Тема 16. Санитарно-эпидемиологические последствия чрезвычайных ситуаций (ЧС) и задачи медицинской службы по их ликвидации.
История различный стихийных бедствий, катастроф и войн, происходивших как в далеком прошлом, так и в настоящий период, показывает что в чрезвычайных ситуациях как правило значительно повышается уровень инфекционной заболеваемости. В период и после происшедших стихийных бедствий и катастроф происходит резкое ухудшение социальных условий жизни и быта, появляется большое число механических травм, ожогов, стрессорныхявлений, снижающих показатели естественной резистентности организма. Население лишается жилищного фонда, электроэнергии, питьевой воды, нарушается работа банно-прачечных учреждений, объектов общественного питания, канализации. Значительное ухудшение санитарно-эпидемиологической обстановки существенно обостряет эпидемическую ситуацию по ряду инфекционных заболеваний и прежде всего с фекально-оральным, аэрозольным механизмом передачи возбудителей, а в ряде случаев и природно-очаговых инфекций.
На формирование и динамику санитарно-эпидемиологической обстановки при катастрофах влияет целый комплекс факторов:
1. резкое изменение экологических условий (интенсивные миграции различных групп населения, возникновение новых мест размножения грызунов и выплода переносчиков возбудителей инфекционных заболеваний, нарушения экологического равновесия в существующих природных очагах болезней и увеличение контакта населения с ними и др.);
2. разрушение объектов санитарно-гигиенического и коммунального предназначения;
3. изменение восприимчивости людей к инфекционным заболеваниям;
4. нередко паническое распространение слухов об угрозе эпидемий, затрудняющее организацию и проведение противоэпидемических мероприятий. Разумеется, существенное значение для складывающейся эпидемической ситуации имеет эпидемиологический статус региона катастрофы.
Таким образом, чрезвычайные ситуации, связанные с различными видами катастроф и сопровождающиеся различными эпидемиологическими последствиями, представляют собой важную санитарно-эпидемиологическую и медико-социальную проблему и выдвигают перед здравоохранением и медицинской службой конкретную задачу по оказанию экстренной медицинской помощи пораженным и обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия пострадавшего населения и войск.
Анализ опыта ликвидации последствий естественных катастроф позволяет выделить четыре основных этапа в деятельности органов медицинской службы, в том числе и санитарно-эпидемиологических учреждений по защите населения и групп риска.
1. Подготовительный период (планомерная и целенаправленная работа по подготовке сил и средств к действиям в условиях различного типа катастроф; в частности, разработка специальных планов, проведение тренировочных занятий и учений, создание запаса средств и специальных подразделений медицинских сил быстрого реагирования).
2. Оперативная работа в разгар экстремальной ситуации – неотложные мероприятия (этот период длится 24-48 часов).
Особую важность приобретают:
- оперативный сбор и распространение информации об эпидемической обстановке;
- постоянный мониторинг и наблюдение;
- включение специалистов профилактического профиля (эпидемиолог, гигиенист) в состав штабов групп оперативного руководства проведения спасательных операций;
- взаимодействие со службами различных ведомств;
- отбор проб для лабораторных исследований на ключевых участках и т.д.
3. Период проведения комплексных противоэпидемических мероприятий в условиях налаженной лечебно-эвакуационной системы (этот период может длится от 1-1,5 месяцев).
4. Деятельность в период ликвидации отдаленных эпидемических последствий катастроф (длится до 1 года и далее).
Организация и проведение экстренных санитарно-эпидемиологических мероприятий в чрезвычайных ситуациях строятся на общих принципах охраны здоровья, оказания медицинской помощи в районах бедствия, предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний. Противоэпидемическое обеспечение в ЧС организуется и проводится в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, сохранения здоровья населения и поддержания его трудоспособности. Это может быть достигнуто:
- проведением санитарно-эпидемиологического надзора за условиями деятельности на сохранившихся предприятиях, соблюдением санитарных норм и правил при размещении, питании, водоснабжении, банно-прачечном обслуживании населения, эвакуируемого и оставшегося в зоне катастроф, медицинским контролем за захоронением погибших и умерших, организацией санитарно-эпидемиологического экспертизы и лабораторного контроля продовольствия и питьевой воды;
- комплексом мероприятий по предупреждению заноса, возникновения и распространения инфекционных заболеваний среди пострадавшего населения, по локализации и ликвидации возникших очагов.
Основными принципами организации противоэпидемического обеспечения в чрезвычайных ситуациях являются:
- единый подход к организации санитарно-противоэпидемических мероприятий, постоянная готовность сил и средств санитарно-противоэпидемиологической службы к действиям в чрезвычайных ситуациях;
- соответствие содержания и объема мероприятий медицинской обстановке, характеру производственной деятельности населения и возможностям СЭУ;
- участие всех звеньев здравоохранения и медицинской службы МЧС и МО и их постоянное взаимодействие между собой, а также со службами других ведомств страны по выполнению поставленных задач;
- комплексным проведение санитарно-противоэпидемических мероприятий с выделением главного звена.
Достижение основной цели противоэпидемического обеспечения в чрезвычайных ситуациях – предупреждение и снижение инфекционной заболеваемости населения и недопущение распространения инфекционных заболеваний в зоне катастрофы и за ее пределами может быть достигнуто решением комплекса следующих основных задач:
- постоянным контролем за уровнем и структурой инфекционной заболеваемости, динамикой специфического иммунитета и резистентности, реализацией мероприятий по усилению иммунной защиты населения;
- проведением санитарно-эпидемиологической разведки, индикации биологических агентов, наблюдения и лабораторного контроля на объектах и в коллективах, неблагополучных по инфекционным заболеваниям;
- выработкой рекомендаций по противоэпидемиологическому режиму на предприятиях, обеззараживанию территории, помещений, транспорта в зависимости от видов возбудителей;
- контролем за полнотой и качеством дезинфекционных (дезинсекционных, дератизационных) мероприятий и санитарной обработкой населения, проводимые другими ведомствами и службами, за соблюдением противоэпидемического режима при эвакуации больных и населения;
- осуществлением санитарно-эпидемиологического надзора за объектами водоснабжения, предприятиями общественного питания, детскими и другими учреждениями, расположенными в зоне ЧС;
- своевременным переходом лечебно-профилактических учреждений на работу в условиях ужесточенного, а при необходимости и строгого противоэпидемического режима;
- целенаправленной работой кабинетов инфекционных заболеваний, клинико-диагностических и бактериологических лабораторий при проведении массового исследования по эпидемическим показаниям;
- регулярной подготовкой всех медицинских специалистов по вопросам особенностей инфекционной патологии в экстремальных ситуациях;
- обучением населения способам защиты от инфекционных болезней и поведению в очагах массовых инфекционных заболеваний;
- созданием и поддержанием резерва материальных средств, лабораторного оборудования, запасов диагностических препаратов, дезинфекционных средств и др. расходного имущества;
- проведением экстренной и иммунопрофилактики по эпидемическим показаниям;
- выявление, изоляцией и госпитализацией больных, диагностикой и лечением инфекционных больных, соблюдением правил выписки реконвалесцентов, наблюдения за переболевшими и подвергшимися риску заражения, а также захоронения умерших;
- проведением изоляционных (обсервация, карантин) мероприятий при угрозе возникновения ООИ.
При стихийных бедствиях и технологических катастрофах всегда возникает сложная санитарно-эпидемиологическая обстановка, требующая квалифицированного выполнения комплекса санитарно-противоэпидемических мероприятий, направленных на источники инфекции, на разрыв механизма передачи, на восприимчивый организм. Чтобы они были эффективными необходимо:
1. По возможности заблаговременно моделировать санитарно-эпидемиологическую ситуацию, определить факторы риска ухудшения здоровья населения и спасателей, планировать и осуществлять приоритетные оздоровительные мероприятия.
2. В первые часы после катастрофы должна проводится углубленная санитарно-эпидемиологическая разведка с участием врачей профилактического профиля, а также представителей служб материально-бытового обеспечения, имеющих опыт или подготовку к работе в экстремальных условиях.
3. Целесообразно разработать и регламентировать соответствующие планирующие документы, в которых должны быть определены основные направления деятельности СЭО, здравоохранения, служб материально-бытового обеспечения, порядок взаимодействия, связи и др.
В зонах стихийных бедствий возникают следующие основные санитарно-эпидемиологические последствия:
1. Одномоментное разрушение водопроводов, коллекторов и др. коммуникаций, появление большого числа погибших, пораженных, оставшихся без крова;
2. Массивное микробное загрязнение местности, водоисточников, почвы, отсутствие мест временного размещения пострадавшего населения;
3. Передвижения значительных контингентов населения, спасателей и строителей;
4. Позднее выявление инфекционных больных, затруднения в их изоляции и лечении;
5. Выход из строя санитарно-эпидемиологических и лечебно-профилактических учреждений;
6. Запоздалый контроль за сбором погибших людей и животных.
Приведенный выше перечень последствий и определяет, по существу, набор основных санитарно-противоэпидемических мероприятий в зоне катастрофы:
1. При выходе из строя водонапорных сооружений и сетей определяются экстренные меры по обеспечению населения и спасателей доброкачественной водой. При невозможности централизованного снабжения решается вопрос об организации ее подвоза в аварийную зону с соответствующей дезинфекцией воды в автоцистернах; с периодическим контролем за остаточным хлором и качеством воды по бактериологическим показателям.
2. При выходе из строя канализационных сооружений и сетей, поступлении сточных вод в открытые водоемы также определяются экстренные меры по проведению ремонтно-восстановительных работ и прекращению сброса неочищенных сточных вод.
3. На пищевых объектах организуется проведение мероприятий, исключающих возможность инфицирования пищевых продуктов. Выделяется специальная площадка для организации временного пункта питания, проводится ее обустройство, строятся выгребные туалеты, при необходимости устанавливаются цистерны с питьевой водой, определяется порядок их мойки и дезинфекции.
4. В местах временного расселения спасателей и населения организуются и проводятся необходимые санитарно-противоэпидемические мероприятия. Осуществляются рейдовые проверки с целью организации мероприятий по созданию надлежащих условий их проживания, питьевого режима, коммунально-бытового обслуживания. При крупных общежитиях и в палаточных городках следует предусмотреть камерную обработку.
5. Контроль за лечебно-профилактическими учреждениями – контроль за соблюдением противоэпидемического режима и предупреждения внутрибольничных инфекций.
6. Специалистами СЭУ ежедневно проводятся санитарно-противоэпидемические мероприятия и осуществляется слежение и анализ инфекционной заболеваемости (в том числе дезинфекционно-дезинсекционные, дератизация, экстренная и иммунная профилактика).