Исследование состояния проблемы в городе Новоуральске

С целью выявления и основных задач по профилактике миопии у детей младшего школьного возраста, нами был проведен анализ сестринского процесса и непосредственное участие в работе с детьми медицинской сестры на базе лицея школы № 58

Основными задачами медицинской сестры являются назначения врача и помощь ему в организации помощи детскому населению. Медицинская сестра подчиняется непосредственно врачу и работает под его руководством. В своей работе медицинская сестра руководствуется настоящей должностной инструкцией, а также методическими рекомендациями по совершенствованию деятельности среднего медицинского персонала образовательных учреждений. В обязанности медицинской сестры входит:

Подготовка перед приемом врача – офтальмолога рабочего места.

Контроль и наличие необходимых инструментов, медикаментов, аппаратуры, документации, проверяя исправность аппаратуры .

По назначению врача осуществлять следующие лечебные манипуляции: закапывание капель, закладывание мази за веки, промывание глаз лекарственными веществами, наложение моно- и бинокулярных повязок на глаза.

Нами был проведен анализ заболеваемости миопией детей от 0 -14 лет , прикрепленных к Д.Г.П. выявил что за период 20014-2016 гг. отмечается неуклонное ее нарастание. Показатель Лидирующим фактором в развитии миопии у детей до 14 лет является превышение возрастных норм длительности зрительной нагрузки. При заболеваемости миопией в группе детей до 14 лет составил 46.8 .В группе детей от 15 до 17 лет включительно этот показатель составил 120.3.[Приложение ]

Из факторов риска развития миопии у детей разных групп , можно сделать вывод, что в группу риска попадают дети преимущественно в возрасте до 14 лет. Поскольку именно в этой группе в наибольшей степени представлены такие факты как повышенная зрительная нагрузка. Усугубление идет от недостаточной физической активности, что также было выявлено нами при анкетном опросе родителей.

Нами были разработаны памятки для родителей о профилактике и наглядные буклеты о причинах болезни и ее прогрессировании и осложнениях, рекомендации по профилактике.

Профилактическая программа

Самая действенная профилактика — это правильный режим. Зрительные нагрузки для ребенка подбираются исходя из его возраста. Единовременно ребенку в возрасте 6-7 лет можно заниматься зрительной нагрузкой 15-20 минут, после чего должен следовать перерыв 10 минут, после 9-10 лет можно делать уроки около 30 минут, но не более и обязательно 10- минутный перерыв, чтобы органы зрения расслабились. Расстояние от глаз и до книжки не меньше 33 сантиметров. И книги для чтения лучше всего располагать во время занятий на подставке. Нельзя в раннем возрасте детей заставлять читать и писать, просто в силу хрупкого скелета малыш долго не может ровно сидеть и соблюдать нужную дистанцию, это в основном школьники младшего возраста. Часто дети лежа пишут и читают, чем только усугубляют свое положение. Чтоб такого не было, мебель должна соответствовать росту ребенка, чтобы ему было удобно держать осанку. Немаловажный фактор, влияющий на зрение, — освещение. Если ребенок - правша, то настольная лампа должна находиться с левой стороны, а если левша — то с правой.

Стол желательно расположить рядом с окном с источником естественного освещения. Немаловажным моментом профилактики для ребенка должно быть питание, включающее продукты с витамином А. И самое главное обязательное посещение окулиста, лучше всего - в конце учебного года.

1. Первичная профилактика:

· Оптимальное расстояние до книги или журнала 30-40 см. Это относится к любой работе, выполняемой на близком расстоянии;

· Регулярные перерывы во время чтения или иной работы на близком расстоянии;

· Идеальное освещение - это солнечный свет. В случае необходимости его следует дополнить искусственным освещением. Свет должен быть достаточно ярким, но не ослеплять;

Идеальное расстояние от экрана телевизора до глаз должно быть в пять раз больше диагонали телевизора. Таким образом, если диагональ вашего телевизора 80 см; необходимое расстояние до глаз смотрящего должно быть 4 метра;

· При чтении и письме, работе за компьютером необходимо соблюдать правильную посадку. Спина должна быть ровной и прямой, недопустима работа с постоянным наклоном головы в одну сторону. Нельзя читать в транспорте, лежа на спине или животе.

2. Вторичная профилактика:

· ограничение зрительных нагрузок;

· гимнастика для глаз;

· спорт;

· сбалансированное питание с необходимым количеством нужных витаминов);

· посещение окулиста 1 раз в год и выполнение всех его назначений.

Гимнастика для глаз
Все упражнения выполняются сидя, в течение 5-7 минут.
Упражнение 1. Откинувшись на спинку стула, сделать глубокий вдох, наклонившись вперед сделать выдох. Повторить 5-6 раз.
Упражнение 2. Откинувшись на спинку стула, прикрыть веки, крепко зажмурит глаза и затем открыть веки. Повторить 5-6 раз.
Упражнение 3. Руки на пояс, повернув голову вправо, посмотреть на локоть правой руки, повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в исходное положение. Повторить 5-6 раз.
Упражнение 4. Поднять глаза кверху, сделать ими круговые движения по часовой стрелке, затем против часовой. Повторить 5-6 раз.
Упражнение 5. Руки — вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следите глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить (выдох).Повторить 5-6 раз.
Упражнение 6. Смотреть прямо перед собой на дальний предмет 2-3 секунды, перевести взгляд на кончик носа, на 3-5 секунд. Повторить 6-8 раз.
Упражнение 7. Закрыть веки, в течение 30 секунд массировать их кончиками указательных пальцев.

Соблюдение требований гигиены зрения

Одна из важнейших задач родителей, воспитателей и педагогов – формирование зрительного рабочего расстояния. Минимально допустимое расстояние от глаз до книги, тетради – 25-30 см. В настоящее время чаще используются столы с горизонтальной поверхностью, а не парты с наклонной поверхностью.

Неудобство горизонтальных столов заключается в том, что при зрительной работе вблизи человек вынужден наклонять голову, а мышцы шеи детей еще развиты слабо и они не могут долго находиться в таком положении Голова опускается ниже, глаза слишком приближаются к предмету работы, аккомодационные мышцы глаза сильно напрягаются, и в результате при длительной зрительной работе происходит спазм аккомодации, приводящий в дальнейшем к близорукости.

Соблюдение норм освещенности нужно контролировать в образовательных учреждениях и дома (на рабочих столах – 300-500 люкс, на классной доске — 500 люкс, в кабинетах технического черчения и рисования — 500 люкс), исправность светильников, регулярность мытья оконных стекол. Нельзя размещать на подоконниках растения, закрашивать оконные стекла, затемнять окна деревьями. Не следует использовать в одном помещении люминесцентные лампы и лампы накаливания. Спектр светоизлучения ламп должен быть белый, тепло-белый, естественно-белый. Чистку осветительной арматуры светильников необходимо проводить по мере загрязнения, но не реже 2 раз в год, и своевременно заменять перегоревшие лампы.

В целях охраны зрения непрерывная продолжительность зрительных нагрузок (чтения или письма) должна быть регламентирована – в 1-4 классах не должна превышать 7-10 минут, в 5-11 классах – 10-15 минут. При этом в середине занятия обязательно нужно проводить физкультминутки. Доказано положительное влияние физкультминуток на состояние органов зрения и формирование рефракции глаз (преломление световых лучей в оптической системе глаза). При этом улучшается мозговое кровообращение, укрепляется склера глаза.

После использования технических средств обучения, связанных со зрительной нагрузкой, необходимо проводить гимнастику для глаз. Количество уроков с использованием технических средств обучения в течение недели не должно превышать: в начальных классах — 4, в средних и старших классах — 6.

Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2-3 классах — 1,5 часа, в 4-5 классах – 2 часа, в 6-8 классах — 2,5 часа, в 9 -11 классах – до 3,5 часа.

Зрительная работа в домашних условиях должна проходить с использованием верхнего света и настольной лампы 60-100 Вт; свет на рабочее место должен падать сверху и слева для правшей и сверху и справа — для левшей; от поверхности стола не должно быть отблесков. Нельзя читать лежа и в транспорте.

Наши рекомендации