Лекарства-убийцы 17. Вакцина от бешенства

Теперь расскажем о том, как начиналась афера с еще одной чрезвычайно востребованной в наши дни вакциной - от собачьего бешенства. Актуально ли это?

Бешенство - однозначно нет. Один случай за год в Барнауле (как утверждает ведомство по отлову бродячих собак) говорит о том, что проблемы не существует. А вакцинирование от бешенства - однозначно да. Вот где действительно проблема! Но чтобы понять это, надо обратиться к самым истокам вакцинирования. Потому что вакцина от бешенства - это такая же классика жанра, вошедшая в благоговейные статьи учебников и энциклопедий наряду с прославленной вакциной от овечьего мора (чумы), которую Пастер вводил овечьему стаду, тайком подмешивая яд, убивающий чумные бактерии.

* ВАКЦИНА ОТ БЕШЕНСТВА

В 1885 году Пастер открыл якобы защитную вакцину от бешенства (на основе вытяжки из кроличьего спинного мозга), и во всем мире была развернута рекламная кампания, в частности, о чудесном спасении одного несчастного юноши по фамилии Майстер. В обоснование "открытия" Пастер использовал якобы статистические данные 1880-85 годов об укушенных зараженными собаками людях. В отчетах фигурировали данные о 1700 пострадавших, якобы спасенных вакциной Пастера. Который, напомним, не был ни медиком, ни биологом, ни даже ветеринаром, а был только химиком (ну и мошенником, естественно, тоже). Но уже в 1886 году профессор-ветеринар А.Колэн представил Академии наук доклад, в котором развеял эту псевдостатистику в пух и прах. Никто, оказывается, не выяснял, были ли собаки носителями инфекции, не было даже попыток установить ее наличие. Само собой, никто не устанавливал, сколько людей из числа укушенных зараженными собаками инфекцией не заразились. А раз такое дело, то в принципе невозможно определить, в скольких случаях возбудитель был уничтожен каутеризацией (методом прижигания). И так далее. Понятно, что и "спасенный" молодой человек, фамилию которого узнал весь мир, не был обследован до вакцинации, и никто не исследовал труп собаки, его укусившей. То есть в реальности вообще никакой статистики за пастеровским "открытием" не стояло, и вся "база" оказалась голословной выдумкой, и ничем больше.

А вот грозные свойства самой вакцины - уже не выдумка. Тот же ученый проанализировал реальную статистику, имевшуюся в министерстве сельского хозяйства, установил следующее. В течение 1880-85 годов во Франции действительно подверглись нападениям собак более 1,7 тысячи человек, и количество смертных случаев в результате заражения бешенством ежегодно составляло от 20 до 30 человек. В конце 1885 года началась массовая вакцинация от бешенства. Но вместо логичного снижения числа смертей в 1886 году произошел их рост - 34 умерших. Из них 18 человек (половина!) были вакцинированы. А самое интересное состоит в том, что 11 умерших (треть!) вообще не были укушены собаками, а со всей очевидностью умерли от паралитического бешенства, полученного в результате введения им препарата спинного мозга кролика (материал для вакцин от бешенства). Этим и объяснялся рост числа жертв инфекции. Однако, уже в 1887 году статистику, в том числе и по линии сельскохозяйственного министерства, во Франции "закрыли".

Следом за этими разоблачениями уже другой профессор (специалист, в отличие от Пастера) Фон Фриш провел контрольные эксперименты с вакциной авантюриста и получил данные, абсолютно противоположные пастеровским. Но было уже поздно. Мировая пресса вовсю трубила о сенсационных открытиях Пастера. В официальных здравоохранительных кругах (приобщенных, мы помним, к доходам института Луи Пастера) доводы представителей здравомыслящей части научного сообщества предпочли "не замечать". У себя на родине Пастер, получив доступ к документам департамента здравоохранения, лично разбирался с каждым смертельным случаем, происходившим после вакцинации, находил объяснения (которые и сегодня не изменились - "некачественная вакцина", "нарушения условий хранения" и т.п.) и вычеркивал из статотчетности. А скандалы, возникавшие вплоть до первой мировой войны в связи с претензиями и требованиями компенсации от правительств и здравоохранительных ведомств к пастеровскому институту, всякий раз удавалось"замять".

Другими словами, еще 120 лет назад было достоверно установлено, что метод Пастера абсолютно не способен противодействовать болезни при проникновении возбудителя бешенства в организм, и что он опасен, поскольку заражает возбудителем паралитического бешенства лиц, в организм которых даже и не проникал возбудитель болезни от бешеной собаки. И вообще, как это возможно, когда на дворе ХIХ век и про вирусы никто ни малейшего понятия не имеет (а бешенство - это вирусное заболевание), открывать и производить промышленным способом для всего мира антивирус?

Что же произошло 120 лет назад? Очень простая вещь. Научный мир, оторопевший от наглости Л. Пастера, оппонировал ему с позиций науки, а Пастер противопоставил ученым доводы другого плана. Не научные аргументы (их и по сей день нет), а административные рычаги, обильно "смазанные" долей из прибыли своего предприятия, до сего дня являющегося крупнейшим в мире производителем вакцин. После этого машину фальсификаций было уже не остановить. Она промчалась на всех парах через весь ХХ век и вкатилась в ХХI. Остановится ли? Бог весть.

* * *

У нас осталось немного места для того, чтобы продолжить публикацию списка реализующихся в нашей стране препараты (с указанием "двойников"), которые, согласно исследованию доктора медицинских наук Л. Броуэра, вызывают смерть либо способствуют возникновению смертельно опасных патологий. Звездочкой помечены лекарства, которые после сотен и тысяч смертельных случаев в странах ЕС, стали поводом для громких судебных разбирательств, широко освещавшихся прессой.

Наши рекомендации