Тема 11. Система противоэпидемической защиты войск в мирное время.
Одним из важнейших направлений деятельности медицинской службы в мирное время является организация и проведение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в войсках. Они осуществляются с целью сохранения здоровья военнослужащих, предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний среди личного состава. К таким мероприятиям относятся: санитарно-эпидемиологический надзор за условиями военного труда, выполнением санитарно-гигиенических норм и правил размещения, питания, водоснабжения и банно-прачечного обслуживания личного состава; медицинская экспертиза продовольствия и воды, санитарно-эпидемиологическая разведка; меры по повышению невосприимчивости личного состава к возбудителям инфекционных заболеваний, локализация и ликвидация очагов этих заболеваний в частях и подразделениях.
В организации и проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий участвуют медицинские и немедицинские силы и средства. Медицинские силы и средства представлены войсковой медицинской службой, санитарно-эпидемиологическими учреждениями и подразделениями, специалистами эпидемиологами в органах управления медицинской службы, этапами медицинской эвакуации, запасами имущества на медицинских складах. Немедицинские силы и средства - это прежде всего подразделения, части и учреждения тыла, химических и инженерных войск. В организации и выполнении ряда санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий принимают участие командование, и личный состав. Они организуют обсервацию и карантин, санитарную обработку, ветеринарно-санитарные, дезинфекционные и другие мероприятия.
Важная роль принадлежит также местным органам здравоохранения и санитарно-эпидемиологическим учреждениям Министерства здравоохранения и ГО и ЧС, с которыми медицинская служба войск взаимодействует в интересах совместного проведения мероприятий среди войск и населения.
Непосредственное планирование и организация санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий возлагаются в частях на начальников медицинской службы части.
Основой организации (управления) медицинского обеспечения войск, в том числе организация санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, является решение начальника медицинской службы, оформляемое в виде плана медицинского обеспечения. Это документ, в котором решение начальника детализируется и получает завершенный вид.
При контроле готовности санитарно-эпидемиологических подразделений и учреждений проверяется их укомплектованность личным составом, табельным имуществом и техникой, соответствие плана работы учреждения поставленным задачам, знание задач и обязанностей специалистами, готовность к осуществлению отдельных мероприятий, например, лабораторных исследований, проведению санитарно-эпидемиологической разведки. Оказывается методическая помощь при проверке и уточнении схем развертывания подразделений (лабораторий), при обсуждении содержания и объема противоэпидемических мероприятий, порядка проведения санитарно-эпидемиологической разведки, уточняется понимание положений, данных в указаниях эпидемиолога вышестоящего звена и т.п.
Контроль и оказание помощи при локализации и ликвидации эпидемических очагов может заключаться в проверке качества эпидемиологического обследования, правильности эпидемиологического диагноза, контроле полноты и качества выполнения комплекса или отдельных мероприятий (режимно-ограничительных, лечебно-диагностических, санитарно-гигиенических противоэпидемической направленности, прививок и экстренной профилактики и др.).
Практическая помощь может заключаться в содействии санитарно- эпидемиологическим и другим медицинским учреждениям в получении имущества, техники, дезинфектантов, вакцинных препаратов, диагностикумов, лабораторных животных и др. средств. С этой целью эпидемиолог взаимодействует со специалистами медицинского снабжения, контролирует прохождение заявок, выезжает на медицинский склад, организует получение недостающих средств в местных органах здравоохранения.
Эпидемиолог органа управления, организуя контроль и помощь, должен учитывать примерное время пребывания специалиста, осуществляющего эту задачу, на одном объекте - в санитарно-эпидемиологическом учреждении, части и т.п.
Во всех случаях специалисты (эпидемиологи, гигиенисты и др.), выезжающие для контроля, должны быть тщательно подготовлены к выполнению своих задач и способны на месте оказать практическую помощь.
Тема 12. Планирование санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в части в отношении актуальных инфекций. Мероприятия обычного и строго противоэпидемического режимов.
Базовые понятия: медицинский контроль, санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, планирование
Медицинский контроль – это деятельность должностных лиц медицинской службы по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений санитарного законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия личного состава. Медицинский контроль и проведение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в воинских частях (на кораблях) представляет собой систему мероприятий по предупреждению возникновения, локализации и ликвидации инфекционных заболеваний личного состава войск, т.е. организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры. Они направлены на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их локализацию и ликвидацию.
Организация медицинского контроля, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий – это рациональное распределение обязанностей, полномочий и ответственности исполнителей профилактических мероприятий в различных условиях службы, боевой подготовки и повседневной деятельности личного состава, а также мероприятий по локализации и ликвидации эпидемических очагов, возникающих в войсках. Руководство организацией и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в воинской части осуществляет начальник медицинской службы. При размещении нескольких частей в одном гарнизоне координацию мероприятий проводит начальник медицинской службы гарнизона, который назначается приказом начальника гарнизона. В случае необходимости, для проведения некоторых противоэпидемических мероприятий (лабораторные исследования, обследование очагов и т.п.), по согласованию с местными органами власти, могут привлекаться силы и средства гражданских санитарно-эпидемиологических учреждений.
Планирование санитарно-противоэпидемических мероприятий в воинской части осуществляется на основании результатов эпидемиологической диагностики и проводится: на календарный год, на месяц (разделы в план работы начальника медицинской службы), а также в отношении наиболее актуальных для данного региона инфекционных заболеваний (частные планы профилактики отдельных инфекционных заболеваний). При этом используются данные инфекционной заболеваемости личного состава части за прошлые годы (анализ многолетней заболеваемости) и анализ исходных данных заболеваемости части в текущем году.
На основании исходных данных, необходимых для планирования профилактики актуальных инфекционных заболеваний для данной воинской части, составляются разделы плана начальника медицинской службы на год. При этом учитываются особенности географического расположения, комплектования, боевой подготовки, хозяйственной деятельности и возможного боевого предназначения данной части. Кроме того, необходимо учитывать указания вышестоящего медицинского командования и планы устранения недостатков, которые были ранее выявлены и имеют отношение к организации медицинского контроля и противоэпидемического обеспечения личного состава. Собранные данные позволят начальнику медицинской службы обосновать основные направления профилактических мероприятий в отношении наиболее актуальных инфекций на очередной год и конкретизировать их по срокам исполнения.
Мероприятия, внесенные в план работы медицинской службы на год, делятся на мероприятия, которые выполняются непосредственно медицинской службой (медицинские осмотры и обследования личного состава, проведение профилактических прививок, экстренной профилактики (при необходимости), медицинского освидетельствования личного состава) и мероприятий, выполнение которых связано с деятельностью других служб (продовольственная, вещевая, квартирно-эксплуатационной и др.), которые контролируются медицинской службой.
Первая группа мероприятий является для начальника медицинской службы основой при разработке им раздела по организации медицинского контроля плана медицинского обеспечения на очередной календарный год или плана работы медицинской службы на месяц.
Предложения начальника медицинской службы другим службам, ответственным за выполнение соответствующих профилактических мероприятий, включаются в соответствующие планы служб.
Кроме того, начальником медицинской службы, с участием эпидемиолога части, разрабатываются частные планы по противоэпидемическому обеспечению личного состава в учебном центре части (соединения), учений и полевых выходов, приема молодого пополнения и т.д. Особое внимание уделяется разработке частных планов по профилактике опасных инфекций и борьбе с ними, профилактике наиболее актуальных для данного региона дислокации части инфекционных заболеваний.
В силу специфики таких планов в качестве исполнителей отдельных мероприятий в них предусматриваются командование, другие службы соединения части (соединения), командиры подразделений и т.п.
В том случае, когда начальник медицинской службы части является и начальником медицинской службы гарнизона, план профилактики и противоэпидемических мероприятий при возникновении случаев особо опасных инфекций разрабатывать целесообразно в масштабе гарнизона, что позволит рационально распределить имеющиеся силы и средства медицинской службы и других служб гарнизона.
При написании подавляющего большинства планов (разделов) все планируемые мероприятия группируются по направленности действий медицинской службы на источник инфекции, механизм передачи, восприимчивость организма человека к конкретной инфекции и общие мероприятия, которые включают необходимые лабораторные исследования и соблюдение личным составом правил личной и общественной гигиены.
При возникновении очага инфекционных заболеваний (единичный или множественные случаи заболевания), на основании результатов эпидемиологического обследования и анализа причин возникновения заболевания, конкретизируются соответствующие профилактические (противоэпидемические) мероприятия, направленные на локализацию и ликвидацию данного заболевания. Мероприятия должны быть проведены в конкретные сроки, с указанием исполнителей от командования, различных служб тыла, медицинской службы, командиров подразделений, т.е. от деятельности которых может зависеть воздействие на причины и условия развития и проявления эпидемического процесса. Проекты планов составляются в двух экземплярах, согласовываются с начальником штаба части и представляются на утверждение командиру части. После утверждения, первый экземпляр сдается в строевой отдел части, второй остается у начальника медицинской службы. На основании контроля за выполнением мероприятий, которые выполняются начальниками всех служб, начальник медицинской службы периодически докладывает командиру части.
При возникновении в воинской части вспышки инфекционных заболеваний вышестоящему медицинскому начальнику в произвольной форме составляется донесение. В тексте должны найти отражение следующие вопросы: описание характера заболеваемости (при необходимости, с соответствующими графиками, таблицами, схемами и т.п.), характеристика причин и условий возникновения и распространения вспышки, тип вспышки (острая или хроническая), перечень проведенных (проводимых) профилактических (противоэпидемических) мероприятий.
При невозможности ликвидировать очаг своими силами у вышестоящего медицинского начальника запрашивается необходимая помощь.
Санитарно-противоэпидемический режим - это комплекс мероприятий, направленный на недопущение заноса инфекционных заболеваний в лечебные учреждения, предупреждение возникновения заболеваний внутри больницы и распространения инфекционных заболеваний за пределы лечебного учреждения.
Характер санитарно-противоэпидемического режима определяется особенностями конкретной инфекции. В зависимости от этого санитарно-противоэпидемический режим может быть обычным (повседневным) и строгим (специальным или особым).
Триединая цель санитарно-противоэпидемического режима достигается путем сбора и анализа данных об эпидемическом процессе в ЛПУ и организацией проведения целенаправленного, своевременного вмешательства в его ход. Осуществление санитарно-противоэпидемического режима регламентировано общегосударственными санитарно-гигиеническими и санитарно-противоэпидемическими правилами и нормами, государственными отраслевыми стандартами, руководящими документами МЗ СССР, МЗ РФ, МО РФ.
В организации санитарно-противоэпидемического режима в ЛПУ МО РФ принимают участие командование, медицинский персонал, службы тылового (материально-технического) обеспечения ЛПУ, специалисты санитарно-эпидемиологических учреждений, а также, при определенных условиях, контроль за организацией санитарно-противоэпидемического режима могут осуществлять эксперты фондов обязательного медицинского страхования и страховых компаний, комитетов по лицензированию.
Ответственность за организацию санитарно-противоэпидемического режима в ЛПУ возлагается на начальника этого учреждения, а в лечебно-диагностических отделениях на начальников соответствующих отделений. Непосредственная организация и выполнение санитарно-противоэпидемического режима в ЛПУ возложена на начальника медицинской части и главную медицинскую сестру. В последние годы в крупных многопрофильных ЛПУ МО (Центральные военные госпитали МО РФ, ВМедА, окружные военные госпитали) организацию санитарно-противоэпидемического режима осуществляют госпитальные эпидемиологи.
Как показал опыт организации санитарно-противоэпидемического режима в ЛУ, особенно в тех, где штатным расписанием госпитальные эпидемиологи не предусмотрены, целесообразно создавать нештатные должности госпитальных эпидемиологов из числа врачей-инфекционистов, микробиологов, специалистов по хирургической инфекции. Кроме этого, для координации своевременного проведения комплекса лечебно-профилактических, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий по профилактике госпитальных инфекций в ЛПУ должны быть созданы постоянно действующие противоэпидемические комиссии (ПЭК) во главе с начальником госпиталя или начальником медицинской части.
В состав комиссии назначаются начальники лечебно-диагностических отделений, подразделений обеспечения и обслуживания, главная медицинская сестра. Заместителем председателя комиссии является штатный или нештатный эпидемиолог ЛПУ. Им составляется план работы комиссии на год, готовится перечень вопросов для обсуждения на очередном заседании и проект решения. Заседание комиссии проводится не реже одного раза в квартал.
Мероприятия по предотвращению заноса и распространения инфекционной заболеваемости в стационаре ведутся всеми его подразделениями. Помимо того имеется целая система мер, которая проводится еще до поступления больного в стационар. В частности, в направлении на госпитализацию врач обязан, помимо паспортных данных и диагноза, отразить следующие данные:
- наличие или отсутствие контактов с больными инфекционными заболеваниями;
- сведения о перенесенных в прошлом некоторых инфекционных заболеваний, формирующих после перенесения хронические формы или оставляющих бактерионосительство (туберкулез, венерические заболевания, вирусные гепатиты, тифо-паратифозные заболевания и др.);
- сведения о пребывании больного за пределами постоянного места жительства.
Обычный противоэпидемический режим работы предусматривает постоянное выполнение ряда установленных санитарных норм и правил как при выборе места под строительства зданий для медицинского учреждения или для развертывания этапа медицинской эвакуации, так и обеспечивающих его функционирование с разделением поступающих больных и раненых на два потока (заразных и не заразных) и последующим раздельным их содержанием и оказанием им медицинской помощи. В отделениях и лабораториях лечебно-профилактического учреждения должны быть созданы условия для выполнения правил личной и общественной гигиены, обеззараживания помещений, стерилизации инструментов, организации питания, водоснабжения и сбора и удаления нечистот. В медицинских пункта, в медицинской роте, лазарете, госпитале должны быть развернуты изоляторы на две инфекции на случай выявления инфекционных больных и временной их изоляции.
В мирное время строгий противоэпидемический режим (СПЭР) в ЛПУ предусматривает осуществление комплекса режимных правил и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на предупреждение заноса и распространения ОИЗ среди раненых, больных, пораженных, а также среди медицинского состава данного этапа и предотвращения выноса этих инфекций на последующие этапы медицинской эвакуации, в войска и территорию страны.
СПЭР работы обычно вводит старший начальник медицинской службы или начальник этапа по результатам оценки санитарно-эпидемического состояния части (соединения).
Показаниями к введению СПЭР являются:
- поступление больного (больных) опасным инфекционным заболеванием (чума, холера, натуральная оспа, лихорадки Ласса, Эбола, Марбург и др.);
- поступление больного (больных), подозрительного на заболевание опасной инфекцией;
- массовое поступление больных с инфекционным заболеванием (синдромом) неясной этиологии.
Наиболее предпочтительно осуществлять перевод ЛПУ на СПЭР заблаговременно, при появлении первых сведений об ухудшении санитарно-эпидемиологической обстановки.
Обычно СПЭР в ЛПУ вводится на срок максимального инкубационного периода опасного инфекционного заболевания, выявленного на этапе (при чуме 6 суток, при холере 5 суток, натуральной оспе 14 суток, лихорадке Ласса 8 суток, лихорадке Эбола21 сутки, болезни Марбург 7 суток).
СПЭР в условиях мирного времени и чрезвычайных ситуациях предусматривает:
- развертывание этапа по определенной схеме, отвечающей требованиям работы в особых условиях с выделением зоны строго режима и зоны ограничений;
- проведение медицинской сортировки всех поступающих раненых и больных на предмет выявления инфекционных больных, лиц подозрительных на опасное инфекционное заболевание и лиц, не опасных для окружающих;
- недопущение контакта между инфекционными больными, лицами, подозрительными на опасное инфекционное заболевание с другими ранеными и больными и защиту медицинского состава от заражения;
- развертывание изоляторов для раздельного размещения инфекционных больных и лиц, подозрительных на опасное инфекционное заболевание;
- проведение (продолжение) экстренной профилактики больным и медицинскому составу;
- снабжение зоны строго режима через передаточные пункты;
- оборудование перегрузочных площадок;
- полную (частичную) санитарную обработку всех раненых и больных, поступающих на этап;
- дезинфекцию санитарного и другого транспорта, доставившего раненых и больных из эпидемического очага;
- соблюдение медицинским составом установленных мер защиты от заражения, работу в защитной одежде при обследовании раненых и больных, поступающих из эпидемического очага (очага биологического заражения),
- оказание первой врачебной, квалифицированной медицинской помощи инфекционным больным, их временную изоляцию и подготовку к эвакуации по назначению.
Контрольные вопросы:
1. Дайте определение медицинского контроля.
2. На чем основывается планирование санитарно-противоэпидемических мероприятий в воинской части?
3. Какие виды планов разрабатываются в части?
4. Что такое обычный и строгий противоэпидемические режимы?
Тема 13. Планирование санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по недопущению заноса и распространения опасных инфекционных заболеваний в войсках.
Вероятность заноса ОИЗ в войска сохраняется в целом ряде случаев (см. Пути заноса инфекции в войска и факторы, влияющие на развитие эпидемического процесса в чрезвычайных ситуациях и в военное время).
В мирное и военное время система санитарной охраны территории войск от ОИЗ включает осуществление противоэпидемической настороженности, планирования противоэпидемических мероприятий по недопущению заноса и на случай выявления ОИЗ в части. Одноименный План мероприятий разрабатывается в каждой части на срок не менее чем на 3 года с регулярной его корректировкой. План содержит четыре основных раздела: мероприятия, проводимые постоянно (во внеэпидемический период); мероприятия, проводимые в угрожаемый период (появление ОИЗ среди гражданского населения в месте дислокации (базирования) части и в частях-«соседях»); мероприятия при выявлении больного ОИЗ в части; мероприятия по ликвидации очага ОИЗ в части.
В каждом гарнизоне и военном округе разрабатывается свой аналогичный план, который утверждает старший воинский начальник гарнизона (округа). План подлежит согласованию с местной администрацией, главами субъектов РФ (органами Роспотребнадзора).
При выявлении в части больного ОИЗ решается вопрос о введении режима обсервации (карантина) должностными лицами, которым это право предоставлено по закону. В эпидемическом очаге ОИЗ приказом по гарнизону создается противоэпидемический штаб в составе нескольких функциональных групп. Общее руководство проведением ОМ возлагается на противоэпидемическую комиссию.
Режимно-ограничительные мероприятия предусматривают особый режим поведения личного состава, вводимый по эпидемическим показаниям в части (гарнизоне) или на корабле (в базе) в целях предупреждения заноса инфекции, локализации и ликвидации возникающих эпидемических очагов, а также предотвращения выноса инфекции за их пределы. Они обычно сочетаются с теми или иными противоэпидемическими мерами.
Показания к их осуществлению являются выявление высокого риска заноса возбудителей в часть, а также возникновение и распространение инфекционных болезней среди личного состава. Эти мероприятия проводятся в отношении групп риска заражения или заболевания, а продолжительность проведения их определяется либо сроками наступления стабильного улучшения санитарно-эпидемического состояния в районе дислокации части и снижением риска заноса возбудителей извне, либо ликвидацией условий, способствующих возникновению и распространению инфекций среди личного состава, а также выносу инфекции за пределы части.
При заносе возбудителей из внешних резервуаров или возникновении спорадических заболеваний из собственного резервуара коллектива режимно-ограничительные мероприятия проводятся обычно в течение максимального инкубационного периода для данной нозологической формы, начиная с момента изоляции последнего больного и проведения заключительной дезинфекции. Если появляются повторные случаи заболеваний, связанных с заражением восприимчивых людей, этот срок соответственно пролонгируется. При активно действующих автономных резервуарах инфекций или хронических эпидемиях, когда предполагается непрерывная циркуляция возбудителей с участием бессимптомных носителей, сроки проведения режимно-ограничительных мероприятий удлиняются до 2-3 и более инкубационных периодов, что определяется эпидемиологом (врачом части) исходя из конкретных условий эпидемической ситуации.
Выделяют три группы режимно-ограничительных мероприятий, включающих и конкретные противоэпидемические меры, содержание и объем которых зависит от санитарно-эпидемического состояния части и района дислокации, эпидемических особенностей конкретных инфекций, а также условий службы и быта личного состава. Следует отметить, что обсервационные и карантинные мероприятия являются составной частью комплекса, проводимого в соответствии с требованиями международных санитарных правил по охране территории от заноса (завоза) карантинных (в том числе особо опасных) инфекций. Однако в такой постановке вопроса – это тема специальной лекции.
Усиленное медицинское наблюдение направлено на раннее активное выявление инфекционных больных среди личного состава, подвергшегося риску заражения, при минимальном ограничении режима поведения военнослужащих.
Показаниями для введения усиленного медицинского наблюдения являются появление единичных случаев инфекционных заболеваний в части, свидетельствующих о повышении активности циркулирующих в коллективе возбудителей, либо возрастание риска заноса обычных инфекций из района дислокации вследствие изменения социальных или природных условий (повышение заболеваемости среди местного населения, активизация природных очагов, прибытие пополнения и т.д.). Усиленным медицинским наблюдением ограничиваются, например, при возникновении единичных случаев ОРЗ, ангин, кожных инфекционных болезней, а также зоонозов (не особо опасных), когда заражение произошло вне части при известных условиях.
Усиленное медицинское наблюдение вводится решением начальника медицинской службы части (гарнизона) или по указанию старшего медицинского начальника. При необходимости оно может быть дополнено проведением обычных профилактических мероприятий. В этом случае проводится коррекция существующих планов профилактика инфекционных болезней. Изменения обычного санитарно-противоэпидемического режима работы медицинского пункта части как правило не требуется.
Обсервация – это комплекс режимно-ограничительных мероприятий, включающий усиленное медицинское наблюдение и ряд специальных противоэпидемических мер, проводимых при соответствующих эпидемических показаниях. Перечень и характер ограничений перемещений личного состава, а также профилактических и противоэпидемических мероприятий и ужесточение правил поведения военнослужащих определяется эпидемиологическими особенностями инфекции и конкретными условиями обстановки. Обсервация устанавливается распоряжением командира части (корабля) на основании доклада начальника медицинской службы и требует согласованных действий командования и других служб, прежде всего служб тылового обеспечения. Они реализуются на основе оперативно разработанного начальником медицинской службы плана противоэпидемических мероприятий на период обсервации и проекта приказа командира части.
Показания для введения режима обсервации являются:
1. Появление в части любых антропонозных заболеваний (кроме особо опасных или карантинных), имеющих тенденцию к распространению. Обсервация при этом имеет цель локализации и ликвидации возникшего эпидемического очага и предупреждения выноса за его пределы.
2. Реальная угроза заноса высококонтагиозных инфекционных болезней в часть от местного населения, личного состава соседних частей, с пополнением и другими лицами, пребывающими из неблагополучных по отдельным инфекциям (включая особо опасные или карантинные) районов. При этом, если речь идет о зоонозах (сапронозах), при которых человек не является источником инфекции, то обсервационные мероприятия отменяются, как только будет подтвержден этиологический диагноз, установлены причины заражения и приняты необходимые профилактические мероприятия. Если заражения в природном очаге неизбежны, переходят к усиленному медицинскому наблюдению с применением соответствующих противоэпидемических мероприятий в соответствии с результатами эпидемиологической диагностики.
Другие противоэпидемические мероприятия включаются по показаниям и могут быть направлены на соответствующие звенья эпидемического процесса при конкретных инфекциях. Обсервации могут быть подвергнуты и отдельные подразделения (группы) военнослужащих, например, пополнение («карантин» для пополнения), прибывшие из неблагополучных районов, группы риска заражения или заболевания.
При введении обсервации медицинский пункт части работает в обычном санитарно-противоэпидемическом режиме с учетом эпидемиологических особенностей инфекции. При угрозе заноса особо опасных инфекций начальник медицинской службы обязан проверить и поддерживать готовность к немедленному переводу медицинского пункта на строгий противоэпидемический режим.
Если обсервация вводится в период боевых действий, то часть (соединение) продолжают выполнять поставленные задачи в условиях проведения режимно-ограничительных мероприятий. Особенностью содержания обсервации, введенной по факту применения противником биологического оружия является дополнение ее специальной обработкой зараженных участков местности, личного состава, вооружения, техники и другого имущества, а также введение строгого противоэпидемического режима на соответствующих этапах медицинской эвакуации. До получения данных специфической индикации эвакуация раненых, больных (пораженных) из очагов поражения запрещается.
Карантин – это комплекс режимных и противоэпидемических мероприятий, направленных на полную изоляцию личного состава части в целях ликвидации эпидемического очага и недопущения выноса инфекции за его пределы. Карантин устанавливается приказом командующего округом, а в военное время – командующего фронтом (армией) по представлению соответствующих начальников медицинской службы и на основании докладов (донесений) эпидемиологов объединений.
Показаниями к введению карантина являются возникновение среди личного состава заболеваний особо опасными инфекциями или массовое распространение высококонтагиозных инфекционных болезней, выводящих из строя большое количество военнослужащих и срывающих выполнение задач, стоящих перед ними. В последнем случае карантинные мероприятия оправданы тогда, когда только полная изоляция части или подразделения может обеспечить быструю локализацию и ликвидацию эпидемического очага. Помимо вышеуказанных показаний в военное время карантин может вводиться даже при обнаружении возбудителя особо опасных инфекций в качестве биологических агентов при явном заражении личного состава.
Перечень и характер ограничений (запрещений), а также содержание и объем противоэпидемических мероприятий зависят от эпидемиологических особенностей инфекции (чума, холера, контагиозные геморрагические лихорадки и пр.) и конкретных условий обстановки (риска широкого распространения заболеваний). Например, в очагах легочной чумы максимальное разобщение личного состава способствует разрыву путей передачи возбудителей, реализующихся через воздух. При холере же это мероприятие не эффективно. Гораздо важнее обеспечить снабжение личного состава в карантине доброкачественной пищей, а также организовать режимные мероприятия и дезинфекцию на объектах водоснабжения и питания.
При установлении карантина в связи с возникновением заболеваний особо опасными инфекциями медицинский пункт, а также другие привлеченные лечебные учреждения переводятся на строгий противоэпидемический режим работы, а в части при необходимости развертываются обсерваторы.
В военное время карантинированные части обычно выводятся в специально отведенные охраняемые районы, куда выдвигаются инфекционные госпитали и средства усиления. Они участвуют в боевых действиях лишь при условии обеспечения проведения в полном объеме карантинных мероприятий.
Медицинская служба осуществляет планирование и при необходимости переводит свои подразделения, части и учреждения (этапы медицинской эвакуации) на строгий противоэпидемический режим работы.
К санитарной охране территории войск в мирное и военное время тесно примыкают и решаются одновременно командованием, войсками РХБЗ и материально-технического обеспечения, а также медицинской службой вопросы организации биологической разведки и биологической защиты войск и этапов медицинской эвакуации (в том числе от биотерроризма).
Тема 26. Санитарно-эпидемиологические организации МО РФ
В соответствии с положениями Закона РФ № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», приказов Министра обороны Российской Федерации, директив Начальника Главного военно-медицинского управления МО РФ и других ведомственных документов: «Государственный санитарно-эпидемиологический надзор в ВС РФ и на объектах обороны – это деятельность специально уполномоченных органов и учреждений (должностных лиц) медицинской службы ВС РФ, входящих в единую федеральную систему государственного санитарно-эпидемиологического надзора, по предупреждению, обнаружению и пресечению нарушений законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия личного состава ВС РФ в целях охраны его здоровья и среды обитания».
В государственную санитарно-эпидемиологическую службу РФ входят:
а) органы и организации ВС РФ, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор в ВС РФ:
отдел (государственного санитарно-эпидемиологического надзора) Главного военно-медицинского управления МО РФ;
Главный центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора МО РФ;
центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора ВС, военных округов с филиалами и структурными подразделениями;
иные центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора МО РФ;
б) государственные научно-исследовательские и иные организации ВС, осуществляющие свою деятельность в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического надзора в РФ.
В соответствии с Директивой НГШ определены места дислокаций санитарно-эпидемиологических организаций и их организационно-штатная структура.
Основными задачами органов и организаций ВС РФ, входящих в единую федеральную систему государственного санитарно-эпидемиологического надзора РФ, являются профилактика инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) личного состава ВС, предупреждение вредного воздействия на него факторов среды обитания, а также гигиеническое воспитание и образование.
В соответствии с ст.13 Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре (Постановление Правительства РФ 24.07. 2000 г № 554) Органы и учреждения службы в соответствии с возложенными на них задачами:
1. участвуют в формировании основных направлений государственной политики в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
2.участвуют в разработке и реализации федеральных и региональных целевых программ обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также научных, научно-технических программ в этой области;
3. взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
4. подготавливают к опубликованию ежегодный государственный доклад о санитарно-эпидемиологической обстановк<