Глава 1 Распространенность и структура миопии

Оглавление

Введение Глава 1 Распространенность и структура миопии 1.1 Причины и механизм развития близорукости 1.2 Педагогические и психологические факторы профилактики близорукости 1.3 Школьная близорукость ее клинические проявления 16 1.4 Предупреждение развития близорукости Глава 2. Деятельность сестринского персонала по профилактике развития близорукости у детей младшего школьного возраста 2.1 Исследование состояния проблемы развития миопии в городе Новоуральске 2.2 Профилактическая программа Заключение Список литературы Приложения
   

Введение

У детской поэтессы Агнии Барто есть стихотворение о мальчике-лентяе, который решил притвориться плохо видящим и отправился к врачу за очками. Правда, симулянта, предвкушавшего послабления в школе, тут же раскусили и выпроводили прочь со словами: «Тут сидят не дурачки, не нужны тебе очки!» Стихотворение было написано в 70-х годах. Наверное, тогда оно было смешным: очкариков в школе водилось немного, друзья и учителя к ним относились покровительственно и действительно порой делали скидку на плохое зрение. Чтобы сейчас кто-то удивился очкам у ребенка? Увы, сегодня это воспринимается практически как норма. И что страшнее всего, почти каждый ребенок обречен медленно, но верно терять зрение.

Первое упоминание о близорукости встречается у Аристотеля (384 – 322 гг. до н.э.). Он отметил, что при слабости щурящегося глаза к нему подносят близко то, что хотят увидеть. У Аристотеля впервые встречается и слово «миопс», означавшее «закрывать глаза, мигая», от которого произошел современный термин «миопия».[4,c5]

Зрение одно из чувств восприятия, с помощью которого мы получаем информацию о внешних свойствах и их расположении в пространстве. Особенно важно наличие хорошего зрения для детей, поскольку снижение остроты зрения в той или иной степени препятствует полноценному развитию ребенка.[4,с18]

Школьный возраст является чрезвычайно важным периодом развития человека. На школьные годы приходиться несколько критических периодов развития организма. Именно на школьный период часто приходиться начало развития близорукости. Зачастую меры, направленные на предупреждение развития и снижение темпов прогрессирования миопии, оказываются неэффективны. Вероятная причина такого положения заключается в сложном комплексе причин, способствующих развитию близорукости. В тоже время, распространенные коррекционные меры имеют четкую адресацию к определенным подсистемам зрительного анализатора, которые не обязательно играют ведущую роль в процессе прогрессирования близорукости. Следовательно, поиск факторов, способствующих развитию миопии и разработка адекватных методов профилактики, является актуальной задачей настоящего времени.

Число пользователей компьютеров растет ежедневно, компьютер становится неотъемлемой частью нашей жизни. Современная система обучения уже от школьников требует свободного владения компьютером. При этом не стоит забывать, что чтение с экрана монитора не является физиологическим воздействием на наши глаза, а время пребывания за компьютером должно быть строго лимитировано.[4,c-90]

Цель работы: изучение эффективных способов профилактики близорукости специалистами со средним медицинским образованием у детей младшего школьного возраста.

Задачи:

1.Изучить литературу по теме исследования.

2.Выявить причины болезни миопии, возникающей у детей в младшем школьном возрасте.

3.Провести анализ деятельности специалистов со средним медицинским образованием в области профилактики миопии у детей младшего школьного возраста.

Объект исследования – сохранение здоровья школьников.

Предмет исследования – профилактическая работа медицинской сестры в офтальмологическом кабинете

Методы исследования:

1.Анкетирование

2.Проектирование

3.Анализ документальных источников

Педагогические и психологические факторы профилактики

Близорукости

Поскольку близорукость развивается в детском возрасте, родителям и учителям важно обращать внимание на поведение ребенка. Как правило, при близорукости ребенок жалуется на ухудшение зрения вдаль, прищуривается, делает ошибки при переписывании задания с доски в тетрадь. Во время выполнения домашнего задания низко наклоняется над столом. Иногда ребенок жалуется на потемнение в глазах, быстро возникающее чувство усталости, боли в глазах во время занятий, двоение букв и слов, расплывчатость написанного текста. Если школьник уже пользуется очками, то на прогрессирующий характер близорукости указывает ухудшение зрения в очках.

Использование очков на сегодняшний день все еще наиболее распространенный вид коррекции. Очки, по ценовому диапазону, являются самым демократичным видом коррекции. Самое же главное достоинство очков - они очень просты в использовании. Их действительно легко одеть и снять, они не требуют дополнительно особого ухода. Бывает и такое, что очкам нет альтернативы - часто именно очки могут быть показаны детям, а на ношение контактных линз есть свои ограничения. Если же не применять средства коррекции, близорукость может сильно прогрессировать. Прогрессировать болезнь может и в том случае, если очки подобраны неверно. Поэтому выписывать очки должен только специалист.

Но очки, не смотря на очевидные свои преимущества, имеет ряд недостатков. Очки существенно ограничивают боковое зрение, нарушают стереоскопический эффект и пространственное восприятие.

Очки - это инородный предмет на лице, что неизбежно доставляет множество проблем своему владельцу (они могут сползать, падать, запотевать, ограничивать в движении); кроме этого очки - потенциально травмоопасный предмет[7, с67]

Современные представления о возникновении и прогрессировании миопии у детей школьного возраста показывают, что в ее профилактике большое значение имеют правильное гигиеническое поведение и организация благоприятных условий зрительной работы. В соответствии с этим задача гигиенического обучения и воспитания заключается в следующем:

· Сообщить школьникам необходимые знания

· Привить им навыки путем преподавания основ гигиены на уроках

· Воспитательная работа в школе и дома.

Успешное решение этих задач возможно только при соответствующей гигиенической подготовке педагогов и родителей, в которой должны принять участие медицинские работники различных специальностей.[10, с10]

Важно методически верно, детально и наглядно объяснить первоклассникам правила посадки, какой должна быть поза при письме, чтении, обратить внимание детей на положение рук и ног, спины и головы, правильное расстояние от глаз книги или тетради. Немаловажное значение для охраны зрения имеет организация уроков и перемен.

Важен контроль за ношением очков. Умение убедить учеников различного возраста в необходимости ношения очков. Содержание и методика бесед с учениками различного возраста и их родителями о профилактике миопии. Необходимость тесного контакта с педагогами в работе по гигиеническому воспитанию детей.[8, с19]

Необходимо отметить, что если родители разносторонне развивают своего ребенка и у него есть какие-либо увлечения, кроме компьютера, то время пребывания в сети у него будет сокращено естественным путем, так как, помимо занятий в школе и подготовки домашнего задания, он должен успеть подышать свежим воздухом, посетить кружки и секции. Если же досуг подростка не организован, вероятность более длительного нахождения за компьютером и тесного общения с интернет-средой не исключена.

Непрерывная и бесконтрольная работа за компьютером опасна несколькими факторами: сидячим положением, нагрузкой на зрение, негативным влиянием на психику и нервную систему в целом.

Нагрузка на мышцы и суставы. Неудобное кресло, слишком высокий или слишком низкий стол, отсутствие спинки – все это может привести взрослого пользователя к остеохондрозу, а ребенка – к сколиозу. Важно, чтобы домашнее рабочее место ребенка было правильно организовано. Спинка должна быть такой, чтобы на нее можно было слегка откинуться (буквально на несколько градусов) – это разгружает позвоночник. Подлокотники должны располагаться так, чтобы на них можно было свободно опустить руки, расслабив локти и запястья, а кисти во время работы находились на одной оси с предплечьем (не загибаться к верху и не опускаться). Бедра должны располагаться под прямым углом к туловищу, колени должны быть согнуты тоже под прямым углом. Ноги должны плотно стоять на полу или на подставке.

Монитор должен быть расположен так, чтобы его середина находилась чуть ниже уровня глаз (примерно под углом 10 градусов), чтобы не уставала шея. Если ребенок много работает с клавиатурой, возможно, понадобится подставка под запястья (чтобы они не висели в воздухе) или эргономичная клавиатура из двух половинок, которые можно разместить, как удобно пользователю.

Во время перерывов и работы рекомендуется поддерживать хорошую осанку, выполнять упражнения на выпрямления позвоночника и для кистей рук.

Самая большая нагрузка при работе за компьютером приходится на органы зрения ребенка: возможно развитие близорукости. При этом играют роль характеристики самого оборудования, то, как обустроено рабочее место, и гигиенические привычки ребенка – вам нужно научить его автоматически следить за определенными правилами:

- расстояние до экрана должно быть не менее 60–70 сантиметров;

- на поверхности монитора не должно быть бликов света – ни от окна, ни от светильников. Хотя монитор сам светится, на рабочем столе должна быть включена лампа мощностью не более 60 Вт, и лучше, чтобы свет был слегка рассеянным;

- если нужно сочетать работу на экране с работой с печатным текстом, текст должен находиться по левую сторону от экрана и на расстоянии не менее 33 сантиметров от глаз (ребенок может поставить на стол локоть, и до кончиков пальцев выйдет примерно требуемое расстояние);

- в работе надо делать перерывы, во время которых лучше встать, подвигаться, а также сделать разминочную гимнастику для глаз;

- использовать монитор, программное обеспечение и настройки, безопасные для зрения: изображение не должно мигать, быть слишком мелким или слишком ярким. Программы и их настройки, принтеры и мышь должны быть отрегулированы так, чтобы ими было удобно пользоваться;

- поверхность экрана нужно раз в неделю очищать специальными салфетками, пропитанными особым средством для мониторов: малейшие пылинки или пятнышки увеличивают нагрузку на зрение.

Будьте примером для своих детей: подчеркивайте словом и действием, что компьютер – это рабочий инструмент, а не игрушка. При разумном подходе никакого вреда компьютер не принесет, а вот польза будет неоценимой.

Профилактическая программа

Самая действенная профилактика — это правильный режим. Зрительные нагрузки для ребенка подбираются исходя из его возраста. Единовременно ребенку в возрасте 6-7 лет можно заниматься зрительной нагрузкой 15-20 минут, после чего должен следовать перерыв 10 минут, после 9-10 лет можно делать уроки около 30 минут, но не более и обязательно 10- минутный перерыв, чтобы органы зрения расслабились. Расстояние от глаз и до книжки не меньше 33 сантиметров. И книги для чтения лучше всего располагать во время занятий на подставке. Нельзя в раннем возрасте детей заставлять читать и писать, просто в силу хрупкого скелета малыш долго не может ровно сидеть и соблюдать нужную дистанцию, это в основном школьники младшего возраста. Часто дети лежа пишут и читают, чем только усугубляют свое положение. Чтоб такого не было, мебель должна соответствовать росту ребенка, чтобы ему было удобно держать осанку. Немаловажный фактор, влияющий на зрение, — освещение. Если ребенок - правша, то настольная лампа должна находиться с левой стороны, а если левша — то с правой.

Стол желательно расположить рядом с окном с источником естественного освещения. Немаловажным моментом профилактики для ребенка должно быть питание, включающее продукты с витамином А. И самое главное обязательное посещение окулиста, лучше всего - в конце учебного года.

1. Первичная профилактика:

· Оптимальное расстояние до книги или журнала 30-40 см. Это относится к любой работе, выполняемой на близком расстоянии;

· Регулярные перерывы во время чтения или иной работы на близком расстоянии;

· Идеальное освещение - это солнечный свет. В случае необходимости его следует дополнить искусственным освещением. Свет должен быть достаточно ярким, но не ослеплять;

Идеальное расстояние от экрана телевизора до глаз должно быть в пять раз больше диагонали телевизора. Таким образом, если диагональ вашего телевизора 80 см; необходимое расстояние до глаз смотрящего должно быть 4 метра;

· При чтении и письме, работе за компьютером необходимо соблюдать правильную посадку. Спина должна быть ровной и прямой, недопустима работа с постоянным наклоном головы в одну сторону. Нельзя читать в транспорте, лежа на спине или животе.

2. Вторичная профилактика:

· ограничение зрительных нагрузок;

· гимнастика для глаз;

· спорт;

· сбалансированное питание с необходимым количеством нужных витаминов);

· посещение окулиста 1 раз в год и выполнение всех его назначений.

Гимнастика для глаз
Все упражнения выполняются сидя, в течение 5-7 минут.
Упражнение 1. Откинувшись на спинку стула, сделать глубокий вдох, наклонившись вперед сделать выдох. Повторить 5-6 раз.
Упражнение 2. Откинувшись на спинку стула, прикрыть веки, крепко зажмурит глаза и затем открыть веки. Повторить 5-6 раз.
Упражнение 3. Руки на пояс, повернув голову вправо, посмотреть на локоть правой руки, повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в исходное положение. Повторить 5-6 раз.
Упражнение 4. Поднять глаза кверху, сделать ими круговые движения по часовой стрелке, затем против часовой. Повторить 5-6 раз.
Упражнение 5. Руки — вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следите глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить (выдох).Повторить 5-6 раз.
Упражнение 6. Смотреть прямо перед собой на дальний предмет 2-3 секунды, перевести взгляд на кончик носа, на 3-5 секунд. Повторить 6-8 раз.
Упражнение 7. Закрыть веки, в течение 30 секунд массировать их кончиками указательных пальцев.

Соблюдение требований гигиены зрения

Одна из важнейших задач родителей, воспитателей и педагогов – формирование зрительного рабочего расстояния. Минимально допустимое расстояние от глаз до книги, тетради – 25-30 см. В настоящее время чаще используются столы с горизонтальной поверхностью, а не парты с наклонной поверхностью.

Неудобство горизонтальных столов заключается в том, что при зрительной работе вблизи человек вынужден наклонять голову, а мышцы шеи детей еще развиты слабо и они не могут долго находиться в таком положении Голова опускается ниже, глаза слишком приближаются к предмету работы, аккомодационные мышцы глаза сильно напрягаются, и в результате при длительной зрительной работе происходит спазм аккомодации, приводящий в дальнейшем к близорукости.

Соблюдение норм освещенности нужно контролировать в образовательных учреждениях и дома (на рабочих столах – 300-500 люкс, на классной доске — 500 люкс, в кабинетах технического черчения и рисования — 500 люкс), исправность светильников, регулярность мытья оконных стекол. Нельзя размещать на подоконниках растения, закрашивать оконные стекла, затемнять окна деревьями. Не следует использовать в одном помещении люминесцентные лампы и лампы накаливания. Спектр светоизлучения ламп должен быть белый, тепло-белый, естественно-белый. Чистку осветительной арматуры светильников необходимо проводить по мере загрязнения, но не реже 2 раз в год, и своевременно заменять перегоревшие лампы.

В целях охраны зрения непрерывная продолжительность зрительных нагрузок (чтения или письма) должна быть регламентирована – в 1-4 классах не должна превышать 7-10 минут, в 5-11 классах – 10-15 минут. При этом в середине занятия обязательно нужно проводить физкультминутки. Доказано положительное влияние физкультминуток на состояние органов зрения и формирование рефракции глаз (преломление световых лучей в оптической системе глаза). При этом улучшается мозговое кровообращение, укрепляется склера глаза.

После использования технических средств обучения, связанных со зрительной нагрузкой, необходимо проводить гимнастику для глаз. Количество уроков с использованием технических средств обучения в течение недели не должно превышать: в начальных классах — 4, в средних и старших классах — 6.

Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2-3 классах — 1,5 часа, в 4-5 классах – 2 часа, в 6-8 классах — 2,5 часа, в 9 -11 классах – до 3,5 часа.

Зрительная работа в домашних условиях должна проходить с использованием верхнего света и настольной лампы 60-100 Вт; свет на рабочее место должен падать сверху и слева для правшей и сверху и справа — для левшей; от поверхности стола не должно быть отблесков. Нельзя читать лежа и в транспорте.

Заключение

Рассмотрев условия, необходимые для формирования зрения, делаем вывод, что дети наиболее подвержены глазным заболеваниям. Следовательно, необходимо с начала рождения ребенка следить за его глазами и научить родителей уходу и профилактике глаз и систем связанными с ними.

Нужно пропагандировать профилактику глаз не только родителям, а всему населению, так как заболевания глаз начинаются не только в детстве. Необходимо создавать : буклеты, брошюрки, памятки, листовки.

Роль родителей важна, так как от них зависит, будет ли у ребенка хорошее зрение. И играет фактор наследственности, если родитель не уследил за ребенком, то может начаться поколение с той болезнью, которой заболел ребенок.

Образ жизни и окружающая среда – основные факторы здоровья, необходимо направить людей на понимание образа жизни и улучшению окружающей среды.

Таким образом, роль медицинской сестры в профилактике нарушения зрения у детей заключается в следующем:

· Ознакомление родителей с профилактикой

· Принятие мер по улучшению окружающей среды для детей

· Проведение бесед с детьми на тему « Профилактика зрениия »

· Проведение осмотров глаз у детей

· Разработка методических рекомендаций по уходу за ребенком

И в заключение следует добавить: многое, оказывается, зависит от нас самих. Глаза необходимо беречь с детства, ценить и оберегать этот важнейший и величайший дар природы на протяжении всей жизни, чтобы ощутить радость – радость ясного взора!

Список литературы

1.Абрамов В.Г. Основные заболевания глаз в детском возрасте и их клинические особенности.[Текст] – М., 1993. – 496 с.

2.Аветисов Э.С., Ковалевский Е.И., Хватова А.В. Руководство по детской

офтальмологии.[Текст] – М., 1987. – С.26-129, 176-192.

3.Аветисов Э.С. Близорукость. – М., 2000. – 288с.

4.Бржевский В.В Невские горизонты-2010[Текст]В2т.-Т.2/СПГПМА.-СПб.:Политтехника-сервис,2010.-494с

5.Дорофеева Я.В. Близорукость у детей[Текст] // Да Сигна. – 2005. – №8. – С. 136

6.Журавлева Л.В. «Здоровое зрение мечта или реальность»[Текст]ОАО Новости105005гМосква2008-143с.

7.Петухов В.М., Медведев А.В. Особенности возникновения и прогрессирования школьной близорукости в условиях современного учебного процесса и её профилактика: учебно-метод. Пособие.[Электронный ресурс] — Самара, 2005. – 65 с.

8.Петухов В.М., Медведев А.В. Особенности возникновения и прогрессирования школьной близорукости в условиях современного учебного процесса и ее профилактика // Сборник материалов конференции «Современные подходы к диагностике и лечению миопии у детей».[Текст] – М., 2006. – 490с

9.CанПины, действующие в школах и образовательных учреждениях [Электронныйресурс].Режимдоступа{http://www.kudagradusnik.ru/index.php/sanpin/6932-sanpin-2422821-10-dlya-shkol.html}

10.Приказ Минздрава и медицинской промышленности Р.Ф.[Электронный ресурс] «Об утверждении инструкции по проведению профилактических осмотров детей дошкольного и школьного возрастов на основе медико – экономических нормативов» Режим доступа { http://legalacts.ru/doc/prikaz-minzdravmedproma-rf-ot-14031995-n-60/

11. Источник: Псковская Лента Новостей

Приложение 1

Глава 1 Распространенность и структура миопии - student2.ru

Приложение2

Глава 1 Распространенность и структура миопии - student2.ru

Приложение 3

Глава 1 Распространенность и структура миопии - student2.ru

Размеры мебели в зависимости от роста ребенка

Приложение 4

Глава 1 Распространенность и структура миопии - student2.ru

Приложение 5

Глава 1 Распространенность и структура миопии - student2.ru

Приложение 6

Уровень заболеваемости детей и подростков

Дети от 0 до 14 лет включительно
Наименование классов и отдельных болезней 2016г. Число случаев Показатель на 1000
2016г. 2015г. 2016г.
Болезни глаза и его придаточных органов 151.8   189.2   182.6
Из них миопия 46.8 56.7 49.8

Приложение 7

Дети от 15 до 17 лет включительно
Наименование классов и отдельных болезней 2016г. Число случаев   Показатель на 1000
  2016г.   2015г.   2014г.
Болезни глаза и его придаточных органов       172.8   332.8   287.2
Из них миопия 120.3 232.2 195.7

Приложение 8

1 вариант (повторять не менее 6 раз в каждом направлении)

Упражнение 1. Двигайте глазами влево и вправо по прямой линии.
Глава 1 Распространенность и структура миопии - student2.ru

Упражнение 2. Повторите предыдущее упражнение, сменив направление на вверх-вниз.
Глава 1 Распространенность и структура миопии - student2.ru

Упражнение 3. Вращайте глазами по и против часовой стрелки.
Глава 1 Распространенность и структура миопии - student2.ru

Упражнение 4. Интенсивно зажмурьтесь, а затем широко распахните глаза.
Глава 1 Распространенность и структура миопии - student2.ru

Упражнение 5. Двигайте глазами по диагонали из нижнего левого угла в правый верхний и наоборот.
Глава 1 Распространенность и структура миопии - student2.ru

Упражнение 6. Сведите глаза к переносице .

Глава 1 Распространенность и структура миопии - student2.ru

Упражнение 7. Быстро и часто поморгайте.
Глава 1 Распространенность и структура миопии - student2.ru

Приложение 9

Точечный массаж – оружие против близорукости

Глава 1 Распространенность и структура миопии - student2.ru

Приложение 10

Средняя суточная продолжительность сна у детей и подростков

Возраст (лет) 1 - 3 3 - 7 8 - 11 15 - 16 17 - 19
Продолжительность сна, часы 13 - 14 10-11 9,5 - 10 7-8

Приложение 11

комплексы упражнений для профилактики компьютерного зрительного синдрома

1 вариант

Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз; посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза.
Перенести взгляд быстро по диагонали: направо вверх — налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6; затем налево вверх, направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

2 вариант

Закрыть глаза, не напрягая глазных мышц, на счет 1-4; широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
Посмотреть на кончик носа на счет 1-4, потом перевести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
Не поворачивая головы (голова прямо), делать медленно круговые движения глазами вверх — вправо — вниз — влево и в обратную сторону: вверх — влево — вниз — вправо. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
При неподвижной голове перевести взор с фиксацией его на счет 1-4 вверх, на счет 1-6 прямо; после чего аналогичным образом вниз-прямо, вправо-прямо, влево-прямо. Проделать движение по диагонали в одну и другую стороны с переводом глаз прямо на счет 1-6. Повторить 3-4 раза.

“Весёлая неделька” гимнастика для глаз

— Всю неделю по — порядку,

Глазки делают зарядку.

— В понедельник, как проснутся,

Глазки солнцу улыбнутся,

Вниз посмотрят на траву

И обратно в высоту.

Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

— Во вторник часики глаза,

Водят взгляд туда – сюда,

Ходят влево, ходят вправо

Не устанут никогда.

Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

— В среду в жмурки мы играем,

Крепко глазки закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем глазки открывать.

Жмуримся и открываем

Так игру мы продолжаем.

Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки; (упражнение для снятия глазного напряжения)

— По четвергам мы смотрим вдаль,

На это времени не жаль,

Что вблизи и что вдали

Глазки рассмотреть должны.

Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации)

— В пятницу мы не зевали

Глаза по кругу побежали.

Остановка, и опять

В другую сторону бежать.

Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх; (совершенствует сложные движения глаз)

— Хоть в субботу выходной,

Мы не ленимся с тобой.

Ищем взглядом уголки,

Чтобы бегали зрачки.

Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый (совершенствует сложные движения глаз)

— В воскресенье будем спать,

А потом пойдём гулять,

Чтобы глазки закалялись

Нужно воздухом дышать.

Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение)

— Без гимнастики, друзья,

Нашим глазкам жить нельзя!

Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз, Повторить 2 раза.

Сидя на стуле, руки на коленях. Посмотрите на левое плечо. Затем посмотрите прямо. Теперь посмотрите на правое плечо. Постарайтесь справа увидеть как можно дальше. Посмотрите прямо.

Любопытная Варвара

Смотрит влево…

Смотрит вправо…

А потом опять вперёд.

Тут немного отдохнёт;

Шея не напряжена

И расслаблена…

(Движения повторяются по два раза в каждую сторону).

Теперь поднимите голову вверх. Посмотрите на потолок. Медленно откиньте голову как можно больше назад! Как напрягается шея! Выпрямитесь! Легко стало, свободно дышится. Слушайте и делайте как я.

А Варвара смотрит вверх!

Выше всех, дальше всех!

Возвращается обратно –

Расслабление приятно!

Шея не напряжена

И рассла-а-бле-на…

Сейчас медленно опустите голову вниз. Выпрямитесь. Шея расслаблена. Приятно. Хорошо дышится. Слушайте и повторяйте такие слова.

А теперь посмотрим вниз –

Мышцы шеи напряглись!

Возвращаемся обратно –

Расслабление приятно!

Шея не напряжена

И рассла-а-бле-на…

Вы успокоились, расслабились. Вам легко и приятно дышится.

Физкультминутка для глаз

«Глазкам нужно отдохнуть.»

(Ребята закрывают глаза)

«Нужно глубоко вздохнуть.»

(Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)

«Глаза по кругу побегут.»

(Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)

«Много-много раз моргнут»

(Частое моргание глазами)

«Глазкам стало хорошо.»

(Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)

«Увидят мои глазки все!»

(Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)

Оглавление

Введение Глава 1 Распространенность и структура миопии 1.1 Причины и механизм развития близорукости 1.2 Педагогические и психологические факторы профилактики близорукости 1.3 Школьная близорукость ее клинические проявления 16 1.4 Предупреждение развития близорукости Глава 2. Деятельность сестринского персонала по профилактике развития близорукости у детей младшего школьного возраста 2.1 Исследование состояния проблемы развития миопии в городе Новоуральске 2.2 Профилактическая программа Заключение Список литературы Приложения
   

Введение

У детской поэтессы Агнии Барто есть стихотворение о мальчике-лентяе, который решил притвориться плохо видящим и отправился к врачу за очками. Правда, симулянта, предвкушавшего послабления в школе, тут же раскусили и выпроводили прочь со словами: «Тут сидят не дурачки, не нужны тебе очки!» Стихотворение было написано в 70-х годах. Наверное, тогда оно было смешным: очкариков в школе водилось немного, друзья и учителя к ним относились покровительственно и действительно порой делали скидку на плохое зрение. Чтобы сейчас кто-то удивился очкам у ребенка? Увы, сегодня это воспринимается практически как норма. И что страшнее всего, почти каждый ребенок обречен медленно, но верно терять зрение.

Первое упоминание о близорукости встречается у Аристотеля (384 – 322 гг. до н.э.). Он отметил, что при слабости щурящегося глаза к нему подносят близко то, что хотят увидеть. У Аристотеля впервые встречается и слово «миопс», означавшее «закрывать глаза, мигая», от которого произошел современный термин «миопия».[4,c5]

Зрение одно из чувств восприятия, с помощью которого мы получаем информацию о внешних свойствах и их расположении в пространстве. Особенно важно наличие хорошего зрения для детей, поскольку снижение остроты зрения в той или иной степени препятствует полноценному развитию ребенка.[4,с18]

Школьный возраст является чрезвычайно важным периодом развития человека. На школьные годы приходиться несколько критических периодов развития организма. Именно на школьный период часто приходиться начало развития близорукости. Зачастую меры, направленные на предупреждение развития и снижение темпов прогрессирования миопии, оказываются неэффективны. Вероятная причина такого положения заключается в сложном комплексе причин, способствующих развитию близорукости. В тоже время, распространенные коррекционные меры имеют четкую адресацию к определенным подсистемам зрительного анализатора, которые не обязательно играют ведущую роль в процессе прогрессирования близорукости. Следовательно, поиск факторов, способствующих развитию миопии и разработка адекватных методов профилактики, является актуальной задачей настоящего времени.

Число пользователей компьютеров растет ежедневно, компьютер становится неотъемлемой частью нашей жизни. Современная система обучения уже от школьников требует свободного владения компьютером. При этом не стоит забывать, что чтение с экрана монитора не является физиологическим воздействием на наши глаза, а время пребывания за компьютером должно быть строго лимитировано.[4,c-90]

Цель работы: изучение эффективных способов профилактики близорукости специалистами со средним медицинским образованием у детей младшего школьного возраста.

Задачи:

1.Изучить литературу по теме исследования.

2.Выявить причины болезни миопии, возникающей у детей в младшем школьном возрасте.

3.Провести анализ деятельности специалистов со средним медицинским образованием в области профилактики миопии у детей младшего школьного возраста.

Объект исследования – сохранение здоровья школьников.

Предмет исследования – профилактическая работа медицинской сестры в офтальмологическом кабинете

Методы исследования:

1.Анкетирование

2.Проектирование

3.Анализ документальных источников

Глава 1 Распространенность и структура миопии

Зрение дает людям 90% информации, воспринимаемой из внешнего мира. Хорошее зрение необходимо человеку для любой деятельности: учебы, работы, отдыха, повседневной жизни. Кроме того, свет, воспринимаемый глазом, оказывает воздействие на кору головного мозга и подкорковые структуры, которые стимулируют выработку гормонов эндокринных желез и таким образом влияют не только на психическое, но и на физическое развитие ребенка.

По данным Минздрава, в России близорукостью страдает каждый четвёртый человек, а учитывая популярность гаджетов, с которыми дети, не расстаются часами, эта статистика может существенно ухудшиться. С каждым годом число таких детей растет. Поэтому специалисты придают большое значение профилактике и ранней диагностике нарушений зрения.

Основной причиной снижения зрения подрастающего поколения является миопия или близорукость. За последние 10 лет заболеваемость детей и подростков данной патологией выросла в 10 раз.

Тенденция к ухудшению зрения у школьников наблюдается много лет. Каждое последующее поколение показывает худшие результаты при тестировании остроты зрения, чем предыдущее. Во времена СССР это сперва объясняли тем, что дети слишком много читают, позже говорили, что они чересчур много времени проводят за просмотром телевизора. Сейчас во всем винят компьютеры и смартфоны. Во многом справедливо: рекомендаций, согласно которым ребенок не должен проводить за компьютером более 40 минут в день, никто не соблюдает. Ребенок работает за монитором и в школе, и дома, получая колоссальную нагрузку на зрение.

Каковы бы ни были причины, количество школьников, вынужденных пользоваться очками или линзами, стабильно растет. От близорукости на сегодняшний день страдает каждый третий учащийся. Она не только встречается в 10 раз чаще, чем в 90-е годы прошлого века, но и прогрессирует быстрее.

Миопия находится на втором месте среди причин детской инвалидности. Чем раньше начинается близорукость, тем быстрее ее прогрессирование и выше риск осложнений и инвалидизации. По данным ВОЗ, до 50% детского слабовидения и слепоты, обусловленных миопией, может быть предупреждено. [5, c18]

Уровень продаж очков в мире к 2018 году возрастет в стоимостном выражении до 131 млрд долл. США. Расширение клиентской базы оптических магазинов будет обусловлено увеличением нуждающихся в очках детей, особенно в странах с так называемыми развивающимися рынками, к которым относится и Россия. По информации ВОЗ, во всем мире от нарушений зрения страдают около 300 млн человек, 19 млн из них – дети. Согласно статистическим данным, в России снижение зрения наблюдается у каждого второго жителя. Если говорить про детей, то с близорукостью в 1-й класс приходят 5% учеников, к 11-му классу их становится 25–30%, а среди студентов, оканчивающих институт, эта цифра составляет уже 50–70 %.
Офтальмологи во многих странах отмечают, что с каждым годом детей с плохим зрением становится больше. Тенденция к ухуд

Наши рекомендации