Роль темперамента и характера
В профессиональном самоопределении
Среди индивидуальных особенностей личности, характеризующих ее активность, особое место отводится темпераменту и характеру.
Темперамент — это эмоциональная возбудимость человека и его восприимчивость к впечатлениям внешнего мира. Свойства темперамента зависят от врожденных качеств нервной системы, а потому наиболее устойчивы по сравнению с другими психическими особенностями. Древнегреческий врач Гиппократ разработал классификацию темпераментов, используемую наукой по сей день.
Гиппократ выделял четыре типа темперамента:
1. Холерик— человек быстрый, порывистый, способный отдаваться делу с исключительной страстностью, но не уравновешенный, склонный к резким сменам настроения.
2. Сангвиник — человек живой, подвижный, быстро отзывающийся на окружающие события, сравнительно легко переживающий неудачи и неприятности.
3. Флегматик— человек медлительный, невозмутимый, с устойчивыми стремлениями и более или менее постоянным настроением, со слабым внешним проявлением душевных состояний.
4. Меланхолик — человек легкоранимый, склонный глубоко переживать даже незначительные неудачи, но внешне вяло реагирующий на окружающее.
Конечно, в чистом виде типы темперамента в жизни не встречаются, и можно говорить только о преобладании черт того или иного типа.
Характер. Все психологические качества человека, соединяясь и взаимодействуя друг с другом, образуют характер.
Ø Характер — индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, проявляющихся в его действиях, поведении. Многие черты характера передаются по наследству. И все-таки человек способен изменять свой характер благодаря воспитанию и самовоспитанию.
Характер тесно связан с темпераментом. В характере личность раскрывается со стороны ее содержания, в темпераменте — со стороны своих динамических (силовых) деятельных проявлений.
Говоря о чертах характера (или качествах личности), можно выделить четыре крупных блока, отражающих отношение человека к различным сторонам жизни (табл. 27).
Таблица 27. Взаимоотношения личности с окружающим миром и собой
Отношение | Проявление характера | |
1 | К людям | Общительность, откровенность, чуткость, доброта, замкнутость, застенчивость, злобность, открытость, высокомерие, властолюбие, эгоизм, скупость, лживость, грубость, трусость. |
2 | К деятельности | Добросовестность, трудолюбие, инициативность, небрежность, консерватизм, безответственность, лень, честность. |
3 | К общественной и личной собственности | Аккуратность, бережливость, экономность, неряшливость, скупость, нечестность, склонность к хищениям. |
4 | К себе | Самокритичность, требовательность, самолюбие, самоуверенность, тщеславие. |
Не следует путать черты характера и свойства темперамента. Честным, смелым, вежливым или лживым, трусливым и грубым человек может быть при любом типе темперамента.
Знание особенностей своего характера необходимо при выборе профессиональной деятельности. От личностных характеристик часто зависит не только ход выполнения работы, но и конечный результат. Например, летчику, оператору нужно обладать подвижным и сильным типом нервной системы; в деятельности актера, музыканта, художника важную роль играет эмоциональность. В профессиях врача, учителя, воспитателя необходимы доброжелательность, чуткость, общительность и т. д.
Массовые профессии — токарь, слесарь, ткачиха, продавец, инженер — не предъявляют жестких требований к свойствам характера, но каждая из них подразумевает особое развитие каких-то определенных качеств (например, профессия ткачихи — внимания, подвижности; продавца — вежливости, терпения, подвижности и т. п.).
В Интернете данная тема представлена очень широко: описания типов темперамента, их психологические характеристики, тесты по определению типа темперамента, степени уверенности в себе. Они представлены на сайтах:
http://it-med.rU/library/t/temperament.htm
http://www.bitnet.ru/psycho/temperament.html
http://psy.agava.ru/test.shtml
Практическая работа
1. Попробуйте определить тип темперамента вашего товарища.
2. Определите, к какому типу темперамента относитесь вы сами.
3. Пройдите тест, который поможет вам определить основные черты своего характера. Затем выпишите черты характера, которые будут способствовать вашей профессиональной деятельности, и черты, которые могут мешать ей.
Больше всего тестов по профессиональному самоопределению находится на сайте:
• http://azps.ru/tests/
ОПОРНЫЕ СЛОВА. • Темперамент • Холерик • Меланхолик • Сангвиник • Флегматик • Характер.
ВОПРОСЫ
1. Каким образом темперамент оказывает влияние на поведение человека?
2. Как вы думаете, возможно изменение свойств темперамента в течение жизни или нет? Почему?
3. Почему будущую профессию надо выбирать обязательно с учетом типа темперамента?
4. Чем характер отличается от темперамента?
5. Почему при выборе профессии так важно учитывать все положительные и отрицательные черты характера?
Психические процессы,
важные для профессионального самоопределения
Психические процессы — основа всей жизнедеятельности человека. Они позволяют заранее намечать цели, планы и содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ее ход и свое поведение, предвидеть результаты своих действий и управлять деятельностью по мере ее выполнения. Когда речь идет об общих способностях человека, то также имеются в виду уровень развития и особенности его психических процессов. Чем лучше они развиты, тем более способным является человек, тем большими возможностями он обладает. Рассмотрим некоторые из них, имеющие важное значение при профессиональном самоопределении.
Ощущение и восприятие
Ø Ощущение — отражение отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств.
Ø Восприятие — отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств.
Ощущение и восприятие образуют первую (чувственную) ступень познания и являются начальным источником знаний человека об окружающем мире. В таблице 28 перечислены наиболее важные ощущения, помогающие человеку ориентироваться в окружающем мире.
Таблица 28. Характеристика ощущений
Вид ощущений | Характер | |
Зрительные | Цвет, величина, конструкция, расположение предметов в пространстве | |
Слуховые | Речь, звуки, шумы | |
Вибрационные | Колебания упругой среды | |
Обонятельные | Запахи | |
Вкусовые | Кислое, сладкое, горькое, соленое | |
Кожные | Прикосновение, температура, боль | |
Статические | Положение тела в пространстве | |
Кинетические | Координация и контроль движений | |
Органические | Общее самочувствие, чувство голода, жажды, внутренние болевые ощущения |
Виды восприятия:
Ø зрительное (рассматривание);
Ø слуховое (слушание);
Ø осязательное (ощупывание);
Ø вкусовое;
Ø обонятельное.
В профессиональной деятельности человека ощущение и восприятие играют немаловажную роль. Например, никакой прибор не может распознать вкус и аромат продукта (кофе, чая, вин, духов и др.). Хорошее обонятельное ощущение — профессионально важное качество дегустатора, повара, парфюмера. Для лётных профессий необходима острота зрения (не ниже единицы). Врожденное свойство человека не различать зеленый и красный цвета называется дальтонизмом. Дальтонизм неизлечим и мешает в деятельности, связанной с оценкой цвета: летчикам, шоферам, художникам, морякам, малярам, машинистам тепловоза и др.
Слуховые ощущения являются главными для музыканта, настройщика инструментов, певца, токаря, механика по двигателям. Осязательные ощущения должны быть хорошо развиты у врачей, токарей, станочников, ремонтников. Для спортсменов, артистов цирка, каскадеров профессионально важными являются двигательные ощущения.
Представление
Представление — наглядный образ предмета или явления, возникающий на основе прошлого опыта путем воспроизведения в памяти или воображении. Представления обычно менее ярки и менее деятельны, чем восприятия, так как они возникают в памяти человека, когда самого предмета нет рядом. Поэтому они более похожи на схему предмета или явления.
Можно выделить следующие виды представлений: визуальные (в основе — конкретный образ); абстрактно-логические (в основе — абстрактные понятия); существуют также представления времени и пространства (схема 26).
Схема 26. Виды представлений
Умение оперировать своими представлениями, мысленно производить различные комбинирующие и преобразующие действия в пространстве является профессионально важным в деятельности инженера-конструктора, проектировщика и др.
Воображение
Воображение— психический процесс создания новых образов на основе материала ощущений и представлений. Другими словами, это фантазия. Воображение присуще только человеку. В природе есть прекрасные тка чи (пауки) и архитекторы (пчелы), но только человек способен вначале построить мысленный проект. Участие воображения в процессе труда тем значительнее, чем больше творчества требует от работника его деятельность. Так, воображение — важнейшая составная часть профессиональной деятельности художника, модельера, декоратора, дизайнера, писателя, ученого.
Память
Память — способность к закреплению, сохранению и последующему воспроизведению прошлого опыта. Память обеспечивает накопление впечатлений об окружающем мире, служит основой приобретения знаний, навыков, умений и их использования в дальнейшей жизни. Она необходимое условие единства личности, ее целостности и самого существования человека.
Для развития памяти необходимо иметь в виду следующее:
Ø память развивается в процессе деятельности, требующей запоминания;
Ø лучше запоминается то, что связано с интересами личности;
Ø чем активнее и самостоятельнее человек, тем лучше развивается вид памяти, необходимый для его деятельности;
Ø логическая связь мыслей способствует запоминанию.
В памяти различают четыре основных процесса: запоминание, сохранение, забывание и восстановление, — главным из которых является запоминание. Различают несколько видов памяти. Каждый человек, владея разными видами, в то же время имеет свой, наиболее характерный вид памяти. Разные профессии требуют от человека развития определенного вида памяти (табл. 29).
Таблица 29. Значение некоторых видов памяти в профессиональной деятельности
Вид памяти | Необходима в профессиях | |
Произвольная | Во всех | |
Непроизвольная | Во всех | |
Кратковременная | Кассир, машинистка, стенографист, оператор, диспетчер | |
Оперативная | Диспетчер, следователь, регулировщик аппаратуры, водитель автотранспорта | |
Долговременная | Учитель, воспитатель, врач, журналист, поэт, Дипломат | |
Тактильная (осязательная) | Часовой мастер, хирург, электрик, скульптор, акробат | |
Слуховая | Музыкант, чтец, слесарь, тракторист | |
Зрительная | Летчик, водитель, модельер, режиссер, фотограф | |
Эмоциональная | Артист, писатель, композитор | |
Двигательная | Спортсмен, токарь, летчик, водитель | |
Словесная | Преподаватель, языковед, инженер, переводчик | |
Образная | Художник, писатель, актер, архитектор |
Внимание
Успешная деятельность человека во многом зависит от целенаправленности его внимания, оно выступает одной из основных характеристик специалиста.
Внимание — направленность и сосредоточение сознания человека на определенном объекте. Объектами внимания могут выступать предметы и явления окружающего мира, мысли и чувства самого человека, образы.
По степени активности личности в организации внимания различают:
Ø непроизвольное (пассивное),
Ø произвольное (активное) и
Ø послепроизвольное внимание.
Все три вида внимания тесно переплетены и взаимодействуют в процессе деятельности человека (схема 27).