Особенности общения и развития личности ребенка
BBK4S.6 П16
Панфилова М,А.
П 16 Игротерапия общения:Тесты и коррекционные игры.Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. -М.: «ИздательствоГНОМиД», 2001. — 160 с. (В помощь психологу.)
ISBN 5-296-00037-4
В книге рассматривается проблема общения и его роль в формировании личности ребенка.
Дается подробное описание методик для диагностики межличностных и внутриличностных конфликтов, реальных психологических возможностей дошкольника и младшего школьника.
Автор предлагает примерные планы игровой терапии с детьми и родителями, описывает терапевтические и развивающие игры, знакомит с приемами и методами взаимодействия взрослых с гиперактивными, тревожными, агрессивными детьми.
Пособие предназначено для психологов, педагогов, родителей.
ВВК 43.5
1 М, Л., 2000 I. (МНЬИзда- III. IM и Д», 2001 |
ISBN 5-296-00037-4
ВВЕДЕНИЕ
«Как понять своего ребенка?», «Как научиться быть терпимее к его шалостям?» — многие родители задают эти вопросы психологу. А педагоги уже пытаются не только «вложить знания, умения, навыки в личность ребенка, но изучить ее целостно, со всеми индивидуальными особенностями, неповторимыми проявлениями.
В мире нет одинаковых людей. Мы все очень разные. Но каждому человеку хочется, чтобы его понимали, принимали таким, какой он есть, не ломали бы его личность, а помогали стать еще лучше, еще прекраснее. Особенно мы ценим, а порой и требуем, такого отношения со стороны близких нам людей.
Проблема общения, его роль в формировании личности ребенка — тема нашей работы. Задача, которую мы ставили перед собой, — предупреждение нарушений внутрисемейного общения для благоприятного развития личности ребенка.
В теоретической части мы попытались проследить генезис общения ребенка со взрослыми и сверстниками до периода поступления ребенка в школу. Как известно по работам М. И. Лисиной, А. Г. Рузской и других авторов, в младшем школьном, подростковом и юношеском возрасте продолжается развитие общения со взрослыми и сверстниками, и появляются новые формы общения.
Но именно ранние формы общения во многом определяют дальнейшее их развитие и влияют на личность человека, на его отношение к окружающим людям, к себе, к миру. Если у ребенка недостаточно сформирована способность к общению в детстве, то вдальнейшем у него могут возникнуть межличностные и внутри-личностные конфликты, которые у взрослого человека разрешить (произвести их коррекцию) очень сложно, а иногда и невозможно.
К дошкольному возрасту у ребенка уже имеется опыт общения со взрослыми и сверстниками, но преобладает непроизвольный характер поведения. Это позволяет эмпирически и экспериментально проследить связь нарушений общения ребенка всемье с нарушениями его общения со сверстниками и с проблемами развития его личности.
ББК43.5 П16
Панфилова М.А.
П 16 Игротерапия общения:Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей.-М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001.— 160 с. (В помощь психологу.)
ISBN 5-296-00037-4
В книге рассматривается проблема общения и его роль в формировании личности ребенка.
Дается подробное описание методик для диагностики межличностных и внутриличностных конфликтов, реальных психологических возможностей дошкольника и младшего школьника.
Автор предлагает примерные планы игровой терапии с детьми и родителями, описывает терапевтические и развивающие игры, знакомит с приемами и методами взаимодействия взрослых с гиперактивными, тревожными, агрессивными детьми.
Пособие предназначено для психологов, педагогов, родителей.
ББК 43.5
ISBN 5-296-00037-4 |
© Панфилова М. А., 2000 © Оформление. ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2001
ВВЕДЕНИЕ
«Как понять своего ребенка?», «Как научиться быть терпимее к его шалостям?» — многие родители задают эти вопросы психологу. А педагоги уже пытаются не только «вложить знания, умения, навыки в личность ребенка, но изучить ее целостно, со всеми индивидуальными особенностями, неповторимыми проявлениями.
В мире нет одинаковых людей. Мы все очень разные. Но каждому человеку хочется, чтобы его понимали, принимали таким, какой он есть, не ломали бы его личность, а помогали стать еще лучше, еще прекраснее. Особенно мы ценим, а порой и требуем, такого отношения со стороны близких нам людей.
Проблема общения, его роль в формировании личности ребенка — тема нашей работы. Задача, которую мы ставили перед собой, — предупреждение нарушений внутрисемейного общения для благоприятного развития личности ребенка.
В теоретической части мы попытались проследить генезис общения ребенка со взрослыми и сверстниками до периода поступления ребенка в школу. Как известно по работам М. И. Лисиной, А. Г. Рузской и других авторов, в младшем школьном, подростковом и юношеском возрасте продолжается развитие общения со взрослыми и сверстниками, и появляются новые формы общения.
Но именно ранние формы общения во многом определяют дальнейшее их развитие и влияют на личность человека, на его отношение к окружающим людям, к себе, к миру. Если у ребенка недостаточно сформирована способность к общению в детстве, то в дальнейшем у него могут возникнуть межличностные и внутри-личностные конфликты, которые у взрослого человека разрешить (произвести их коррекцию) очень сложно, а иногда и невозможно.
К дошкольному возрасту у ребенка уже имеется опыт общения со взрослыми и сверстниками, но преобладает непроизвольный характер поведения. Это позволяет эмпирически и экспериментально проследить связь нарушений общения ребенка в семье с нарушениями его общения со сверстниками и с проблемами развития его личности.
Введение
Для этого мы предлагаем использовать игру, учитывая ее значение для дошкольника, и подтвердить формирующую и корригирующую роль игры для личности ребенка при возникновении конфликтов в общении со взрослыми и сверстниками. В осмыслении этой проблемы нам помогли работы зарубежных и отечественных психологов, психотерапевтов, в которых отражен опыт использования игротерапии в детских и родительских группах.
В практической части данного пособия предлагаются игровые приемы для детей и взрослых, которые можно использовать на занятиях в специализированных группах, на фронтальных занятиях в детском саду и в домашних условиях, во время досуга. Игры рассчитаны на период дошкольного детства. С их помощью решаются задачи взаимопонимания детей и взрослых, развиваются навыки общения со сверстниками, корригируются типичные эмоциональные и личностные нарушения в дисгармонии семейных отношений (страх, тревога, агрессия, неадекватная самооценка). Эти игры помогают в адаптации детей к дошкольному учреждению.
Игровые занятия представляют собой синтез современных пси-хотерапевческих методов: игротерапии, метода беседы, арттера-пии, психогимнастики, телесной терапии, элементов психодрамы, сказкотерапии, социальной терапии, жетонной терапий и др.
Предлагаемый комплекс занятий для дошкольников и родителей в доступной форме, постепенно направляет игру на решение актуальных проблем взрослого и ребенка. А для того чтобы увидеть эффективность коррекционной работы, используется диагностический блок методик.
Практические рекомендации для родителей и педагогов представлены в заключительной части данного пособия. Здесь в форме консультаций излагаются приемы и методы взаимодействия взрослых с детьми гиперактивными, тревожными, агрессивными, с морально-этическими нарушениями.
Необходимость изучения влияния предлагаемых нами методов определяется большим количеством нерешенных вопросов, стоящих перед родителями, педагогами и практическими психологами.
ЭТАПЫ РАБОТЫ
Игра в практике детской психотерапии впервые была использована 3. Фрейдом (1913) как вспомогательный метод. Задачей 3. Фрейда было выявить через цепь ассоциаций «истинный источник символической игры». Позже А. Фрейд (1946) использовала игру как основной метод психотерапии в детском возрасте. Целью такой игры было доведение путем интерпретации до сознания ребенка его собственных действий, конфликтов, вызывающих болезненное состояние. Взрослый рассматривался как пассивная фигура. Игра ребенка являлась спонтанной. М. Клейн (1932), которая также применяла игру в целях психологической терапии, считала, что Психотерапевт должен занимать по отношению к детям активную руководящую позицию. Она отказалась от утверждения, что в игре непременно происходит символизация вытесненных конфликтов, допуская, что в ней могут находить свое отражение реальные жизненные отношения. Важным является положение М. Клейн об обязательном привлечении к работе родителей с целью коррекции их отношения к воспитанию ребенка. Применение игры как терапевтического средства отечественными психологами основывается на теории игры Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина.
А. И. Захаров [11] разработал методику игровой терапии, которая является частью целого комплекса различных воздействий на ребенка, включающего и семейную психотерапию.
Игровая психотерапия выполняет три функции: диагностическую, терапевтическую и обучающую.
Терапевтические игры ставят своей целью устранение аффективных препятствий в межличностных отношениях, а обучающие — достижение более адекватной адаптации и социализации детей.
----- Использование игры как терапевтического средства -----
В нашей работе мы использовали игротерапию в форме терапии отношений, где игра выступает своеобразной сферой, в которой происходит налаживание отношений ребенка с окружающим миром и людьми.
В практику игротерапии предлагается включать и другие формы психотерапии: арттерапию (искусство), составление рассказов, психогимнастику, элементы психодрамы, телесную терапию, сказкотерапию и др.
Различают две формы игротерапии: индивидуальную и групповую. «Если социальная потребность уже сформирована, то наилучшей формой коррекции личностных нарушений будет групповая игротерапия» [5, 88].
Мы применяем групповую игротералию для обучения детей отношениям друг с другом, со взрослыми, а также в качестве коррекции при нарушениях общения.
Работа состоит из диагностического, коррекционного и контрольного этапов.
Вначале проводится собрание с родителями, где дается информация о возможностях игротерапии, определяются запросы родителей, согласовывается режим совместной работы.
Диагностический этаппредставляет собой предварительное тестирование детей и взрослых (родителей и воспитателей).
Коррекционный (формирующий) этаппроходит в форме игровой терапии. В курсе игротерапии выделяются три блока. В первом блоке (2 занятия) происходит объединение участников в группы. Во втором блоке (8-10 занятий) психолог, используя сюжетно-ролевые, дидактические игры, игры-драматизации, беседы, изобразительную деятельность, знакомит детей и взрослых с оптимальными формами общения, с возможностями предотвращения конфликтов. В третьем блоке (2 занятия) происходит объединение детей и родителей в совместные развлечения, игры.
Длительность игрового занятия составляет 50-60 минут. Смена видов коррекционной работы позволяет избежать переутомления детей. Занятия проводятся 1-2 раза в неделю.
Контрольный этапсостоит из заключительного тестирования детей и взрослых.
21
Игротерапия общения
Использование игры, как терапевтического средства ——
После завершения исследования родители и воспитатели вновь приглашаются на собрание, где подводится итог игровых занятий, обсуждаются результаты работы (опрос родителей и воспитателей, результаты тестирования детей и взрослых, дополнительные диагностические данные, полученные в процессе игротерапии и т.д.). А также даются психологические рекомендации для дальнейшего закрепления полученных навыков во внутрисемейном общении.
Диагностический этап
Диагностические методы, предлагаемые в нашей работе, позволяют выявить личностные нарушения у детей, определить механизмы негативных воздействий на развитие дошкольника (биологические, психологические, социальные).
Анализируемые факторы | Методы |
: I.Диагностика межличностных конфликтов | |
• Беременность, роды; | Анкета № 1 (дляродителей) |
• физическое развитие ребен- | |
ка до 1 года; | |
• соматический статус (группа | |
здоровья, болезни, госпитали- | |
зации); | |
• семейный статус (мать, отец, | |
братья и сестры); | |
• проблемы ребенка (наруше- | |
ния сна, еды, проблемы в само- | |
обслуживании, упрямство, на- | |
вязчивые движения, тики); | |
• семейная атмосфера (стиль | |
воспитания, единство требова- | |
ний, режим дня, эмоциональ- | ;. !••' •••..•• - • ' • ; ' . ' • ...',.. • ; г, .•'-,•' |
ные привязанности) |
• Темперамент ребенка; • напряженность; • активность; • чувствительность; • импульсивность; • адаптация в коллективе | Анкетам 2 (для воспитателей); Анкета № 2А (для воспитателей, педагогов) |
• Эмоциональное восприятие членов семьи; • эмоциональное восприятие себя во внутрисемейном общении; • наличие потребности в общении; • конфронтация в семье; • проявление эгоцентризма; • сотрудничество в семье; • семейные и внутрисемейные предпочтения; • половая идентификация; • предпочитаемые половые и возрастные группы общения | Тест «Рисунок семьи»; Социометрическая проба «День рождения»; Социометрический опросник (для детей) |
II. Диагностика внутриличностных проблем ребенка | |
• Притязания ребенка (адекватные, низкие, высокие); • эмоциональные стимулы (реакции на «успех»); , ! • фрустрированные реакции («неудача»); • общая удовлетворенность собой; • частные характеристики самооценки; • оценка способностей и возможностей ребенка воспитателями, родителями; • родительские притязания | Тест на определение уровня притязаний ребенка; Методика определения самооценки дошкольника; Методика родительских оценок и притязаний |
Игротератшя общения
III. Диагностика реальных психологических i возможностей ребенка | |
• Характеристика развития познавательных процессов ребенка (восприятие, внимание, память, мышление, речь, математические навыки, развитие мелкой моторики руки); • психологические возможности раннего обучения | Экспресс-диагностика познавательных процессов |
• Характеристика развития эмоциональных процессов ребенка; • наличие тревоги, страха, агрессии; • особенности агрессивного поведения (вербальная, физическая, внутренняя, внешняя) | Графическая методика «Кактус» |
• Количественные и качественные проявления страха; • количественное и качественное проявление тревоги | Тест «Страхи в домиках» (модифицированный тест А. И. Захарова); Тест тревожности (Р. Тэммл, М.Дорки.В.Амен) |
В процессе диагностики, а также во время деятельности детей в привычных условиях (на занятиях в дошкольном учреждении, на прогулках с детьми, в режимных моментах, в играх, в общении с родителями и т.п.) психолог ведет наблюдение за психологическими проявлениями каждого малыша. Мимические изменения, жесты, особенности интонирования, кожные проявления и т. п. являются для психолога, педагога ценным исследовательским материалом, который позволит глубже понять личность ребенка. Данные подробно фиксируются в протоколах, а затем используются при составлении коррекционных занятий.
Специально организованные беседы с родителями и воспитателями об индивидуальных особенностях ребенка, о его трудностях дополнят картину исследуемой личности.
= 24 -
---- Использование игры как терапевтического средства ---
Описание диагностических методов /. Диагностика межличностных конфликтов
АНКЕТА № 1 (дляродителей)
Цель 1-й части, в которую входит 14 вопросов — сбор анамнеза и общих сведений о ребенке и составе семьи.
2-я часть включает 10 вопросов, касающихся эмоционального развития ребенка, его привязанностей.
3-я часть содержит подборку из 14 вопросов. Проанализировав ответы на них, психолог познакомится с особенностями воспитания ребенка в семье, его интересами и проблемами.
Результаты анкеты рекомендуется обрабатывать с помощью условных обозначений:
(+) — нет предпосылок к межличностным конфликтам;
(Н—) — предпосылки могут появиться;
(—) — наличие конфликтных предпосылок.
Данные оформляются в специальную таблицу.
1. Общие сведения о ребенке и семье
1. Фамилия, имя ребенка
2. Дата рождения_______
3. Ф.И.О. отца, профессия
4. Ф.И.О. матери, профессия
5. Домашний адрес, телефон
6. Какой ребенок по счету в семье (возраст сестры, брата)?
7. Как протекали беременность и роды?
25
Игротерапия общения
8. Было ли что-то необычное или проблематичное в раннем раз
витии ребенка?_______________________________________
9. Развитие ребенка идет замедленно, нормально, ускоренно
(подчеркните)______________________________________
- Использование игры как терапевтического средства 2. Эмоциональное развитие ребенка
1. Часто ли ребенок плачет? (Да, нет)_________________________
2. Какое обычно состояние у ребенка? (Спокойное, плаксивое,
возбужденное и др.)____________________
3. Как долго ребенок остается расстроенным?
10. Какие болезни перенес ребенок?
4. Чего боится ребенок?
5. Часто ли ребенок бывает сердитым, агрессивным?
11. Есть ли у ребенка какие-либо проблемы, связанные с меди
циной (хронические заболевания, физические помехи, про
шлые госпитализации)?______________________________
6. Быстро ли устает ребенок?
12. Употребляет ли сейчас ребенок какие-либо лекарства? На
пишите и объясните, каково их назначение__________________
7. На кого в семье похож характером ребенок?
8. Как ребенок относится к незнакомым взрослым?
9. Как ребенок относится к детям?
13. Есть ли аллергия у ребенка на пищевые продукты, медика
менты и пр. ?_________________________________________
10. Как ребенок относится к животным?
14. Состоял ли ребенок на учете у психоневролога? Укажите ди
агноз, время снятия с учета___________________________
3. Особенности воспитания ребенка в семье, его склонности, интересы
1. Посещал ли ребенок детский сад, лицей, группы развития и
др.? Укажите с какого возраста_________________
26
27
Игротерапия общения
2. Какие игрушки, игры, материалы для занятий есть у ребен
ка? Где и как они хранятся?___________________________
---- Использование игры как терапевтического средства ——
11. Какие из перечисленных видов деятельности выполняет
ребенок успешнее других? (Придумывание совместных игр;
рассказывание сказок, историй; рисование, лепка, пение,
танцы, сооружения из кубиков)_______________________
3. Кто чаще воспитывает ребенка?
4. Есть ли трудности у ребенка (подчеркните): в одевании, в
засыпании (спит ли днем), в умывании, в еде, в уборке игру
шек, при самообслуживании в туалете? '
12. Какие качества вашего ребенка вы особенно цените? (Доб
роту, общительность, трудолюбие, усидчивость, послушание
5. Какой режим в семье (подъем, кормление, прогулка, сон)?_
13; Существуют ли у ребенка следующие проблемы: писается в постель (ночью, днем); грызет ногти; сосет палец или другие?
6. Единодушны ли взрослые члены семьи в подходе к ребенку,
в том, что ему разрешают или запрещают? (Единодушны, не
всегда единодушны, нет) • __________ • •_________
7. Какие меры воздействия на ребенка применяются в семье?
(Поощрения, наказания, внушение, выговор, объяснение,
рассуждения)_______________________________________
8. Кого в семье ребенок слушается? (Всех, папу, маму, никого)
9. Помогает ли ребенок по дому?_________________________
10. Назовите любимые игры и игрушки ребенка, любимые сказ
ки и книжки, любимую пищу_________________ •'____
14. Является ли религия важной частью семейных традиций?
Какая религия практикуется?__________________________
АНКЕТА № 2 (для воспитателей)
Из 30 вопросов, предлагаемых в анкете Т. А. Репиной, мы использовали 20 вопросов, которые соответствуют цели нашей работы. Восемь вопросов (2-6, 10, 7, 28) определяют наличие конфликтности в общении ребенка со сверстниками, 12 вопросов дают представление о сформированности навыков общения ребенка со взрослыми и сверстниками.
Анкета дается воспитателям в форме готовых вариантов ответов. Полученные данные систематизируются в специальную таблицу.
28
29
Игротерапия общения
Инструкция. Подчеркните один из наиболее соответствующих, с Вашей точки зрения, ответов. Если не уверены в правильности ни одного из них, не подчеркивайте ничего.
Фамилия, имя, дата рождения ребенка____________________
1. Общительный со взрослыми; не очень; замкнутый (необщи
тельный).
2. Общительный с детьми (в большинстве случаев предпочита
ет играть с детьми, а не один); не очень общительный (в оди
наковой степени любит играть с детьми и один); замкнутый,
необщительный (любит играть один).
Если ребенок общительный, то он предпочитает: играть с детьми старше себя; с ровесниками; с детьми младше себя.
3. Умеет организовать детей в игре и других детских занятиях,
выполняет только ведущие роли; одинаково успешно выпол
няет в игре ведущие и второстепенные роли; в игре чаще под
чиняется другим детям и выполняет второстепенные роли.
4. Умеет дружно, без конфликтов играть с другими детьми; кон
фликты возникают, но редко; часто конфликтует.
5. Делится игрушками, сладостями с другими охотно ; не очень
охотно; неохотно.
6. Сочувствует другому, когда тот чем-нибудь огорчен, пытает
ся помочь ему, утешить, пожалеть; только иногда выражает
сочувствие другому; внешне не выражает своего сочувствия.
7. Часто обижает других детей, дерется; иногда бывает агресси
вен; редко дерется с детьми и редко обижает их; спокоен, со
всем не дерется.
8. Часто жалуется взрослым, когда ссорится с товарищами; ред
ко жалуется; совсем не жалуется.
9. Обидчивый; не очень, совсем не обидчивый.
10. Всегда бывает справедливым во взаимоотношениях со свер
стниками, разбирает конфликты других, мирит товарищей;
не всегда бывает справедливым; чаще бывает несправедливым.
= 30 -
---- Использование игры как терапевтического средства ——
11. Обычно говорит правду, никого не обманывает; иногда гово
рит неправду; часто обманывает.
12. Всегда старается быть вежливым; иногда бывает вежливым,
иногда нет; часто бывает грубым, забывает говорить «вол
шебные слова».
13. Почти всегда послушен; в равной мере бывает послушным и
непослушным; чаще бывает непослушным, упрямым.
14. Любит делать все самостоятельно, даже если и не умеет; не
очень стремится к самостоятельности; предпочитает, что
бы за него все делали другие.
15. Старается доводить начатое дело до конца.
16. Охотно и старательно выполняет трудовые поручения взрос
лых; проявления трудолюбия неустойчивы; не любит тру
диться — чаще всего плохо выполняет поручения взрослых.
17. Уверенный, решительный; не очень уверенный; неуверенный.
18. Умеет придумывать интересные игры, игровые навыки и
умения развиты хорошо; игровые навыки и умения разви
ты средне; игровые навыки и умения развиты плохо.
19. Преобладает веселое, жизнерадостное настроение (радует
ся, смеется, смешит других, почти не плачет); в равной мере
бывает веселым и недовольным (часто смеется, радуется и
часто плачет); чаще бывает недоволен окружающим (плак
сив, плачет из-за малейшего пустяка).
20. Приятный, красивый, симпатичный; просто приятный, сим
патичный; с малоприятной внешностью.
АНКЕТА № 2А (для воспитателей, педагогов)
Анкета заполняется воспитателями, педагогами в период адаптации детей к дошкольному учреждению. С помощью данной анкеты выделяются проблемные дети, которые нуждаются в психологической коррекции или повышенном внимании со стороны воспитателей, родителей.
\
Игротерапия общения
Ф.ИЛЭ. (воспитателя, педагога)
---- Использование игры как терапевтического средства
Популярные дети (в общении со сверстниками)
Профессия, должность
Ваши трудности на занятиях в первые дни адаптации детей
Непопулярные дети
Ваши трудности на данный момент
Подпись педагога
Какую помощь со стороны психолога Вы ждете?:
Дата
ТЕСТ «РИСУНОК СЕМЬИ»1
Какие дети из группы лучше развиты?
Какие дети отстают в развитии?
Какие дети агрессивны?
Какие дети плаксивы, тревожны?
Какие дети не выполняют требований воспитателя, педагога?
Медлительные дети
Подвижные дети
Анализ данного рисуночного теста дополнит полученные анкетные данные о внутрисемейном общении, поможет ориентации в проблемах ребенка. Ребенку предлагается: лист белой бумаги (20 х 29), 6 цветных карандашей (черный, красный, синий, зеленый, желтый, коричневый), ластик. Дается инструкция: «Нарисуй, пожалуйста, свою семью». Слово «семья» не объясняется, чтобы не искажать суть исследования. Если ребенок спрашивает, что ему рисовать, инструкция повторяется вновь. Время выполнения задания не ограничивается. При выполнении задания в протоколе отмечается:
а) последовательность рисования деталей;
б) паузы более 15 секунд;
в) стирание деталей;
г) спонтанные комментарии ребенка;
д) эмоциональные реакции и их связь с изображаемым со
держанием.
После выполнения задания у ребенка вербальным путем добирается информация: «Кто тут нарисован? Где они находятся? Что они делают? Им весело или скучно? Почему? Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему? Кто из них самый несчастный? Почему?»
32
Интерпретация Г.Т. Хоментаускас [24]
3-2992
Игротерапия общения
Интерпретацию рисунка семьи разделяют на три части, которые соответствуют трем выводам в конце работы.
1. Анализ рисунка семьи
а) сравнение состава нарисованной и реальной семьи:
• не изображены люди — сильный эмоциональный конф
ликт, недовольство семейной ситуацией;
• изображены люди, не связанные с семьей — травматические
переживания, связанные с семьей, чувство отверженности,
покинутости, плохой контакт исследователя с ребенком;
• уменьшение реального состава семьи — «забывают» на-
рисовать тех членов семьи, с которыми сложились конфликтные отношения, которые являются эмоционально менее привлекательными;
• ребенок не рисует себя — чувство неприятия в семье, ощу-
щение отверженности;
• ребенок рисует только себя — эгоцентричность, несфор-
мированное чувство общности;
• увеличение состава семьи — неудовлетворенные психи
ческие потребности, поиск человека, способного удовлет
ворить потребности ребенка в близких эмоциональных
контактах;
б) расположение членов семьи:
• сплоченность семьи, объединенностъ в общих действиях,
соединенные руки — психологическое благополучие;
• разобщенность членов семьи — низкий уровень эмоциональных связей;
в) группировка членов семьи, психологические микроструктуры семьи:
• рядом с собой рисует другого члена семьи — эмоциональ-
ная связь;
• физические расстояния отдельных семейных групп от
ражают различный уровень эмоциональной связи;
• отдельные группы — конфронтация в семье.
= 34 =
— Использование игры как терапевтического средства ——
2. Анализ особенностей графических презентаций членов семьи
а) количество деталей тела: присутствуют ли голова, воло
сы, уши, глаза, зрачки, ресницы, шея, брови, нос, рот,
плечи, руки, ладони, пальцы, ноги, ступни;
• большое количество частей тела — позитивное отношение;
• схематичность, неоконченностъ— негативное отноше-
ние к человеку;
б) количество используемых цветов для рисования фигур:
• разнообразие цвета, позитивные яркие цвета — хорошее
отношение;
• темные цвета, однообразие цвета — конфликт, негатив
ное восприятие;
в) величина фигур: выражение превосходства, значитель
ности, силы;
• большая фигура мамы — авторитетность ее в семье, руко
водство;
• большая величина собственного изображения — незначи
тельность «Я» в семье, требование опеки;
• одинаковые фигуры, — равноправие, равная ценность се-
мьи, сотрудничество;
• большие поднятые вверх руки с длинными пальцами —
агрессивные желания, желание быть сильным;
• нет рук, маленькие руки — бессилие, чрезмерный конт
роль со стороны;
• нет лица, головы — нарушения в сфере общения;
• зубы, большой рот — вербальная агрессия.
3. Анализ процесса рисования
а) последовательность рисования членов семьи:
\
Игротерапия общения
• первый образ — главный, наиболее эмоционально близкий
человек;
• последний образ — менее значимый человек, негативное
Отношение;
• если в начале рисования изображаются предметы, жи-
вотные — защитная реакция ребенка в неблагополучной семейной ситуации;
б) стирание, паузы, возвращение к нарисованным деталям:
доминирующее переживание, выделение главного;
• паузы — конфликтные отношения;
• стирание с последующим улучшением — позитивные эмо-
ции, с ухудшением — конфликт с данным человеком;
в) спонтанные комментарии: проясняют смысл рисуемого
содержания ребенку, ослабляют внутреннее напряжение.
На каком образе были комментарии — на таком человеке
больше напряжения, возможность конфликта.
СОЦИОМЕТРИЧЕСКАЯ ПРОБА «ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ»
Этот тест предназначен для детей дошкольного и младшего школьного возраста, когда необходимо провести исследование отношения ребенка к детям и взрослым. Тест проводится индивидуально и коллективно (с младшими школьниками), в форме игры.
Инструкция. «Давай поиграем с тобой в твой день рождения. Большой круг будет у нас столом, на котором лежит праздничный пирог со свечками. Свечек столько, сколько тебе будет лет. Мы их нарисуем. Вокруг стола расположены маленькие кружочки — это что? Конечно, стулья. Выбери стул, на который ты сядешь. Давай твой стул отметим — звездочкой или снежинкой? (Ответ ребенка позволяет отметить сформированность половой идентификации: мальчики выбирают звездочку, девочки — снежинку.)
Кого хочешь посадить рядом с собой? А с другой стороны?» (Около кружочка пишется имя, а в кружочке — порядок выбора.) Ребенок называет имена людей, игрушки, животных...
36 -
—— Использование игры как терапевтического средства --
Их располагаем в порядке называния или усаживаем на «стульчики», которые предлагает ребенок.
После четвертого выбора можно предложить повторяющийся вопрос: « Ты будешь еще кого-то сажать, или уберем (зачеркнем) стульчики?» (Ответ ребенка дает нам возможность предположить его потребности в общении.)
Когда ребенок заполнит все десять «стульчиков», задаем вопрос о необходимости добавить «стульчики»: «Если хочешь еще кого-то посадить, то мы можем добавить (дорисовать) «стульчики».
Есть дети, которые имеют потребность дорисовывать