Вожатый от слова «вожак» - ведущий за собой (вести за собой - это способ действия).
Отношения между детьми и вожатым строятся на взаимном доверии и уважении, необходимо дать детям четко понять, что вожатый не дружок, с которым можно общаться, как вздумается, но не жестокий надзиратель, которого нужно бояться.
Успех вожатого - в умении стать своим для ребят. Он не строгий педагог, придирчиво следящий за каждым шагом, он тот взрослый, который понимает, доверяет, уважает, придумывает вечно что-то интересное и участвует во всем вместе с детьми и на равных с ними. Заслужить авторитет и любовь ребят непросто. Это должно стать результатом той работы, организующей детей, воспитательной, которую они примут за дружбу.
Очень тяжело бывает в лагере вожатому, который работает в первый раз, для этого и существуют подобные пособия. Они помогут не растеряться новичку - вожатому при работе с детьми в загородном оздоровительном лагере.
ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ВОЖАТОМУ О ЛАГЕРЕ?
Летний лагерь является формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, пространством, созданным для оздоровления и развития творчества ребенка.
Задача летнего лагеря - помочь детям разного уровня воспитания развития обрести более глубокое понимание самого себя и с их взаимоотношений с окружающими. Основополагающий принцип деятельности - воспитание через вовлечение детей в программу, через погружение в мир творчества. Исходя из этого, выбирается стиль работы педагогического коллектива. Особенность летнего лагеря в том, что на первый план выход:
- сотрудничество;
- сотворчество;
- соуправление.
Организация деятельности детей в лагере предполагает знание интересов и возможностей ребят, их включение в соответствующую предметно-практическую деятельность. Ориентация на формирование целостного мира человека позволяет создать программу, интегрирующую культурно-образовательную, досуговую и спортивную деятельность детского лагеря.
Решив работать вожатым, каждый человек должен отдавать себе отчет, что он должен делать, как ему это сделать и за что он несет ответственность.
В первую очередь все организаторы детского отдыха, все вожатые должны быть ознакомлены со всеми нормативными документами, которые необходимы для функционирования детского оздоровительного лагеря.
Всем сотрудникам лагеря необходимо помнить о том, что в лагере ребенок освобождается от влияния школы и опеки родителей. Поэтому в руководстве детским коллективом необходимо соблюдать ценностное отношение к личности ребенка. Это проявляется в интересе к личности, способности почувствовать, понимать настроение ребенка, превратив общение в удовольствие.
Главная функция вожатого в личностном подходе заключается в создании условий для самореализации и самоутверждения ребенка.
ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЖАТОГО
§ Лично отвечает за здоровье и благополучие всех детей своего отряда.
§ Информирует детей о правилах, нормах, традициях детского лагеря.
§ Контролирует приём пищи.
§ Организует детей на участие во всех лагерных, отрядных делах.
§ Проживает вместе с детьми, отдыхающими в детском лагере.
§ Соблюдает личную гигиену и безопасность.
§ Пользуется всеми гражданскими правами, предоставляемыми остальным гражданам.
§ Исполняет профессиональные обязанности, соблюдая нравственные нормы.
§ Принимает участие в разработке содержания программ летнего отдыха.
§ Имеет право на объективную оценку своего труда, которая доводиться до его сведения.
§ Имеет право обжалования неоправданных, по его мнению, оценок своей работы.
§ Должен быть свободен в выборе форм и методов, которые ему представляются наиболее целесообразными для организации жизни коллектива.
§ Имеет право получить копию жалобы, если таковая имеет место, стремиться к полноценному выполнению своих профессиональных обязанностей, росту своего профессионального уровня.
§ Постоянно заботиться о нравственном и физическом здоровье вверенных ему детей и подростков.
§ Принимает всевозможные меры для обеспечения безопасности детей.
§ Изучает состав отряда и индивидуальные особенности детей, составляет психолого-педагогическую характеристику отряда.
§ Разрабатывает план работы отряда (с учетом плана работы лагеря) и представляет его на утверждение директора лагеря.
§ Организовывает работу с детским коллективом с учетом возрастных и психологических особенностей детей, работает с родителями ребят.
§ Соразмеряет возможности свои, детского лагеря и особенности детей.
§ Использует различные методические приемы, формы и средства, активизирующие деятельность ребят.
§ Сочетает индивидуальную, групповую работу с детьми разного возраста.
§ Принимает участие в организации и проведении общелагерных мероприятий.
§ Анализирует и корректирует систематически собственную деятельность.
ЗАПОВЕДИ ВОЖАТОГО