II. Обучающие игры, развивающие игры
Развиваем восприятие
1. Игра «КАКОГО ЦВЕТА НЕ СТАЛО?»(закрепление зна
ния шести основных цветов и их оттенков, развитие
внимания, зрительной памяти)
Перед ребенком разложены цветные карандаши или фломастеры (шесть основных цветов и их оттенки), его просят внимательно посмотреть на них и запомнить цвета. Затем ребенок закрывает глаза, взрослый убрав один из предметов, просит малыша открыть глаза и сказать, карандаша какого цвета не стало.
2. Игра «НАЙДИ ТАКУЮ ЖЕ ФОРМУ»(закрепление зна
ния геометрических форм, развитие внимания)
Ребенку показывают образец определенной формы (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал). Предлагают найти в комнате, квартире предметы такой же формы.
3. Игра «РАЗНОЦВЕТНЫЕ ОЧКИ»(закрепление знания ше<
сти основных цветов и их оттенков,развитие внимания)
Ребенку предлагают надеть «волшебные» (невидимые) очки, например* красные, и найти в комнате предметы данного цвета. После того как малыш выполнит задание, его просят «сменить»
Примерный план игровой терапии с родителями
очки на другие (цвет может выбрать и сам ребенок). В конце игры можно определить, предметов какого цвета найдено больше.
4. Игра «ВЕЛИКИЙ ГУДВИН» (закрепление знания цвета,
развитие моторики руки, речи, воображения)
Ребенка просят превратиться в волшебника и нарисовать
«зеленый мир», «красный мир» и т.п. Затем рисунки можно
обыгрывать, например, сочинять по ним сказки, изменять их,
добавлять героев, дорисовывать детали.
5. Игра «ЦВЕТНЫЕ КОСИЧКИ» (закрепление знания цве
та, развитие воли, тонкой моторики)
Ребенку показывают, как сделать из ниток цветные косички для тряпичной куклы или для «оживления» рисунка человека. Лучше, если такое кропотливое задание предлагается для изготовления подарка члену семьи, другу и т.д. В этом случае у ребенка появляется стимул завершить работу.
6. Игра «ЗАКОЛДОВАННЫЕ ДЕРЕВЬЯ»(закрепление
знания геометрических форм, развитие воображения и
мышления)
Взрослый предлагает ребенку используя конструктор или мозаику «создать» деревья из определенных геометрических фигур: треугольников и квадрата (ель); овала, прямоугольника (береза и др.); круга и треугольника (яблоня). Можно попросить нарисовать такие деревья.
7. Игра «ДОМАШНИЙ КАЛЕНДАРЬ»(развитие ориента
ции во времени)
Чтобы закрепить знания о днях недели, месяцах, временах года, днях рождения близких и своего собственного, ребенку предлагается использовать яркий настенный календарь. Там он ежедневно любым знаком (например, кружочком или крестиком) отмечает прошедшие дни. Месяцы рекомендуется раскрашивать в соответствующие цвета (зима — синий, весна — зеленый, лето — красный, осень — желтый). Свой день рождения, дни рождения друзей и родственников ребенок выделяет
5 -
Игротерапия общения
специальным знаком (например, цветок или торт). Такая наглядная работа поможет дошкольнику преодолеть сложности с ориентацией во времени.
8. Игра «ХОЛОДНО — ГОРЯЧО; ПРАВО — ЛЕВО»(разви
тие слухового восприятия, ориентировки в пространстве)
Взрослый прячет условный предмет, а затем с помощью команд типа «шаг направо, два шага вперед, три налево» ведет игрока к цели, помогая ему словами «тепло», «горячо», «холодно». Если ребенок хорошо владеет ориентировкой в пространстве со слов взрослого, можно использовать план-схему.
Развиваем мышление
9. Игра «РАЗРЕЗНЫЕ КАРТИНКИ»(складывание рисун
ка из его частей)
Берется любая открытка (лучше использовать изображение неживого мира) и разрезается на две равные части. Ребенка просят составить ее. Другая открытка разрезается на четыре части и так далее. Выполняя задание, ребенок ориентируется на рисунок, изображенный на открытке. Покупные мозаики и паз-лы помогают детям соотносить форму и цвет.
Игра «ПРИДУМАЕМ ЗАГАДКУ»
Логика придумывания загадок сложна для дошкольника, поэтому начинать надо с внешних признаков окружающих предметов.. Например: «Большой, круглый, полосатый, а внутри красный» (арбуз). Затем добавляются функциональные признаки: «Шумит, ворчит, глотает, все дома очищает» (пылесос). Далее предлагаются сравнения и литературные загадки. Например: «Крашено коромысло через реку повисло» (радуга). Непонятные слова объясняются.
Игра «ЧТО ЛИШНЕЕ?»
Взрослый называет три (позже четыре) предмета, один из которых не подходит к данной классификации. Например: огурец, яблоко, помидор (овощи—фрукты); стул, стол, шкаф, пла-
- 86 -
------ Примерный план игровой терапии с родителями *•
тъе (мебель—одежда). Ребенок выделяет «лишний» предмет и объясняет свой выбор. Хорошо использовать в этой игре наглядную опору — картинки и предметы.