Тема: РОЛЬ ФЕЛЬДШЕРА В ПРОВЕДЕНИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОГРАМ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ДЦП.
Тема: РОЛЬ ФЕЛЬДШЕРА В ПРОВЕДЕНИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОГРАМ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ДЦП.
КУРСОВАЯ РАБОТА
Исполнитель: Караев Максим Олегович студентка группы 404- ф | |
Руководитель: Масленикова Наталья Аркадевнапреподаватель ГБОУ СПО «СОМК» |
Екатеринбург
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………...………………..2
Глава 1. Современное представление о ДЦП
1.1 Причины возникновения ДЦП……………………………………...………..4
1.2 Стадии заболевания ДЦП………………………………………………...….5
1.3 Формы ДЦП…………………………………………………..……………….6
Глава 2. методы ЛФК и массажа при ДЦП
2.1 Методы ЛФКпри ДЦП ………………………………………...………………9
2.2 Методы массажапри ДЦП…………………………..………………………..16
2.3 Показания и противопоказания кЛФК и массажу……………………….......21
Заключение………………………………………………………………….……..23
Список литературы…………………...…………………………………………..24
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования: В настоящее время количество детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата в следствии ППЦНСпо свердловской области возрастает, что говорит об необходимости данного профилактики данного заболевания с целью уменьшения и предотвращения инвалидизации детского населения.По некоторым данным министерства здравоохранения на 2014 год, приходится 3ребёнка на 1000 детского населения страдают детским церебральным параличом (ДЦП), а по неофициальной статистике 6 на 1000 детского населения и продолжает расти. Дети с ДЦП нуждаются в оказании специализированой медицинской, психологической, социальной и педагогической помощи.
Процесс социальной адаптации невозможен без достаточного уровня развития двигательных и коммуникативных способностей ребенка, которые тесно связаны друг с дугам. Чрезвычайно важна роль своевременной качественной диагностики, профилактики и лечения детей с ДЦП,что включает в себя коррекцию поведенческих, нервно-психических, двигательных и патохарактерологических расстройств.
Впервые подробно подобными нарушениями занялся в 1830-х выдающийся британский хирург Джон Литтл, когда читал лекции по родовым травмам. В 1853 году он опубликовал труд под названием «О природе и лечении деформаций скелета человека» (англ. «On the nature and treatment of the deformities of the human frame»). В 1861 году в докладе, представленном на заседании Акушерского общества Лондона, Литтлзаявил что асфиксия, вызванная патологией при родах, приводит к повреждению нервной системы (он имел в виду повреждение спинного мозга) и развитию спастичности и плегии в ногах. Тем самым он первый описал то, что сейчас известно как одна из форм спастического детского церебрального паралича — спастическая диплегия. В течение длительного времени она называлась болезнью Литтла.
Проблемам изучения, обучения, воспитания, лечения и комплексной реабилитации больных ДЦП разного возраста посвящены многочисленные работы клиницистов, педагогов, психологов (Л.О. Бадалян, Л.И. Виноградова, М.В. Ипполитова., Э.С. Калижнюк, И.И. Кириченко, К.А. Семенова, Т.И.Серганова, О.В. Степанченко, Л.М. Шипицына и др.). Анализ этих работ показал, что все авторы указывают на важную роль развития двигательных навыков в системе комплексной реабилитации этих детей особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте.
Профориентация и возможность трудовой деятельности при ДЦП зависят от степени функциональных возможностей двигательного аппарата при условии сохранности интеллектуальной сферы. Имеющиеся в литературе материалы свидетельствуют о том, что в процессе роста, лечения, формирования двигательных навыков и развития зрительно-моторной координации, на базе получаемых ощущений развиваются функции двигательного анализатора. Проведение адекватных реабилитационных мероприятий на ранних этапах возрастного развития обуславливает снижение влияния патологических тонических рефлексов. Большое значение в комплексной реабилитации больных детским церебральным параличом имеет раннее развитие трудовых навыков, что благотворно сказывается на дальнейшем развитии ребёнка.
Объект исследования - ДЦП;
Предмет исследования -физическая реабилитация при ДЦП, по средствам методик ЛФК и массажа;
Цель исследования - анализ методик ЛФК и массажа при ДЦП.
Задачи курсовой работы:
1. Изучить понятие ДЦП;
2.Изучить методик ЛФК и массажа при ДЦП;
3. Изучить показания и противопоказания к ЛФК и массажу приДЦП;
4. Изучить эффективность ЛФК и массажа.
Причины возникновения ДЦП
Существует множество возможных причин детского церебрального паралича, они могут оказывать влияние как во время беременности, так и во время родов и в первые недели жизни ребёнка(около 4).
Распространённость детского церебрального паралича среди новорождённых: 6 к 1000 живорождённых, у мальчиков чаще в 1,33 раза.
Недоношенность — это один из самых серьёзных факторов риска развития детского церебрального паралича, присутствующий практически в половине случаев развития ДЦП.
Основными причинами являются ДЦП:
· нарушение развития головного мозга;
· хроническая внутриутробная гипоксия плода, различного генеза;
· гипоксически-ишемические поражения головного мозга;
· внутриутробные инфекции, особенно вирусные (чаще герпесвирусные);
· несовместимость крови плода и матери (Rh-конфликт и др.) с развитием гемолитической желтухи новорождённых;
· травматические поражения головного мозга в интра- и постнатальном периоде;
· инфекционное поражение головного мозга в постнатальном периоде;
· токсические поражения головного мозга (отравления свинцом и др.);
· ятрогенные причины;
· воздействие сильного электромагнитного излучения в период беременности;
Несмотря на это, не всегда возможно определить ведущую причину нарушения в каждом конкретном случае.
Профилактика детского церебрального паралича заключается в профилактике и своевременной терапии вышеописанных основных причин. Важно раннее выявление, наблюдение за группами риска (наличие хронической артериальной гипертензии, ожирения, хронического пиелонефрита у женщины) и адекватная терапия плацентарной недостаточности (с развитием или без развития гестоза) — как одной из самых частых причин, выбор надлежащего способа ведения родов.
Стадии заболевания ДЦП
Выделяют, ориентировочно 3 стадии:
Ранняя: до 4—5 месяцев
Характерные признаки ДЦП у новорожденного на ранней стадии – это серьезные нарушения тонуса мышц и задержки в развитии. Так, например, ребенок в 4 месяца должен пытаться достать руками игрушку и поворачивать голову, услышав поблизости звук. Отсутствие этих навыков говорит об отклонениях в развитии, которые могут быть первыми признаками развивающегося ДЦП у малыша. Следует обратить внимание и на двигательную активность ребенка. Часто родители считают своего малыша просто гиперактивным, тогда как их дети мучаются судорогами – еще одним симптом ранней стадии ДЦП у новорожденных.
2. Начальная резидуальная(сохраняющаяся) стадия:
Начальная резидуальная стадия характеризуется отставанием ребенка в развитии. Как правило, от 6 месяцев до 3 лет. Ребенок в 7 месяцев не может самостоятельно сидеть и у него не пропал хватательный рефлекс, характерный для новорожденных в первые месяцы жизни, малоподвижен, становится заметны патологические тонические рефлексы.
Формы ДЦП
На территории России часто применяется классификация детского церебрального паралича по К. А. Семёновой (1973). В настоящее время, по МКБ-10 используется следующая классификация:
G80.1 Спастическая диплегия
(«Тетрапарез со спастикой в ногах», по Michaelis)
Наиболее распространённая разновидность церебрального паралича (3/4 всех спастических форм). Нарушения функция мышц с обеих сторон, в большей степени ног, чем рук и лица. Для спастической диплегии характерно раннее формирование контрактур, деформаций позвоночника и суставов. Диагностируется преимущественно у детей, родившихся недоношенными (последствия внутрижелудочковых кровоизлияний, перивентрикулярной лейкомаляции, других факторов). В отличие от спастической квадриплегии, больше поражены задние и реже средние отделы белого вещества. При этой форме, как правило, наблюдается тетраплегия (тетрапарез), с мышечной спастикой, заметно преобладающей в ногах. Наиболее распространённые проявления — задержка психического и речевого развития, наличие элементов псевдобульбарного синдрома. Часто встречается патология черепных нервов: сходящееся косоглазие, атрофия зрительных нервов, нарушение слуха, нарушение речи в виде задержки её развития, умеренное снижение интеллекта, в том числе вызванное влиянием на ребёнка окружающей среды (оскорбления, сегрегация). Прогноз двигательных возможностей менее благоприятен, чем при гемипарезе. Эта форма наиболее благоприятна в отношении возможностей социальной адаптации. Степень социальной адаптации может достигать уровня здоровых при нормальном умственном развитии и хорошем функционировании рук.
G80.2 Гемиплегическая форма
Характеризуется односторонним спастическим гемипарезом. Рука, как правило, страдает больше, чем нога. Причиной у недоношенных детей является перивентрикулярный (околожелудочковый) геморрагический инфаркт (чаще односторонний), и врождённая церебральная аномалия (например, шизэнцефалия), ишемический инфаркт или внутримозговое кровоизлияние в одном из полушарий (чаще в бассейне левой средней мозговой артерии) у доношенных детей. Дети с гемипарезами овладевают возрастными навыками позже, чем здоровые. Поэтому уровень социальной адаптации, как правило, определяется не степенью двигательного дефекта, а интеллектуальными возможностями ребёнка. Клинически характеризуется развитием спастического гемипареза (походка по типу Вернике-Манна, но без циркумдукции ноги), задержкой психического и речевого развития. Иногда проявляется монопарезом. При этой форме нередко случаются фокальные эпилептические приступы.
G80.3 Дискинетическая форма
(используется и термин «гиперкинетическая форма»)
Одной из самых частых причин данной формы является перенесённая гемолитическая болезнь новорождённых, которая сопровождалась развитием «ядерной» желтухи. Также причиной является statusmarmoratus базальных ганглиев у доношенных детей. При этой форме, как правило, повреждаются структуры экстрапирамидной системы и слухового анализатора. В клинической картине характерно наличие гиперкинезов: атетоз, хореоатетоз, торсийная дистония (у детей на первых месяцах жизни — дистонические атаки), дизартрия, глазодвигательные нарушения, снижение слуха. Характеризуется непроизвольными движениями (гиперкинезами), повышением мышечного тонуса, одновременно с которыми могут быть параличи и парезы. Речевые нарушения наблюдаются чаще в форме гиперкинетической дизартрии. Интеллект развивается в основном удовлетворительно. Отсутствует правильная установка туловища и конечностей. У большинства детей отмечается сохранение интеллектуальных функций, что прогностично благоприятно в отношении социальной адаптации, обучения. Дети с хорошим интеллектом заканчивают школу, средние специальные и высшие учебные заведения, адаптируются к определённой трудовой деятельности. Выделяются атетоидный и дистонический (с развитием хореи, торсионных спазмов) варианты данной формы ДЦП.
G80.4 Атаксическая форма
(раннее использовался и термин «атонически-астатическая форма»)
Характеризуется низким тонусом мышц, атаксией и высокими сухожильными и периостальными рефлексами. Нередки речевые расстройства в форме мозжечковой или псевдобульбарной дизартрии. Наблюдается при преобладающем повреждении мозжечка, лобно-мосто-мозжечкового пути и, вероятно, лобных долей вследствие родовой травмы, гипоксически-ишемического фактора или врождённой аномалии развития. Клинически характеризуется классическим симптомокомплексом (мышечная гипотония, атаксия) и различными симптомами мозжечковой асинергии (дисметрия, интенционный тремор, дизартрия). При этой форме ДЦП может быть задержка развития интеллекта в редких случаях. Более половины случаев диагностированной данной формы являются нераспознанные ранние наследственные атаксии.
G80.8 Смешанные формы
Несмотря на возможность диффузного повреждения всех двигательных систем головного мозга (пирамидной, экстрапирамидной и мозжечковой), вышеупомянутые клинические симптомокомплексы позволяют в подавляющем большинстве случаев диагностировать конкретную форму ДЦП. Последнее положение важно в составлении реабилитационной карты больного. Часто сочетание спастической и дискинетической (при сочетанном выраженном поражении экстрапирамидной системы) форм, отмечается и наличие гемиплегии на фоне спастической диплегии (при асимметричных кистозных очагах в белом веществе головного мозга, как последствие перивентрикулярнойлейкомаляции у недоношенных).
G80.9 Неуточнённая форма
Формы неясной этиологии которые можно отнести к редким заболеваниям – орфанным.
Распространённость форм детского церебрального паралича:
· спастическая тетраплегия - 2 %;
· спастическая диплегия - 40 %;
· гемиплегическая форма - 32 %;
· дискинетическая форма - 10 %;
· атаксическая форма - 15 %;
· Неуточнённая форма - 1 %.
Методы ЛФК при ДЦП
Методики ЛФК при ДЦП базируется на принципах:
1. Регулярности, систематичности, непрерывности занятий;
2. Индивидуальном подходе, с учетом стадии и тяжести заболевания, а также возраста и психического развития ребенка.
3. Увеличение физических нагрузок,оно должно быть строго индивидуальным и постепенным.
Неотъемлемой частью медицинской реабилитации больных ДЦП является ЛФК, в которой используется комплексная функциональная терапия, сочетающая физические упражнения, необходимых для стимуляции внутренних резервов организма больного, а также для профилактики и лечения заболеваний, возникших вследствие вынужденной гиподинамии.
Средствами ЛФК являются массаж, закаливание, физические упражнения и мануальная терапия, отдельные виды трудовой деятельности. Все эти методы организации двигательного режима больных с ДЦП являются очень важными компонентами лечения практически во всех лечебно-профилактических учреждениях и центрах реабилитации.
ЛФК представляет собой, прежде всего, терапию регуляторных механизмов, в которой используются наиболее оптимальные биологические способы мобилизации собственных компенсаторных и защитных свойств организма пациента для устранения патологических процессов. Таким образом, поддерживается и даже восстанавливается здоровье. Положительные эмоции в сочетании с активным двигательным режимом – источник энергии, необходимой для самозащиты организма практически на всех уровнях жизнедеятельности.
При использовании ЛФК у больных с ДЦП тренируется весь организм. Вследствие этого наблюдается весьма положительный эффект. Причем механизмы и принципы развития тренированности ничем не отличаются друг от друга как в норме, так и при патологии. Спортивные тренировки и лечебная физкультура отличаются лишь уровнем и объемом. В первом случае максимально повышаются функциональные возможности организма спортсмена, его отдельных органов и систем. А во втором – дозированные тренировки позволяют улучшить функциональное состояние больного человека иногда до уровня человека здорового.
Для получения положительного реабилитационного эффекта у детей с ДЦП работать придется долго и упорно. В период остаточных явлений лечебная физкультура помогает справиться со следующими негативными явлениями:
Упражнения с различными предметами под музыкальный аккомпанемент. Развитие выразительности движений.Упражнения для головы в положении сидя и стоя. Переключение на новые условия деятельности. Упражнения с разными видами ходьбы и пр.
Формируются движения обязательно в строго определенной последовательности: начиная с головы, затем задействуются руки – туловище – руки – снова туловище – ноги. Далее задействуются все части тела. Движения конечностями выполняются сначала в крупных суставах, т.е., локтевом и тазобедренном. Лишь затем захватываются средние (локтевой и коленный) суставы и, наконец, лучезапястный и голеностопный сустав. Если у больного есть контрактуры, сколиоз, остеохондроз, укорочение конечностей, остеохондропатия или соматические заболевания, с учетом имеющихся патологий спектр задач может быть расширен.
Комплекс ЛФК также расширяется в период остаточных явлений. В него входит массаж, трудотерапия, прикладные виды физических упражнений, физиотерапия (электрофорез, теплолечение, УВЧ), гидрокинезотерапия, ортопедия… По возможности включается иппотерапия, так как общение с таким прекрасным животным, как лошадь, оказывает очень благотворное влияние на состояние больного.
В последние годы заметен подъем ЛФК. Он связан, прежде всего, с возникновением и развитием методов реабилитации в современной медицине. Оказалось, что средства ЛФК в системе реабилитации являются весьма эффективными. Было решено использовать их в большем объеме для лечения и профилактики различных заболеваний.
Накопившийся опыт работы и приобретенные знания, позволяющие правильнее определить тактику врачебных действий, убеждают в необходимости применения ЛФК. Далее вы можете ознакомиться с основными комплексами физических упражнения для коррекции, а также с методикой их применения для лечения больных с ДЦП.
Примерный комплекс упражнений ЛФК при ДЦП, направленный на восстановление нарушенной координации движений:
И.П. - сидя на стуле, руки с мячом вытянуты над головой. Опустить руки с мячом вперед. Сделать то же самое, только уже без мяча. Затем руку с мячом отвести в сторону, а другую руку - вперед. Повторить 5-8 раз.
И.П. - стоя, руки вытянуты прямо перед собой. Выполнять ходьбу с вытянутыми вперед руками. Делая шаг левой ногой, правую руку согнуть к плечу. Повторить то же самое с другой ногой и рукой. Выполнить 5-8 раз.
Примерный комплекс лечебной гимнастики при нарушениях функции легких и речевой функции:
Задуть свечу
Упражнение 1
Левой и правой рукой.
Упражнение 2
Левой и правой рукой.
Упражнение 3
Упражнение 4
Упражнение 5
Упражнение 6
Упражнение основано на переходе из одной позиции в другую:
а) пальцы - в кулачок, выдвинуть указательный и средний пальцы и развести их в стороны;
б) большой и указательный пальцы соединить в кольцо, остальные развести в стороны.
КОМПЛЕКС №1
1. И.П. – лежа, сидя, стоя. Осуществлять движения головой в разных направлениях. Следить, чтобы при этом не было сопутствующих движений рук, ног, туловища.
2. И.П. –лежа на животе, руки выпрямлены и вытянуты вперед. Ребенок наклоняет и поднимает голову ( под счет или хлопки). Инструктор корригирует ассиметричные движения головы, сгибание ног в тазобедренных и коленных суставах, поднимание таза, приведение бедер.
3. И.П. – то же. По команде ребенок поднимает руки вверх, разгибая плечевой пояс, спину и удерживая голову в правильном положении. Инструктор помогает некоторым детям в выполнении упражнений, поддерживая их за локтевые суставах, корригирует положение головы и ног, как и в предыдущем упражнении.
4. И.П. – Лежа на спине. Приподнимание головы и туловища из положения, лежа на спине. Избегать приподнимания, приведения и поворота бедер вовнутрь.
5. И.П. – лежа на спине, ноги вытянуть и несколько развести, руки вдоль туловища. Повернуться на бок, ноги подтянуть, руки согнуть, сложить ладошки, положить под щеку, голову опустить на руки («кошечка спит»), далее принять и.п. Затем повторить упр. на другом боку.
6. И.П. – то же. Приподнять руки и ноги, произвольно подвигать ими ( как «жук»).
7. И.П. – то же. Сесть, обхватить колени руками, подтянуть колени к груди («замерзли», « съежились»), затем принять и.п.
8. И.П. – лежа на животе, руки согнуть в локтях, прижать к туловищу. Выпрямить руки вперед, приподнять голову, плывем стиль «брасс».
9. И.П. – лежа на спине, вытянуть руки вдоль туловища. Попеременно сгибать и разгибать ноги («скользящие шаги»). Следить, чтобы ребенок опирался всей стопой, не приводил бедра, не сгибал ноги в коленях. Вырабатывать последовательность и ритм движений.
10. И.П. – то же. Одновременно и поочередно поднимать выпрямленные ноги.Следить,чтобы при этом не закидывалась назад голова, под нее можно положить небольшой валик. Избегать приведений и сгибание бедер.
11. И.П. – то же. Попеременно сгибать и разгибать ноги без опоры на стопы – имитация велосипедных движений. Избегать приведения бедер. Следить за ритмичностью движений.
12. И.П. – то же, с прямыми ногами, разведенными на расстоянии до 10см. Выполнять сгибание и разгибание стоп. Это упр. трудно для детей Ц.П., Для его выполнения требуется помощь инструктора.
КОМПЛЕКС №2
1. И.П. - лежа на спине. Присаживание. Некоторым детям оказывается помощь в виде поддержки за руки. Иногда необходимо придерживать колени или стопы ребенка.
2. И.П. - то же. Повороты верхнего плечевого пояса и головы в сторону, с возвращением в и.п. И поворотом в другую сторону. Ноги и таз неподвижны. Избегать кругового поворота всего туловища.
3. И.П. - стоя, ноги врозь. Руки вдоль туловища. Поднять руки вперед-вверх, потянуться. Посмотреть на руки («какие мы большие»), принять и.п. Избегать чрезмерное запрокидывание головы назад, сгибания рук в локтевых суставах, сжимания большого пальца и поворотов тыльной поверхности кистей рук вовнутрь.
4. И.П. – то же. Вытянуть руки вперед, помахать кистями, опустить руки. Избегать приведения большого пальца.
5. И.П. - сидя на стуле. Несколько развести ноги, стопы параллельны друг другу на полу. Ребенок поочередно поднимает и опускает переднюю часть стопы, опираясь на пятку («постучи ножками»).
6. И.П. - стоя боком у поручня или Ш.лестнице, одной рукой держась за него(ее). Стоя левым боком к снаряду, показать правой ногой вперед-назад, приставить ногу. Поменять бок и ноги. Следить за опорой ноги на всю стопу.
И.П. - лежа на спине, руки отвести в стороны, ладонями вверх. Поднять прямые руки вперед, сделать хлопок, развести руки в стороны, опустить на пол. При выполнении упр. избегать приведения и сгибания ног, откидывания головы назад, резкого разгибания и скрещивания ног.
Избегая приведения коленей.
И.П. - стоя на коленях. Наклониться вперед, встать на четвереньки, «потопать руками», принять и.п. Следить за опорой кистей на разогнутые пальцы, отведением большого пальца. Избегать сгибания головы и поворотов в стороны.
КОМПЛЕКС №3.
И.П.-сидя на стуле, слегка расставить ноги, руки согнуть в локтях. Под счет или имитации паровоза («чух-чух») поочередно выпрямлять руки вперед и снова сгибать их. Стремиться к ритмичным координированным движениям руками. Избегать приведения ног, напряжения мышц шеи.
И.П.-сидя на стуле, в опущенных руках флажки. Вытянуть руки вперед («покажи флажок»), убрать их за спину («спрячь флажок»). Избегать при вытягивании рук поворота ладоней вниз. При убирании рук за спину-наклона головы и сгибания спины, а так же сгибания и приведения ног.
И.П.-сидя на полу, упор сзади, ноги вытянуты вперед. Согнуть ноги, выпрямить («длинные и короткие ножки»). Избегать приведения бедер, поворота их и стоп вовнутрь, сгибания колен, откидывания головы назад. Следить за опоройна разогнутые кисти.
И.П.-сидя на стуле, руки с кубиками спрятаны за спинку стула. Наклониться вперед, не вставая со стула, положить кубики под стул, выпрямиться, снова наклониться вперед, взять кубик и выпрямиться. Обратить, на опору ног, на всю стопу.
9.И.П.-стоя, слегка расставить ноги, ступни параллельно друг другу, руками держаться за любую опору (поручень, Ш.лестница). Наклон вперед на сколько позволяет возможность, вернуться в и.п. Следить за ногами.
КОМПЛЕКС№4
И.П.- сидя на стуле, слегка расставить ноги. В одной руке флажок. Поднять флажок, помахать, посмотреть на него, опустить. Взять флажок в другую руку, сделать то же. Избегать при поднимании рук, поворота головы в сторону и закидывания ее назад, разгибания ног, приведения бедер.
И.П.-то же в руках флажки. Размахивать руками вперед-назад, поднимая их все выше и выше. Следить за ритмичными, попеременными взмахами рук. Избегать поворота головы и закидывания ее, разгибания ног, приведения бедер.
Методы массажапри ДЦП
Цель массажа заключена в понижении рефлекторной возбудимости мышц, предупреждении развития контрактур, уменьшении синкинезии(непроизвольных движений), стимулировании функции паретичных(ослабленных) мышц, улучшении лимфо- и кровообращения, уменьшении трофических расстройств.
До проведения массажа максимально расслабляют мышцы, подбирая исходное положение и расслабляющие упражнения. Массаж при ДЦП проводят дифференцированно. Поглаживающие, растирающие и разминающие движения, пощипывания, катание, вибрация, пунктуация и потряхивание на сокращенных мышцах с повышенным тонусом проводят медленно, нежно и плавно для того, чтобы расслабить эти мышцы.
На растянутых и ослабленных мышцах проводят лечебный массаж более глубоко, применяя приемы вибрации: поколачивание и стегание, а также штрихование, пунктуацию, пощипывания и поглаживание. В обязательном порядке массируют паравертебральныеспинно-мозговые сегменты. Выполняют ЛФК, точечный массаж и логопедический, рефлексотерапию, ортопедическую коррекцию, иппотерапию. При массаже определенных мышечных групп выполняется одновременно дыхательная техника движений.
До того, как провести ЛФК и лечебный массаж, необходимо учитывать то, что больной является ребенком, который не может выполнять движения самостоятельно, никогда не выполнял и не знает, как его выполнить. Он вообще может не понимать необходимости лечения, поэтому часто не концентрирует внимание в отличие от взрослого пациента, часто бывает замкнутым и раздражительным. Массажисту понадобится выдержка и терпение, чтобы провести обучение упражнениям ЛФК. Применяя ласку к ребенку, поддерживая контакт разговором и игрой с разными игрушками можно создать положительный эмоциональный фон.
Терапевтическая польза массажа при ДЦП:
Выполняя лечебный массаж, у больного ребенка происходят следующие изменения:
· улучшается кровоток и лимфоотток;
· активизируются обменные процессы в тканях;
· происходит рефлекторное влияние на внутренние органы и нервную систему;
· увеличивается мышечная масса ребенка;
· повышаются адаптационные возможности организма ребенка.
Массаж по системе Манакова
При ДЦП приемами массажа предупреждают развитие фиброзных и спаечных изменений в мышцах, пучках нервов и сосудов, сухожилиях, то есть, устраняют и предупреждают контрактуры и улучшают трофику тканей и проведение нервного импульса по нервным волокнам. Направление массажа – от центра к периферии, от проксимальных мест прикрепления мышц к дистальным. Исключение – массаж кистей и стоп, где движения направлены от периферии к центру.
Главным техническим приемом является энергичное вибрационное надавливание с помощью двух или четырех пальцев, постепенно продвигаясь к периферии. Пальцы не должны скользить по коже, а легко проходить вглубь мягких тканей, раздвигать и устранять спайки и патологические уплотнения, размягчать и удлинять массируемые ткани.
Противопоказания к ЛФК
Противопоказаний для лечебной физкультуры, прямо скажем, мало и все они в большинстве своих случаев носят временный, непродолжительный и относительный характер. К общим противопоказаниям относятся:
1. отсутствие контакта с больным вследствие нарушения психики;
2. острые инфекционные, а также воспалительные заболевания;
3. интоксикация;
4. ярко выраженный болевой синдром;
5. наружное или внутреннее кровотечение или угроза его появления;
6. тромбозы;
7. эмболии;
8. высокая температура тела;
9. повышенная СОЭ неизвестного происхождения;
10. артериальная гипертензия (при показателях свыше 200/120 мм рт. ст);
11. злокачественные новообразования, опухоли (в фазе до радикальных методов лечения);
12. метастазы;
13. необратимые прогрессирующие заболевания;
14. присутствие инородного тела рядом с крупными сосудами или нервными стволами.
При назначении пациентам ЛФК нужно учитывать лимитирующие, сдерживающие, ограничивающие показатели и факторы риска. Их констатация позволяет уточнить методику и дозировку физической нагрузки при проведении занятий лечебной физкультурой. К таким ограничивающим факторам принято относить отклонения в физическом развитии и психическом состоянии, сопутствующие заболевания и осложнения, которые влияют на выбор физических упражнений при основном заболевании. Факторами риска считаются такие состояния, при которых больной может получить травму или повреждение в момент выполнения назначенных ему физических упражнений (остеопороз, неокрепшая костная мозоль, аневризма сердца или аорты и др.).
Противопоказания для проведения массажа разделяют на абсолютные и временные:
К абсолютным относятся заболевания, при которых массаж не назначают. При временных противопоказаниях массаж применяют после исчезновения патологических явлений, соответствующего лечения, уточнения диагноза.
АБСОЛЮТНЫЕ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ
1. Злокачественные болезни крови и гемофилия.
2. Злокачественные опухоли (до их радикального лечения).
3. Цинга.
4. Гангрена.
5. Тромбоз сосудов в период его возникновения.
6. Ангиит.
7. Аневризма сердца, аорты, периферических сосудов.
8. Психические заболевания со значительно измененной психикой.
9. Активная форма туберкулеза.
10. Венерические заболевания в период возможности заражения.
11. Остеомиелит (воспаление костного мозга) острый и хронический.
12. Каузальгический синдром (боли в виде жжения) после травмы периферических нервов.
13. Недостаточность кровообращения и легочно-сердечная недостаточность III степени.
14. СПИД.
ВРЕМЕННЫЕ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ
1. Острые лихорадочные состояния с повышенной температурой тела до выяснения диагноза. Грипп, ангина, острые респираторные заболевания (ОРЗ) (разрешается точечный массаж).
2. Кровотечения и наклонность к ним (кишечные, маточные, носовые, из мочевых путей).
3. Гнойные процессы любой локализации, гнойничковые поражения кожи.
4. Воспаление лимфатических узлов, сосудов с их увеличением, спаянностью с кожей и подлежащими тканями.
5. Множественные аллергические высыпания на коже с кровоизлияниями. Отек Квинке.
6. Криз гипертонический, гипотонический, церебральный (мозговых сосудов).
7. Тошнота, рвота, боли в животе.
8. Алкогольное опьянение.
9. Следует указать, что массаж можно назначать спустя 2-5 дней после перенесенных ангины, гриппа, ОРЗ, а также излечения после гнойного процесса любой локализации, прекращения криза, уточнения диагноза.
ЗАКЛЮЧЕНЯИЕ.
ЛФК и массаж играют большую роль в реабилитации детей страдающих ДЦП, давно апробированы и доказали свой высокий уровень эффективности, применяются в реабилитации повсеместно с другими методами лечения ДЦП (с физиопроцедурами, медикаментозным лечением и др), что повышает эффективность лечения многократно и сводит инвалидизацию детского населения к минимуму, как и степень тяжести самого заболевания.
Большое значении при ДЦП имеет ранняя диагностика и лечение, чем раньше начато лечение(реабилитация), тем более оно эффективно, что дальнейшем позволяет не только минимизировать двигательные наращения у ребёнка, а также повилять на его полноценное физическое и психическое развитее и возможно почти полное выздоровление, что позволит ему в дальнейшем жить полноценной насыщенной жизнью.
Список литературы
· Цукер М. Б., Детские церебральные параличи, в кн.: Многотомное руководство по педиатрии, т. 8, М., 1965, с. 233-49;
· Эйдинова М. Б. и Правдина-Винарская Е. Н., Детские церебральные параличи и пути их преодоления, М., 1959 (библ.).;
· В. В. Певченков «Тандо — новый метод адаптивного физического воспитания. Методики и оборудование для реабилитации детей с ДЦП.»;
· Хольц Ренате — Помощь детям с церебральным параличом.: пер. с нем.- М.: Теревинф, 2007;
· М. А. Наперстак — Методические подходы к диагностике и реабилизации детей, страдающих детским целебральным параличом, Альбом (учебно-методическое пособие) — М.:НЦССХ им. А. Н. Бакулева РАМН, 2012 — 46с.;
· Что такое детский церебральный паралич (ДЦП) // Журнал «Жизнь с ДЦП. Проблемы и решения» № 1 2009;
· https://ru.wikipedia.org/wiki/Детский_церебральный_паралич;
· http://www.studfiles.ru/preview/4261287/
· http://rheumo.ru/preodolenie/massage/213-protivopokazaniya-k-provedeniyu-massazha.html
· http://www.studfiles.ru/preview/4261287/
Тема: РОЛЬ ФЕЛЬДШЕРА В ПРОВЕДЕНИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОГРАМ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ДЦП.
КУРСОВАЯ РАБОТА
Исполнитель: Караев Максим Олегович студентка группы 404- ф | |
Руководитель: Масленикова Наталья Аркадевнапреподаватель ГБОУ СПО «СОМК» |
Екатеринбург
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………...………………..2