Произносить звуки а, у, о, му, при этом широко растянув губы.

Высовывать и втягивать язык.

Дуть на клочок бумаги (можно ваты). При этом сначала сделать глубокий вдох, растягивая губы, а затем протяжно выдохнуть воздух. Повторить 2-3 раза.

Приоткрыть рот и двигать челюстями вправо и влево, при этом произносить звуки А, У.

Примерный комплекс на моторику пальцев рук:

Упражнение 1

Левой и правой рукой.

Ладонь прижата к столу. На 3-й строчке пальцы напрягаются и поднимаются, ладонь остается на столе.

Упражнение 2

Левой и правой рукой.

Ладонь в кулачке, пальчиками вниз. На 1-й и 2-й строчках пальчики по столу «выползают» из кулачка. Ладонь с прямыми пальцами прижата к столу.

На 3-й и 4-й строчках пальчики собираются в кулачок. Кулачок прижат к столу.

Упражнение 3

Поднять кисть правой (левой) руки вверх, широко раздвинуть пальцы. Поочередно сгибать их в кулачок, начиная с большого.

Упражнение 4

Поочередно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке.

Упражнение 5

Кончиком большого пальца правой руки поочередно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца. Проделать то же самое левой рукой.

Упражнение 6

Упражнение основано на переходе из одной позиции в другую:

а) пальцы - в кулачок, выдвинуть указательный и средний пальцы и развести их в стороны;

б) большой и указательный пальцы соединить в кольцо, остальные развести в стороны.

КОМПЛЕКСЫ КОРРИГИРУЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ДЦП

КОМПЛЕКС №1

1.​ И.П. – лежа, сидя, стоя. Осуществлять движения головой в разных направлениях. Следить, чтобы при этом не было сопутствующих движений рук, ног, туловища.

2.​ И.П. –лежа на животе, руки выпрямлены и вытянуты вперед. Ребенок наклоняет и поднимает голову ( под счет или хлопки). Инструктор корригирует ассиметричные движения головы, сгибание ног в тазобедренных и коленных суставах, поднимание таза, приведение бедер.

3.​ И.П. – то же. По команде ребенок поднимает руки вверх, разгибая плечевой пояс, спину и удерживая голову в правильном положении. Инструктор помогает некоторым детям в выполнении упражнений, поддерживая их за локтевые суставах, корригирует положение головы и ног, как и в предыдущем упражнении.

4.​ И.П. – Лежа на спине. Приподнимание головы и туловища из положения, лежа на спине. Избегать приподнимания, приведения и поворота бедер вовнутрь.

5.​ И.П. – лежа на спине, ноги вытянуть и несколько развести, руки вдоль туловища. Повернуться на бок, ноги подтянуть, руки согнуть, сложить ладошки, положить под щеку, голову опустить на руки («кошечка спит»), далее принять и.п. Затем повторить упр. на другом боку.

6.​ И.П. – то же. Приподнять руки и ноги, произвольно подвигать ими ( как «жук»).

7.​ И.П. – то же. Сесть, обхватить колени руками, подтянуть колени к груди («замерзли», « съежились»), затем принять и.п.

8.​ И.П. – лежа на животе, руки согнуть в локтях, прижать к туловищу. Выпрямить руки вперед, приподнять голову, плывем стиль «брасс».

9.​ И.П. – лежа на спине, вытянуть руки вдоль туловища. Попеременно сгибать и разгибать ноги («скользящие шаги»). Следить, чтобы ребенок опирался всей стопой, не приводил бедра, не сгибал ноги в коленях. Вырабатывать последовательность и ритм движений.

10.​ И.П. – то же. Одновременно и поочередно поднимать выпрямленные ноги.Следить,чтобы при этом не закидывалась назад голова, под нее можно положить небольшой валик. Избегать приведений и сгибание бедер.

11.​ И.П. – то же. Попеременно сгибать и разгибать ноги без опоры на стопы – имитация велосипедных движений. Избегать приведения бедер. Следить за ритмичностью движений.

12.​ И.П. – то же, с прямыми ногами, разведенными на расстоянии до 10см. Выполнять сгибание и разгибание стоп. Это упр. трудно для детей Ц.П., Для его выполнения требуется помощь инструктора.

КОМПЛЕКС №2

1.​ И.П. - лежа на спине. Присаживание. Некоторым детям оказывается помощь в виде поддержки за руки. Иногда необходимо придерживать колени или стопы ребенка.

2.​ И.П. - то же. Повороты верхнего плечевого пояса и головы в сторону, с возвращением в и.п. И поворотом в другую сторону. Ноги и таз неподвижны. Избегать кругового поворота всего туловища.

3.​ И.П. - стоя, ноги врозь. Руки вдоль туловища. Поднять руки вперед-вверх, потянуться. Посмотреть на руки («какие мы большие»), принять и.п. Избегать чрезмерное запрокидывание головы назад, сгибания рук в локтевых суставах, сжимания большого пальца и поворотов тыльной поверхности кистей рук вовнутрь.

4.​ И.П. – то же. Вытянуть руки вперед, помахать кистями, опустить руки. Избегать приведения большого пальца.

5.​ И.П. - сидя на стуле. Несколько развести ноги, стопы параллельны друг другу на полу. Ребенок поочередно поднимает и опускает переднюю часть стопы, опираясь на пятку («постучи ножками»).

6.​ И.П. - стоя боком у поручня или Ш.лестнице, одной рукой держась за него(ее). Стоя левым боком к снаряду, показать правой ногой вперед-назад, приставить ногу. Поменять бок и ноги. Следить за опорой ноги на всю стопу.

Наши рекомендации