Вечером запоминайте, утром повторяйте
Чтобы память всегда оставалась гибкой и подвижной, ее надо постоянно тренировать. Выделите для этого в общей сложности один час в день или хотя бы 20–25 минут. Учтите, что продуктивность запоминания меняется в течение дня. Память наиболее цепкая и острая между 8 и 12 часами. Затем продуктивность запоминания начинает постепенно снижаться, а с 17 часов снова медленно растет и при отсутствии значительного «утомления достигает высокого уровня в вечернее время (примерно к 19 часам).
Понятно, что абсолютно все запомнить невозможно. Поэтому из потока информации необходимо выбирать наиболее существенное. Это прежде всего данные, которые помогают совершенствовать профессиональные навыки, сведения, связанные с миром увлечений, например коллекционированием. Отсюда основным условием успешного и осмысленного запоминания является использование изучаемого материала в практической деятельности.
Решив для себя, какая именно информация вам необходима, четко сформулируйте познавательную цель. Например: «Хочу знать, кто является архитектором здания Большого театра? Какие еще здания принадлежат этому зодчему?». Следует больше решать задачи и выполнять практические упражнения с использованием той информации, которую необходимо запомнить.
Важным условием того, чтобы информация запомнилась быстро и надолго, является наличие интереса к ней. Старайтесь расширять и углублять свой кругозор. Чем больше человек знает, тем лучше запоминает.
Процесс усвоения и воспроизведения информации зависит от внимания человека, точнее, от концентрации внимания на запоминаемом материале. Внимание – это резец памяти: чем оно острее, тем более глубокие следы оставляет.
Большое значение для запоминания имеют наши чувства и эмоции. Старайтесь придавать запоминаемому материалу эмоциональную окраску, вызывая у себя определенные чувства. Информация, которая вам безразлична, не вызывает эмоций и чувств, плохо запоминается. Непременным условием хорошего запоминания является понимание того, что надо усвоить. Хорошо запоминается то, что понятно. Все законы, правила, формулы сначала должны быть поняты и лишь после этого их можно заучивать дословно. Понять информацию – значит в какой-то мере уже запомнить ее.
Не старайтесь заучивать запоминаемый материал как нечто изолированное. Необходимо устанавливать его тесную смысловую связь с практикой, включать его в уже имеющуюся у вас систему знаний.
Эффект запоминания зависит от характера информации, и прежде всего от вашей активности и самостоятельности при ее усвоении. В момент запоминания важна собственная психическая активность, которая проявляется в сравнении, противопоставлении, анализе, синтезе, обобщении, группировке изучаемого материала. Такой материал следует представлять, воображать, одновременно проверяя качество запоминания. При усвоении понятий необходимо стремиться к собственным формулировкам. Это развивает память и мышление, и такие формулировки лучше запоминаются.
Мы уже отмечали, что запоминание становится успешным при наличии запаса знаний, являющихся базовой основой новых знаний. Можно сказать, что абсолютная новизна информации озадачивает и тяготит память. Постижение нового только тогда доставляет удовольствие и приносит хорошие плоды, когда его можно сравнить со старым, прошлым опытом. Следует помнить о количестве и качестве нового материала. Пробелы в знаниях не дают возможности хорошо усвоить и запомнить последующий материал. Для предупреждения этого следует систематически проверять прежние знания.
Запоминание – это труд, и труд нелегкий. Поэтому важным условием усвоения материала является настойчивость и упорство в работе, умение не останавливаться на полдороге, а добиваться полного и прочного запоминания.
Очень важно уделять внимание организации своего труда и отдыха. Наиболее целесообразно сблизить момент первого повторения изучаемой информации и момент ее первичного восприятия. Такое сближение предотвращает забывание. Начинать надо с самого трудного раздела информации, стараясь отделить главное от второстепенного.
Запоминанию способствуют выписки из прочитанного, представление информации в виде схемы, опорных сигналов, проговаривание информации про себя и вслух. Известно, что структурно лучше запоминается начало и конец информации. На запоминание середины уходит больше времени. Поэтому больше внимания необходимо обращать на середину запоминаемой информации, используя все те условия и приемы, которые мы назвали.
Результат запоминания зависит от предшествующей и последующей деятельности человека. У некоторых заучивание наиболее продуктивно в вечернее время, у других – утром. Наименее эффективно заучивание днем. Целесообразнее всего запоминать вечером и повторять на следующее утро. Обширный материал лучше делить на небольшие группы, объединенные по какому-либо признаку. Материал в процессе запоминания необходимо непрерывно систематизировать. Особое значение приобретает способность находить в явлениях, предметах сходство и различие.
Полезно ставить перед собой такие задачи на запоминание, которые бы несколько превышали ваши возможности. Говорят, что правильно забыть – наполовину вспомнить. В этом случае хорошо использовать метод ассоциаций, т. е. устанавливать связь запоминаемого материала с каким-либо событием, ситуацией и т. п.
Запоминание зависит от особенностей темперамента и характера человека. Так, холерики быстро запоминают, но и быстро забывают. А флегматики, наоборот, медленно запоминают, а помнят долго. Лучшие помощники памяти – дисциплинированность и организованность. Если человек эгоистичен, то ему трудно запомнить подробности жизни других, даже близких людей, включая даты дней рождения, зато нюансы проявлений собственного «я» всегда живы в его памяти. Обидчивый человек склонен терзать себя без конца воспоминаниями о причиненных обидах и насмешках, начисто забывая обо всем добром, что сделал для него обидчик. Можно даже сказать: «Скажи мне, что ты помнишь, и я скажу тебе, кто ты».
Тест
«ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЧИСЛОВОГО РЯДА»
Тест оценивает логический аспект мышления. Вы должны найти закономерности построения 8 числовых рядов и написать недостающие числа. Время выполнения – 5 минут.
Числовые ряды
1) 24 21 19 18 15 13 – 7
2) 1 4 9 16 – 49 64 81 100
3) 16 17 15 18 14 19 –
4) 1 3 6 8 16 18 –76 78
5) 7 16 19; 5 21 16; 9 – 4
6) 2 4 8 10 20 22 – 92 94
7) 24 22 19 15 –
Обработка результатов на с. 218.
Тест
«КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ»
Предназначается для оценки логического мышления. Вам предлагаются для решения 18 логических задач. Каждая из них содержит 2 логические посылки, в которых буквы находятся в каких-то численных взаимоотношениях между собой. Опираясь на предъявленные логические предпосылки, надо решить, в каком соотношении находятся между собой буквы, стоящие под чертой. Время решения 5 минут.
А больше Б в 9 раз | А меньше Б в 2 раза | ||
Б меньше В в 4 раза | Б больше В в 8 раз | ||
В А | А В | ||
А меньше Б в 10 раз | А меньше Б в 3 раза | ||
Б больше В в 6 раз | Б больше В в 4 раза | ||
А В | В А | ||
А больше Б в 3 раза | А больше Б в 2 раза | ||
Б меньше В в 6 раз | Б меньше В в 5 раз | ||
В А | А В | ||
А больше Б в 4 раза | А меньше Б в 5 раз | ||
Б меньше В в 3 раза | Б больше В в 6 раз | ||
В А | В А | ||
А меньше Б в 3 раза | А меньше Б в 5 раз | ||
Б больше В в 7 раз | Б больше В в 2 раза | ||
А В | А В | ||
А больше Б в 9 раз | А больше Б в 4 раза | ||
Б меньше В в 12 раз | Б больше В в 6 раз | ||
В А | В А | ||
А больше Б в 6 раз | А меньше Б в 3 раза | ||
Б больше В в 7 раз | Б больше В в 3 раза | ||
А В | А В | ||
А меньше Б в 3 раза | А больше Б в 4 раза | ||
Б больше В в 5 раз | Б меньше В в 7 раз | ||
В А | В А | ||
А меньше Б в 10 раз | А больше Б в 3 раза | ||
Б больше В в 3 раза | Б меньше В в 5 раз | ||
В А | А В |
Обработка результатов на с. 219.
Тест
«ВЫДЕЛЕНИЕ СУЩЕСТВЕННЫХ ПРИЗНАКОВ»
Тест выявляет способность отделять существенные признаки предметов или явлений от несущественных, второстепенных. Кроме того, наличие ряда заданий, одинаковых по характеру выполнения, позволяет судить о последовательности рассуждений.
Инструкция. В каждой строчке вы найдете одно слово, стоящее перед скобками, и далее – пять слов в скобках. Все слова, находящиеся в скобках, имеют какое-то отношение к стоящему перед скобками. Выберите только два и выпишите их.
1. Сад (растения, садовник, собака, забор, земля).
2. Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода).
3. Города (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед).
4. Сарай (сеновал, лошади, крыша, скот, стены).
5. Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево).
6. Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага).
7. Кольцо (диаметр, алмаз, проба, круглость, печать).
8. Чтение (глаза, книга, картинка, печать, слово).
9. Газета (правда, приложения, телеграммы, бумага, редактор).
10. Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила) .
11. Война (аэроплан, пушки, сражения, ружья, солдаты).
Обработка результатов на с. 219.
Тест
«СЛОЖНЫЕ АНАЛОГИИ»
Тест используется для оценки логического мышления. Вам предлагается 20 пар слов, отношения между которыми построены на абстрактных связях. Рядом расположены 6 пар слов с соответствующими цифрами от 1 до 6. После того как вы определите отношения между словами в парах первой группы, надо найти ассоциативно связанные с ними пары слов во второй группе (одной паре второй группы может соответствовать несколько пар первой группы).
1. Испуг – бегство | 1. Овца – стадо |
2. Физика – наука | 2. Малина – ягода |
3. Правильно – верно | 3. Море – океан |
4. Грядка – огород | 4. Свет – темнота |
5. Пара – два | 5. Отравление – смерть |
6. Слово – фраза | 6. Враг – неприятель |
7. Бодрый – вялый | |
8. Свобода – воля | |
9. Страна – город | |
10. Похвала – брань | |
11. Месть – поджог | |
12. Десять – число | |
13. Плакать – реветь | |
14. Глава – роман | |
15. Покой – дыхание | |
16. Смелость – геройство | |
17. Прохлада – мороз | |
18. Обман – недоверие | |
19. Пение – искусство | |
20. Тумбочка – шкаф |
Обработка результатов на с. 219.
Тест
«ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ЛАБИЛЬНОСТЬ»
Тест дает прогноз успешности в профессиональном обучении, освоении нового вида деятельности и оценки качества трудовой практики.
Тест требует от вас высокой концентрации внимания и быстроты действий. Вы должны в ограниченный отрезок времени (несколько секунд) выполнить несложные задания, которые будет зачитывать экспериментатор. В качестве экспериментатора могут быть ваши друзья. Предварительно приготовьте в тетради бланк для ответов, который приведен ниже. Экспериментатор должен внимательно ознакомиться с заданием и четко произносить номер квадрата.
Бланк для ответов к тесту
Инструкция. Будьте внимательны. Работайте быстро. Прочитанное мною задание не повторяется. Внимание! Начинаем!
1. Напишите первую букву имени Сергей и последнюю букву первого месяца года (3 с).
2. (квадрат 4) Напишите слово «пар» так, чтобы любая одна буква была написана в треугольнике (3 с).
3. (квадрат 5) Разделите четырехугольник двумя вертикальными и двумя горизонтальными линиями (4 с).
4. (квадрат 6) Проведите линию от первого круга к четвертому так, чтобы она проходила под кругом 2 и над кругом 3 (Зс).
5. (квадрат 7) Поставьте плюс в треугольнике, а цифру 1 в том месте, где треугольник и прямоугольник имеют общую площадь (3 с).
6. (квадрат 8) Разделите второй крут на три, а четвертый на две части (4 с).
7. (квадрат 10) Если сегодня не среда, то напишите последнюю букву вашего имени (3 с).
8. (квадрат 12) Поставьте в первый прямоугольник плюс, третий зачеркните, в шестом поставьте 0 (4с).
9. (квадрат 13) Соедините точки прямой линией и поставьте плюс в меньшем треугольнике (4 с).
10. (квадрат 15) Обведите кружком одну согласную букву и зачеркните гласные (4 с).
11. (квадрат 17) Продлите боковые стороны трапеции до пересечения последней буквой названия вашего города (4 с).
12. (квадрат 18) Если в слове «синоним» шестая буква гласная, поставьте в прямоугольнике цифру 1 (3 с).
13. (квадрат 19) Обведите большую окружность и поставьте плюс в меньшую (3 с).
14. (квадрат 20) Соедините между собой точки 2, 4, 5, миновав 1 и 3 (3 с).
15. (квадрат 21) Если два многозначных числа неодинаковы, поставьте галочку на линии между ними (2 с).
16. (квадрат 22) Разделите первую линию на три части, вторую на две, а оба конца третьей соедините с точкой А (4 с).
17. (квадрат 23) Соедините нижний конец первой линии с верхним концом второй, а верхний конец второй – с нижним концом четвертой (3 с).
18. (квадрат 24) Зачеркните нечетные цифры и подчеркните четные (5 с).
19. (квадрат 25) Заключите две фигуры в круг и отделите их друг от друга вертикальной линией (4 с).
20. (квадрат 26) Под буквой А поставьте стрелку, направленную вниз, под буквой В – стрелку, направленную вверх, под буквой С – галочку (3 с).
21. (квадрат 27) Если слова начинаются на одну и ту же букву («дом» и «дуб»), поставьте между ромбами минус (3 с).
22. (квадрат 28) Поставьте в крайней слева клеточке О, в крайней справа – плюс, в середине проведите диагональ (3 с).
23. (квадрат 29) Подчеркните снизу галочки, а в первую галочку впишите букву А (3 с).
24. (квадрат 30) Если в слове «подарок» третья буква не «и», напишите сумму чисел 3 + 8 (3 с).
25. (квадрат 31) В слове «салют» обведите кружком согласные буквы, а в слове «дождь» зачеркните гласные (4с).
26. (квадрат 32) Если число 54 делится на 9, опишите окружность вокруг четырехугольника (3 с).
27. (квадрат 33) Проведите линию от цифры 1 к цифре 7 так, чтобы она проходила под четными цифрами и над нечетными (4 с).
28. (квадрат 34) Зачеркните кружки без цифр, кружки с цифрами подчеркните (3 с).
29. (квадрат 35) Под согласными буквами поставьте стрелку, направленную вниз, а под гласными – стрелку, направленную влево (5 с),
30. (квадрат 36) Напишите слово «мир» так, чтобы первая буква была написана в круге, а вторая – в прямоугольнике (3 с).
31. (квадрат 37) Укажите стрелками направления горизонтальных линий вправо, а вертикальных вверх (5 с).
32. (квадрат 39) Разделите вторую линию пополам и соедините оба конца первой линии с серединой второй (3 с).
33. (квадрат 40) Отделите вертикальными линиями нечетные цифры от четных (5 с).
34. (квадрат 41) Над линией поставьте стрелку, направленную вверх, а подлинней – стрелку, направленную влево (2 с).
35. (квадрат 42) Заключите букву М в квадрат, К – в круг, О – в треугольник (4 с).
36. (квадрат 43) Сумму чисел 5 + 2 напишите в прямоугольнике, а разность этих же чисел – в ромбе (4 с).
37. (квадрат 44) Зачеркните цифры, делящиеся на 3, и подчеркните остальные (5 с).
38. (квадрат 45) Поставьте галочку только в круг, а цифру 3 – только в прямоугольник (3 с).
39. (квадрат 46) Подчеркните буквы и обведите кружками четные цифры (5 с).
40. (квадрат 47) Поставьте нечетные цифры в квадратные скобки, а четные в круглые (5 с).
Обработка результатов на с. 219.
Тест
«ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ РАЗМИНКА»
1. Вчера вы встретили дочь жены единственного сына вашего свекра. Кем она вам приходится?
2. 2, 6, 18...162. Какое число пропущено в этой серии?
3. Какое из указанных ниже изречений больше соответствует пословице «Без труда не вынешь рыбку из пруда»?
а) Хоть пень колотить – лишь бы день проводить;
б) Нам хлеба не надо – работу давай;
в) Рад бы в рай, да грехи не пускают;
г) Труд превратил обезьяну в человека;
д) Легко нажито – легко прожито.
4. Сколько колец тут нарисовано? (рис. 21).
5. Даны вразброс буквы, из которых состоит слово, обозначающее распространенный элемент мебели. ПККДОО-ОТИНЛ. Что это за слово?
6. У розы их два, у ромашки – три, у традесканции – пять. А сколько у георгина?
7. Вам дали сдачу 17 100 руб. Причем купюрами по 200, 500, 5000 рублей. Количество купюр каждого достоинства одинаково. Сколько же купюр каждого достоинства у вас осталось?
8. Банан, ананас, апельсин, мандарин, киви, лимон. Одно из понятий выбивается из ряда. Какое?
9. Сколько пятерок в числах от 1 до 50?
10. Вставьте слово из трех букв, образующее новое слово и с предшествующими и с последующими буквами. Пример:
По (рок) ада.
О...ИК
за...ьс фин...юта
11. У Ани сестер столько же, сколько братьев, а у ее брата Бориса сестер вдвое больше, чем братьев. Сколько всего мальчиков и девочек в семье?
12. ВПВС...ПС Какая буква, по логике, должна появиться на месте точек: В; Ч; П?
13. В названии какой ягоды есть буквы 3; А; Р; У?
14. Эту фразу сказал большой зануда. Переведите на человеческий: «Запрещается проникновение в религиозное учреждение закрытого типа по личным правилам, не предусмотренным верховным руководством данного учреждения».
15. Пирамиду (рис. 22, а) можно сложить только из одной развертки. Из какой (рис. 22, б)?
16. У диверсанта обнаружена шифровка: «Дорогая Ирина, наш альянс мешает иметь творческие взаимоотношения Борису и Бэлле. Любая интрига обернется трагедией, если коротко. Евгений».
Расшифруйте!
17. Ниже – фраза, из которой удалили все гласные, а согласные, не меняя порядка, сгруппировали. Восстановите исходную фразу.
НВСЗ ЛТЧТ БЛ СТТ.
18. 15 3 5 24 4 6
5 1 5 6 1 ?
3 3 1 4 4 1
Приведенные числа поставлены по определенному правилу, которому подчиняются как вертикальные, так и горизонтальные ряды чисел. Вычислите это правило и замените вопросительный знак требуемым числом.
19. Какой из помеченных литерами рисунков наилучшим образом дополняет верхний ряд (рис. 23)?
Обработка результатов на с. 220.
Тест
«СТРУКТУРА ИНТЕЛЛЕКТА»
Вам предстоит выполнить 9 различных субтестов. Перед каждым субтестом приведены примеры, демонстрирующие характер задачи и механизм ее решения.
На выполнение всего теста отводится 45 минут, а одного субтеста – не более 5 минут. Если вы не успели решить все задачи в субтесте, не волнуйтесь! Даже если выполнена половина – это хороший результат.
Решайте задачи в предложенной последовательности. Однако не задерживайтесь долго на одной задаче.
Коли вы чувствуете, что не сможете ее решить, переходите к следующей.
Ответы следует записывать в тетради или на листе. Все задачи необходимо решать «в уме», ничего не записывая и не проводя письменные вычисления!
Если вы выполнили субтест раньше предусмотренного времени, проверьте еще раз решенные задачи и только по истечении 5 минут переходите к следующему субтесту. Возвращаться к ранее выполненным субтестам или забегать вперед и выполнять последующие задачи категорически запрещается! Этим самым вы нарушите достоверность тестирования.
Субтест 1
Описание и образцы решений. Задачи 1–10 представляют собой неоконченные предложения, в которых отсутствует одно слово. Необходимо найти из числа слов, приведенных в ответе, то, которое лучше всего подходит для дополнения этого предложения, так, чтобы последнее приобрело правильное значение.
Например, «Шпага больше всего похожа на...»
а) саблю; б) копье; в) меч; г) рапиру; д) секиру.
Правильный ответ «рапира». Как обозначить его? В тетради записываете номер задачи, а напротив – вариант ответа (1 – г).
Задачи 1–10
1. Все реки на Земле...
а) впадают в море;
б) судоходны; в) красивы; г) имеют исток; д) с быстрым течением.
2. Противоположностью независимости является...
а) свобода;
б) отвага;
в) ненависть;
г) рабство;
д) предательство.
3. Мужчины... бывают выше, чем женщины.
а) всегда;
б) обычно;
в) часто;
г) иногда;
д) никогда не.
4. Школьные занятия не могут проходить без...
а) учебника;
б) стола или парты;
в) оценки;
г) домашнего задания;
д) ученика.
5. Премьер-министр является...
а) главой правительства;
б) главой государства;
в) главой партии;
г) руководителем внешнеполитического ведомства; а) руководителем промышленных министерств страны.
6. Лицо, которое скептически относятся к новшествам, называется...
а) бюрократом;
б) либералом;
в) анархистом;
г) консерватором;
д) демократом.
7. Утверждение, что все люди честны...
а) ложно;
б) неправдиво;
в) расплывчато;
г) абсурдно;
д) недоказано.
8. При равном весе больше всего белков содержится в...
а) мясе;
б) масле;
в) сыре;
г) яйце;
д) рыбе.
9. Наивысших успехов в развитии экономики в настоящее время из названных стран достигла
а) ФРГ;
б) Великобритания;
в) Япония;
г) Саудовская Аравия;
д) Франция.
10. Утверждение, которое не совсем доказано, называют...
а) путаным;
б) поразительным;
в) двусмысленным;
г) парадоксальным;
д) гипотетичным.
Еще раз проверьте свои решения и только по истечении 5 минут переходите ко второму субтесту!
Субтест 2
Описание и образцы решений. В задачах 11–20 приводятся пять слов. Четыре из них всегда в той или иной степени связаны между собой. Вам следует найти слово, которое не относится к этой группе, является лишним.
Например: а) пахать; б) сеять; в) боронить; г) косить; д) учить. Слова, обозначенные буквами «а», «б», «в», «г», означают сельскохозяйственные работы. Слово «учить» не обозначает этого. В тетради записываем 1 – д.
Задачи 11–20
11. а) высокий; б) низкий; в) стройный; г) рослый; д) карликовый.
12. а) треугольник; б) квадрат; в) куб; г) прямоугольник; д) параллелограмм.
13. а) мотоцикл; б) мопед; в) мотороллер; г) велосипед; д) катер.
14. а) учитель; б) ученик; в) тренер; г) профессор; д) доцент.
15. а) видеть; б) слышать; в) писать; г) осязать; д) нюхать.
16. а) отражение; б) сознание; в) эхо; г) деятельность; д) подражание.
17. а) М. Шолохов; б) В. Соловьев-Седой; в) В. Пи куль; г) В. Липатов; д) Ч.Айтматов.
18. а) граница; б) мост; в) кладка; г) дружба; д) супружество.
19. а) предупреждение; б) профилактика; в) опережение; г) недопущение; д) пресечение.
20. а) дисплей; б) Алгол; в) Фортран; г) Бейсик; д) Кабол.
Еще раз проверьте свои решения и только по истечении 5 минут переходите к третьему субтесту!
Субтест 3
Описание и образцы решений. В задачах 21–30 вам предложат три слова. Между первым и вторым словом существует некоторая связь. После третьего слова следует многоточие. Ниже приведены пять слов, из которых вы должны найти одно, находящееся в связи с третьим словом точно так же, как первое и второе.
Например, белый – черный; низкий –...
а) толстый; б) высокий; в) худой; г) длинный; д) короткий
Правильное слово «высокий». Оно противоположно слову «низкий», точно так же, как слово «белый» – слову «черный». В тетради записываем 1 – б.
Задачи 21–30
21. Школа – директор; кружок–...
а) заведующий; б) председатель; в) руководитель; г) участник; д) кассир.
22. Искать – находить; думать –...
а) расследовать; б) запоминать; в) приходить к выводу; г) забывать; д) рассуждать.
23. «Война и мир» – А Толстой; «Петр Первый» –...
а) В. Пикуль; б) В. Барышников; в) Н. Рыбак; г) А Толстой; д) Г. Марков.
24. «Карнавальная ночь» – лирическая комедия; «Фаворит» –...
а) поэма; б) повесть; в) исторический роман»; г) роман-эссе; д) трагедия.
25. Станок – сверлить; персональный компьютер –...
а) программировать; б) вычислять; в) согласовывать: г) управлять; д) изучать.
26. Директор – завод; Премьер-министр –...
а) Министерство экономики; б) Верховный Совет; в) Кабинет Министров; г) Совет профсоюзов; д) Академия наук.
27. Игра – баскетбол; медицинский работник –...
а) эндокринолог; б) терапевт; в) хирург; г) медсестра; д) рентгенолог.
28. Самолет – сигнальные огни; пароход–...
а) сирена; б) бакен; в) маяк; г) парус; д) мачта.
29. Пища – соль; лекция –...
а) скука; б) конспект; в) юмор; г) язык; д) обида.
30. Нерв – возбуждение; глаз–...
а) взгляд; б) зрение; в) ресница; г) освещение; д) веко.
Проверьте еще раз свои решения и только по истечении 5 минут переходите к четвертому субтесту!
Субтест 4
Описание и образцы решений. В задачах 31–38 вам зададут два слова. Следует найти обобщающее их слово или группу слов.
Например, яблоко – груша...
Правильный ответ – фрукты. В тетради запишите 1 – фрукты.
Запомните, что вам надлежит найти наиболее существенный признак, обобщающий приводимые понятия.
Задачи 31–38
31. Юноша – девушка...
32. Церковь – государство...
33. Свист – шум...
34. Драма – комедия...
35. Герб – флаг...
36. Автомобиль – самолет...
37. Крокодил – черепаха...
38. Россия – Великобритания...
Проверьте еще раз свои ответы и по истечении 5 минут переходите к субтесту 5!
Субтест 5
Описание и образцы решений. 39–48 – простые арифметические задачи. Решать их следует только «в уме», не вычисляя ничего письменно! Рядом с номером задачи запишите ответ в своей тетради.
Например, пешеход прошел 45 км за 9 часов. Какова была средняя скорость пешехода? Вы нашли, что его скорость равна 5 км/ч. Этот ответ и запишите.
Задачи 39–48
39. Из ста ящиков сардин продано 44. Сколько осталось?
40. 15 ящиков фруктов весят 280 кг, а каждый пустой ящик весит 3 кг. Сколько весят фрукты?
41. Автомобиль «Жигули» стоит 8750 долларов, а автомобиль «Москвич» -– 7200 долларов. Сколько автомобилей «Жигули» и «Москвич» можно приобрести за 30 350 долларов?
42. 48-сантиметровая проволока, нагреваясь, увеличивается до 56 сантиметров. Какова будет длина 72-сантиметровой проволоки после нагревания?
43. Кооператив за 8 часов изготовляет 728 деталей. Сколько деталей изготовит кооператив за 2 часа?
44. Ткацкий цех производит 60 метров материи. Другой ткацкий цех за это же время наткет 40 метров. Сколько метров материи изготовит второй цех, когда первый наткет 90 метров?
45. В двух ящиках упаковано 43 стакана. В одном ящике на 9 стаканов больше, чем в другом. Сколько стаканов в большом ящике?
46. Завод вывез 3/4 своей продукции на экспорт, а 1/5 продукции продал внутри страны. Сколько процентов продукции осталось у него нереализованной?
47. В семье у каждой дочери равное число братьев и сестер, но у каждого сына сестер в два раза больше, чем братьев. Сколько дочерей в семье?
48. Завод по производству автомобильных шин выделил один из своих цехов кооперативу. За год работы весь завод, в том числе и кооперативный цех, выпустили продукции на 15 процентов больше, чем один кооперативный цех. Сколько шин выпустил за год кооператив, если остальные цеха выпустили 1800 шин?
Проверьте еще раз свои ответы и по истечении 5 минут переходите к субтесту 6!
Субтест 6
Описание и образцы решений. В задачах 49–58 вам предложат ряд чисел, которые расположены в определенном порядке. Найдите число, которое продолжало бы соответствующий ряд чисел.
Например, 9 7 10 8 И 9 12?
В этом ряду отнято 2 и прибавлено 3. Следовательно, следующее число должно быть 10. Рядом с номером задачи в тетради записывайте ответ 1 – 10. В некоторых задачах придется кроме сложения и вычитания умножать и делить.
Задачи 49–58
49. | ? | … | |||||||
50. | ? | … | |||||||
51. | ? | … | |||||||
52. | ? | … | |||||||
53. | ? | … | |||||||
54. | ? | … | |||||||
55. | ? | … | |||||||
56. | ? | … | |||||||
57. | ? | … | |||||||
58. | ? | … |
Проверьте себя еще раз и по истечении 5 минут переходите к субтесту 7!
Субтест 7
Описание и образцы решений. В каждой из задач 59–68 приведена одна разделенная на части фигура. Из отмеченных буквами А Б, В, Г, Д фигур следует найти ту, которая соответствует фигуре, разделенной на части, если их соединить. Например, ниже представлен ряд геометрических фигур (рис/24). В верхнем ряду находятся целые фигуры, обозначенные буквами А, Б, В, Г, Д, в нижнем – те же фигуры, но разделенные на части и обозначенные цифрами 1,2,3,4. Соединив мысленно части фигуры 1, получим фигуру «А». Поэтому рядом с номером задачи пишем 1 -а. Соединив части фигуры 2, получим фигуру «Д», соединив части фигуры 3,– фигуру «Б» и т. д.
Задачи 59–68
Теперь приступайте к выполнению задач 59–68 (рис. 25–26).
Проверьте еще раз свои результаты и по истечении 5 минут переходите к субтесту 8!
Субтест 8
Описание и образцы решений. На рис. 27 в первом ряду расположены пять различных кубов, обозначенных буквами А, Б, В, Г, Д. Каждый куб имеет шесть различных граней, три из которых видны. В каждой задаче приведен в измененном положении один из кубов (А, Б, В, Г, Д). Найдите, какому из кубов соответствует каждый куб задачи. Запишите вариант куба с номером задачи.
Например, на рис. 27 вы видите два ряда кубов. Кубы верхнего ряда обозначены буквами А, Б, В, Г, Д. Кубы нижнего ряда, представляющие собой измененное положение кубов верхнего ряда, обозначены цифрами 1, 2, 3, 4, 5. Мысленно вращая кубы нижнего ряда, найдем их аналоги в верхнем ряду. Так куб 1 представляет собой измененное положение куба А, куб 2 – куба Д, куб 3 – куба Б, куб 4 – куба В.
Задачи 69–78
Теперь приступайте к решению задач 69–78 (рис. 28). Проверьте полученные результаты еще раз и по истечении 5 минут переходите к субтесту 9!
Субтест 9
Описание и образцы решений. Теперь вам предстоит запомнить отдельные слова. Они будут представлены в колонках табл. 11, расположенной на с. 222. Но не открывайте ее, пока не прочитаете до конца инструкцию по выполнению задач. Каждая колонка обозначается определенной буквой (а, б, в, г, д). Вы должны запомнить не только слова, находящиеся в колонках, но и букву, под которой расположено каждое из этих слов. Например, слово «тюльпан» – в колонке «а», слово «ирис» – в колонке «д» и т. д, После того как время, отведенное на запоминание, истечет, вам предстоит найти заученные слова среди слов задач 79–88, в которых вместе с заученными вам встретятся и незнакомые слова. Отыскав в тексте заученное слово, посмотрите, под какой буквой оно стоит в задаче, и вспомните букву, под которой это слово стояло в заученной вами колонке. Правильный, с вашей точки зрения, ответ запишите в тетрадь, указав номер задачи. Если же в задаче найденное слово стоит не под той буквой, что в запоминаемом ряду, ответ неверный, и, следовательно, надо искать в этой задаче другое слово. Будьте внимательны! А сейчас откройте книгу на с. 222. и в течение 2 минут заучите содержание приведенной там таблицы. Оставшиеся 3 минуты вам отведено на выполнение задач.
Задачи 79–88
79. а) кряква; б) жасмин; в) заяц; г) скульптура; д) лошадь.
80. а) бык; б) рубанок; в) архитектура; г) грабли; д) напильник.
81. а) тюльпан; б) чиж; в) жасмин; г) щука; д) дрозд=
82. а) снегирь; б) отвертка; в) уж; г) флоксы; д) картина.
83. а) мак; б) коса; в) гладиолус; г) фуксия; д) дятел.
84. а) грабли; б) трагедия; в) ворона; г) верблюд; д) резьба по дереву.
85. а) журавль; б) молоток; в) лопата; г) акварель; Д) ирис.
86. а) бегония; б) балет; в) кактус; г) молоток; д) щегол.
87. а) газель; б) перепелка; в) стамеска; г) ода; д) бальзам.
88. а) угорь; б) колокольчик; в) шило; г) дрозд; д) опера.
Прочитали? Теперь закройте страницы с задачами и начинайте проверять правильность ответов по «ключу» на с. 220. Больше к задачам не возвращайтесь! Ваше время (45 минут) истекло!
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВЕРСИИ:
ГЕНИИ, КТО ВЫ?
Вопрос не так прост, как может показаться с первого взгляда. Статистическая обработка мнений по этому поводу обнаружила, что звания «гений» достойны не более 400 человек.
Всякое положительное качество в превосходной степени переходит ъ отрицательное, всякое отрицательное качество в той же степени может перейти в положительное: так гениальный ум переходит в безумие, а безумие может восприниматься как гениальность.
Группа американских ученых провела исследования великих людей и пришла к следующему заключению: из 78 выбранных самых великих людей в истории человечества лишь 11 были нормальными, остальные страдали психопатиями, острыми психическими заболеваниями.
V гениальных людей необычайно повышена нервная чувствительность, и то, что нормальный человек может не заметить, для гения способно стать ударом. Возможно, поэтому Библия, финикийцы, карфагеняне для обозначения пророка, сумасшедшего и преступника использовали одно и то же слово.
В работах гениальных творцов рассыпаны сотни признаний о мучительных попытках понять, что происходит у них внутри в волшебные моменты взлетов и озарений. Целые страницы Корана Магомету диктовал «дух». Лютер писал, что нередко просыпался в полночь и вел диспуты с сатаной, отдельными аргументами которого он потом пользовался. Шведский философ Сведенборг утверждал, что он целыми днями беседует с духами. Иоганну Вольфгангу Гете юный Вертер диктовал по ночам свои страдания. Руссо помогал писать его двойник. О двойниках упоминают также Джек Лондон, Блок, Лермонтов, Фейербах.
Чтобы помочь себе в погружении в ирреальный мир, Анатоль Франс имел обыкновение, садясь за еженедельный фельетон, ставить рядом графин с вином и прикладываться к нему во время работы. Ромен Роллан под воздействием того же напитка создал «Кола Брюньон». А вот список гениальных алкоголиков: Александр Македонский, Сократ, Сенека, Юлий Цезарь, Рембрандт, Гофман, Эдгар По, Альфред де Мюссе, Поль Верлен, Бетховен, Мусоргский, Есенин.
А сколько гениев кончили жизнь самоубийством: Ван Гог, Маяковский, Есенин, Цветаева, Цвейг, Лондон, Нерон, Дунаевский, Фадеев...
Быть гением трудно, но что делает людей гениями? Теория «патологичности гения» перекладывает всю ответственность за столь редкое явление на плечи случая, по вине которого тот или иной избранник получает во владение «нарушенный в нужную сторону» организм. Соглас