Мероприятия медицинской службы гражданской обороны при переводе на военное положение
Перевод медицинской службы ГО на военное положение - один из наиболее ответственных и сложных периодов ее деятельности. При этом порядок и последовательность выполнения всех медицинских мероприятий осуществляются по установленным степеням готовности ГО: «Повседневная», «Первоочередные мероприятия ГО первой группы», «Первоочередные мероприятия ГО второй группы» и "Общая готовность гражданской обороны».Перечень мероприятий определяются заблаговременно в мирное время и отражается в мобилизационных планах и других документах.
Приведение в готовность медицинской службы ГО и перевод ее с мирного на военное положение обеспечивает устойчивое управление медицинскими силами в военное время, снижение потерь населения и личного состава службы путем проведения мероприятий по медицинской защите, повышению устойчивости работы объектов здравоохранения в военное время и подготовку медицинских сил и средств к медицинскому обеспечению населения при нападении противника.
Приведение ГО в готовность той или иной степени может осуществляться либо последовательно, либо, в зависимости от обстановки, сразу в высшие степени готовности, с обязательным проведением мероприятий, предусмотренных предшествующими степенями готовности.
Для своевременного наращивания сил ГО и подготовки их к выполнению задач в особых случаях решением Президента РФ часть органов управления ГО может приводиться в высшие степени готовности заблаговременно.
Выполнение первоочередных мероприятий ГО первой и второй групп повышает готовность медицинской службы ГО, сокращает сроки перевода медицинской службы ГО на военное положение. Эти мероприятия должны выполняться скрытно, под видом учений, тренировок и ремонтных работ.
6.2.1. Медицинские мероприятия при степени готовности ГО «Первоочередные мероприятия ГО первой группы».
При планомерном переводе системы гражданской обороны с мирного на военное положение,с получением распоряжения о проведении первоочередных мероприятий ГО первой группы, начальник медицинской службы ГО осуществляет оповещение и сбор руководящего состава медицинской службы ГО, после чего доводит обстановку, полученную от соответствующего органа управления по делам ГО ЧС, ставит задачу работникам своего штаба, распределяет руководящий состав службы согласно штату и направлениям деятельности.
Непосредственно в пункте постоянной дислокации органа управления здравоохранением организуется круглосуточное дежурство руководящего состава штаба медицинской службы ГО, члены которого приступают к выполнению своих обязанностей согласно штатному расписанию. Главными специалистами органа управления здравоохранением и членами штаба медицинской службы ГО в соответствии со своими функциональными обязанностями уточняются разделы плана медицинского обеспечения населения в военное время.
В ходе выполнения первоочередных мероприятий ГО первой группы приводятся в готовность защищенные стационары для укрытия нетранспортабельных больных и обслуживающего персонала. С этой целью главный врач больницы отдает распоряжение ответственному лицу за содержание убежища или начальнику штаба ГО объекта освободить защитные сооружения от хранящегося в них имущества, укомплектовать их источниками аварийного освещения, необходимым инструментом, инвентарем и пожарным оборудованием; проверить защитные сооружения на герметичность и техническое состояние их систем жизнеобеспечения. В этот период осуществляется подготовка к выдаче средств индивидуальной защиты личному составу формирований из запасов объектов экономики. Со складов мобилизационного резерва организуется вывоз на пункты выдачи противогазов и приборов радиационной и химической разведки.
На запасные загородные пункты управления (33 ПУ) министерств и ведомств, республик в составе РФ, краев, областей, автономных образований в целях медицинского обеспечения боевых расчетов ПУ осуществляется закладка медикаментов. Запасные загородные пункты управления медицинской службы ГО создаются заблаговременно. Они оборудуются вне зон возможных разрушений категорированных городов и объектов особой важности, а также вне зон возможного катастрофического затопления. При выборе мест расположения 33 ПУ учитывается возможность использования существующих и прокладываемых линий связи.
В учреждениях Роспотребнадзора, входящих в состав сети наблюдения и лабораторного контроля (СНЛК) ГО приводятся в рабочее состояние технические средства и оснащение, предназначенные для обнаружения и индикации радиоактивного, химического и биологического заражения продуктов, пищевого сырья и питьевой воды.
Уточняется укомплектованность формирований и учреждений медицинской службы ГО личным составом, обеспеченность техникой и имуществом. Определяется наличие и исправность автомобильной и другой техники, поступающей на доукомплектование из различных организаций; подготавливается заявка соответствующему начальнику ГО на недостающее количество техники и имущества согласно нормам оснащения.
Важным разделом работы штаба медицинской службы ГО при выполнении первоочередных мероприятий ГО первой группы является уточнение планов-графиков наращивания мероприятий по повышению устойчивости работы здравоохранения области (края, республики) в военное время по следующим показателям:
1. Обеспеченность лечебно-профилактических учреждений, станций переливания крови (СПК), аптечных учреждений и учреждений Роспотребнадзора автономными источниками электроэнергии.
2. Состояние укомплектованности ЛПУ хирургического профиля врачами-хирургами, операционными медсестрами, лаборантами.
3. Обеспеченность ЛПУ и формирований медицинской службы ГО медицинским, санитарно-хозяйственным и специальным имуществом, консервированной кровью и ее препаратами.
4. Готовность дублеров штабов медицинской службы ГО взять на себя управление службой.
5. Состояние связи и управления.
Одновременно на объектах здравоохранения проводятся подготовительные мероприятия к введению режимов светомаскировки и усилению мер противопожарной защиты.
6.2.2. Медицинские мероприятия при степени готовности ГО «Первоочередные мероприятия ГО второй группы»
При выполнении первоочередных мероприятий ГО второйгруппыосуществляется перевод руководящего состава медицинской службы ГО на круглосуточную работу. Начальник медицинской службы ГО дает распоряжение всем подчиненным штабам на организацию посменной круглосуточной работы и контролирует его выполнение. На 33 ПУ медицинской службы ГО направляется оперативная группа.
Приводится в полную готовность система связи со всеми подчиненными штабами медицинской службы ГО. Уточняется план выезда на 33 ПУ основного состава штаба медицинской службы ГО, доводятся до работников штаба места сбора и их основные обязанности.
В этот период в пунктах постоянного размещения приводятся в готовность медицинские формирования повышенной готовности и санитарно-транспортные формирования. Для этого соответствующий начальник медицинской службы ГО отдает распоряжение оповестить и собрать личный состав формирований в установленных местах; организовать выдачу и получение личным составом средств индивидуальной защиты, табельного имущества и приборов; доукомплектовать медицинские формирования личным составом, подготовить технику и приборы к работе; проверить готовность, организовать обучение личного состава формирований, не прошедших подготовку по ГО.
Одновременно приводятся в готовность все имеющиеся у медицинской службы защитные сооружения, предназначенные для укрытия личного состава службы и больных. Осуществляется проверка убежищ на герметичность и работоспособность систем, наличия аварийных запасов воды, продовольствия, наличия средств связи и оповещения и подготовка их к работе. В убежища категорированных городов закладываются коллективные медицинские аптечки, предназначенные для оказания медицинской помощи укрываемым. Закладка коллективных медицинских аптечек осуществляется непосредственно медицинскими службами ГО городов, городских районов, объектов экономики в течение 12 часов, а в быстровозводимые убежища - по мере их введения в эксплуатацию. Номенклатура и количество медикаментов, перевязочных средств, медицинских предметов зависят от количества укрываемых. При наличии в звене (группе) по обслуживанию убежища фельдшера дополнительно выделяется набор фельдшерский, врача - набор врачебный.
Аптечки коллективные и наборы комплектуются медицинскими учреждениями (медпунктами), медико-санитарными частями, амбулаториями (поликлиниками), обслуживающими объекты экономики в период приведения в готовность защитных сооружений за счет имущества текущего снабжения и приобретения недостающих предметов в аптечной сети и магазинах «Медтехника».
Из запасов объектов рабочим и служащим выдаются средства индивидуальной защиты и медицинские средства индивидуальной защиты.
В этот период производится выписка части больных из лечебных учреждений на амбулаторное лечение. Сокращаются госпитализация больных для планового лечения и сроки стационарного лечения.
Учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля (СНЛК) переводятся на круглосуточную работу с ведением постоянного наблюдения за радиационной, химической и бактериологической обстановкой на закрепленной за ними территории. Специалистами СНЛК два раза в сутки снимаются показания на зараженность объектов внешней среды отравляющими и радиоактивными веществами. Мероприятия по индикации бактериальных (биологических) средств проводятся по показаниям.
При наличии эпидемических показаний в этот период проводится массовая иммунизация населения. Прививочные бригады создаются на базе ЛПУ. Обеспечение вакцинами и сыворотками обеспечиваются за счет учреждений Роспотребнадзора.
В целях обеспечения радиационной безопасности персоналу АЭС и населению, проживающему в 30-километровой зоне, выдаются препараты стабильного йода. На объектах здравоохранения проводятся неотложные мероприятия по повышению устойчивости работы объектов здравоохранения - приводятся в готовность автономные источники энергоснабжения, пункты управления объектов, подготавливается аварийное освещение.
Одним из наиболее важных мероприятий, проводимых в этот период, является проведение подготовки к дополнительному развертыванию больничных коек в загородной зоне. В этих целях начальник медицинской службы ГО субъекта РФ во взаимодействии с начальником отдела медицинской защиты главного управления по делам ГО и ЧС области (края, республики в составе РФ) организуют проверку наличия ордеров приписываемых зданий и помещений для развертывания лечебных учреждений больничной базы загородной зоны (см. главу 9), а также степени готовности этих зданий к развертыванию в них лечебных учреждений в соответствии с заданием. Проводятся мероприятия по завершению в сжатые сроки выполнения приспособительных работ второй очереди.
Для оснащения лечебных учреждений медицинской службы ГО подготавливается медицинское имущество, уточняется их обеспеченность санитарно-хозяйственным и специальным имуществом. В этот период осуществляется выдача медицинского имущества лечебным учреждениям загородной зоны со складов мобилизационного резерва.
Одновременно приводятся в готовность имеющиеся противорадиационные укрытия, ведется работа по приспособлению подвалов для укрытия медицинского персонала и больных в лечебных учреждениях. Личному составу формирований медицинской службы ГО выдаются приборы радиационной и химической разведки, медицинские средства индивидуальной защиты вывозятся со складов мобилизационного резерва. В убежищах объектов экономики категорированных городов, продолжающих производственную деятельность в военное время, развертываются медицинские пункты.
6.2.3. Медицинские мероприятия при степени готовности ГО "Общая готовность гражданской обороны».
При введении «Общей готовности ГО» штаб медицинской службы ГО субъекта РФ совместно с отделом медицинской защиты главного управления по делам ГОЧС области (края, республики) приводит в готовность органы управления, формирования и учреждения службы, организует работу учреждений Роспотребнадзора в составе СНЛК, проводит мероприятия по защите личного состава службы и больных, находящихся в лечебных учреждениях. С этой целью организуется своевременное оповещение и сбор личного состава органов управления, их работа по установлению связи с выше- и нижестоящими штабами медицинской службы ГО, взаимодействие с военно-медицинской службой, другими службами ГО, уточнение планов медицинского обеспечения населения.
В этот период осуществляется подготовка к эвакуации медицинских учреждений и к вывозу запасов медицинского имущества из категорированных городов. Проводится комплекс санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения массовых инфекционных заболеваний.
Без прекращения работы в медицинских учреждениях, на базе которых они создаются, приводятся в готовность все формирования медицинской службы ГО. В этот период в круглосуточном режиме организуется работа учреждений СНЛК по ведению наблюдения и лабораторного контроля за зараженностью объектов внешней среды, атмосферного воздуха, продовольствия и питьевой воды РВ, ОВ (АОХВ), БС.
При переводе ГО на военное положение особое внимание должно уделяться проведению мероприятий по защите личного состава формирований медицинской службы ГО, медицинского персонала и больных, находящихся в лечебных учреждениях, от средств поражения вероятного противника путем укрытия их в защитных сооружениях. Укрытие названных контингентов осуществляется: в категорированных городах - в защитных сооружениях и быстровозводимых убежищах; в загородной зоне - в противорадиационных укрытиях и приспособленных подвалах.
В этот период приводятся в готовность и передаются в оперативное подчинение соответствующим начальникам медицинской службы ГО санитарно-транспортные формирования ГО.
Нетранспортабельные больные в категорированных городах укрываются в защищенных стационарах, развертываемых в убежищах, строительство которых предусматривается из расчета 10% коечной емкости учреждения мирного времени.
При проведении мероприятий "Общей готовности ГО" проводится подготовка лечебных учреждений категорированных городов к эвакуации в загородную зону, Для этого часть больных подготавливается к выписке и переводу на амбулаторное лечение; определяются группы нетранспортабельных больных и больных и подлежащих эвакуации; устанавливается очередность вывоза имущества, с учетом его потребности при оказании медицинской помощи. К местам развертывания лечебных учреждений медицинской службы ГО в загородной зоне высылаются оперативные группы с целью приема приписанных помещений и организации приспособительных работ. Уточняется количество необходимых для эвакуации ЛПУ транспортных средств.
С учетом возможности внезапного нападения противника, важным мероприятием в этот период является развертывание в загородной зоне дополнительных больничных коек медицинской службы ГО силами здравоохранения сельской местности и некатегорированных городов.
Проведение комплекса санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при степени готовности «Общая готовность ГО» направлено на сохранение здоровья населения и личного состава формирований и учреждений ГО, а также на профилактику возникновения и распространения массовых инфекционных заболеваний. Эти мероприятия проводятся учреждениями Роспотребнадзора и создаваемыми на их базе санитарно-противоэпидемическими формированиями медицинской службы ГО на всей территории области (края, республики в составе РФ), в том числе в районах, предназначенных для размещения рассредоточиваемых рабочих, служащих и эвакуированного населения, а также на маршрутах эвакуации и в местах развертывания эвакуационных органов.
При получении соответствующих распоряжений медицинская служба ГО организует медицинское обеспечение частичной эвакуации населения и вывод медицинских формирований повышенной готовности в загородную зону.
6.3. Эвакуация лечебно-профилактических учреждений
Наряду с организацией медико-санитарного обеспечения населения большое значение придается планированию и организации передислокации лечебных учреждений и медицинских формирований из категорированных городов. Эвакуация ЛПУ имеет целью защиту больных, персонала ЛПУ, личного состава медицинских формирований, членов семей персонала, а также защиту и сохранение медицинского и санитарно-хозяйственного имущества.
Своевременная эвакуация ЛПУ позволяет развернуть на территории вне района ЧС сеть больниц совместно с местными ЛПУ и обеспечить оказание квалифицированной и специализированной медицинской помощи пораженным и необходимую медицинскую помощь эвакуируемому и постоянно проживающему населению.
Эвакуация может осуществляться автомобильным, железнодорожным и водным транспортом. Ответственным за эвакуацию ЛПУ является главный врач. Для планирования, организации, осуществления эвакуационных мероприятий и заблаговременной подготовки размещения медицинского учреждения в загородной зоне, приказом главного врача создается рабочий орган - объектовая эвакуационная комиссия.
Руководитель ЛПУ и председатель объектовой эвакуационной комиссии должны заранее знать конечный пункт эвакуации, маршрут следования, порядок получения и выделения транспорта, отведенные помещения в загородной зоне, а также задачи медицинского учреждения в районе размещения. При необходимости с местными органами власти составляются планы приспособительных работ в отведенных помещениях.
Эвакуации подлежат медицинский и обслуживающий персонал вместе с нетрудоспособными членами их семей, транспортабельные больные, а также медицинское имущество, твердый и мягкий инвентарь первой необходимости. Очередность эвакуации, функциональные обязанности медицинского персонала в этот период, потребность в транспортных средствах и ряд других вопросов должны быть отражены в соответствующих разделах плана действий больницы в ЧС мирного и военного времени.
В плане должен быть отражен порядок подготовки медицинского учреждения к эвакуации и определено его дальнейшее предназначение.
Для планирования органы управления здравоохранением каждому ЛПУ выдают план-задание, в котором указывается профиль развертываемого лечебного учреждения, количество коек, перечень медицинских формирований для работы вне больницы (поликлиники), место размещения эвакуируемого учреждения, необходимое количество помещений. Кроме того, указываются данные о видах и количестве предоставляемого транспорта, а также наименование организаций, выделяющих автотранспортные средства для эвакуации, с указанием сроков их прибытия. Эвакуация больницы может быть частичной, когда эвакуируются только больные и персонал (при загрязнении территории ОВ (АОХВ), если позволяет ситуация). Полная эвакуация включает эвакуацию персонала и материальных средств. Заданием определяется также порядок финансирования мероприятий по подготовке и работе больницы в ЧС.
При эвакуации ЛПУ железнодорожным и водным транспортом руководитель учреждения получает информацию о местах погрузки и разгрузки и об организации, обеспечивающей транспортировку эвакуируемых с пунктов разгрузки до места постоянного размещения. Органы здравоохранения сообщают также, на какое количество суток следует иметь запас продуктов питания для обеспечения эвакуируемых и размещенных в убежищах нетранспортабельных больных.
При планировании эвакуации ЛПУ штабом ГО объекта производится целый ряд расчетов. В частности, определяется численность врачей, среднего медицинского и обслуживающего персонала, подлежащего выделению в распоряжение органов здравоохранения (в медицинские формирования, в эвакопункты и др.), для медицинского обслуживания нетранспортабельных больных и для развертывания больниц вне зоны ЧС.
При проведении расчетов должно быть учтено, что медицинский персонал, закончивший работу на эвакопунктах и в медицинских формированиях, обязан вернуться в свои учреждения в городе или прибыть на новое место их размещения.
Определяется число врачей и среднего медицинского и обслуживающего персонала, подлежащих эвакуации с лечебным учреждением. Как правило, нетрудоспособные члены семей эвакуируются с учреждениями. Поэтому должна быть уточнена численность членов семей, подлежащих эвакуации.
Из числа эвакуируемого персонала предусматривается выделение медицинских работников для сопровождения транспортабельных больных и в оперативную группу, которая организуется в составе 3 - 4 чел. (врач, медицинская сестра, член эвакуационной комиссии и др.). Оперативная группа создается для заблаговременного направления на место нового размещения ЛПУ в период его эвакуации с целью подготовки к приему и распределению прибывающих в соответствии с планом развертывания учреждения.
Кроме того, рассчитывается число больных различных категорий, находящихся в больнице и дома («стационары на дому»). Определяют число больных, которые могут быть выписаны на амбулаторное лечение, эвакуированы с больницей (транспортабельные) и оставлены в городе (нетранспортабельные). Транспортабельные больные, находящиеся дома, должны быть доставлены в больницу и эвакуированы вместе с ЛПУ. Нетранспортабельные больные, находящиеся дома, подлежат транспортировке в стационары для этой категории больных. При определении числа больных в стационаре и на дому должен указываться способ их транспортировки (сидя, лежа).
Все больные, находящиеся на лечении в данном лечебном учреждении, по эвакуационному предназначению распределяются на три основные группы:
1. Больные, не нуждающиеся в дальнейшем продолжении стационарного лечения и подлежащие выписке (около 50%); они после выписки самостоятельно следуют до места жительства, а затем, при необходимости, до сборного эвакуационного пункта или пункта посадки, откуда эвакуируются наравне с другим населением. При выписке, если необходимо, они должны быть обеспечены медикаментами на 2 - 3 дня, так как в этот период из города эвакуируются поликлинические и аптечные учреждения;
2. Транспортабельные больные, которые по состоянию здоровья не могут быть выписаны из больницы, но в состоянии без значительного ущерба для здоровья эвакуироваться с этим учреждением (около 45%);
3. Нетранспортабельные больные, которые не способны без ущерба для здоровья перенести эвакуацию (около 5%). Эта группа больных должна быть оставлена в городе и укрыта в специально оборудованном убежище ЛПУ (лечебном стационаре для нетранспортабельных больных); нетранспортабельность больных определяется «Перечнем неотложных форм и состояний, при которых больные не могут подлежать транспортировке», утвержденным Минздравом России.
Производится также расчет и распределение медикаментов, перевязочного материала, медицинского и санитарно-хозяйственного имущества, в том числе для обеспечения нетранспортабельных больных и комплектования сумок (укладок) неотложной помощи, которые выдают медицинскому персоналу для оказания медицинской помощи эвакуируемому населению на эвакуационных пунктах и при сопровождении транспортабельных больных в пути следования.
Для расчета потребности транспортных средств определяются тоннаж и объем имущества, подлежащего эвакуации с лечебным учреждением. Транспортные средства для эвакуации учреждения рассчитываются в машинорейсах (следование автомашины туда и обратно). Время на путь следования определяется из расчета скорости движения в колонне (25 - 30 км/час). При недостатке выделенного транспорта определяются порядок и последовательность эвакуации несколькими рейсами. Рассчитывается время, которое потребуется затратить на эвакуацию всего учреждения, в зависимости от количества машинорейсов.
Проводится расчет количества помещений для размещения больных вне района ЧС (в загородной зоне) и потребность в помещениях для укрытия нетранспортабельных больных в лечебном стационаре для нетранспортабельных, необходимое количество медицинского персонала, обслуживающего персонала для организации питания, водоснабжения и обеспечения этой категории больных лекарственными средствами и т.д.
Заблаговременно в каждом отделении лечебного учреждения назначаются лица, ответственные за выписку больных, подготовку транспортабельных к эвакуации и перемещение нетранспортабельных в защитные сооружения.
Рекомендуется в истории болезни транспортабельных больных делать пометку: «эвакуируется с больницей», а нетранспортабельных - «остается в больнице как нетранспортабельный». История болезни подписывается врачом, заместителем главного врача по медицинской части, а для нетранспортабельных, кроме того, заверяется круглой печатью больницы. Истории болезни следуют с больными. Больным, подлежащим выписке на амбулаторное лечение, помимо отметки в истории болезни «выписан на амбулаторное лечение», выдается на руки справка, в которую вносят краткие сведения о проведенных исследованиях и лечении.
На основе проведенных расчетов разрабатываются следующие документы:
· Схема оповещения для сбора персонала учреждения.
· Обязанности персонала на период подготовки и проведения эвакуации учреждения.
· Распределение медицинского персонала учреждения по подразделениям и по предназначению.
· План размещения нетранспортабельных больных и список выделяемого медицинского и обслуживающего персонала.
· Расчет распределения медицинского и санитарно-хозяйственного имущества.
· Схема эвакуации учреждения с указанием порядка и последовательности эвакуации больных, персонала и имущества.
· Тематика и график проведения тренировочных занятий с медицинским и другим персоналом.
· План проведения учений по эвакуации учреждения.
При поступлении распоряжения на эвакуацию руководитель учреждения обязан:
ü Оповестить об этом персонал учреждения; направить оперативную группу в район эвакуации.
ü Организовать выписку больных, подлежащих амбулаторному лечению.
ü Разместить нетранспортабельных больных в убежище стационара, оставив для их обслуживания часть медицинского персонала.
ü Организовать эвакуацию медицинских формирований, созданных на базе данного учреждения, в заранее намеченные районы.
ü Последовательно эвакуировать транспортабельных больных, персонал, членов семей, необходимое медицинское и санитарно-хозяйственное имущество, запасы питания и воды.
При проведении эвакуации инфекционной больницы соблюдается необходимый противоэпидемический режим (больные эвакуируются на специальном транспорте согласно графику использования дорог, выделенных для их движения).
Эвакуация психиатрических больниц и диспансеров (вместе с больными) также имеет свои характерные особенности, что отражается в планах данных лечебных учреждений.
Заключительным этапом эвакуационных мероприятий является консервация здания и сдача его под охрану.