Неблагополучная семья как фактор девиантного поведения подростков.
В 2004 г. И.С.Ганишиной было проведено исследование психологического влияния неблагополучной семьи на девиантное поведение несовершеннолетних. В связи с тем, что в последние годы неуклонно растет число несовершеннолетних с девиантным поведением, наиболее остро встает вопрос о типологии неблагополучных семей. Ученые дают различную типологию неблагополучных семей, исходя из предмета своих исследований. Так, Н.М.Платонова (1997)делит неблагополучные семьи на три типа: конфликтные, педагогически-несостоятельные, аморальные. Л.С.Алексееваразличает четыре вида неблагополучных семей: конфликтные, аморальные, педагогически некомпетентные, асоциальные. H.B.Boстрокнутов (2002) делит неблагополучные семьи на три типа: конфликтная (дисфункциональная) семья; асоциальная семья с наркотическими проблемами и противоправным поведением ее членов; распавшаяся семья (Ганишина И.С., 2004).
И.Б.Пономарёв и Е.А.Пономарева (2001) выделяют три формы дезорганизации семьи:
1) Начальная (скрытая), предконфликтная форма дезорганизации семьи. У членов семьи наблюдается отход от выполнения тех или иных функций. Если замыкается в себе муж, не считает нужным обмениваться впечатлениями, общаться с членами семьи, то жена может соответствующим образом реагировать: не осуществлять его потребность в комфорте или критиковать мужа в присутствии детей. Начинается взаимное невыполнение функций супругами в семье.
2) Остро конфликтная форма дезорганизации семьи. Здесь отмечаются часто враждебные выпады супругов по отношению друг к другу, конфликт периодически пульсирует и носит затянувшийся характер. Наблюдается переманивание на свою сторону детей, которые не могут занять ясную позицию в отношениях между родителями.
3) Семья дезорганизована до предела. В данном случае возможен развод. Здесь бывают преступления на бытовой почве, конфликт может часто пульсировать (Ганишина И.С., 2004).
Г.П.Бочкарева (1968) выделяет три категории неблагополучных семей, кладя в основу классификации содержание переживаний ребенка:
1)Семьи с неблагополучной эмоциональной атмосферой, где родители не только равнодушны, но и грубы, неуважительны к своим детям, подавляют их волю.
2) Семьи, в которых нет эмоциональных контактов между ее членами, наблюдается безразличие к потребностям ребенка при внешней благополучности отношений.
3) Семьи с нездоровой нравственной атмосферой, где ребенку прививаются социально нежелательные потребности и интересы, он вовлекается в аморальный образ жизни.
А.В.Мудрик (1994) подразделяет семьи по уровню психолого-педагогической культуры родителей:
1) Семьи, в которых родители злоупотребляют алкоголем.
2) Семьи, где царит атмосфера лицемерия, моральной распущенности, неуважения к личности ребенка, непонимание родителями интересов ребенка, отсутствует духовная близость.
3) Семьи, в которых преобладает неразумная любовь и забота по отношению к детям, особенно в семьях с единственным ребенком.
Г.Г.Зайдуллина (2000) выделяет шесть типов неблагополучных семей:
1) неполная семья, где имеются только матери (отцы), или семьи, в которых воспитанием детей занимаются прародители (бабушка и дедушка);
2) конфликтная семья, в которой существует психологическая напряженность взаимоотношений, отсутствует взаимопонимание и имеются выраженные расхождения во взглядах, установках, потребностях;
3) асоциальная семья — преобладают антиобщественные тенденции, паразитический образ жизни, члены семьи вступают в противоречие с законом;
4) семья с алкогольным бытом (девиантная) - основные интересы членов семьи определяются употреблением спиртных напитков, наркотических и токсических веществ, без выполнения социально - положительных функций семьи;
5) формально благополучная семья - отсутствует общность потребностей, жизненных целей, взаимное уважение между членами семьи; семейные обязанности выполняются формально, часто семья находится на грани расторжения брака, которому мешают материальные и материально - бытовые соображения;
6) семья, в которой имеются душевнобольные родители,и в которой нет условий для полноценного развития личности.
С.А.Беличева (1994) к неблагополучным относит пять типов семей:
1) Криминально-аморальные — семьи, в которых преобладают криминальные факторы риска,
2) Аморально-асоциальные - характеризуются антиобществен-ными установками и ориентациями.
3) Семьи с откровенно стяжательскими ориентациями—семьи, живущие по принципу «цель оправдывает средства».
4) Конфликтные—в которых личные взаимоотношения супругов строятся не по принципу взаимоуважения и взаимопонимания, а по принципу конфликта, отчуждения.
5) Педагогически несостоятельные - утратившие свое влияние в силу психологических причин.
Б.Н.Алмазов выделяетчетыре типа неблагополучных семей, способствующих появлению «трудных» детей:
1) Семьи с недостатком воспитательных ресурсов. К ним относятся разрушенные или неполные семьи; семьи с недостаточно высоким общим уровнем развития родителей; не имеющих возможности оказывать помощь детям в учебе; семьи, где подросток и юноша тратят много времени и сил на поддержание ее материального благополучия.
2) Конфликтные семьи:
а) где родители не стремятся исправить недостатки своего характера;
б) где один родитель нетерпим к манере поведения другого.
3) Нравственно неблагополучные семьи. Среди членов такой семьи отмечаются различия в мировоззрении и принципах организации семьи, стремление достичь своих целей в ущерб интересам чужого труда, стремление подчинить своей воле другого и т.п.
4) Педагогически некомпетентные семьи: в них надуманные или устаревшие представления о ребенке заменяют реальную картину его развития (уверенность в возможности полной самостоятельности ребенка, ведущей к безнадзорности, вызывает дискомфорт, эмоциональную напряженность, стремление оградиться от всего нового и незнакомого, недоверие к другому человеку и др.) (Алмазов Б.Н., 1986).
Н.И.Гуртовая (1996) относит к неблагополучным неполные семьи, состоящие из одного родителя и детей. Неполные семьи,в свою очередь, подразделяются у нее на три категории.-
а) Семьи, состоящие из матери с детьми, рожденными вне брака;
б) Семьи, распавшиеся в результате развода;
в) Семьи, разрушенные смертью одного из родителей.
Е.Л.Иванова, С.А.Фролов (2002) выделяют типы семей,способствующие формированию наркозависимой личности:
- семья с авторитарными родителями - это ригидная, псевдосоциальная семья, в которой наблюдается доминирование одного из ее членов, как правило, отца; существует жесткая регламентация семейной жизни;
- неполная семья, которая лишена возможности во всем разнообразии выполнять свои функции;
- отягощенная семья - в такой семье есть оба родителя, однако существуют факторы, не позволяющие семье эффективно функционировать, осуществлять глубокую взаимосвязь между ее членами: строить доверительные отношения, воспитывать детей в атмосфере эмоционального комфорта, уделять достаточное количество времени детям и т.д: алкогольная или наркотическая зависимость любого члена семьи, а также длительная и тяжелая соматическая либо психическая болезнь одного из членов; наличие в семье «секрета», «тайны» (Ганишина И.С., 2004).
А.И.Ушатиков (1985) отмечает, что неблагополучная семья оказывает криминогенное влияние на поведение несовершеннолетних и выделяет четыре типа неблагополучных семей.В основу его классификации положена частота семейного конфликта и направленность личности супругов:
1) Семьи неблагополучные с частым повторением конфликтов и одинаково низкой общественной направленностью супругов.
2) Семьи неблагополучные с частым повторением конфликтов и разной общественной направленностью супругов.
3) Семьи неблагополучные с эпизодическим повторением конфликтов и одинаково низкой направленностью супругов.
4) Семьи неблагополучные с эпизодическим повторением конфликтов и разной общественной направленностью супругов.
Ряд авторов представляет также типологию неправильного семейного воспитания. Так, А.Е.Личко (1999)определяет следующие виды неправильного семейного воспитания: гипопротекция - в крайней форме проявляется в виде полной безнадзорности, но чаще она является лишь недостатком опеки и контроля за поведением; потворствующая гипопротекция — бесконтрольность и вседозволенность в отношении родителей к ребенку сочетается с некритичным отношением их к его поведению (описана А.А.Вдовиченко); доминирующая гиперпротекция—чрезмерная опека, мелочный контроль за каждым шагом подростка, за каждой мыслью, вырастает в целую систему постоянных запретов и неусыпного бдительного наблюдения, слежки; потворствующая гиперпротекция - воспитание по типу «кумир семьи»; эмоциональное отвержение — при этом виде воспитания подросток постоянно ощущает, что им тяготятся, что он - обуза в жизни родителей, особенно если рядом сводные брат или сестра, отчим или мачеха (воспитание по типу «Золушки»); условия жестоких взаимоотношений - присутствуют в семейной атмосфере, когда за мелкие проступки ребенка наказывают суровыми расправами; повышенная моральная ответственность, — когда родители питают большие надежды в отношении будущего своего ребенка, либо когда на малолетнего подростка возлагаются недетские заботы об уходе за младшими или больными и беспомощными членами семьи; воспитание в атмосфере культа болезни — преувеличенные заботы о здоровье, возведение в культ режима и лечения имеющихся заболеваний, что ведет к инфантилизации, эгоистической фиксации на собственном здоровье (описана Е.С.Ивановым); противоречивое воспитание - члены семьи (отец и мать, родители и дед или бабка и т.п.) применяют несовместимые воспитательные подходы и предъявляют к подростку порою противоречивые требования, при этом члены семьи конкурируют, а то и открыто конфликтуют друг с другом; воспитание вне семьи (в условиях интерната) — чрезмернаястрогость режима, граничащая с формализмом в его соблюдении, открывающим отдушину для скрытой безнадзорности, тайного распространения дурных влияний, жестоких взаимоотношениях между воспитанниками, а также недостаток эмоционального тепла со стороны воспитателей (Ганишина И.С., 2004).
С.А.Беличева (1994) выделяет девять стилей неправильного семейного воспитания: попустительско-снисходительный стиль, когда родители не придают значения проступкам детей; позиция круговой обороны - когда родитель строит свои отношения с окружающими людьми по принципу «ребенок всегда прав»; демонстративный стиль — когда родитель, не стесняясь, всем и каждому жалуется на своего ребенка, явно преувеличивая степень опасности, заявляет всем, «что сын растет бандитом»; педантично-подозрительный стиль—родители не верят, не доверяют своим детям, подвергают их оскорбительному тотальному контролю, пытаются полностью изолировать от сверстников, друзей, контролировать свободное время ребенка; жестоко-авторитарный стиль — присущ родителям, злоупотребляющим физическими наказаниями; увещевательный стиль — родители проявляют по отношению к ребенку полную беспомощность, предпочитают увещевать, уговаривать, объяснять, не принимая никаких волевых наказаний; отстраненно-равнодушный - в семьях, где родители занимаются устройством своей личной жизни; воспитание по типу «кумир семьи»; непоследовательный стиль - когда у родителей не хватает выдержки, самообладания для осуществления последовательной воспитательной тактики в семье.
Большинство как отечественных (С.А.Беличева, М.И.Буянов, Б.В. Зейгарник, В.В.Ковалев, М.Ю.Кондратьев, В.Н.Мясищев, В.Ф.Пирожков и др.), так и зарубежных (А.Бандура, А.Герн, Г.Гроссман, И.Лангмейер, З.Матейчек и др.) ученых считают, что внешние воздействия среды влияют на поведение ребенка, преломляясь через внутренние условия (индивидуальные личностные свойства, качества), формирование которых зависит от взаимодействия наследственных предпосылок со всеми условиями окружения.
Таким образом, необходимо подчеркнуть, что развитие личностных качеств и определенных особенностей поведения индивида обусловлено врожденными предпосылками; социальными условиями (особенностями взаимоотношений с родителями, окружающими взрослыми и сверстниками, содержанием деятельности); внутренней позицией самого индивида.
Исходя из этих положений, генезис отклоняющегося поведения обусловливают такие разнообразные, но взаимосвязанные факторы, как: индивидный, действующий на уровне психобиологических предпосылок, социальный, определяющийся социально-экономическими условиями существования общества, психолого-педагогический, проявляющийся в дефектах школьного и семейного воспитания, социально-психологический, раскрывающий неблагоприятные особенности взаимодействия личности со своим ближайшим окружением в семье, на улице, в учебно-воспитательном коллективе, то есть нарушения социализации. Не случайно Д.Нурко и Р.Блатчли (1999) выделили факторы повышенного риска девиантного поведения. Это: семейная девиация, ранняя девиационная активность самого индивида, раннее употребление психоактивных веществ и притяжение к девиантной группе (Краснова М.А., 2005).
С.А.Беличева подчеркивает, что асоциальное поведение несовершеннолетних имеет свою специфическую природу и рассматривается как результат социопатогенеза, идущего под влиянием различных целенаправленных (организованных) и стихийных (неорганизованных) воздействий на личность ребенка, подростка, юноши. Поскольку разработка практических мер по предупреждению отклоняющегося поведения среди несовершеннолетних также требует учета психобиологических, социально-психологических и психолого-педагогических факторов, обусловливающих различные отклонения, необходим системный подход в изучении отклоняющегося поведения детей и подростков, который выявляет иерархию и взаимосвязь разнообразных неблагоприятных факторов.