Интегративный лечебно-педагогический/ терапевтический цирк
Пример: «Цирк Миньон», «Клоуны и Компания»
Интегративный детско-юношеский проект Дома Миньон, института амбулаторной лечебной педагогики и раннего развития на западе Гамбурга, был начат в 1992 году в результате поиска новых форм терапии движением для детей-инвалидов или подростков с угрозой инвалидности в возрасте 12-16 лет.
В настоящее время в проекте участвуют около 100 детей и подростков под руководством директора цирка Мартина Кливера и двух других взрослых. Каждые два года образуется новая группа из 40 детей, приступающих к изучению цирковых искусств.
Ежегодно цирк отправляется на гастроли - со своим собственным шатром, 13 фургонами, двумя тракторами и тягачом -по приглашениям на выступления в Гамбурге и окрестностях, а также на фестивали и конгрессы по всей Германии.
Цирковое представление с жонглерами, акробатами на одноколесных и высоких велосипедах, хождением на ходулях, гимнастами на шаре и на канате, клоунами, фокусниками, факирами и даже огнеглотателями каждые два года получает новое оформление в виде небольшой поэтической истории. Юные артисты сами сочиняют музыку для своего оркестра, самостоятельно и при этом практически профессионально разрабатывают костюмы и грим.
Чтобы установить и собрать цирковой шатер, привести в порядок фургоны и принадлежащие цирку лодочные качели, соорудить необходимый реквизит, подросткам нужны не толь-
ко технические и ремесленные навыки, от них требуется способность работать самостоятельно и ответственно.
Важнейшими, однако, представляются те педагогические задачи, которые ложатся на плечи юных артистов. Они сами обучают начинающих и младших детей из интегративного цирка!
Этот проект способствует интеграции чувств на самых разных уровнях и потому рекомендуется для подражания.
фото 53: Большие помогают маленьким (фото - цирк Миньон)
...Акробаты же и клоуны выступают по ту сторону наших
возможностей.
Карл Краус
Когда
Заканчивается терапия?
В идеале терапия заканчивается тогда, когда исчезают жалобы и ребенок научается регулировать себя сам. Часто к этому моменту он теряет интерес к занятиям, ему больше не хочется приходить каждую неделю. Наступает «насыщение».
В реальности продолжительность терапии ограничивается числом занятий, оплачиваемых страховой компанией.
Кроме того, бывают и такие дети, как Олаф, на описываемый момент - семи с половиной лет.
Олаф ходил ко мне на занятия в Институт Инге Флемиг три года. Как-то мы с его мамой сидели рядом на скамейке, наблюдая за пестрой игрой группы. Олаф на полной скорости скатился на роликовой доске с горы и медленно ездил мимо нас из стороны в сторону.
Его мама сказала мне, что на следующей неделе им назначен очередной медицинский осмотр у Инге Флемиг. Мы решили предложить Инге Флемиг завершить терапию. Олаф хорошо развивался, и в школе тоже все складывалось прекрасно.
На следующей неделе мы встретились на приеме у Инге Флемиг, и перед этим я уже сообщила ей о нашем предложении.
Инге Флемиг попросила Олафа для начала проскакать по комнате на одной ноге. И что же он сделал? Чрезвычайно артистично изобразил неловкие движения неумехи. Инге Флемиг бросила на меня вопросительный взгляд, - я была удивлена не меньше нее! Но потом я догадалась, в чем тут дело. Я знаком попросила Инге Флемиг не комментировать происходящего и написала ей записку: «Пожалуйста, пусть продолжает, попросите его потом поиграть снаружи, пока мы не закончим».
Олаф разыграл великолепный спектакль! Как только он нышел за дверь, мы с его мамой рассмеялись и объяснили все Инге Флемиг.
Олаф прекрасно знал, как проходит обследование. Он слышал, как мы говорили о завершении терапии и, ни слова ни
говоря, решил оказать сопротивление! Его моторные способности оказались развиты так хорошо, что ему ничего не стоило разыграть искусственную неловкость. Он хотел и дальше ходить на занятия!
Инге Флемиг сказала тогда примерно следующее: «Если это ему так важно, значит, терапия ему еще нужна. Что-то в нем еще не пришло в равновесие».
Получив разрешение на следующие полгода занятий, Олаф отходил ко мне только месяц. Помимо вольтижировки, он еще хотел по-настоящему освоить верховую езду.
Для его психического равновесия было важно самому решить, когда закончить терапию.
На этом примере ясно видно, что решение о завершении терапии должно быть принято совместно всеми участниками развивающего процесса, причем главным тут является ребенок.
С моей точки зрения, важно, чтобы «наши» дети начинали параллельно заниматься сенсорно-интегрирующим видом спорта. По окончании терапии им предоставляется возможность сделать эти занятия более интенсивными или начать новые. Таким образом, переходный период «после терапии» получается более плавным, в том числе и для родителей. Нередко именно матери озабочены тем, как все пойдет дальше, без привычной поддержки. Дети быстрее привыкают к самостоятельности, потому что они «готовы» к новым задачам.
По-другому дело обстоит с детьми с тяжелыми нарушениями. Многим всю жизнь необходима терапия, чтобы удержать достигнутое, чтобы развитие не обратилось вспять. В большинстве случаев одного вида терапии недостаточно для поддержания определенного качества жизни. Некоторых детей только терапия спасает от болей.
(Финиш»
Прежде чем «прийти к финишу», нам надо начать движение. Каждый человек располагает способностями привести что-то в движение. Достаточно принять решение сделать «первый шаг».
Я хочу поддержать родителей, особенно матерей, в их стремлении найти помощь, если их что-то беспокоит, я обращаюсь к ним с просьбой не утрачивать доверия и не сдаваться.
Как часто я выслушиваю рассказы о том, как по году приходится ждать очереди на консультацию или терапевтические занятия! Эту проблему вам не решить. Но этим временем можно воспользоваться, если самим приняться за дело: так можно найти новые, собственные решения проблемы.
Начните сегодня жевоплощать в жизнь какую-нибудь идею из этой книги!
Сенсорная интеграция - не «искусственный продукт». Человеку свойственно развиваться, стремление кразвитию заложено в каждом из нас. Иногда его нужно только «пробудить».
Если моя книга побудила вас к чему-то в этом духе, значит, я достигла своей цели.
фото 54
Редко речь идет о том...
Редко речь идет о том, о чем кажется. Если нам удастся свести нечто сложное к тому простому, что лежит в основе всего, мы будем вправе считать сложное простым. Только в простом найдется место сложному. Упрощая, мы обретаем силу. Эта сила дает нам мудрость.
Только то, что стало простым, может снова стать сложным.
Ульрих Шаффер
Литература
Amirpour, Khosrow. Judo als Rehabilitationssport. Bonn: Rehabi-
litationsverlag, 1984. Ayres,A. Jean. Bausteine der kindlichen Entwicklung. Heidelberg:
Springer-Verlag, 1984.* Blechschmidt, Erich. Wie beginnt das menschliche Leben. Stein
am Rhein, CH: Christiana-Verlag, 1968. Brown, Christie. Mein linker Fuft. Zurich: Diogenes-Verlag, 1994. Buchwald, Gerald. IMPFEN Das Geschaft mit der Angst. Lahn-
stein: emu-Verlag, 1995. Delarue, E, Delarue S. Impfungen, der unglaubliche Irrtum. Miin-
chen: Hirthammer Verlag, 1990. Dennison, Paul E. Befreite Bahnen. Freiburg im Breisgau: Verlag
fur angewandte Kinesiologie. Feldenkrais, Moshe. Abenteuer im Dschungel des Gehirns. Der
Fall Doris. Deutsche Ubertragung von Franz Wurm. Frankfurt
a. M.: Suhrkamp, 1981. Feldenkrais, Moshe. Bewufitheit durch Bewegung. Frankfurt a.
M.: Suhrkamp, 1978. Feldenkrais, Moshe. Die Entdeckung des Selbstverstandlichen.
Frankfurt a. M.: Suhrkamp, 1987. Flehmig, Inge. Die normale Entwicklung des Sauglings und ihre
Abweichungen. Stuttgart: G.-Thieme-Verlag, 1979. Liedloff, Jean. Auf der Suche nach dem verlorenen Gliick. Mun-
chen: Beck, 1992." Molcho, Samy. Korpersprache der Kinder. Munchen: Mosaik-Verlag, 1983. Molcho, Sammy. Korpersprache als Dialog. Ganzheitliche Kommu-
nikation in Beruf und Alltag. Munchen: Mosaik-Verlag, 1988.
* Айрес Дж. Ребенок и сенсорная интеграция: Понимание скрытых проблем развития. М.: Теревинф, 2009. -Примеч. пер. ** Ледлофф Ж. Как вырастить ребенка счастливым: принцип преемственности. М.: Генезис, 2007. -Примеч. пер.
Montagu, Ashley. Korperkontakt. Stuttgart: Klett, 1974.
Muths, Christa. Farbtherapie. Munchen: Heyne-Verlag, 1989.
Nilsson, Lennart. Ein Kind entsteht. Munchen: Mosaik Verlag, 1990.
Sanders, Lea. Die Farben deiner Aura. Munchen: Goldmann-Verlag, 1999.
Schmidt, Lilo. Stubenhocker und Zappelphilipp. Dortmund: Verlag Modernes Lernen, 2000.
Sellin, Birger. Ich will kein inmich mehr sein. Koln: Kiepenheuer &Witsch, 1995.
Rogge, Jan-Uwe. Kinder brauchen Grenzen. Hamburg: Rowohlt Taschenbuch-Verlag, 1995.
Tikkanen, Marta. Aifos heiftt Sofia. Hamburg: Rowohlt Taschenbuch-Verlag, 1985.
Tomatis, Alfred. Der Klang des Lebens. Hamburg: Rowohlt Taschenbuch-Verlag, 1987.
Tomatis, Alfred. Klangwelt Mutterleib. Munchen: Kbsel-Verlag, 1994.
Tomatis, Alfred. Das Ohr und das Leben. Meilen: Walter-Verlag, 1995.
Williams, Donna. Ich konnte verschwinden, wenn du mich be-ruhrst. Hamburg : Hoffmann & Campe Verlag, 1992.
Zimmer, Katharina. Das Leben vor dem Leben. Munchen: Kosel-Verlag,