Работа формирований медицинской службы гражданской обороны при ведении спасательных работ в очагах поражения
Подготовка формирований медицинской ГО к выполнению задач по медико-санитарному обеспечения населения
После начала военных действий и возникновения очагов поражения содержание и объем медицинских мероприятий ГО будут зависеть от вида примененного оружия, характера сложившейся оперативной и медицинской обстановки и задач, выполняемых ГО.
Органами управления медицинской службы ГО предусматриваются два основных варианта организации медицинского обеспечения населения в военное время:
1. При планомерном выполнении мероприятий ГО.
2. При внезапном нападении противника.
Первый вариант является оптимальным, так как позволяет провести комплекс подготовительных мероприятий по переводу медицинской службы ГО на военное положение, что обеспечит защиту и сохранность значительной части кадровых и материальных ресурсов службы в условиях воздействия средств поражения противника.
При внезапном нападении противника, когда мероприятия медицинской службы ГО на военное положение не проводились, или проведены не полностью, возможно не только возникновение массовых потерь среди населения, но также нанесение значительного ущерба силам и средствам медицинской службы ГО, что заметно снизит потенциал службы по медико-санитарному обеспечению населения.
После нападения противника штаб медицинской службы ГО принимает меры по восстановлению управления медицинскими силами, запрашивает от органа управления ГО ЧС данные об инженерной, радиационной, химической и биологической обстановке, ориентировочном количестве санитарных потерь и оценивает полученные данные в интересах медицинской службы.
После оценки медико-тактической обстановки определяются:
ü Объем работ, направления главных усилий медицинской службы.
ü Необходимое количество сил и средств для оказания всех видов медицинской помощи пораженному населению.
ü Районы развертывания первого этапа медицинской эвакуации.
ü Вероятные маршруты эвакуации пораженных в лечебные учреждения медицинской службы ГО, развернутые в загородной зоне.
ü Наиболее рациональное использование сил и средств медицинской службы ГО.
Затем, на основе предварительных распоряжений соответствующего органа управления по делам ГО ЧС и начальника медицинской службы ГО, отдаются указания подчиненным штабам, формированиям и учреждениям службы о подготовке к предстоящим действиям. Одновременно отдаются распоряжения по организации медицинской и биологической (бактериологической) разведки, готовятся данные начальнику медицинской службы ГО для оценки обстановки, принятия решения и для доклада начальнику гражданской обороны.
Медицинская разведка ведется медицинскими подразделениями соединений и частей войск ГО, всеми формированиями и учреждениями медицинской службы ГО, а так же специально создаваемыми в ОПМ группами медицинской разведки.
Медицинская разведка выявляет места нахождения пораженных, устанавливает их количество и состояние, намечает пути выноса пострадавших и их эвакуации, районы развертывания ОПМ и медицинских подразделений частей и соединений войск ГО; определяет ориентировочные объемы работ по оказанию медицинской помощи и потребное количество медицинских сил и средств, безопасные места сбора и погрузки пострадавших на транспорт для эвакуации из очагов поражения; уточняет санитарно-эпидемиологическую обстановку на маршрутах движения и в очагах поражения, районах эвакуации населения и расположения сил ГО.
Биологическая (бактериологическая) разведка проводится в целях своевременного обнаружения применения противником биологического оружия, установления мест застоя и уровней концентрации бактериального аэрозоля, оценки эпидемиологической обстановки в очаге, отбора проб и доставки их в лабораторию, установления по возможности границ очага биологического поражения.
Непосредственными организаторами медицинской и биологической разведки являются начальники медицинской службы ГО городов, районов и объектов экономики.
Данные, полученные медицинской и биологической разведкой, используются для принятия решения по медицинскому обеспечению населения в очагах поражения. На основании решения начальника медицинской службы ГО штаб медицинской службы ГО разрабатывает приказ (распоряжение) на организацию медицинского обеспечения и доводит его до подчиненных.
При внезапном нападении противника организация медицинского обеспечения будет осуществляться в сложных условиях медико-тактической обстановки, которая будет характеризоваться возникновением большого числа пораженных, нарушением связи и управления силами и средствами медицинской службы ГО. Отсутствие в этих условиях времени для приведения в готовность формирований и учреждений службы, невозможность эвакуации медицинских учреждений из категорированных городов могут повлечь за собой выход из строя и потерю значительной части кадровых и материальных ресурсов медицинской службы ГО.
В случае выхода из строя основного штаба медицинской службы ГО, функции управления службой принимает штаб-дублер (штаб медицинской службы ГО одного из сельских районов). План по подготовке сил средств медицинской службы ГО к действиям при внезапном нападении противника должен быть отработан с учетом всех возможных вариантов. При внезапном нападении противника планы медицинского обеспечения мероприятий ГО вводятся в действие немедленно.