Наименования методик, исследуемые психические функции, их мозговая локализация и полученные показатели.

Наименова-ние методики Исследуемые функции Локализация функции Полученные показатели
Классифика-ция предметов Процессы обобщения и абстрагирования, последо-вательность при формировании суждений, критичность и обдуманность действий Лобные доли Балльная оценка последовательности осуществления мыслительных операций (от 4 до 1 балла)
Исключение предметов Аналитико-синтетическая деятельность, умение строить обобщения Лобные доли Балльная оценка уровня обобщения (от 4 до 1 балла)
Сравнение понятий Процессы анализа и синтеза Лобные доли
Существенные признаки Сохранение направленности и устойчивости способа рассуждения Лобные доли Подкорковые структуры Балльная оценка целенаправленности мыслительного процесса (от 4 до 1 балла)
Простые аналогии Понимание логических связей и отношений между понятиями. Сохранение направленности и устойчи-вости способа рассуждения Лобные доли Подкорковые структуры   Балльная оценка уровня абстрагирования (от 4 до 1 баллов)
Сложные аналогии Понимание сложных логических отношений, понимание абстрактных связей Лобные доли
Воспроизведе-ние рассказа Понимание переносного смысла, умение вычленить главную мысль Лобные доли Темя. Висок. Премоторные зоны левого полушария Балльная оценка понимания содержания связного текста (от 4 до 1 балла)
Пиктограмма Исследование характера ассоциаций Лобные доли Подкорковые структуры Уровень адекватности ассоциаций по содержа-нию и эмоциональной окраске (от 4 до 1 балла)

VIII. Статистическая обработка полученных данных

Для анализа полученных исходных данных использовались пакеты программ для компьютерной статистической обработки «Statistika for Windows» и «Statistika 5», а также наиболее распространенные методы математической обработки данных (Сидоренко Е.В., 1996).

В первую очередь была выполнена проверка на «нормальность» распределения показателей эмпирической и контрольной выборок, чтобы выбрать параметрические или непараметрические критерии. Для выбора параметрических методов статистической обработки необходимо совпадение эмпирического и нормального распределения параметров. Так как эмпирическое распределение признаков в нашем случае оказалось далеко от нормального, для дальнейшей статистической обработки данных был выбран непараметрический критерий Колмогорова-Смирнова (для выявления различий в двух эмпирических распределениях параметров).

Характеристика испытуемых

По данным бесед с педагогами, психологами и медицинскими сотрудниками ГОУ, на базе которых проводилось исследование, были составлены (в табличном виде) социально-педагогические характеристики микросоциальных условий жизни 75 отобранных подростков. В таблицах были отражены следующие данные: полнота/неполнота семьи, уровень образования родителей, материальная обеспеченность семьи, жилищно-бытовые условия, особенности взаимоотношений между родителями (или родственниками, их заменяющими), тип семейного воспитания, наличие/отсутствие семейной отягощенности эндогенными психическими заболеваниями, наличие/отсутствие семейной отягощенности алкоголизмом, наличие/отсутствие признаков зависимого поведения у самого испытуемого (подростка). Одним из условий подбора экспериментальной группы было наличие признаков социальной дезадаптации у подростков. Ведущее место среди этих нарушений занимают девиации поведения, частичная или (в большинстве случаев) хроническая неуспеваемость. Преобладающими формами девиантного поведения подростков экспериментальной группы являлись прогулы уроков, побеги из дома, агрессивное поведение, грубость, лживость (асоциальное поведение). Наблюдались также делинквентные проявления: хулиганство, вымогательство денег у сверстников и взрослых, кражи, общение с антисоциальными компаниями, и аддиктивные формы поведения: частое употребление опьяняющих доз алкоголя (30 человек) и эпизодическое употребление наркотических веществ (7 человек). У восьми девочек-подростков экспериментальной группы наблюдались явления подросткового промискуитета.

Подростки экспериментальной группы предпочитали общение со старшими ребятами, имеющими аналогичные проблемы адаптации, вызванные трудностями самоутверждения в рамках учебной деятельности и самореализации.

Значительная часть подростков экспериментальной группы воспитывались в неполных, многодетных, неблагополучных семьях. Некоторые родители не имели постоянной работы, злоупотребляли спиртным. Взаимоотношения родителей с детьми характеризовались выраженным непостоянством, безразличием родителей к делам детей, пренебрежением к их интересам. Четверых подростков родители систематически подвергали жестоким физическим наказаниям. В школе дезадаптация данной группы подростков характеризовалась педагогической запущенностью, отсутствием доверительных отношений с учителями, часто выраженным эмоциональным отвержением с их стороны. у 26 подростков экспериментальной группы неполные семьи (в контрольной группе неполных семей – 6). По параметру «семейная отягощенность эндогенными психическими заболеваниями» соотношение составляет 10%:2% (экспериментальная и контрольная группа соответственно). В экспериментальной группе родители 16 подростков алкоголизируются (в группе нормы семейная отягощенность алкоголизмом встречается в 4 случаях). 30 подростков экспериментальной группы обнаруживают тенденцию к алкогольной зависимости (в контрольной группе только 3 подростка настораживают учителей и родителей в плане алкоголизации). В результате анализа материалов бесед с учителями, школьными психологами и самими испытуемыми собраны сведения о том, что 17 подростков экспериментальной группы проживают в семьях с патогенными стилями семейного воспитания (в контрольной группе количество семей с патогенными стилями воспитания - 6).

В результате проведенного патопсихологического обследования (методики «Классификация предметов», «Пиктограмма», «4-й лишний», «Сравнение понятий») у двоих подростков с нарушенным поведением были диагностированы признаки искажения мышления по специфическому (шизофреническому) типу, у троих – признаки интеллектуально-мнестического снижения по органическому типу.

Наименования методик, исследуемые психические функции, их мозговая локализация и полученные показатели. - student2.ru Рис. 7. Количество подростков из неполных семей.

Наименования методик, исследуемые психические функции, их мозговая локализация и полученные показатели. - student2.ru Рис. 8. Количество подростков из семей, отягощенных эндогенными психическими заболеваниями.

Наименования методик, исследуемые психические функции, их мозговая локализация и полученные показатели. - student2.ru Рис.9. Количество подростков из семей с алкогольной отягощенностью.

Наименования методик, исследуемые психические функции, их мозговая локализация и полученные показатели. - student2.ru Рис. 10. Количество подростков с тенденцией к алкоголизму.

Наименования методик, исследуемые психические функции, их мозговая локализация и полученные показатели. - student2.ru

Рис. 11. Количество подростков из семей с патогенными стилями семейного воспитания.

Вместе с тем, треть (36,6%) девиантных подростков экспериментальной группы происходили из благополучных семей, с высоким культурным уровнем родителей, хорошими материальными и жилищно-бытовыми условиями, без семейной отягощенности алкогольной зависимостью и эндогенными психическими заболеваниями.

Таблица 8.

Наши рекомендации