Лекарства-убийцы 5. Мефлохин

В прошлый раз мы закончили статью вопросом: зачем, с чего ведомства, отвечающие за здоровье российского населения, открывают рынок для дискредитировавших себя лекарств с доподлинно установленными, в том числе в судебном порядке, смертоносными свойствами? С какой стати данные ведомства через Распоряжение Правительства обязывают все аптеки и медучреждения страны эти лекарства иметь?

Пример, который мы приведем в сегодняшней публикации, возможно, приблизит читателя к ответам на эти вопросы.

* МЕФЛОХИН

Ровно десять лет назад для МЕФЛОХИНА, широко применявшегося против малярии, настали тяжелые времена в Великобритании, где сразу 450 пострадавших подготовили иски к франко-швейцарской корпорации Hoffmann-La Roche о компенсации нанесенного здоровью вреда. Даже в Швейцарии, где позиции транснациональных фармацевтических корпораций, держащих здесь свои капиталы, традиционно сильны (у них даже национальное санитарное ведомство называется OICM - Международный офис по контролю качества медикаментов) - и то вынуждены были серьезно ограничить применение МЕФЛОХИНА ("фирменное" название ЛАРИАМ) в лечебных целях.

Препарат появился на рынках Европы в середине 1980-х годов в качестве замены флафоина, который был изъят из продажи по причине очень серьезного вреда от его применения для профилактики малярии (поражения печени с летальным исходом, агранулоцитоз - сокращение или исчезновение белых кровяных телец), а также бесполезности (огромное количество туристов, принимавших препарат для профилактики перед поездками в тропические страны, все равно заболевали малярией), на что еще в 1982 году обратила внимание в своем ежегодном циркуляре Всемирная организация здравоохранения. Фирма Hoffmann-La Roche, которая до того проверяла лариам-мефлохин в обезьяньем питомнике в Гвинее исключительно на белках и обезьянах, воспользовалась запретом флавоина, чтобы пустить в продажу свое лекарство. Однако, при приеме лориама-мефлохина у пациентов, помимо обычных для препаратов этой группы диареи, тошноты, головной боли, нарушения равновесия и сна, наблюдались серьезные нарушения нервной системы, кровообращения, мышечные расстройства и расстройства артикуляции, другие подобные "эффекты".

Корпорация Hoffmann-La Roche, надо сказать, известна как участник многих международных скандалов и судебных разбирательств. В 1930-е годы она контролировала до 70 процентов мирового рынка витаминов, от которых Запад сегодня избавляется (а вы думали, это американцы "посадили" весь мир на витамины?), добившись монопольных прав незаконными средствами. В 1970-е годы государственные ведомства стран Европы и комиссия ЕС неоднократно ловили корпорацию на мошенничествах и финансовых преступлениях, было дело, вообще запрещали ее деятельность. Власти Соединенного Королевства сворачивали работу филиалов корпорации на своей территории в связи с тем, что они путем скупки патентов и монопольных цен разорили органы социальной защиты, а вдобавок и от налогов уклонялась. Плюс к тому именно Roche наводнила мир такими печально известными препаратами, как валиум, либриум, могадон и другими, способствовавшими необратимому отупению пациентов и формированию болезненной зависимости от них, после чего наживалась на зависимых людях, продавая данные препараты по завышенным ценам. По этому поводу на Западе также проходила череда скандальных дел. В России, где названные препараты продаются не меньше чем под двумя десятками названий, широчайше применяются для детей и взрослых, подобные дела еще впереди (если они вообще когда-нибудь состоятся). Но нас интересует лариам-мефлохин.

Самое удивительное то, что его на российском рынке не было до самого последнего времени. В Отечестве он никогда не производился и не производится, его вообще во всем мире одна только названная франко-швейцарская корпорация делает. Вы не найдете его ни в каких прайсах, справочниках, Регистрах, Реестрах. А встретите вы его только в одном единственном документе последних лет - в Распоряжении Правительства Российской Федерации от 21 октября 2004 года за номером 1344-р. Этим Распоряжением был утвержден "Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств", в число которых был включен мефлохин, которым отныне - процитируем - "должны быть стопроцентно обеспечены все государственные аптеки, больницы и станции "Скорой помощи". То есть не было этого дискредитировавшего себя препарата в России никогда, но вдруг взял и появился распоряжением Правительства.

А теперь скажите, что это не корпорация Hoffmann-La Roche "проспонсировала" создателей документа.

Кстати, подобным "спонсорством" вполне объяснимы и другие, мягко говоря, странные пункты "Перечня", о которых мы писали в прошлых номерах.

И вообще этот "Перечень" с самых первых дней после своего опубликования вызывает у наших провизоров, фармацевтов и просто медиков очень серьезные вопросы. Начать с того, что большое количество препаратов, в нем указанных, в России или вообще не производится, или производится в совершенно недостаточном количестве, и покупать такие препараты, чтобы выполнить Распоряжение Правительства, приходится в основном у транснациональных корпораций. Далее, в "Перечне" масса необязательных, дублирующих друга средств, которые зачастую и в справочниках-то не встретишь, а покупать более дорогие аналоги надо опять же на Западе. Удивляет огромное количество психотропных средств, транквилизаторов и антидепрессантов, да еще и весьма дорогих. Ну а что в РФ делают вредоносные, давно дискредитировавшие себя массовыми случаями инвалидности и смертей, запрещенные на Западе препараты - на это внятно ответить, наверное, и сами составители "Перечня" не в состоянии.

Между прочим, и пресловутый ВАЛИУМ (ДИАЗЕПАМ) тоже в "Перечне" указан, и теперь каждый директор госаптеки и главврач госбольницы иметь его обязан.

Возвращаясь к мефлохину и малярии, отметим следующее. До того, как малярию в массовом порядке туристы, моряки, "челноки" и разные гости сюда привезли, в СССР она была ликвидирована под ноль. И уничтожили ее не препаратами от Roche, а инсектицидами против 9 видов комаров-разносчиков малярии, осушением болот и лекарствами на основе хинина – алкалоида из коры хинного дерева. В свое время хинин спас миллионы людей. И в Африке, где нынче малярия ежегодно убивает 1,5-2,7 миллиона африканцев, в свое время хинин довольно успешно противостоял малярии. В 1960-70-х годах колонизаторы даже чуть было не одолели малярию окончательно. Но тут африканцы колонизаторов прогнали, а когда к ним пришли неоколонизаторы - торговцы всякой снедью из транснациональных корпораций, то привезли они уже другие, "транснациональные" препараты. Начали ХИНИН с АСПИРИНОМ мешать и после европейских скандалов африканцам это дело "сливать" (побочные эффекты такой смеси: врожденные уродства, нарушения слуха и зрения, депрессии с галлюцинациями и т.д.), флафоины, мефлохины, пириметамины раскручивать (ПИРИМЕТАМИН в Россию под названиями хлоридин, тиндурин, дараприм и другими от нескольких магнатов идет, побочные эффекты вплоть до лейкемии и рождения уродов вызывает). А там и Российская Федерация с ее Правительством до лариамов-мефлохинов "дозрела"...

К содержанию

Наши рекомендации