуляющей по лесу и занимающейся своими делами.

Наши рекомендации