Лекарства-убийцы 27. Россия как всемирная свалка анальгетиков
Напомним, что в этой рубрике мы оглашаем факты, которые в течение 30 лет скрывались от советского, а затем российского населения.
В прошлый раз мы начали цикл публикаций о самых популярных лекарствах рынка – анальгетиках (ненаркотических болеутоляющих средствах). Цикл открыл рассказ об анальгине (дипироне), много лет назад изъятом из обращения в большинстве стран мира по причине того, что он недопустимо часто вызывает смерть вследствие анафилактического шока, а кроме того, в 28 раз (!!!) повышает риск смертельного поражения костного мозга. Подавляющее большинство других болеутоляющих средств, предлагаемых нашими аптеками, также давно запрещены в странах, правительства которых не занимаются геноцидом собственного населения в угоду мировым фармацевтическим корпорациям. Более того, еще 40 лет назад наука выяснила, что в большинстве случаев анальгетики вообще не нужны, так как не устраняют причину боли. В знаменитом (только не в СССР!) американском исследовании 1955 года было установлено, что в 35% случаев болезненных состояний боль проходит от приема плацебо. За рекламное вранье о лечебных свойствах своего аспирина (буфферина) и парацетамола (тайенола) даже в самих Соединенных Штатах поплатилась, нарвавшись на судебные иски, американская же корпорацияJonson & Jonson , двадцать лет прославляемая всеми телекомпаниями Российской Федерации. А в середине 1980-х годов несколько международных исследований выявили, что три четверти анальгетических средств, имевшихся на тот момент на мировом рынке, бесполезны, опасны, излишни или вредны.
Сегодня мы продолжаем рассказ об анальгетиках-убийцах на российском рынке.
Фенацетин
Этот один из самых старых анальгетиков, применяемый с 1887 года. Но в большинстве стран мира препарат не дожил до векового юбилея. В 1970-х годах наука окончательно установила, что фенацетинявляется канцерогеном (т.е. вызывает рак), способствует анемиям и смертельным заболеваниям почек.
Первым примером успешной борьбы ученых с фармомагнатами следует считать шестилетнее противостояние науки и бизнеса в США. Сначала ученые проанализировали данные медицинской статистики и выявили пятикратный рост смертности от болезни почек среди лиц, принимавших фенацетин(а заодно трехкратный рост смертности среди потребителей парацетамола, о котором мы поговорим далее). В 1977 году Совет FDA (американская служба контроля за безопасностью лекарств и продуктов) опубликовал предупреждение об опасности применения препарата, а к 1983 году фенацетин был изъят с рынка США и запрещен к экспорту.
Следом швейцарские медики завершили гораздо более глубокую, двадцатилетнюю исследовательскую программу по изучению последствий приема анальгетиков, проведенную со всей возможной дотошностью, свойственной этому народу. Было выяснено, что прием фенацетина повышает риск смертельного исхода вследствие почечных заболеваний в 16,1 раза, кроме того, препарат был признан причиной повышенной смертности вследствие гипертонии, рака, сердечно-сосудистых заболеваний. Естественно, лекарство запретили.
В течение следующих пяти лет фенацетин был запрещен и изъят в Канаде, Великобритании, Германии, Японии, Италии, Чили, Швеции, Дании, Норвегии, Финляндии, Египте, Индии, Израиле, Малайзии, Маврикии, Непале, Нидерландах, Новой Зеландии, Нигерии, на Кипре, на Филиппинах, в Руанде, Саудовской Аравии, Суринаме, Таиланде, Турции, Йемене… В 1988-1990 года медицинская общественность отлавливала последние препараты с фенацетином, которые в обход запретов фармокорпорации реализовывали в Пакистане, Бразилии, Южной Африке и странах Карибского бассейна.
Но то, что известно мулатам Карибских островов и бедуинам Аравии, разумеется, запрещено знать русским. В нашей стране редкий человек не держит в домашней аптечке отпускающиеся без рецепта средства «от головы», «от простуды», «от зубной боли» аскофен, кофицил, седальгин, цитрамон и другие отечественные и зарубежные препараты с фенацетином.
Аспирин
Российские органы лицензирования и надзора за фармацевтическим рынком вслед за контрольными ведомствами остального мира, наконец, признали опасность аспирина и стали требовать от поставщиков и производителей указывать некоторые противопоказания (обострение язвенной болезни, тяжелые нарушения функции печени или почек, тяжелые заболевания сердца, повышенная склонность к кровотечениям). Но по сути эти ограничения носят формальный характер. Во-первых, противопоказаний уаспирина гораздо больше. Во-вторых, в отличие от других стран, в России сохраняется его безрецептурная продажа. В-третьих, аптеки повсеместно практикуют продажу блистеров без вкладыша с противопоказаниями. В-четвертых, в странах, где государство не занимается геноцидом, запрещено использовать аспирин для лечения детей. Есть еще и «в-пятых», и «в-десятых»… Но мы остановимся только на некоторых, на наш взгляд, наиболее важных особенностях российского «аспиринового геноцида».
Так, науке давно известно, что любые комбинации анальгетиков вообще и аспирина в частности с другими активными веществами не только не увеличивают лечебного эффекта, но и резко усиливают негативные последствия применения лекарства, а в сочетании с витамином С и железом аспирин и вовсе становится настоящей «мутагенной бомбой», способствуя язве и раку желудка и двенадцатиперстной кишки. Фактический запрет на препараты, представляющие собой комбинации анальгетиков, существует в большинстве стран два десятка лет. В США и Великобритании этот запрет не только воплотился в законодательные акты и судебные решения, но и вошел в энциклопедии, справочники и учебники по фармакологии. Комбинации анальгетиков, в том числе со спиртом, железом, витаминами, запрещены даже в таких странах, как Бангладеш, Турция, Индия… Ну в России количество марок комбинированных анальгетиков исчисляется даже не сотнями, а, по всей видимости, перевалило за тысячу. Назовем первое, что попалось в справочной литературе: аспивит, солпадеин, мидол С, цитрапан, Фервекси Фервекс для детей, мексавит, Эффералган, антигриппин, аскофен, олдон, томапирин, цитрамон П, экседрин, цитрапак, детский тайенол, мульсинекс, триган Д, ибуклин, дарвал, панадол экстра, колдрексиколдрекс найт, антифлу, ТераФлю, Фервекс ринит, нурофен стопколд… Вы легко продолжите этот список.
Далее, аспирин категорически противопоказан детям, особенно при вирусной инфекции, поскольку может привести к смерти. По этой причине в 1982 году – в США, в 1986 году – в Великобритании, в следующие несколько лет – во многих других странах все лекарственные формы аспирина для детей были изъяты с рынка. В Папуа-Новой России, как вы прекрасно знаете, аспирином вовсю лечат детей, и особенно при гриппе.
И еще один факт. В сочетании со спиртом негативные свойства аспирина резко усиливаются. В США, Великобритании, Испании еще в 1991 году попались и нарвались на санкции производители, рекламировавшие аспирин как средство против похмелья. А теперь вспомните, каким образом с начала 1990-х годов до наших дней «раскручивают» германский аспирин Алка-Зельтцер все наши телеканалы. Вот именно! Как средство против похмельного состояния.
В следующий раз мы продолжим разговор об анальгетиках.
К содержанию
Лекарства-убийцы 28. Лекарства пиразолоновой группы
Министерство здравохоронения на страже интересов фармомагнатов
Продолжаем рассказывать об анальгетиках, запрещенных в большинстве стран мира и прочно прописавшихся на российском рынке. Тридцать лет здраво хоронительные ведомства СССР и России скрывали эту информацию от населения и продолжают скрывать по сей день. Это было бы смешно (на дворе – век Интернета и других массовых информационных технологий), если бы не было так грустно.
Но прежде чем мы продолжим разговор о конкретных препаратах, немного поговорим об анальгетиках вообще.
А нужны ли анальгетки?
Вредоносность самых популярных и отпускающихся без рецепта анальгетических средств – только часть проблемы. Другая часть – само по себе существование данного класса препаратов.
Во всем мире хроническими болями страдают от 25 до 30 процентов населения, и это самый дорогой из недугов современного общества. В одних только Соединенных Штатах боль ежегодно требует затрат в 90 миллиардов долларов. Объем продаж безрецептурных обезболивающих средств в Европейском Сообществе превышает американский объем в 2 с лишним раза.
Между тем, в подавляющем большинстве случаев боль – это вовсе не недуг. Век назад фармомагнаты искусственно сделали ее недугом, объявили отдельной болезнью, чтобы продавать обезболивающие препараты-анальгетики, т. е. такие средства, которые не устраняют причину боли, а лишь снижают чувствительность нервных окончаний в теле. Чаще всего при болевых состояниях даже и лечения никакого не требуется. Так, давно известно, что у детей боль в основном бывает острой и проходит без лечения. Периодически возникающие в детстве болевые ощущения – спазмы в животе, головная боль и боль в конечностях… – редко требуют фармакотерапии. Но если все мамаши об этом узнают, магнаты разорятся.
На самом деле болеутоляющие средства нужны в очень редких случаях. К примеру, без них не обойтись при посттравматических и послеоперационных болях, при тяжелых инфекционных болезнях и раковых опухолях, при некоторых других не часто встречающихся состояниях… Но дело в том, что при таких состояниях ненаркотические анальгетики слишком слабы и не приносят облегчения. В общем, получается, что по большому счету они вообще не нужны здравоохранению как самостоятельные препараты – независимо от того, вызывают они смертоносные побочные эффекты или не вызывают. А если и нужны, то только для разового употребления под контролем и по рецепту врача и в совершенно неотложных, безвыходных случаях (а именно, когда наркотический анальгетик еще более опасен).
А теперь продолжим знакомиться с лекарствами-убийцами из разряда анальгетиков.