Задачи арт-терапевтической работы
Учитывая особенности данного контингента больных и условия проведения арт-терапии, можно выделить ее основные задачи.
1. Устранение или ослабление имеющихся у больных симптомов, связанных как с самим психическим заболеванием, так и с их реакцией на него, оптимизация их психического состояния и социального функционирования. Так, например, предполагалось, что использование арт-терапии может дать положительный эффект при наличии у больных расстройств невротического уровня, в частности в форме депрессивных реакций, сопровождающихся ощущением тревоги, уныния скуки и апатии. Подобные реакции в той или иной степени выраженности имелись у многих больных и были связаны с их личностной дизадаптацией. Для многих больных были характерны сниженная самооценка, ощущение пустоты и бессмысленности существования, негативная оценка жизненных перспектив, что также тесно связано с невротическим состоянием. В этом случае целью занятий было достижение седативного и активизирующего эффектов, которые имели как психотерапевтическую, так и психопрофилактическую направленность.
2. Достижение более высокого уровня психосоциальной адаптации больных. Под этим подразумевается, во-первых, достижение больными лучшего понимания особенностей своего состояния, причин и механизмов развития болезни. Во-вторых, имеется в виду формирование у пациентов навыков активной саморегуляции. Сюда входит развитие у больных способности выражать свои чувства и мысли как в вербальной, так и невербальной форме. Важным компонентом психосоциальной адаптации является укрепление у пациентов чувства «Я», совершенствование у них способности к принятию самостоятельных решений, формирование у них устойчивой системы социально-значимых связей, интересов и увлечений и т. д.
Решение этих задач, по убеждению автора, является важной предпосылкой повышения качества жизни пациентов и помогает предупреждению новых обострений. В этой связи психопрофилактическая направленность арт-терапии очевидна. Проблемы психосоциальной адаптации больных тесно связаны с реабилитационным этапом работы. Эти проблемы не носят специфического для тех или иных психических расстройств характера и, следовательно, значимы для всех пациентов, независимо от конкретных форм заболевания.
Сопоставляя эти задачи, можно сделать вывод о том, что успешное решение задач первой группы связано с достижением главным образом немедленных и временных эффектов использования арт-терапии, в то время как решение задач второй группы — с достижением временных и отдаленных эффектов. Очевидно также, что решение задач второй группы тесно связано с генерализацией и поддержанием психотерапевтических эффектов и направлено на использование пациентами полученных ими в ходе арт-терапии навыков в реальных жизненных условиях.
В применяемом автором широком наборе различных арт-терапевтичсских техник и упражнений были и те, которые связаны преимущественно с решением задач первой группы, и те, которые могли быть наиболее эффективны для решения задач второй группы. Таким образом, можно говорить о дифференцированном характере вмешательств на разных этапах арт-терапевтического процесса.
Так, например, решению задач первой группы способствовало использование техник и упражнений, связанных с работой с разными изобразительными материалами. Эти методики имели своей целью активизацию больных и повышение их способности к самоконтролю. Также на этом этапе активно применялись арт-терапевтические техники с элементами аутогенной тренировки и техники релаксационного характера (в частности, техника рисования в круге, методика направленной визуализации в сочетании с изобразительной работой и др.).
Задачи второй группы решались при помощи применения техник на развитие сенсомоторных навыков и ассоциативного внимания и памяти, а также упражнений, позволяющих пациентам выражать в художественной форме свои мысли и чувства, связанные в том числе со значимыми проблемными ситуациями. Использование этих методик помогало больным развивать навыки невербальной коммуникации и творческого самовыражения. Решению задач этой группы соответствовало использование техник, направленных на укрепление чувства идентичности и развитие механизмов психологической защиты. Эти приемы также способствовали прояснению и осознанию пациентами системы своих отношений, включая и отношение к самим себе.