Физическая терапия, эрготерапия
Занятия сенсорной интеграцией в основном проводят специалисты этих направлений. Сейчас почти все физиотерапевты и эрготерапевты, работающие с детьми, имеют дополнительную квалификацию по сенсорной интеграции. Мы выручаем друг друга при нехватке мест или необходимости сменить терапевта.
У некоторых терапевтов есть особый опыт работы с детьми с определенной картиной болезни. Я занимаюсь в основном детьми, отвергающими тактильный контакт, очень пугливыми, на первый взгляд психически неуравновешенными и проявляющими склонность к аутизму. Ко мне часто обращаются за помощью или консультацией именно в этих случаях.
Работа с детьми с тяжелыми нарушениями базируется на определенных приемах физической и эрготерапии, и одной сенсорной интеграции тут бывает недостаточно. Занимаясь с младенцами, я сотрудничаю с опытными терапевтами, практикующими Бобат-терапию и работающими в диалоге.
Амбулаторный кабинет лечебной педагогики. Мартин Кливер, Гамбург*
Амбулаторные кабинеты лечебной педагогики помогают родителям детей с нарушениями восприятия и поведения, решив-
* Здесь и далее имя специалиста в заголовке означает, что текст принадлежит ему, а не автору книги. - Примеч. пер.
Какие виды терапии разумно дополняют сенсорную интеграцию в диалоге?
ших воспитывать своих детей в кругу семьи. Они могут иметь разную структуру. К примеру, Дом Миньон как институт амбулаторной лечебной педагогики и раннего развития организован следующим образом:
- Терапевтические занятия в группах для детей детсадов
ского и дошкольного возраста при задержке или нарушениях
общего развития. Дети занимаются в группах по 8 человек еже
дневно по четыре часа. Занятия ведут два терапевта и один
практикант, что позволяет при интенсивном индивидуальном
стимулировании развития не пренебрегать общением с други
ми детьми. Цель групповых терапевтических занятий - форми
рование соответствующего потребностям ребенка пространства
для занятий, в котором, опираясь на имеющиеся способности,
можно развивать восприятие и моторику, способствовать фор
мированию и развитию речи, воспитывать культурные навыки.
-Индивидуальные занятия в рамках амбулаторной лечебной педагогики направлены на коррекцию отдельных нарушений и проблем развития, в них используются самые разные медицинские, психологические и педагогические методы, а также терапия искусством: рисование, музыка и риторика.
- Консультации, советы по воспитанию, сопровождаю
щие терапевтические занятия, служат для обмена мнениями
между родителями, терапевтами, учителями и другими специ
алистами в целях создания оптимальных условий, способству
ющих развитию детей в соответствии с их потребностями.
-Лечебно-педагогический диагноз формулируется в результате совместной работы специалистов кабинета или на междисциплинарном совете, в ходе обсуждения конкретных примеров работы, на которых основывается применение упомянутых методов.
Занятия по раннему развитию на дому. Мартин Кливер, Гамбург
В Германии и Австрии дети с отставанием или нарушениями в развитии в первые семь лет жизни имеют право на помощь
по адаптации в обществе, это происходит в форме занятий по раннему развитию.
- Такие занятия проводятся в привычной для ребенка среде, то есть дома, в кругу семьи или в яслях, один-два раза в неделю.
- Они направлены на сенсорное, моторное и речевое развитие в объеме, соответствующем возрасту и общему уровню развития. Цель занятий - стимулировать самовосприятие ребенка, воспитывать у него чувство доверия к окружающему миру, чтобы он мог достичь в нем максимальной самостоятельности.
- Занятия по раннему развитию подразумевают интенсивное участие родителей и всей семьи в процессе терапии, консультативную помощь в решении бытовых проблем: к примеру, при обращении к терапевтам, врачам, в детские сады и в государственные учреждения.
- Как форма лечебно-педагогической деятельности, занятия по раннему развитию опираются на медицинские, психологические и педагогические методики и нацелены на удовлетворение не только физических, но и психических потребностей ребенка.