Лекарства-убийцы 25. Имодиум

Фармацевтика – это та область жизни, где ни классовое чутье, ни концептуально грамотное мировоззрение людям не помогут. Здесь нужны конкретные знания. Вот мы их и даем третий год. Сегодня расскажем об очередных препаратах, запрещенных во многих странах мира из-за смертоносных побочных эффектов и реализующихся в нашей с вами Папуа-Новой России.

Имодиум (лоперамид)

Имодиум – это бельгийская торговая марка лоперамида, средства для лечения диареи у детей, нормализации функции кишечника у детей и взрослых, выпущенного на мировой рынок прославленной транснациональной корпорацией Johnson & Johnson. На российском рынке препарат прочно утвердился с 1990-х годов.

На Западе информация о смертельной опасности имодиума для детского организма стала достоянием гласности еще в 1980 году, когда данное лекарство было ведущим противодиарейным препаратом в мире. Но мы расскажем не о Западе, а о том, как проходило изгнание лоперамида-имодиума в Пакистане – стране, очень близкой к России по уровню экономики и коррупции.

До поры до времени бельгийская компания Janssen (являющаяся дочерней фирмой корпорации Johnson & Johnson) спокойно коррумпировала пакистанское чиновничество, пакистанские мамы спокойно травили детей, а пакистанское государство спокойно на это взирало. Борьба с имодиумом началась отнюдь не в столичных медицинских кругах, а в учебной больнице маленького провинциального города Мултана, который не на всякой карте отыщешь. И начали ее два простых пакистанских врача, сумевших в конце концов одолеть всесильного «спрута», под которым мы понимаем тандем из иностранной корпорации и родного чиновничества, связанный «деловыми интересами». В конце 1989 года буквально за два месяца в педиатрическом отделении провинциальной больнички было зарегистрировано 19 случаев, когда в результате приема капель имодиума производства Janssen у младенцев развился тяжелый отек брюшной полости и паралич кишечника. Восемнадцать детей были в возрасте до 7 месяцев; еще одному было 2 года. Шесть детей умерли в больнице, еще четверых в тяжелом состоянии забрали домой, чтобы, по обычаям пакистанского народа, они умерли дома, девять детей выжило. Двое врачей из больницы написали фирме Janssen письмо, где просили изъять с рынка капли имодиума. Фирма проигнорировала послание. Не получив ответа, медики пошли единственным возможным в условиях жизни под «спрутом» путем – предали факт огласке. В феврале 1990 года они публично, со страниц газеты обратились к производителям с требованием «изъять имодиум с пакистанского рынка лекарств до того, как он убьет еще больше детей".

Janssen откликнулась быстро. Фирма попросила одного из врачей фирма прислать больше информации об этих смертельных случаях, одновременно опубликовав «успокоительное» заявление, где говорилось, что преждевременно предпринимать какие-либо действия, пока не будут ясны все детали; что в информации по назначению имодиума ясно указано: лекарство не следует использовать для детей моложе 12 месяцев; и что капли предназначаются только для отпуска по рецепту и должны использоваться только под медицинским наблюдением.

К марту 1990 года «спруту» стало ясно, что раз он допустил огласку, то надо «делать хорошую мину при плохой игре». Тандем попытался создать «параллельную реальность»: фирма заявила, что добровольно изъяла капли имодиума и с пакистанского, и с мирового рынка, а Федеральное министерство здравоохранения Пакистана заверило, что оно запретило капли имодиума и аннулировало регистрацию всех других педиатрических препаратов, содержащих лоперамид. Заявления делались в официальных кругах и без огласки, а в реальной жизни участники фармо-бизнеса продолжали получать прибыль от «раскрученного» лекарства. Провинциальный врач не сдавался. Он вновь направил Janssen письмо, в котором рассказал, что еще несколько детей поступили в больницу с отравлением имодиумом, и призвал фирму предпринять соответствующие действия. В мае медику удалось привлечь внимание съемочной группы из «Йоркширского телевидения». Англичане прошлись по аптекам, нашли имодиум в шести из десяти, после чего сняли документальный фильм без прикрас, запечатлев, как ребенок умирает на глазах у оператора. В июне 1990 года шокирующий фильм был доставлен руководителям компании Johnson & Johnson в Нью-Джерси для просмотра. После сеанса с участием прессы вице-президент компании Johnson & Johnson по вопросам науки и технологии объявил, что компания предпринимает все возможное для изъятия капель для перорального использования с пакистанского рынка. Вскоре компания сделала заявление: «Мы изъяли капли имодиума в других развивающихся странах и приостановили их продажу во всем мире. Мы также добровольно изымаем сироп имодиума в странах, где Всемирная Организация Здравоохранения проводит программу контроля диарейных заболеваний».

И действительно, в большей части мира либо запретили применять для лечения детей имодиум, либо установили возрастной предел, до которого препарат применять недопустимо (в Австралии, например, установили возрастной предел в 12 лет).

Но тут, как вы помните, случился развал Союза, и перед корпорациями-детоубийцами распахнулся всеядный рынок Российской Федерации с безгранично доверчивым населением и отменным хватательным рефлексом чиновников. Детский Имодиум-лоперамид хлынул к нам и по сей день является одним из самых массовых детских препаратов, причем для годовалых малышей. И не только бельгийский, но и всякий другой.

Информацию о смертельном «побочном эффекте» от российских мамаш, естественно, скрыли. В «Справочнике лекарственных средств» 2007 года, например, из нежелательных эффектов названы только запор и головокружение, да и то при «длительном применении».

А вот что самое поразительное. В «Справочнике» за 2004 годсказано, что препарат предназначен для лечения детей в возрасте от 5 лет, и указан один синоним. В «Справочнике» же за 2007 год указана дозировка имодиума для детей в возрасте от 1 года, а синонимов уже 20 (назовем германский лопедиум, польский лоперамид, индийский лоперакап, швейцарский лоперамид-Ривофарм, американский лоперамида гидрохлорид… есть и российская копия лоперамид-Акри). Получается, что за последние три года наши надзорные ведомства, контролирующие фармацевтический ранок, сняли возрастное ограничение и натащили смертельно опасный препарат со всего мира.

К содержанию

Наши рекомендации