Применение точечного массажа
Выполняя точечный массаж, воздействуют на точку 2-3 мин. Для применения возбуждающего метода коротко и сильно надавливают и сочетают с глубоким прерывистым растиранием (штрихованием) и резким объемом пальца после проведения каждого приема.
Точечный массаж тормозного типа применяют для расслабления мышц и уменьшения патологический активности рефлексов или симптомов. Медленно вращают палец по часовой стрелке, сужая площадь массажа, до 50-100 раз. Должно появиться тепло, расслабление и общее успокоение.
Для глубокого воздействия массажист сначала легко поглаживает по часовой стрелке (30-50 раз), затем углубляет постепенно палец с растираниями (20-30 раз) и разминает и давит до появления ощущения тяжести, онемения, распирания и ломоты. Массаж продолжают еще 20-30 с, и все приемы повторяют в обратном порядке, двигаясь против часовой стрелки и расширяя зоны воздействия.
Применение логопедического массажа
Логопедический массаж проводят с индивидуальным подбором положения тел для исключения патологических тонических рефлексов. Особенно тщательно выбирают позы: эмбриона или лежа на спине с валиком под шеей и согнутыми ногами в коленях, позы — лежа на спине с фиксацией головы валиками или лежа на животе с валиком под грудью. После этого выполняют логопедический массаж. Прорабатывают мимическую и жевательную мускулатуру при ДЦП.
При массаже лица и шеи:
Поглаживают подушечками пальцев:
· лоб от центра к вискам;
· брови и лоб от надбровья вверх до границы волос головы;
· нос сверху вниз с каждой стороны;
· подбородок от центра и веду пальцы до мочек ушей;
· от центра губ в сторону мочек уха.
Для релаксации мышц языка воздействуют на точки:
· подчелюстной ямки;
· носогубной складки (симметричные);
· скуловых мышц (симметричные);
· подчелюстных мышц (симметричные)
Массируют губы от центра к уголкам легкими пощипываниями, поглаживаниями и растираниями. Вокруг рта по часовой стрелке выполняют постукивания пальцами, растягивать и собирать верхнюю губу, затем нижнюю.
Выполняют логопедический массаж языка активными и интенсивными движениями от корня языка к кончику: разминаниями и перетираниями.
Сочетание массажа с другими процедурами
В восстановительный период при ДЦП массаж сочетают с ЛФК, бальногрязелечением, физиотерапевтическими процедурами, ортопедическими мероприятиями. Обучение упражнениями ЛФК и массаж нормализует функции вестибулярного аппарата. Ребенок поднимает голову во всех положениях, выпрямляет голову и ноги в положении лежа на весу на животе (с поддержкой живота), поворачивается со спины на бок, наклоняет туловище вбок и др. Ребенка обучают ходить и опираться на ноги: во время массажа стопы упирают в подставку, в суставах движениями имитируют ходьбу. Хороший эффект дает иппотерапия — катание на специально обученных лошадях, аквареабилитация в бассейне, дельфинотерапия.
Показания и противопоказания к ЛФК и массажу.
Показания к ЛФК:
Лечебная физкультура применяется практически при любых недугах и травмах и не имеет возрастных и половых ограничений. Основными показаниями для ее использования считаются отсутствие, ослабевание или извращение функции, установившейся вследствие заболевания, повреждения, травмы или их осложнения при выполнении условия позитивной динамики в физическом состоянии и самочувствии больного. Стоит подчеркнуть, что эффект лечебной физкультуры в значительной степени повышается при более раннем и систематическом ее применении в комплексном всестороннем лечении и реабилитации.
Противопоказания к ЛФК
Противопоказаний для лечебной физкультуры, прямо скажем, мало и все они в большинстве своих случаев носят временный, непродолжительный и относительный характер. К общим противопоказаниям относятся:
1. отсутствие контакта с больным вследствие нарушения психики;
2. острые инфекционные, а также воспалительные заболевания;
3. интоксикация;
4. ярко выраженный болевой синдром;
5. наружное или внутреннее кровотечение или угроза его появления;
6. тромбозы;
7. эмболии;
8. высокая температура тела;
9. повышенная СОЭ неизвестного происхождения;
10. артериальная гипертензия (при показателях свыше 200/120 мм рт. ст);
11. злокачественные новообразования, опухоли (в фазе до радикальных методов лечения);
12. метастазы;
13. необратимые прогрессирующие заболевания;
14. присутствие инородного тела рядом с крупными сосудами или нервными стволами.
При назначении пациентам ЛФК нужно учитывать лимитирующие, сдерживающие, ограничивающие показатели и факторы риска. Их констатация позволяет уточнить методику и дозировку физической нагрузки при проведении занятий лечебной физкультурой. К таким ограничивающим факторам принято относить отклонения в физическом развитии и психическом состоянии, сопутствующие заболевания и осложнения, которые влияют на выбор физических упражнений при основном заболевании. Факторами риска считаются такие состояния, при которых больной может получить травму или повреждение в момент выполнения назначенных ему физических упражнений (остеопороз, неокрепшая костная мозоль, аневризма сердца или аорты и др.).
Противопоказания для проведения массажа разделяют на абсолютные и временные:
К абсолютным относятся заболевания, при которых массаж не назначают. При временных противопоказаниях массаж применяют после исчезновения патологических явлений, соответствующего лечения, уточнения диагноза.
АБСОЛЮТНЫЕ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ
1. Злокачественные болезни крови и гемофилия.
2. Злокачественные опухоли (до их радикального лечения).
3. Цинга.
4. Гангрена.
5. Тромбоз сосудов в период его возникновения.
6. Ангиит.
7. Аневризма сердца, аорты, периферических сосудов.
8. Психические заболевания со значительно измененной психикой.
9. Активная форма туберкулеза.
10. Венерические заболевания в период возможности заражения.
11. Остеомиелит (воспаление костного мозга) острый и хронический.
12. Каузальгический синдром (боли в виде жжения) после травмы периферических нервов.
13. Недостаточность кровообращения и легочно-сердечная недостаточность III степени.
14. СПИД.
ВРЕМЕННЫЕ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ
1. Острые лихорадочные состояния с повышенной температурой тела до выяснения диагноза. Грипп, ангина, острые респираторные заболевания (ОРЗ) (разрешается точечный массаж).
2. Кровотечения и наклонность к ним (кишечные, маточные, носовые, из мочевых путей).
3. Гнойные процессы любой локализации, гнойничковые поражения кожи.
4. Воспаление лимфатических узлов, сосудов с их увеличением, спаянностью с кожей и подлежащими тканями.
5. Множественные аллергические высыпания на коже с кровоизлияниями. Отек Квинке.
6. Криз гипертонический, гипотонический, церебральный (мозговых сосудов).
7. Тошнота, рвота, боли в животе.
8. Алкогольное опьянение.
9. Следует указать, что массаж можно назначать спустя 2-5 дней после перенесенных ангины, гриппа, ОРЗ, а также излечения после гнойного процесса любой локализации, прекращения криза, уточнения диагноза.
ЗАКЛЮЧЕНЯИЕ.
ЛФК и массаж играют большую роль в реабилитации детей страдающих ДЦП, давно апробированы и доказали свой высокий уровень эффективности, применяются в реабилитации повсеместно с другими методами лечения ДЦП (с физиопроцедурами, медикаментозным лечением и др), что повышает эффективность лечения многократно и сводит инвалидизацию детского населения к минимуму, как и степень тяжести самого заболевания.
Большое значении при ДЦП имеет ранняя диагностика и лечение, чем раньше начато лечение(реабилитация), тем более оно эффективно, что дальнейшем позволяет не только минимизировать двигательные наращения у ребёнка, а также повилять на его полноценное физическое и психическое развитее и возможно почти полное выздоровление, что позволит ему в дальнейшем жить полноценной насыщенной жизнью.
Список литературы
· Цукер М. Б., Детские церебральные параличи, в кн.: Многотомное руководство по педиатрии, т. 8, М., 1965, с. 233-49;
· Эйдинова М. Б. и Правдина-Винарская Е. Н., Детские церебральные параличи и пути их преодоления, М., 1959 (библ.).;
· В. В. Певченков «Тандо — новый метод адаптивного физического воспитания. Методики и оборудование для реабилитации детей с ДЦП.»;
· Хольц Ренате — Помощь детям с церебральным параличом.: пер. с нем.- М.: Теревинф, 2007;
· М. А. Наперстак — Методические подходы к диагностике и реабилизации детей, страдающих детским целебральным параличом, Альбом (учебно-методическое пособие) — М.:НЦССХ им. А. Н. Бакулева РАМН, 2012 — 46с.;
· Что такое детский церебральный паралич (ДЦП) // Журнал «Жизнь с ДЦП. Проблемы и решения» № 1 2009;
· https://ru.wikipedia.org/wiki/Детский_церебральный_паралич;
· http://www.studfiles.ru/preview/4261287/
· http://rheumo.ru/preodolenie/massage/213-protivopokazaniya-k-provedeniyu-massazha.html
· http://www.studfiles.ru/preview/4261287/