Тесты сильвер как инструмент арт-терапевтической диагностики и коррекции опыта перенесенного насилия у детей и подростков

Американский арт-терапевт Р. Сильвер разработала не­сколько диагностических, коррекционных и развивающих ме­тодик, в том числе — рисуночный тест Сильвер (Silver R 1996, 2002; Сильвер Р Копытин А. И 2001), тест «Нарисуй историю» (Silver R 2002} и технику стимульного рисования (Silver R 2002). За последние несколько лет две методики тестов — рисуноч­ный тест Сильвер (далее — РТС) и тест «Нарисуй историю» были переведены на русский язык и стали применяться в на­шей стране. Начиная с 1999 года нами была проведена значи­тельная работа по межкультурной адаптации и дальнейшему изучению их диагностических возможностей (Копытин А. И 2001,2005).

РТС и тест «Нарисуй историю» имеют комплексный харак­тер и могут применяться для оценки когнитивной и эмоцио­нальной сфер и образа «я» испытуемых. Как отмечает Р. Силь­вер, РТС «тест позволяет решать четыре задачи: «обходить» язык в оценке способности решать познавательные задачи; обеспечивать большую точность в оценке когнитивных спо­собностей и недостатков, которые могут остаться незамечен­ными в вербальных тестах; облегчить раннюю идентифика­цию подверженных депрессии детей и подростков и обеспечи­вать оценку динамики когнитивного развития и эффективно­сти образовательных и терапевтических программ» (Копытин, 2001, с. 9). В данной главе будет представлен лишь тот аспект применения данных методик, который связан с диагностикой и коррекцией психологических последствий насилия.

В РТС рисунки заменяют язык, являясь основным инстру­ментом восприятия, переработки и передачи разных представ­лений. Стимульные изображения активизируют у испытуе­мых фантазию, отражающуюся затем в их рисунках. Обсуж­дая использование РТС, Р. Сильвер отмечает, что «выполне­ние задания на воображение может обеспечить доступ к фан­тазиям и облегчить раннюю идентификацию детей и подрос­тков с эмоциональными нарушениями» (Сильвер Р 2001, с. 24]. Диагностика эмоциональных и поведенческих наруше­ний с использованием задания на воображение РТС основа­на на предположении, что в рисунках испытуемых, имеющих такие нарушения, будут преобладать темы с отрицательным эмоциональным содержанием, оцениваемым с использовани­ем двух шкал.

В 1980 — 1990-е годы в США неоднократно проверялась валидность тестов РТС и «Нарисуй историю» (Silver R 1988a, 1988b, 1993). Были, в частности, проведены три серии исследований, показавших значительно более частую встречаемость рисун­ков с выраженной отрицательной тематикой (оцениваемых в 1 балл) среди депрессивных и агрессивных испытуемых. Было также обнаружено, что среди детей и подростков с эмоцио­нальными и поведенческими нарушениями — как с депресси­ей, так и агрессией — имеется значительное количество тех, кто является жертвой сексуального и физического насилия. Некоторые авторы использовали тесты Сильвер для изучения опыта перенесенного насилия в процессе прохождения жерт­вами насилия терапевтических программ (Turner, 1993). Так, Турнер (1993) использовала тест «Нарисуй историю» с подрос­тками, проходящими психиатрическое лечение, с целью изу­чения их опыта перенесенного насилия. Она стремилась оп­ределить частоту и продолжительность эпизодов, связанных с насилием, а также особенности психологических защит и копинг-реакций у испытуемых, их отношение к себе и дру­гим людям. Полученные данные она затем использовала в сво­их рекомендациях психиатрам и психотерапевтам, проводив­шим работу с этими подростками. Наряду с тестом «Нарисуй историю» она также использовала такие графические мето­дики, как свободный рисунок, рисование каракулей, кинетический рисунок семьи и технику рисуночного автопортре­та. Тест «Нарисуй историю» в батарее этих тестов использо­вался последним.

Турнер обнаружила, что многие подростки при выполне­нии теста «Нарисуй историю» проявили большую искрен­ность и свободу самовыражения, что она связывает с преиму­щественно метафорическим характером теста. По ее мнению, это также способствует конденсации сложных чувств и их бо­лее яркому проявлению в тесте «Нарисуй историю» по сравне­нию с другими рисуночными тестами.

Ниже описывается процедура тестирования и оценки ри­сунков в тестах Сильвер. После этого приводятся оригиналь­ные авторские данные, связанные с изучением психологичес­ких последствий насилия путем применения тестов Сильвер.

Процедура тестирования с использованием задания на воображение РТС и теста «Нарисуй историю». Оценка рисунков

РТС включает три субтеста: задания на прогнозирование, рисование с натуры и задания на воображение. Для оценки эмоциональной сферы применяется лишь задание на вообра­жение. Тест же «Нарисуй историю» предназначен в основном для диагностики и коррекции эмоциональных нарушений.

Тестирование может проводиться как индивидуально, так и в группе. Индивидуальное тестирование рекомендуется в том случае, если испытуемые — дети или взрослые — недостаточ­но хорошо понимают инструкцию, если ребенку меньше семи лет, либо если исследование проводится в клинических усло­виях. Оба теста могут применяться для оценки состояния де­тей начиная с пятилетнего возраста, а также подростков и взрос­лых. Время выполнения задания не ограничивается. Большин­ство выполняют его не более чем за 10 минут. Испытуемому дол­жны быть предоставлены изобразительные материалы — бу­мага формата А 4 и простой карандаш и резинка (хотя исполь­зование иных материалов может быть допустимым, в особен­ности, если тестирование проводится во время обычных арт-терапевтических занятий).

тесты сильвер как инструмент арт-терапевтической диагностики и коррекции опыта перенесенного насилия у детей и подростков - student2.ru

Рис. 1. Рисуночный тест Сильвер. Стимульные рисунки, вариант А

Задание на воображение

Выберите из этих картинок две и придумайте, что могло бы произойти между изображен­ными на них персонажами (людьми, животными) или предметами. Когда вы будете готовы, нарисуйте то, что вы придумали. Изобразите на рисунке то, что происходит. При этом вы можете изменять то, что имеется на картинках, и рисовать любые новые, дополнительные предметы и персонажи. Закончив рисовать, дайте своему рисунку название или сочините историю. Расскажите, что происходит и что может произойти через некоторое время.

тесты сильвер как инструмент арт-терапевтической диагностики и коррекции опыта перенесенного насилия у детей и подростков - student2.ru

Рис. 1. Продолжение (вариант А) 37

тесты сильвер как инструмент арт-терапевтической диагностики и коррекции опыта перенесенного насилия у детей и подростков - student2.ru

Рис. 2. Рисуночный тест Сильвер. Стимульные рисунки, вариант Б

Задание на воображение

Выберите из этих картинок две и придумайте, что могло бы произойти между изобра­женными на них персонажами (людьми, животными) или предметами. Когда вы будете готовы, нарисуйте то, что вы придумали. Изобразите на рисунке то, что происходит. При этом вы можете изменять то, что имеется на картинках, и рисовать любые новые допол­нительные предметы и персонажи. Закончив рисовать, дайте своему рисунку название или сочините историю. Расскажите, что происходит и что может произойти через неко­торое время.

тесты сильвер как инструмент арт-терапевтической диагностики и коррекции опыта перенесенного насилия у детей и подростков - student2.ru

Рис. 2. Продолжение (вариант Б) 39

тесты сильвер как инструмент арт-терапевтической диагностики и коррекции опыта перенесенного насилия у детей и подростков - student2.ru

Рис. 3. Тест «Нарисуй историю». Стимульные рисунки, вариант А

Выберите из этих картинок две и придумайте, что могло бы произойти между изобра­женными на них персонажами или предметами. Когда вы будете готовы, нарисуйте то, что вы придумали. Изобразите на рисунке то, что происходит. При этом вы можете изменять то, что имеется на картинках, и рисовать любые дополнительные предметы и персонажи. Закончив рисовать, дайте своему рисунку название и запишите историю на строчках ниже рисунка.

тесты сильвер как инструмент арт-терапевтической диагностики и коррекции опыта перенесенного насилия у детей и подростков - student2.ru

Рис. 3. Продолжение (вариант А) 41

тесты сильвер как инструмент арт-терапевтической диагностики и коррекции опыта перенесенного насилия у детей и подростков - student2.ru

Рис. 4. Тест «Нарисуй историю». Стинульные рисунки, вариант Б

Выберите из этих картинок две и придумайте, что могло бы произойти между изобра­женными на них персонажами или предметами. Когда вы будете готовы, нарисуйте то, что вы придумали. Изобразите на рисунке то, что происходит. При этом вы можете изменять то, что имеется на картинках, и рисовать любые дополнительные предметы и персонажи. Закончив рисовать, дайте своему рисунку название и запишите историю на строчках ниже рисунка.

тесты сильвер как инструмент арт-терапевтической диагностики и коррекции опыта перенесенного насилия у детей и подростков - student2.ru

Рис. 4. Продолжение (вариант Б)

Помимо арт-терапевтов, РТС и тест «Нарисуй историю» могут применяться психологами и другими специалистами вобласти психического здоровья. При выполнении задания на воображение РТС и теста «Нарисуй историю» испытуемых просят выбрать два из 13 или 15 стимульных рисунков с изображением людей, животных и неодушевленных предметов и придумать, что происходит с изображенными персонажами и предметами. Затем нужно нарисовать то, что придумано. При этом можно вносить изменения в стимульные образы, рисо­вать любые новые, дополнительные предметы и персонажи. Закончив рисовать, испытуемый должен дать своему рисунку название и написать историю. Если он не умеет рисовать, то специалист записывает историю с его слов.

Оба теста включают два набора стимульных изображений — вариант А и вариант Б. Вариант Б может использоваться при повторном тестировании

Оценка эмоционального состояния связана с использованием двух шкал — шкалы эмоционального содержания рисунка и шка­лы оценки образа «Я». При использовании первой шкалы рисунки с выраженным отрицательным эмоциональным содержанием (изоб­ражения одиноких, печальных, беспомощных, пытающихся покончить жизнь самоубийством, мертвых или находящихся в смертель­ной опасности персонажей, изображение деструктивного взаимо­действия между персонажами, связанного с убийством или угро­зой для жизни) оцениваются в 1 балл; с умеренно отрицательным содержанием (изображения одиноких, испуганных, злящихся, не­удовлетворенных или несчастных персонажей, рисунки, отража­ющие напряженные или неприятные отношения между персона­жами) — в 2 балла; с нейтральным содержанием (изображения с противоречивым, неопределенным или неясным эмоциональным содержанием) — в 3 балла; с умеренно положительным содержа­нием (одинокие персонажи, изображенные счастливыми, но пас­сивными, испытывающими удовольствие, а также кем-либо спаса­емые, изображение дружественных или приятных отношений) — в 4 балла; с выраженным положительным содержанием (изобра­жение успешных, счастливых или достигающих своих целей пер­сонажей, отношений любви и заботы) — в 5 баллов.

В соответствии с критериями шкалы оценки образа «Я» рисунки также делятся на пять категорий с соответствующими бал­лами от 1 до 5. Для того чтобы оценить образ «я» испытуемого; необходимо понять, с каким из изображенных на его рисунке персонажей он идентифицируется. Иногда это бывает достаточно очевидно, иногда испытуемому необходимо задать проясняющие вопросы, например, «Какой из изображенных на твоем рисунке персонажей тебе ближе?» или «На место какого персонажа ты бы себя поставил?». В таблице 1 приведены критерии оценки рисун­ков согласно шкале эмоционального содержания, а в таблице 2 — критерии оценки рисунков согласно шкале образа «я».

Таблица 1. Критерии оценки рисунков согласно шкале эмоционального содержания

1 балл

Рисунки с выраженным отрицательным эмоциональным содер­жанием, например:

а) изображение одиноких, печальных, беспомощных, пытаю­щихся покончить жизнь самоубийством или находящихся в смертельной опасности персонажей;

б) изображение деструктивного взаимодействия между персо­нажами, связанного с убийством или угрозой для жизни.

2 балла

Рисунки с умеренно отрицательным эмоциональным содер­жанием, например:

а) изображение фрустрированных, испуганных, страшных или несчастных персонажей;

б) изображение напряженных или враждебных отношений между персонажами.

3 балла

Рисунки с нейтральным эмоциональным содержанием, напри­мер:

а) изображение таких персонажей или отношений, которые имеют как положительные, так и отрицательные характеристи­ки или амбивалентное содержание;

б) изображение персонажей или отношений с противоречивым и неясным смыслом;

в) изображение персонажей или отношений без определенного эмоционального содержания.

Балла

Рисунки с умеренно положительным эмоциональным содержанием:

а) изображение счастливых, но пассивных персонажей; |

б) изображение дружественных отношений между персонажами.

Баллов I

Рисунки с выраженным положительным содержанием, напри­мер:

а) изображение счастливых или успешных и предпринимаю­щих активные действия персонажей;

б) изображение отношений любви или заботы.

Таблица 2. Критерии оценки рисунков /" согласно шкале образа «я»

Балл

Болезненные фантазии: испытуемый идентифицируется с грустным, беспомощным, одиноким, пытающимся покончить жизнь самоубийством, мертвым или находящимся в смертель­ной опасности персонажем.

Балла

Неприятные фантазии: испытуемый идентифицируется с ис­пуганным фрустрированным, несчастным или страшным пер­сонажем.

Балла

Противоречивые или амбивалентные фантазии: испытуемый идентифицируется с переживающим противоречивые чувства или равнодушным персонажем, либо образ «я» не просматри­вается или неясен, а также если испытуемый идентифицирует­ся с рассказчиком.

Балла

Приятные фантазии: испытуемый идентифицируется со счаст­ливым, но пассивным персонажем или тем, кого спасают.

Баллов

Фантазии, связанные с исполнением желаний: испытуемый идентифицируется с активным, достигающим сво­ей цели и удовлетворенным персонажем, в том числе с тем, кто совершает деструктивные действия, нападает и достигает сво­ей цели, а также с тем, кого любят.

Поскольку объем наблюдений связанных с использовани­ем РТС с перенесшими насилие детьми и подростками пока сравнительно невелик, приводимые ниже результаты иссле­дования имеют предварительный характер. В то же время, ис­ходя из уже имеющегося материала, можно говорить о неко­торых значимых, на наш взгляд, тенденциях в визуально-гра­фических реакциях жертв насилия.

Наши рекомендации