В помещении для терапевтических занятий
В наш «век эзотерики» процветает множество идей о воспитании чувств. Многие кажутся мне недостаточно продуманными или не продуманными вовсе.
Центр обоняния расположен в стволе мозга, так сказать, в центре управления. Реакция на запахи возникает моментально, хотя и не всегда осознается.
Когда-то в древности эта система помогала нам выживать. Почуяв врага, мы бросались бежать. Обоняние помогало нам отделить съедобное от несъедобного. В мире упакованных в полиэтилен продуктов, ароматизированных или с нейтральным запахом, это трудно себе представить.
Именно дети с нарушениями восприятия часто пытаются интенсивно использовать обоняние, когда им в руки попадает новый предмет или новый продукт питания. Выходит, что нужда заставляет нас обращаться к тому, что называют древним, примитивным (родовым) чувством, инстинктом? Научные исследования подтверждают это предположение. Инстинктивное поведение является врожденным, а не приобретенным. Инстинкты (ученые различают 15 инстинктов) наследуются, и их формирование в большой степени зависит от индивидуального опыта*.
Так называемая ароматерапия превозносит курительницы и ароматические палочки с их разнообразным воздействием на человека, но не объясняет, как определить, каким образом отреагирует ребенок на тот или иной аромат, какой запах окажется благотворным, а какой вызовет агрессию. И как очистить помещение от запаха перед началом следующего занятия?
Наверное, всем знакома ситуация, когда в обществе сильно надушенной приятельницы вдруг начинает болеть голова. А если ей придет в голову обняться на прощание, вам не удастся избавиться от назойливого запаха в течение нескольких часов.
* Feldenkrais M. The Elusive Obvious. Cupertino, California: Meta Publications, 1981.
Чтобы не упустить дополнительного шанса на успех в работе с детьми, страдающими нарушениями восприятия, я рекомендую проводить занятия в помещении с нейтральным запахом. При покупке матов и других предметов из искусственных материалов следует обратить внимание на их запах. Установлено, что запах может спровоцировать нарушения поведения, хотя он и не является их причиной-
Как бы мило ни смотрелись выращенные под колпачком гиацинты, чувствительный ребенок может полностью утратить равновесие из-за их благоухания, а никому и в голову не придет, что во всем виноваты прелестные цветочки.
Если возможно, постарайтесь на время занятий воздержаться от использования столь любимых всеми духов, геля для волос и прочей парфюмерии. Тем, кто курит, часто трудно понять, как неприятны для некурящих (наших детей) могут быть пропахшие табаком пальцы, одежда. Тут не поможет даже жвачка с ментолом (извините, но это так!).
И в этом случае в языке обнаруживается немало ярких выражений: «я тебя на дух не переношу!», «тут дурно пахнет!», «запахло жареным», «дело пахнет скверно».
Занятия в учебном бассейне
Для занятий по методу сенсорной интеграции в диалоге прекрасно подходит небольшой бассейн. (Для проведения занятий необходим диплом тренера по плаванию или водного спасателя.)
За многие годы работы в воде, дозволяя детям экспериментировать с разными предметами, я испробовала все что можно: от парашютов (фото 31, 32), надувных матрасов и лодок до мячей, пластмассовых контейнеров, воздушных шаров и даже плавания в пижамах. Через полгода занятий все дети могли проплыть по крайне мере 8 метров, не касаясь ногами дна. При этом я вовсе не обучала их плавать, мы просто играли в воде.
В воде особенно хорошо заниматься с беспокойными детьми, склонными к агрессивному поведению. Естественное сопротивление воды притормаживает движение, активно воздей-
Идеальное помещение для проведения терапевтических занятий УО по методу сенсорной интеграции в диалоге
ствует на кинестетическое восприятие, вестибулярную систему и кожу. Такую интенсивную нагрузку на органы чувств дает только вымазывание кремом с головы до ног или погружение в ванну из ваты.
Занятия на природе
В природе достаточно склонов, с которых можно съезжать и сбегать, скатываться кубарем, скользить на санках и на лыжах. Деревья, песок и вода, снег и лед являются прекрасным материалом для работы с базовыми ощущениями. Многие дети по тем или иным причинам редко или вовсе не имеют возможности воспринимать времена года всеми органами чувств, невзирая на ветер и непогоду. А ведь в наши дни они как никогда хорошо экипированы для игр на свежем воздухе (теплая непромокаемая одежда, лыжные костюмы, обувь, рассчитанная на сырость и мороз).
Использование музыки