Тема 4. Перкуссия легких. 14

Тема 5. Аускультация легких. 14

Тема 6. Исследование функции внешнего дыхания. 14

Тема 7. Жалобы, анамнез, осмотр и пальпация при заболеваниях сердечно-сосудистой системы. Осмотр и пальпация области сердца. 14

Тема 8. Перкуссия сердца. 14

Тема 9. Аускультация сердца. Тоны сердца и их происхождение. Изменение тонов сердца при патологии. 14

Тема 10. Аускультация шумов сердца. 14

Тема 11. Исследование сосудов. Пульс и его свойства. Артериальное и венозное давление. 14

Тема 12. Инструментальные методы исследования сердечно-сосудистой системы.. 14

Тема 13. Аритмии сердца. Клиническая и ЭКГ-диагностика. 14

Тема 14. Расспрос, осмотр, перкуссия и аускультация при заболеваниях желудочно-кишечного тракта 14

Тема 15. Поверхностная и глубокая пальпация живота. 14

Тема 16. Дополнительные методы исследования желудочно-кишечного тракта. 14

Тема 17. Особенности жалоб, анамнеза, больных с заболеваниями печени и желчевыводящих путей. Желтухи. Общий осмотр, перкуссия и пальпация печени, желчного пузыря и селезенки. 14

Тема 18. Лабораторные и инструментальные методы обследования больных с заболеваниями печени и желчевыводящих путей. Функциональные пробы печени. 14

Тема 19. Расспрос, осмотр, пальпация, и перкуссия при заболеваниях выделительной системы. Ренальные и экстраренальные симптомы. 14

Тема 20. Исследование функции почек. Инструментальная диагностика при патологии выделительной системы. Хроническая почечная недостаточность. 14

Эталоны ответов к задачам.. 14

Тема 1. Знакомство студентов с клиникой и планом занятий. Схема истории болезни. Основные принципы расспроса больных. Вопросы деонтологии.

Цель занятия: Овладеть методикой правильного и систематического сбора анамнеза и оценкой полученных данных.

К занятию студент должен знать:

1. Роль отечественных ученых в разработке методики собирания анамнеза.

2. Определение понятий «история болезни», «анамнез».

3. Основные разделы истории заболевания и жизни.

4. Вопросы деонтологии.

В итоге занятия студент должен уметь:

1. Правильно и систематически собирать анамнез и оценивать полученные данные.

2. Записывать в историю болезни полученные при расспросе данные.

Мотивация: Расспрос больного имеет большое значение для диагностики, поэтому с расспроса начинают обследование больного.

Исходные данные:

Предмет Тема
Пропедевтика внутренних болезней Роль отечественных ученых в разработке методики собирания анамнеза. Вопросы деонтологии.  

УЧЕБНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

Деонтология. Это наука о взаимоотношениях врача и больного, о долге и обязанностях врача.

Расспрос больного. Расспрос должен проводиться в определенном порядке, по схеме, чтобы не упустить никаких сведений, относящихся к заболеванию пациента. Данные расспроса записываются в историю болезни.

Схема истории болезни:

I раздел – паспортная часть (Ф.И.О., дата рождения, адрес, место работы и занимаемая должность, дата поступления в стационар).

II раздел – жалобы. Выясняют жалобы на день поступления в стационар. Необходима детализация каждой жалобы, т.е. следует подробно выяснить все признаки каждой жалобы. Среди жалоб надо выделить главные (ведущие) и второстепенные. Изучение основных (главных) жалоб позволяет сделать заключение об общем характере заболевания.

III раздел – история настоящего заболевания (Anamnesis morbi).Следует выяснить и записать когда началось заболевание, с чем оно связано, какие симптомы болезни были в самом начале, как протекало заболевание, результаты проведенных исследований, какое проводилось лечение, каковы были результаты лечения. Необходимо подробно расспросить о причинах и проявлениях последнего ухудшения, в связи с чем больной был госпитализирован.

IV раздел – история жизни (Anamnesis vitae). Это медицинская биография больного по основным периодам его жизни. Следует выяснить когда и где родился пациент, в какой семье, как развивался в детские годы, как учился, с какого возраста начал работать, кем работал, какие были трудовые условия и профессиональные вредности. Необходимо уточнить семейное положение. У женщин узнать число беременностей, родов, абортов и их осложнения; у мужчин – служил ли в армии (если нет, то по какой причине). Подробно надо расспросить больного о перенесенных ранее заболеваниях, операциях и травмах. Отдельно спросить, не болел ли пациент и его родственники туберкулезом, вирусным гепатитом, венерическими и психическими заболеваниями. Необходимо выяснить есть ли в семье наследственные болезни. Расспросить о вредных привычках (курение, алкоголь, наркотики); установить наблюдавшиеся ранее аллергические реакции на прием медикаментов, некоторых пищевых продуктов, на препараты бытовой химии; были ли в прошлом гемотрансфузии, как их перенес. Также уточняется время потери трудоспособности в связи с данным заболеванием.

V раздел – настоящее объективное состояние больного (Status praesens objectivus). В этом разделе записывают данные осмотра, пальпации, перкуссии, аускультации по системам.

Наши рекомендации