Исследование самооценки по методу Дембо - Рубинштейн.
Идея данной методики принадлежит Т.Дембо. Она выявляла представление человека о своем счастье. С.Я.Рубинштейн несколько изменила и расширила методику: помимо шкалы «счастье», появились другие - «здоровье», «ум», «характер».
Процедура этого исследования очень проста. На листе бумаге проводится вертикальная черта, о которой обследуемому говорят: «Допустим, на этой линии расположились все люди всего мира: вот здесь вверху (показ) самые здоровые, а здесь внизу (показ) самые больные. Как Вы думаете, где Ваше место среди всех этих людей по состоянию здоровья? Поставьте этим карандашом отметку - черту в том месте, где, как Вам думается, Вы находитесь». Такие же вертикальные линии приводятся и для выражения самооценки испытуемого по шкалам ума, характера, счастья. Нормой является расположение отметок по всем шкалам чуть выше середины».
Затем приступают к беседе с испытуемым, в которой выясняют его представления о счастье и несчастье, здоровье и болезни, хорошем и плохом характере, уме и глупости. Выясняется, почему испытуемый сделал отметку в определенном месте шкалы. Например, что побудило его поставить отметку в данном месте шкалы здоровья, кого он считает самыми больными, а кого - самыми здоровыми и т.п.
При интерпретации результатов ответы по шкале условно делились на три варианта: пониженная самооценка (ниже середины), средняя (середина и, по С.Я.Рубинштейн, «чуть выше середины») повышенная (выше середины) (Рубинштейн С.Я., 1998).
Методика «Несуществующее животное»
Эта проективная методика исследования личности предложена М.З.Друкаревич. Испытуемым предлагается придумать и нарисовать несущественнее животное и назвать его несуществующим именем. Как и многие другие рисуночные тесты, данная методика направлена на диагностику личностных особенностей испытуемого.
Данная методика позволяет соприкасаться с наиболее глубинными и бессознательными слоями психики испытуемого благодаря отсутствию мотива социальной желательности. РНЖ является одним из ведущих квалификаторов агрессии (спонтанной, защитно-ответной, против вышестоящих, против подчиненных, вербальной и т.д.) и аутоагрессии (низкой самооценки, чувства вины, депрессии и т.д.), а также используется для уточнения типа личности: шизоидного (девитализированные, «механизированные» рисунки), параноидного (наличие опасений, страхов и подозрительности к окружению), истероидного (демонстративность, склонность к регрессии и эскапизму), депрессивного (тревога, страхи, подавленность, недовольство собой), гипертимного (поверхностность суждений, импульсивность, инфантилизм). Эти качества выявляются по размещению РНЖ на пространстве листа, по анализу линии контура, по наличию острых углов и дополнительных деталей (рогов, шипов, зубов, украшений и т.д.)
Валидность методики «Несуществующее животное» оценивается как удовлетворительная (Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М., 1999).
Рис. 1. Усредненный профиль испытуемых экспериментальной группы по 16-факторному личностному опроснику Кеттелла.
Рис. 2. Усредненный профиль испытуемых контрольной группы по 16-факторному личностному опроснику Кеттелла.
Графики усредненных личностных профилей испытуемых экспериментальной и контрольной группы по многофакторному личностному опроснику Р.Б.Кеттелла показаны на рис. 1 и рис. 2.
Достоверные различия между результатами экспериментальной и контрольной групп были выявлены (при помощи Т-критерия Стьюдента) по следующим факторам:
А (общительность - замкнутость). В группе подростков-суицидентов более низкий показатель по этой шкале, чем в контрольной. Но нельзя сказать, что они замкнуты, так как их усредненный показатель - чуть ниже середины (то есть в пределах общей нормы). Просто для подросткового возраста нормой является более высокий уровень общительности, чем для взрослых. Таким образом, грамотно будет говорить не о том, что подростки-суициденты замкнуты, а о том, что они намного менее общительны, чем их сверстники.
С (эмоциональная устойчивость – эмоциональная неустойчи-вость). У подростков, имевших в анамнезе попытки суицида, отмечена пониженная толерантность к ситуациям фрустрации (пониженная стрессоустойчивость), повышенный уровень раздражительности, утомляемосиь, невротических симптомоа, ипохондрии в сравнении с группой нормы.
F (экспрессивность - сдержанность). Суициденты набрали более высокий балл по этой шкале, чем контрольная группа. Если прочитать раскрытие содержание этого фактора, то результат может показаться парадоксальным (жизнерадостность, импульсивность, беспечность, веселость, разговорчивость). Но, по нашему мнению, здесь во внимание следует принимать лишь название фактора, то есть понимать экспрессивность как реактивность, эмоциональность. Тем более, что «в целом оценка по этому фактору отражает эмоциональную окрашенность и динамичность общения», а эмоциональный и динамичный человек - не всегда веселый и жизнерадостный. Также в интерпретации этого фактора говорится о значимости социальных контактов при высоких оценках. Это вполне совпадает с сутью суицидального поведения подростков, так как их суицидальные попытки в большинстве случаев являются диалогическими. В целом, не следует забывать, что средний балл суицидентов по этой шкале - 7, то есть ненамного выше середины.
Таким образом, все выше написанное не абсолютно, а относительно (в сравнении с подростками контрольной группы, у которых средний балл ниже середины).
G (подверженность чувствам - высокая нормативность поведения). Суициденты более подвержены чувствам, чем подростки из контрольной группы. Различные нормы и запреты в меньшей степени оказывают влияние на поведение подростков-суицидентов, чем на их сверстников, не совершавших попыток самоубийства.
L (подозрительность - доверчивость). Подростки-суициденты немного более подозрительны, чем их сверстники, но нельзя говорить о подозрительности как устойчивой черте личности таких подростков, так как их показатель, в среднем, чуть выше среднегруппового стандарта.
Q1 (радикализм - консерватизм). Это - самый высокий пик на усредненном профиле личности подростков - суицидентов (8,588). Поэтому можно говорить о том, что испытуемые экспериментальной выборки критически настроены, более склонны к экспериментированию, не доверяют авторитетам, на веру ничего не принимают. К суицидальному поведению это имеет, по-видимому, следующее отношение: более консервативные люди привыкли считать, что суицид это «плохо», «грех», «слабость», что очень важно для формирования прочного антисуицидального барьера. Более радикально настроенные подростки готовы подвергнуть критике такое мнение, как и любое общепринятое, для них не важно, что общество думает по этому поводу. Суицид перестает быть запретным. Таким образом, антисуицидальный барьер размывается, значительно повышая риск самоубийства.
Q2(нонконформизм - конформизм). Подростки из контрольной группы более конформны, чем суициденты. У последних же прослеживается тенденция к нонконформизму (средний балл -6,647). Этот фактор тесно связан (коррелирует) с предыдущим.
Q3 (низкий самоконтроль - высокий самоконтроль). У суицидентов уровень самоконтроля существенно ниже, чем у подростков из контрольной группы, то есть можно говорить о недисциплинированности, внутренней конфликтности, импульсивности, противоречивости представлений о себе (диффузной самоидентичности), пренебрежительном отношении к выполнению социальных требований. Последнее замечание также тесно связано с предыдущими двумя факторами.
Q4 (напряженность - расслабленность). У суицидентов более высокий показатель по этой шкале, то есть можно говорить о фрустрированности, «взвинченности», тревожности, наличии беспричинного беспокойства.
Таблица 1.