Проведение гимнастики, закаливающих процедур, посещение спортивных кружков и секций
Ведущее место в системе физического воспитания учащихся общеобразовательных школ занимают уроки физической культуры и дополнительные формы физического воспитания. Снижение двигательной активности неблагоприятно влияет и на аккомодационный аппарат глаза.
Наилучшим сочетанием видов физической активностидетей, посещающих школу, является их двигательная активность на воздухе не менее 2-3 часов в день (прогулки, подвижные и спортивные игры, физические упражнения), утренняя гимнастика, участие в спортивных кружках и секциях, а также занятия двигательно-активного характера (хореография, ритмика, современные и бальные танцы и т.д.).
В зимнее время полезны занятия на коньках, лыжах 2 раза в неделю. В теплое время года — занятия легкой атлетикой, волейболом, баскетболом, теннисом и другими спортивными играми на открытом воздухе. При этом одежда должна предохранять детей от переохлаждения и перегревания и не стеснять движений. Рекомендуется также посещать плавательный бассейн для занятий плаванием и водным спортом.
Для увеличения двигательной активности в школах, помимо уроков физической культуры и занятий в секциях, рекомендуются:
- физкультминутки на уроках;
- организованные подвижные игры, динамические паузы на переменах;
- спортивный час для детей, посещающих группу продленного дня;
- внеклассные спортивные занятия и соревнования.
Закаливающие процедуры рефлекторно влияют на деятельность всех органов и ведущих систем жизнеобеспечения, существенно изменяют терморегуляцию организма, повышают основной обмен, ускоряют течение биохимических реакций, тонизируют организм.
Основные правила закаливания
1 Постепенность увеличения закаливающих воздействий. Недопустимо быстрое, форсированное снижение температуры и увеличение продолжительности процедуры.
2 Систематичность, т.е. регулярное повторение закаливающих воздействий.
3 Положительный эмоциональный настрой ребенка. Процедура должна носить игровой характер, а величина холодового воздействия восприниматься в виде приятно прохладных ощущений и не сопровождаться негативными реакциями.
Водные процедуры. Закаливание водой нужно начинать с энергичного обтирания махровым полотенцем, варежкой: сначала рук, ног, затем груди, спины и далее всего тела. Первоначально вода должна быть теплой, потом ее доводят до 10 градусов. Затем можно приступить к обливаниям, так же постепенно снижая температуру – от теплой до температуры проточной холодной воды, но не ниже 10 градусов. При этом нужно учитывать, что оптимальная устойчивость организма достигается при чередовании общих и местных охлаждений. Например, общее обливание и обливание стоп, полоскание горла.
Ходьба босиком. Утром и вечером нужно ходить босиком по комнате, начиная с 15 минут, постепенно удлиняя временной промежуток на 10 минут и доведя до 1 часа. В теплое время года можно ходить по земле, траве, песку, мелким камешкам. После каждой прогулки босиком ступни следует энергично растирать, а икроножные мышцы массировать.
«Профилактическая гимнастика для снятия зрительного утомления»
В настоящее время компьютер стал обычным средством получения информации и общения. Вместе с ростом технических возможностей прогрессивно увеличивается количество детей, проводящих много времени у монитора. Незнание и несоблюдение правил гигиены зрения при работе с компьютером является одной из причин возникновения и прогрессирования близорукости у школьников. На мониторе компьютера изображение подается не в виде сплошных линий, а в виде микроскопических точек – пикселей. Пиксельная структура изображения, низкая контрастность монитора при длительной работе требует избыточного напряжения глаз. Негативное влияние на зрение оказывают также неправильно выбранное расстояние от глаз до экрана, неудачные цвета.
Школьник за компьютером может проводить не более 45 мин. в день (школьный урок), причем время непрерывной работы не должно превышать 15-20 минут. Если работу за это время не выполнить, ее надо разбить на части и через каждые 15 минут делать перерыв для глаз.
Детям дошкольного возраста работа и игра за компьютером не рекомендуется, так как цилиарная мышца полностью формируется только к 7-8 годам. Занятия с использованием компьютеров для детей 5 - 7 лет следует проводить не более одного в течение дня и не чаще трех раз в неделю. Продолжительность работы с компьютером для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6 -7 лет — 15 минут. После занятия с детьми проводят гимнастику для глаз.
Рано начинающаяся и непрофессиональная подготовка к школе, в том числе и нерациональное использование обучающих компьютерных программ, отрицательно сказывается на состоянии зрения ребенка и может привести к раннему возникновению миопии.
Вместе с тем компьютер уже стал неотъемлемой частью нашей жизни. Соблюдение определенных правил позволит избежать зрительного переутомления.
Основные правила работы за компьютером:
- изображение на экране монитора должно быть четким, контрастным, не иметь бликов и отражений рядом стоящих предметов;
- ноги должны быть согнуты под прямым углом и опираться на пол, спинка стула должна поддерживать нижнюю половину спины;
- верхний край экрана монитора должен быть на уровне глаз, а расстояние до него 45 — 70 см;
- при работе на клавиатуре руки должны свободно лежать на столе (правильно подобранные стол и стул помогают сохранить правильную осанку);
- при работе за компьютером ребенку с плохим зрением необходимо пользоваться очками или контактными линзами;
- через каждые 10 -15мин. необходимо отводить глаза от монитора и смотреть вдаль;
- через каждые 40-50 минут работы необходим перерыв около 10 минут. Во время перерыва нужно выполнить комплекс упражнений, состоящий из поворотов головы в стороны 30-50 раз, наклонов головы к правому и левому плечу 10-20 раз, круговых движений головой по 5 раз в обе стороны, наклонов головы вперёд и вниз 10-20 раз, частых миганий по 3 сек.(с перерывом 5 сек. и повторить 5 раз) и пальминга 3-5 мин.(занятие 2);
- рекомендуются контрастные ванны для глаз по 3 минуты утром и вечером.
Профилактическая гимнастика способствует укреплению склеры глаза, повышению работоспособности цилиарной мышцы, благоприятно влияет на формирование рефракции, улучшает кровообращение в глазах. Ее нужно выполнять в образовательном учреждении в начальных классах на каждом уроке, в среднем и старшем звене – через урок. А дома — не реже чем 1 раз в час, при выполнении домашних занятий или игре на компьютере.
Виды гимнастик
По использованию художественного словагимнастики для глаз можно разделить на те, которые имеют стихотворное сопровождение и те, которые проводятся без него.
По использованию дополнительных атрибутов, можно выделить 4 вида:
— с предметами (например, работа с расположенными на стенах карточками. На них мелкие силуэтные изображения предметов, буквы, слоги, цифры, геометрические фигуры и т.д. (размер изображенных предметов от 1 до 3 см). По просьбе педагога дети встают и выполняют ряд заданий: отыскивают на стенах картинки, являющиеся ответом на загадку; находят изображения предметов, в названиях которых есть нужный звук и т.д.
— без атрибутов (никакие предметы и плакаты не используются);
— с использованием специальных полей (изображаются какие-либо цветные фигуры (овал, восьмерка, волна, спираль, ромб и т.д.) или причудливо перекрещенные линии разных цветов толщиной 1 см.. Этот плакат размещается выше уровня глаз в любом удобно месте (над доской, на боковой стене и даже на потолке). По просьбе педагога дети начинают «пробегать» глазами по заданной траектории. При этом каждому упражнению желательно придавать игровой или творческий характер. Можно на кончик указки прикрепить бабочку или персонажа по теме и отправиться в путешествие);
Существуют специализированные программы, направленные на снятие напряжения и коррекцию зрения. Как правило, они дорогостоящие и мало используются в ДОУ. Но мультимедийную гимнастику для глаз легко изготовить самим, используя программу Power Point для создания презентаций, где любому объекту можно задать определенное движение (инструменты Анимации). Это удобно при использовании непосредственной образовательной деятельности на основе презентации, когда педагог подбирает рисунки по теме и вставляет ее в нужный этап.
Интереснее всего проходят гимнастики для глаз, на которых используются предметы или задания в стихотворной форме, движения по определенным дорожкам, задания на поиск предметов и картинок в разных частях группы.
Заключение
Рассмотрев условия, необходимые для формирования зрения, делаем вывод, что дети наиболее подвержены глазным заболеваниям. Следовательно, необходимо с начала рождения ребенка следить за его глазами и научить родителей уходу и профилактике глаз и систем связанными с ними.
Нужно пропагандировать профилактику глаз не только родителям, а всему населению, так как заболевания глаз начинаются не только в детстве. Необходимо создавать : буклеты, брошюрки, памятки, листовки.
Роль родителей важна, так как от них зависит, будет ли у ребенка хорошее зрение. И играет фактор наследственности, если родитель не уследил за ребенком, то может начаться поколение с той болезнью, которой заболел ребенок.
Образ жизни и окружающая среда – основные факторы здоровья, необходимо направить людей на понимание образа жизни и улучшению окружающей среды.
Таким образом, роль медицинской сестры в профилактике нарушения зрения у детей заключается в следующем:
· Ознакомление родителей с профилактикой
· Принятие мер по улучшению окружающей среды для детей
· Проведение бесед с детьми на тему « Профилактика зрениия »
· Проведение осмотров глаз у детей
· Разработка методических рекомендаций по уходу за ребенком
И в заключение следует добавить: многое, оказывается, зависит от нас самих. Глаза необходимо беречь с детства, ценить и оберегать этот важнейший и величайший дар природы на протяжении всей жизни, чтобы ощутить радость – радость ясного взора!
Список литературы
1.Абрамов В.Г. Основные заболевания глаз в детском возрасте и их клинические особенности.[Текст] – М., 1993. – 496 с.
2.Аветисов Э.С., Ковалевский Е.И., Хватова А.В. Руководство по детской
офтальмологии.[Текст] – М., 1987. – С.26-129, 176-192.
3.Аветисов Э.С. Близорукость. – М., 2000. – 288с.
4.Бржевский В.В Невские горизонты-2010[Текст]В2т.-Т.2/СПГПМА.-СПб.:Политтехника-сервис,2010.-494с
5.Дорофеева Я.В. Близорукость у детей[Текст] // Да Сигна. – 2005. – №8. – С. 136
6.Журавлева Л.В. «Здоровое зрение мечта или реальность»[Текст]ОАО Новости105005гМосква2008-143с.
7.Петухов В.М., Медведев А.В. Особенности возникновения и прогрессирования школьной близорукости в условиях современного учебного процесса и её профилактика: учебно-метод. Пособие.[Электронный ресурс] — Самара, 2005. – 65 с.
8.Петухов В.М., Медведев А.В. Особенности возникновения и прогрессирования школьной близорукости в условиях современного учебного процесса и ее профилактика // Сборник материалов конференции «Современные подходы к диагностике и лечению миопии у детей».[Текст] – М., 2006. – 490с
9.CанПины, действующие в школах и образовательных учреждениях [Электронныйресурс].Режимдоступа{http://www.kudagradusnik.ru/index.php/sanpin/6932-sanpin-2422821-10-dlya-shkol.html}
10.Приказ Минздрава и медицинской промышленности Р.Ф.[Электронный ресурс] «Об утверждении инструкции по проведению профилактических осмотров детей дошкольного и школьного возрастов на основе медико – экономических нормативов» Режим доступа { http://legalacts.ru/doc/prikaz-minzdravmedproma-rf-ot-14031995-n-60/
11. Источник: Псковская Лента Новостей
Приложение 1
Приложение2
Приложение 3
Размеры мебели в зависимости от роста ребенка
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Уровень заболеваемости детей и подростков
Дети от 0 до 14 лет включительно | ||||
Наименование классов и отдельных болезней | 2016г. Число случаев | Показатель на 1000 | ||
2016г. | 2015г. | 2016г. | ||
Болезни глаза и его придаточных органов | 151.8 | 189.2 | 182.6 | |
Из них миопия | 46.8 | 56.7 | 49.8 |
Приложение 7
Дети от 15 до 17 лет включительно | ||||
Наименование классов и отдельных болезней | 2016г. Число случаев | Показатель на 1000 | ||
2016г. | 2015г. | 2014г. | ||
Болезни глаза и его придаточных органов | 172.8 | 332.8 | 287.2 | |
Из них миопия | 120.3 | 232.2 | 195.7 |
Приложение 8
1 вариант (повторять не менее 6 раз в каждом направлении)
Упражнение 1. Двигайте глазами влево и вправо по прямой линии.
Упражнение 2. Повторите предыдущее упражнение, сменив направление на вверх-вниз.
Упражнение 3. Вращайте глазами по и против часовой стрелки.
Упражнение 4. Интенсивно зажмурьтесь, а затем широко распахните глаза.
Упражнение 5. Двигайте глазами по диагонали из нижнего левого угла в правый верхний и наоборот.
Упражнение 6. Сведите глаза к переносице .
Упражнение 7. Быстро и часто поморгайте.
Приложение 9
Точечный массаж – оружие против близорукости
Приложение 10
Средняя суточная продолжительность сна у детей и подростков
Возраст (лет) | 1 - 3 | 3 - 7 | 8 - 11 | 15 - 16 | 17 - 19 |
Продолжительность сна, часы | 13 - 14 | 10-11 | 9,5 - 10 | 7-8 |
Приложение 11
комплексы упражнений для профилактики компьютерного зрительного синдрома
1 вариант
Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз; посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз. | |
Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз. | |
Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза. | |
Перенести взгляд быстро по диагонали: направо вверх — налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6; затем налево вверх, направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз. |
2 вариант
Закрыть глаза, не напрягая глазных мышц, на счет 1-4; широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз. | |
Посмотреть на кончик носа на счет 1-4, потом перевести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз. | |
Не поворачивая головы (голова прямо), делать медленно круговые движения глазами вверх — вправо — вниз — влево и в обратную сторону: вверх — влево — вниз — вправо. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз. | |
При неподвижной голове перевести взор с фиксацией его на счет 1-4 вверх, на счет 1-6 прямо; после чего аналогичным образом вниз-прямо, вправо-прямо, влево-прямо. Проделать движение по диагонали в одну и другую стороны с переводом глаз прямо на счет 1-6. Повторить 3-4 раза. |
“Весёлая неделька” гимнастика для глаз
— Всю неделю по — порядку,
Глазки делают зарядку.
— В понедельник, как проснутся,
Глазки солнцу улыбнутся,
Вниз посмотрят на траву
И обратно в высоту.
Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).
— Во вторник часики глаза,
Водят взгляд туда – сюда,
Ходят влево, ходят вправо
Не устанут никогда.
Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).
— В среду в жмурки мы играем,
Крепко глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем глазки открывать.
Жмуримся и открываем
Так игру мы продолжаем.
Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки; (упражнение для снятия глазного напряжения)
— По четвергам мы смотрим вдаль,
На это времени не жаль,
Что вблизи и что вдали
Глазки рассмотреть должны.
Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации)
— В пятницу мы не зевали
Глаза по кругу побежали.
Остановка, и опять
В другую сторону бежать.
Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх; (совершенствует сложные движения глаз)
— Хоть в субботу выходной,
Мы не ленимся с тобой.
Ищем взглядом уголки,
Чтобы бегали зрачки.
Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый (совершенствует сложные движения глаз)
— В воскресенье будем спать,
А потом пойдём гулять,
Чтобы глазки закалялись
Нужно воздухом дышать.
Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение)
— Без гимнастики, друзья,
Нашим глазкам жить нельзя!
Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз, Повторить 2 раза.
Сидя на стуле, руки на коленях. Посмотрите на левое плечо. Затем посмотрите прямо. Теперь посмотрите на правое плечо. Постарайтесь справа увидеть как можно дальше. Посмотрите прямо.
Любопытная Варвара
Смотрит влево…
Смотрит вправо…
А потом опять вперёд.
Тут немного отдохнёт;
Шея не напряжена
И расслаблена…
(Движения повторяются по два раза в каждую сторону).
Теперь поднимите голову вверх. Посмотрите на потолок. Медленно откиньте голову как можно больше назад! Как напрягается шея! Выпрямитесь! Легко стало, свободно дышится. Слушайте и делайте как я.
А Варвара смотрит вверх!
Выше всех, дальше всех!
Возвращается обратно –
Расслабление приятно!
Шея не напряжена
И рассла-а-бле-на…
Сейчас медленно опустите голову вниз. Выпрямитесь. Шея расслаблена. Приятно. Хорошо дышится. Слушайте и повторяйте такие слова.
А теперь посмотрим вниз –
Мышцы шеи напряглись!
Возвращаемся обратно –
Расслабление приятно!
Шея не напряжена
И рассла-а-бле-на…
Вы успокоились, расслабились. Вам легко и приятно дышится.
Физкультминутка для глаз
«Глазкам нужно отдохнуть.»
(Ребята закрывают глаза)
«Нужно глубоко вздохнуть.»
(Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)
«Глаза по кругу побегут.»
(Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)
«Много-много раз моргнут»
(Частое моргание глазами)
«Глазкам стало хорошо.»
(Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)
«Увидят мои глазки все!»
(Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)