Организация логопедической помощи детям в России
В нашей стране помощь заикающимся детям оказывается в специализированных кабинетах или учреждениях в системах здравоохранения и народного образования.
В первом случае эту работу проводят логопедические кабинеты при детских поликлиниках, специализированные стационары при психоневрологических диспансерах, полустационары, ясли, сезонные и постоянно действующие санатории. В системе народного образования помощь заикающимся детям оказывается в специальных детских садах или спецгруппах при массовых детских садах, на логопедических пунктах при массовых школах и в специальных речевых школах.
В вышеназванные учреждения заикающийся ребенок или регулярно ходит на специальные занятия 2—3 раза в неделю (амбулаторные условия), или поступает на определенный срок под постоянное наблюдение специалистов, которые и оказывают на него необходимое лечебно-педагогическое воздействие (стационарные условия).
Достоинством амбулаторных условий является то, что заикающиеся дети на время лечения не отрываются от привычного социального окружения. Отсюда у них появляется возможность переносить навыки, приобретенные в кабинете, в свою повседневную жизнь. Кроме того (а это важно), дети-учащиеся продолжают обучение в школе. Регулярные занятия со специалистом позволяют планомерно и правильно работать по коррекции речи и поведения заикающегося ребенка. Задачами каждого занятия в кабинете являются: контроль за состоянием речи ребенка в данное время, выбор и отработка определенных новых упражнений для его речи и поведения, задания для самостоятельной работы.
Родители, присутствующие на занятиях, непосредственные участники этих занятий. Здесь они учатся правильному подходу к своему ребенку, овладевают приемами исправления его речи, получают необходимые консультации. Все это способствует выработке единого и правильного подхода к ребенку и в кабинете, и в семье.
Наряду с этим амбулаторные условия для лечения заикания имеют и целый ряд недостатков, отрицательно влияющих на эффективность лечения. Особенно это относится к детям-учащимся. Ребенок посещает логопедические занятия во внеучебное время, за счет своего отдыха. Из практики известно, что эти дети нередко посещают еще или музыкальную,, или спортивную школу. К тому же они должны найти время для участия во внеклассной работе и для выполнения дома школьных заданий.
Логопед Л.Г.Парамонова, специально изучавшая эффективность комплексного метода лечения заикающихся детей в условиях школьного логопедического пункта, сделала ряд наблюдений, касающихся недостатков амбулаторных условий. К ним относятся: недостаточный контакт с врачами, занятость родителей ребенка, неспособных поэтому обеспечить должный режим его дня, питания, занятий, контроль за его речью. В ряде случаев автор отмечала неблагоприятную семейную обстановку, недостатки жилищных условий.
Сделанные наблюдения позволили Л.Г.Парамоновой заключить, что в амбулаторных условиях дети-школьники часто не дают заметных улучшений речи. Таким образом, эти занятия приносят им только лишнюю травму или неуверенность в возможности излечения от заикания.
Наблюдения последних лет, полученные в результате изучения эффективности лечения заикания в амбулаторных и стационарных условиях, позволяют говорить о значительном преимуществе последних.
По нашим наблюдениям, лучшим результатом лечения заикающихся детей в стационарных условиях является, с одной стороны, изоляция детей в стационаре от бытовых, нередко неблагоприятных условий[33], возможность спокойного и ровного поведения, целенаправленность всех действий, твердый режим дня. С другой стороны, постоянное наблюдение медицинского и педагогического персонала за детьми позволяет усилить комплексное воздействие на каждого из них. В стационаре оказывается возможным создание для детей речевого режима, расширение рамок психотерапии, медикаментозного и физиолечения, снотерапии.
Стационарные условия в лечении заикающихся детей и подростков по-разному выражены в системах народного образования и здравоохранения. В первом случае делаются попытки оказания помощи детям в специальных речевых детских садах, школах-интернатах. Здесь они совмещают обучение по программе массового детсада или школы с логопедическими занятиями.
В речевые детские сады принимаются заикающиеся дети с двух лет. Логопед проводит с ними ежедневные занятия, результаты которых должны закрепляться воспитателями в процессе воспитания и обучения их по программе дошкольных учреждений общего типа.
В речевой школе полагается специальное отделение для заикающихся детей. Программа начальных классов здесь должна быть пройдена за 5 лет (один год на коррекцию речи), а в последующие четыре — год в год. От массовой школы это отделение отличает также частичное изменение учебного плана (введены логопедические занятия, ритмика, увеличено количество часов на русский язык и пр.), изменение продолжительности урока в 1 классе (30 минут вместо 45), меньшее число учеников в классе, наличие в штате медицинского персонала: психоневролога, педиатра, инструктора по ЛФК, медицинской сестры.
Большое распространение в настоящее время имеет организация помощи заикающимся детям в условиях медицинских стационаров,
открываемых специальных отделений при детских больницах или диспансерах. Основным привлекающим свойством этой формы помощи является возможность максимально использовать лечебное воздействие на заикающегося ребенка в целом. Всестороннее изучение его, широкий выбор медицинских средств в сочетании с логопедическими приемами позволяют создавать на практике необходимый для преодоления заикания лечебно-педагогический комплекс.
Лечение детей в логопедическом стационаре в среднем 3—4 месяца. В течение этого времени они ежедневно получают соответствующее лечение и под наблюдением логопеда и персонала проводят речевые занятия. Кроме того, во время лечения дети школьного возраста самостоятельно и с помощью логопеда и воспитателей занимаются в соответствии со школьной программой. Безусловно, объем и качество пройденного таким образом учебного материала не отвечают в достаточной степени требованиям этой программы. Но тем не менее учебные занятия в стационаре (помимо того, что помогают проводить закрепление правильной речи и поведения детей на близком им материале) в известной мере позволяют сократить лечащимся детям разрыв в знаниях по сравнению со сверстниками.
Сравнивая два типа стационарных условий для заикающихся детей (школы-интерната и медицинского стационара), мы видим существенные различия не только в самой форме этих учреждений, но и в принципиальном подходе к решению основной задачи — избавления ребенка от заикания. В школе-интернате эту задачу пытаются решить, несколько видоизменив школьную программу обучения. В медицинском стационаре основным является лечебно-педагогический комплекс мероприятий, направленный на оздоровление и лечение организма заикающегося ребенка, его нервной системы, психики и, в частности, речевой функции. Использование школьной программы также имеет место, но она не имеет при этом основного значения.
В последние годы в нашей стране развернулась сравнительно широкая организация сезонных (летних) логопедических санаториев и пионерских лагерей санаторного типа для заикающихся детей. Их достоинством является сравнительная простота организации (в нашей стране организуются летом тысячи оздоровительных лагерей для детей) и то обстоятельство, что заикающиеся школьники во время лечения не отрываются от обучения в школах и совмещают свое лечение с отдыхом. Здесь имеется возможность широко использовать в лечении нервно и соматически ослабленных детей климатические и природные факторы.
Знакомство с работой летних специализированных санаториев и оздоровительных лагерей санаторного типа показывает, что в первом случае делаются попытки организовать комплексное лечение детей с любыми формами заикания. Во втором случае в силу особенностей структуры оздоровительного лагеря (отсутствие необходимого числа специалистов и медицинской оснащенности) нет достаточных возможностей для комплексного лечения выраженных случаев заикания. Поэтому перед персоналом этих лагерей стоят задачи общего оздоровления детей, укрепления их нервной системы, предупреждения и устранения у них легких форм заикания и его рецидивов.
Если показанием для лечения в сезонных санаториях служит наличие у детей заикания в различной степени, вплоть до самой сложной, а также заикания в совокупности с другими нетяжелыми дефектами речи, то в оздоровительные лагеря направляются дети: 1) после проведенного курса лечения заикания в специализированных кабинетах или стационарах; 2) с легкими формами заикания; 3) с другими формами расстройств плавности и темпа речи (задержавшиеся физиологические запинки, баттаризм, тахилалия, брадилалия) и с другими нарушениями речи.
Противопоказаниями для направления в оздоровительные лагеря для заикающихся детей служат: 1) заикание средней и выраженной степени, а также осложненное другими дефектами речи, 2) резкие расстройства слуха; 3) расстройства речи центрального происхождения (алалии, афазии, сложные формы дезартрии; 4) противопоказания для обычных детских оздоровительных учреждений (кожные инфекционные заболевания, органические поражения нервной системы, недержание мочи и др.).
Из сказанного выше видно, что, несмотря на схожесть двух форм организации летней работы с заикающимися детьми, они имеют некоторое различие как в самой форме организации, так и в основных задачах, стоящих перед ними. Сезонный санаторий и оздоровительный лагерь для заикающихся детей не только не исключают, а скорее дополняют друг друга.
Таким образом, в нашей стране для заикающихся детей организована разнообразная система специализированных кабинетов и учреждений. (Конкретные адреса таких кабинетов и учреждений имеются в каждом областном или городском отделах здравоохранения и народного образования.)
Какой тип специализированного учреждения выбрать для лечения заикающегося ребенка, специалист решает, исходя в каждом конкретном случае из сложности заикания, возраста ребенка, условий, в которых он живет, отдаленности его места жительства и, наконец, из специфики самого логопедического учреждения. Опыт убеждает, что нет необходимости в каждом случае стремиться только в медицинский стационар, речевой детский сад или школу-интернат. Нередко амбулаторные условия оказываются достаточными для устранения заикания у детей, особенно младшего возраста.
Схема логопедической работы с детьми
в амбулаторных условиях
Предлагаемые схемы занятий[34] обозначают основные этапы последовательной логопедической работы. Не подменяя творческой работы логопеда, они являются отражением единых требований для всех заикающихся. Эти схемы служат для упорядочения, системности и целенаправленности логопедических занятий.
В предлагаемой системе логопедической работы в амбулаторных условиях учтен накопленный опыт в современной логопедии. В то же время к числу ее особенностей можно отнести следующие:
а) Логопедические занятия с заикающимися прежде всего строятся в зависимости от разных речевых возможностей каждого заикающегося, а не от сложности только речевых упражнений.
Опора на сохранные участки речи в коррекционной работе с заикающимися позволяет одновременно использовать разработанные за многие годы разные системы последовательно усложняемых речевых упражнений, а также использовать сохранные речевые возможности каждого заикающегося отдельно.
Выявленный порог (уровень) свободной речи у заикающихся (см. табл. 3) позволяет определять задачи трех этапов логопедических занятий с ними: подготовительного (работа ведется на имеющихся сохранных, здоровых участках речи), тренировочного (постепенное наступление на «больные участки речи») и закрепительного (закрепление приобретенных речевых навыков в повседневной деятельности с постепенным уменьшением речевых занятий).
б) Наряду с последовательным усложнением собственно речевых упражнений предусматривается постепенное нарастание сложности речевых ситуаций.
Исходя из знания факторов, влияющих на проявления пароксизмов заикания, в нашей системе предусматриваются разные стороны последовательного усложнения собственно речевых упражнений (степени ее самостоятельности, подготовленности структурной сложности, ритмичности, громкости) и речевых ситуаций (в зависимости от общественного окружения, обстановки, форм деятельности). Система логопедических занятий с заикающимися дошкольниками тесно увязывается с возрастными особенностями детей и задачами программы воспитания их в детских садах.
в) В предлагаемой системе логопедической работы предусматривается регулярное и обязательное использование магнитофона, определяются задачи и последовательность магнитофонных занятий с заикающимися.
г) Учитывая возможности и необходимость логопедической подготовки родителей заикающегося ребенка, в описанной ниже системе находит место определенное и постоянное участие родителей на разных этапах логопедических занятий с детьми.
В логопедических кабинетах и пунктах занятия с заикающимися детьми проводятся 2—3 раза в неделю по 40—60 минут каждое. Курс занятий рассчитан на 3—4 месяца. Это составляет 32— 36 занятий. Обследование и отбор детей так же, как и первичная магнитофонная запись, проводятся до начала занятий.
Подготовительный периодориентировочно составляет 7—8 занятий. Для дома это период щадящего режима, когда для ребенка должна быть создана максимально спокойная обстановка, организовано правильное отношение к нему окружающих, установлен твердый режим дня, по возможности ограничено речевое общение с окружающими, полностью исключена фиксация на случаях заикания. Все речевые упражнения в кабинете и дома логопед проводит, опираясь на здоровые участки речи заикающегося ребенка.
Содержание работы логопеда будет определять следующее. Стимуляция каждого ребенка на активную работу над своей речью и поведением. Для этого на первое занятие логопед приглашает несколько детей из числа тех, кто уже раньше занимался в логопедическом кабинете и был выписан с хорошими результатами. Пришедшие рассказывают о том, какая у них была раньше речь, как они добились устранения ее недостатков (упорство, настойчивость, обязательное выполнение заданий и советов логопеда и т.д.). На таком занятии может быть использован магнитофон с демонстрацией речи детей до начала курса логопедических занятий и после завершения его. Для старших детей могут зачитываться выдержки из писем бывших заикающихся. У начинающих занятия, таким образом, воспитывается острое желание упорным трудом, системой специальных упражнений добиваться красивой, свободной речи, вызывается чувство веры в силы логопеда, уверенность в благоприятном исходе специальных занятий.
Кроме того, на первом-втором занятии логопед знакомит детей с организационными особенностями предстоящих занятий: сообщает о расписании занятий, о необходимых для занятий пособиях, знакомит детей друг с другом, выявляет особенности их поведения в кабинете, рассказывает, из чего будут состоять предстоящие занятия, что из себя представляет красивая, правильная речь, проводится демонстрация такой речи (это может быть образец речи логопеда или прослушивание пластинок с выступлениями артистов, мастеров художественного слова; материал должен соответствовать возрасту детей).
С первых же занятий разучиваются речевые зарядки: произнесение гласных звуков, их сочетаний с согласными, разучивание стихов в сопровождении с движениями рук и ног, имитацией движений, соответствующих содержанию текста, проговаривание автоматических рядов (счет, дни недели, месяцы и пр.), заучивание психотерапевтических текстов для утреннего (после сна) и вечернего (перед сном) проговаривания. Например (утром): «Я сегодня хорошо выспался. Я хорошо отдохнул. У меня очень хорошее настроение. Я спокоен, бодр, весел. Меня ожидает сегодня много интересных дел. Я помню, что учусь говорить красиво. Я помню все советы логопеда. Я буду сегодня стараться говорить красиво и выразительно. Я уверен, что научусь говорить так, как говорят артисты». (Вечером): «Я сейчас буду спать. Сегодня у меня был очень интересный день. Весь день у меня было хорошее, радостное настроение. Я был спокоен и говорил хорошо. Я говорил так, как меня учат на занятиях. Я теперь всегда буду стараться говорить правильно и красиво. Я сейчас буду спать. А завтра встану бодрый, с хорошим настроением. Завтра меня тоже ожидает интересный день. Я снова буду следить за своей речью. Я научусь говорить красиво, как артисты».
Тексты для самовнушения логопед составляет в зависимости от возраста детей, с некоторыми видоизменениями они могут, предвосхищая логопедическое занятие, настраивать детей на выполнение задач этого занятия. Тексты могут повторяться ребенком один или несколько раз.
Одновременно с разучиванием речевой зарядки для детей раскрываются понятия о красивой, правильной речи, из каких компонентов она складывается: звучность, выразительность, неторопливый темп и плавность, развернутость фразы, но без лишних звуков и слов, правильное поведение в момент разговора (свободное, непринужденное, спокойное, не суетливое, без вспомогательных движений).
Дети учатся следить за тем, как говорят их товарищи и они сами. Но при этом без фиксации на возможных запинках! Внимание должно быть обращено только на вышеназванные стороны речи и поведения. Фиксация на правильной речи!
Элементы правильной речи тренируются в этот период у ребенка на здоровых участках речи. Это позволяет свести к минимуму возможные запинки у него и в то же время все внимание уделить логопедическим требованиям к речи.
В этот период у логопеда представляется возможность проводить речевые упражнения на сопряженно-отраженном виде речи, ответах на конкретные вопросы, беззвучном артикулировании, шепоте, ритмизованной речи (стихотворениях и прозе). Тренировка правильной речи проводится в разных условиях: из разных положений (сидя, стоя, в движении, с места, с выходом вперед, со стула и т.д.); в процессе разной деятельности, различных занятий (лепка, рисование, счет, аппликации, родной язык); дидактических игр (лото, домино, телефон и др.). Для усложнения речевых ситуаций на логопедические занятия приглашаются посторонние, которые вначале только присутствуют, а в дальнейшем постепенно подключаются к занятиям. В конце этого периода проводится обучающее магнитофонное занятие. Индивидуальная работа с детьми, имеющими сопутствующие заиканию речевые нарушения, проводится логопедом одновременно и с первых же занятий ребенка в кабинете.
Своеобразна работа с родителями в этот период. Логопед проводит со всеми родителями популярные лекции, беседы о заикании (сущность, причины, методы устранения), о значении и направленности логопедических занятий (разные уровни сохранной речи у заикающихся детей, задачи первого периода логопедической работы, логопедические приемы по предупреждению и устранению речевых судорог и т.д.), о роли родителей в лечебно-педагогическом процессе (консультации и лечение ребенка у врачей, домашний режим и отношение окружающих, ежедневные речевые занятия дома, ведение дневника, выполнение указаний логопеда и пр.). Общие лекции не исключают индивидуальных бесед о каждом ребенке, особенностей подхода и занятий с ним.
Кроме этого, родители за подготовительный период должны не менее 2—3 раз присутствовать на логопедических занятиях с детьми, где им наглядно демонстрируются приемы предупреждения и преодоления речевых судорог, показываются принципы проведения логопедических занятий.
Тренировочный периодв амбулаторных условиях составляет 20— 22 занятия. Опираясь на представления и навык правильной речи, полученные ребенком на первом этапе, логопедические занятия этого периода ставят целью постепенно осваивать трудные участки речи заикающегося ребенка. Ребенок уже привык к успехам на занятиях, почувствовал, что может говорить свободно, красиво, поэтому новые задачи, которые к тому же очень постепенно реализуются логопедом, для него не будут неожиданными и чрезмерно трудными.
На логопедическом занятии разучивается новый текст утреннего и вечернего самовнушения. В качестве речевых зарядок интенсивно используется материал предыдущих речевых занятий.
В этот период постепенно тренируются во всех труднодоступных для заикающегося ребенка видах речи и речевых ситуациях: речевые упражнения (от ответов к спонтанной речи, от речи тихой к громкой); деятельность (от тихих занятий к подвижным и эмоциональным, от описания своих несложных действий к рассказу о предстоящем сложном комплексе действий); речевые ситуации (от усложнений ситуации внутри кабинета к сложным жизненным ситуациям). В условиях логопедического кабинета усложнение речевых ситуаций происходит за счет разнообразной деятельности ребенка и форм логопедического занятия. Лепка, рисование, аппликация, счет, родной язык, дидактические игры, подвижные игры и, наконец, ролевые и творческие игры. Последнее особенно важно для ребенка, так как полученные на занятиях навыки речи и поведения нужно перенести в жизнь.
В этот период проводится два-три обучающих и одно сравнительное магнитофонное занятие.
Обстановка на занятии усложняется и за счет все большей активности родителей. Вне кабинета закрепление новых навыков в основном ложится на родителей. Несколько занятий проводит логопед, а в дальнейшей он дает поручения родителям потренировать речь ребенка на прогулке, в музее, в магазине и т.д.
Работа с родителями в этот период состоит в том, чтобы:
1) провести для всех лекции-беседы о задачах тренировочного периода, о психологических особенностях заикающихся, о разных методах лечения заикания;
2) для присутствующих на занятиях показать успехи детей и эффективность логопедических приемов, поручить родителям проведение занятия или его части с детьми (план и последовательность занятия предварительно продумываются логопедом и родителем);
3) в домашних условиях родители должны следить за выполнением ребенком указаний логопеда, проводить речевые занятия, вести дневник наблюдений.
В закрепительный периодперед логопедом стоит задача продолжать закрепление правильной речи у ребенка в сложных условиях, в то же время постепенно отказаться от регулярных логопедических занятий. Этот период охватывает оставшееся время от обязательного цикла логопедических занятий (6—9 занятий). На логопедических занятиях продолжается интенсивная работа по тренировке правильной речи (рассказы, беседы, спонтанная речь и пр.) в ролевых и творческих играх, проводятся репетиции к предстоящему выпускному концерту и т.д. Вне занятий в кабинете продолжаются и интенсифицируются тренировочные речевые упражнения в различных ситуациях. Вводится следующий элемент — репетиция дома с родителями или сверстниками самостоятельного концерта. Желательно, чтобы в детском учреждении ребенок также принял участие в подготовке к предстоящему концерту.
Заканчивается курс обязательных логопедических занятий в кабинете утренником или концертом.
В закрепительный период работы родители посещают также логопедические занятия с детьми, принимают активное участие в их проведении, выполняют указания логопеда по закреплению у ребенка новых навыков речи и поведения в общественных местах и дома, принимают участие в подготовке выпускного концерта. Перед выпуском логопед с родителями каждого ребенка обсуждает его особенности и дает рекомендации по созданию необходимых условий для закрепления у него навыков свободной речи.
В зависимости от результата проведенных занятий логопед дает индивидуальные указания. Детям с практически здоровой речью[35] рекомендуются ежедневные речевые зарядки и речевые занятия дома, посещение логопедического кабинета 1 раз в две недели, затем 1 раз в месяц, 1 раз в 2 месяца и, наконец, 1 раз в 3 месяца.
Детям с незначительными остаточными явлениями заикания рекомендуются ежедневные речевые зарядки и занятия дома и посещение логопедического кабинета 1 раз в неделю в течение 3 месяцев. После некоторого перерыва повторить курс логопедических занятий, начиная с тренировочного периода. Для детей со значительными остаточными явлениями заикания рекомендуется стационарное лечение или занятия в специальных учреждениях. Дома — ежедневные речевые зарядки и повторные занятия с логопедом.
Схема логопедической работы с детьми
в стационарных условиях
В специализированных стационарах заикающиеся дети находятся 3—4 месяца. Примерно месяц составляет подготовительный период, 1,5—2 месяца — тренировочный и около месяца — закрепительный. Ниже дается система логопедической работы с заикающимися дошкольниками, разработанная под нашим руководством и использованная в Московском областном психоневрологическом санатории для детей с расстройствами речи.
Особенностью этой системы является то, что курс лечения делится на 3 цикла. Первоначально дети находятся на лечении 2 месяца (первый цикл), затем следует месячный перерыв; после чего снова 1,5 месяца лечения (второй цикл) и 2,5 месяца — перерыв; наконец, последний (третий цикл) — 1 месяц лечения и окончательная выписка ребенка из стационара.
Первый цикл(2 месяца, 48 занятий)[36] — активная перестройка речи. Оптимальная цель первого цикла — полностью реализовать задачи подготовительного и тренировочного периодов. По времени реализации схематично это выглядит так: 6 занятий — обследование и знакомство с детьми; 20 занятий — подготовительный период; 22 занятия — тренировочный период.
С первого дня пребывания ребенка в стационаре и до начала тренировочного периода для детей создается щадящий режим.
В дни обследования дети находятся на постельном режиме под наблюдением воспитателя и медицинской сестры, которые организуют спокойные игры, занятия, читают сказки, прослушивают пластинки и т.д.[37]. Речевое общение детей резко ограничено; разрешается только в необходимых случаях и только шепотом.
В это же время проводится первичная магнитофонная запись речи детей. Логопед разучивает с детьми речевую зарядку, проводит успокаивающие и стимулирующие беседы. Комплектуются группы детей для индивидуальной логопедической работы.
Собственно, с обследования речи детей и с максимального ограничения их речи начинается подготовительный период логопедической работы. Задачи и формы подготовительного и тренировочного периодов изложены выше.
Особенности их в стационаре будут выражаться лишь в следующем:
1) В условиях стационара нет возможности в тренировочный период предусмотреть усложнение речевых ситуаций вне его.
2) Перед окончанием первого цикла лечебно-педагогической работы с заикающимися детьми проводится только одно сравнительно-обучающее магнитофонное занятие. Оно как бы подытоживает достигнутые результаты работы над речью ребенка.
3) Логопедическая работа в стационаре тесно увязывается с воспитательской. Логопеды свои коррекционные занятия строят на материале, рекомендованном «Программой» воспитания детей дошкольного возраста, используют формы проведения занятий и игр для обычных дошкольных учреждений. В свою очередь воспитатели общеобразовательные занятия и воспитательные мероприятия соотносят с логопедическими задачами. На своих занятиях воспитатели ориентируются на речевые возможности каждого ребенка; своевременно информированные об успехах ребенка на логопедических занятиях, они закрепляют результаты логопедической работы с ним на воспитательных занятиях и в общережимные моменты.
4) Весьма своеобразна работа с родителями. Прерывность курса лечебно-педагогической работы в стационаре требует известной логопедической осведомленности родителей, чтобы в перерыве между циклами лечения ребенка не сорвать достигнутые результаты и закрепить их. С этой целью в течение первого цикла пребывания ребенка в стационаре с родителями один раз в неделю (в субботу или воскресенье) проводится занятие по логопедическому минимуму.
Первое занятие. Лекция-беседа о заикании у детей, об особенностях лечения в стационаре, о роли родителей в этом процессе.
Второе занятие. Лекция-беседа о психологических особенностях заикающихся детей, о комплексе лечебно-педагогической работы с заикающимися (с характеристикой поведения и лечения в данное время каждого ребенка. В беседе принимает участие врач-невропатолог).
Третье занятие. Беседа о направленности логопедических занятий, о логопедических приемах. Открытое логопедическое занятие (родители присутствуют на занятиях с той группой детей, где нет их ребенка). Обсуждение этого занятия.
Четвертое занятие. Присутствие родителей на открытом логопедическом занятии с детьми (в группе, где находится их ребенок). Обсуждение этого занятия.
Пятое занятие. Беседа о результатах устранения заикания у детей за первый цикл их пребывания в стационаре (используется сравнительная
магнитофонная запись), о задачах, стоящих перед родителями на полуторамесячный перерыв в лечении их ребенка (даются отдельно рекомендации каждому родителю).
Каждое занятие с родителями завершается свиданием с ребенком. Это стимулирует обе стороны: родителей к занятиям по логопедическому минимуму, детей к хорошей речи и поведению, чтобы порадовать родителей своими успехами. Логопедам необходима такая работа, так как появляется возможность тренировать речь ребенка в усложненных условиях. Все это требует тщательно продуманной системы проведения всего родительского дня, вплоть до вопросов и ответов между родителями и ребенком.
Выпуск детей из стационара оформляется красочно, радостно, в виде веселого утренника.
В течение 1,5 месяцев перерыва в лечении ребенка родители должны создать для него дома необходимое отношение со стороны окружающих, организовать ежедневное проведение речевых зарядок и занятий по указаниям логопеда, соблюдать предписание врача.
Второй цикл (1,5 месяца — 36 занятий) — подкрепляющая терапия. 8 занятий этого цикла отводятся для тренировки правильной речи ребенка на здоровых участках речи (подготовительный период) и 28 занятий — для закрепления навыков правильной речи и поведения в разной ситуации, в процессе разной деятельности, на разном по сложности речевом материале (тренировочный период).
Логопедические занятия в подготовительный период этого цикла начинаются с восстановления элементов правильной речи, с разучивания новой речевой зарядки. Детям демонстрируется их речь, записанная в начале первого цикла лечения и перед их выпиской из стационара. Обращается внимание на успехи, которые они сделали за первый цикл лечения. Одновременно ведется наблюдение за ребенком: что сохранил, что приобрел за время пребывания дома. Логопедические занятия начинаются с первого дня.
В тренировочный период этого цикла (примерно с середины его) предусматривается сокращение времени логопедических занятий до 1,5—1,40 (вместо 2—2,30). Специальные логопедические занятия постепенно заменяются общеобразовательными. Занятия проводятся, как и прежде, логопедом, но основная цель занятий постепенно меняется — логопедические задачи сменяются общеобразовательными. Логопедическое занятие, таким образом, постепенно превращается в логопедизированное воспитательное занятие.
Индивидуальная логопедическая работа по устранению сопутствующих недостатков речи проводится с детьми параллельно с общими занятиями.
В конце тренировочного периода проводится сравнительно-обучающее магнитофонное занятие. Настоящая речь сравнивается с первичной записью, сделанной при поступлении ребенка на первый цикл лечения. Выписка из стационара оформляется в виде утренника-концерта. Участвуют все дети.
Интенсивность занятий с родителями во втором цикле лечения несколько снижается. Родительские дни устраиваются 1 раз в 2 недели.
Первое занятие. Обсуждение результатов работы родителей с ребенком (высказывание каждого родителя). Открытое логопедическое занятие с его обсуждением.
Второе занятие. Обсуждение результатов лечебно-воспитательной работы с ребенком в стационаре (выступления логопеда и врача). Открытое логопедическое занятие с его обсуждением.
Третье занятие. Прослушивание сравнительной магнитофонной записи речи детей в настоящее время и первичной при поступлении на первый цикл лечения. Рекомендации логопеда, врача по работе с ребенком в домашних условиях после его выписки.
Задача родителей: в течение 2,5 месяцев перерыва в лечении закрепить у ребенка в домашних условиях навыки правильной речи и поведения, приобретенные им в стационаре. Ежедневные речевые зарядки и занятия, строгое выполнение рекомендаций логопеда и врача — в этом залог успешной работы родителей.
Третий цикл (1 месяц — 24 занятия) — закрепление навыков правильной речи. Он состоит из подготовительного периода (3 занятия), тренировочного (5 занятий) и закрепительного (16 занятий).
На первых занятиях проводится изучение ребенка; демонстрируются магнитофонные записи речи детей при поступлении на первый цикл лечения и перед выпиской после второго цикла; разучивается новая речевая зарядка; отрабатываются и восстанавливаются элементы правильной речи на ее здоровых участках.
В последующие 5 занятий интенсивно проводятся речевые упражнения разной сложности и в разных ситуациях. После чего, не меняя сложности упражнений, логопедические занятия постепенно заменяются воспитательскими с их задачами и спецификой проведения. В закрепительный период логопедический стационар для дошкольников напоминает обычный круглосуточный детский сад, где в группе работают как бы два воспитателя: один — утром, другой — вечером. Отличительной его чертой является малокомплектность группы и обязательная логопедизация всех занятий с детьми. Перед окончанием лечения проводится последнее магнитофонное сравнительно-обучающее занятие. К выпуску детей готовится праздничный концерт, в котором принимают участие все дети.
Работа с родителями в этом цикле не отличается от предыдущего — занятия по той же схеме один раз в две недели.
В заключение отметим, что преимущества изложенного выше курса лечебно-педагогической работы с заикающимися детьми в условиях стационара выражаются в следующем:
1) Без удлинения срока пребывания заикающегося ребенка в специализированном стационаре увеличивается время логопедической работы с ним. Ребенок фактически находится под наблюдением в течение 9 месяцев.
2) Переход ребенка из своеобразных условий специализированного стационара в домашние осуществляется не резко, а постепенно.
3) В случаях успешной коррекционной работы с ребенком появляется возможность ограничить срок его пребывания в стационаре, т.е. провести только первый и третий цикл лечения или второй и третий для детей, уже ранее занимавшихся с логопедом. Таким образом, различная направленность каждого цикла позволяет учесть индивидуальные особенности детей, варьировать необходимые формы лечебно-педагогической работы с ними. Это в свою очередь разрешает увеличить и пропускную способность специализированного стационара.
4) Предложенная система, с одной стороны, способствует более тесному контакту логопеда и родителей и, в частности, значительно активизирует роль родителей в коррекционно-воспитательной работе с ребенком.
5) С другой стороны, теснее переплетается взаимодействие логопеда и воспитателя. Логопед, последовательно перестраивая логопедические занятия, включает общеобразовательные задачи, более глубоко представляет себе общие задачи воспитательной работы с детьми. Это существенно отражае