Звуковой и ультразвуковой способы
Звуковой и ультразвуковой способы применяются для удаления как зубного камня, так и налета. Исторически сложилось так, что ими пользовались, в основном, для снятия большого количества зубных отложений. Первые модели таких инструментов характеризовались толстой, шарообразной формой верхушки рабочей части (по сравнению с кюреткой Огасеу), что не давало возможности удалять поддесневые зубные отложения. Звуковые инструменты, появившиеся позднее ультразвуковых, имели тонкий дизайн верхушечной насадки. Это и позволяло использовать их субгингивально.
Повышенный интерес клиницистов к использованию звуковых и ультразвуковых инструментов в периодонтологии привел к детальному изучению механизма и результатов их работы. Оказалось, что помимо удаления налета и камня эти инструменты устраняют и продукты жизнедеятельности зубной бляшки, а также микрофлору периодонтального кармана.
Особенно чувствительными к ним оказались грамотрицательные бактерии. Хотя сравнительные исследования показали примерно эквивалентный уровень удаления отложений ручным, звуковым и ультразвуковым способами, большая эффективность достигается при ис пользовании современных ультразвуковых насадок. Немаловажное обстоятельство — значительная экономия времени и меньшая трудоемкость по сравнению с ручным способом.
Современные насадки для звуковых и ультразвуковых аппаратов имеют очень малый диаметр кончика, практически равный диаметру зонда, что позволяет работать ими в узких карманах и труднодоступных областях (фуркация), где преимущество их перед ручным способом совершенно очевидно. Кроме того, модифицированные насадки, особенно ультразвуковые, дают возможность достичь более гладкой поверхности корня, чем при ручных манипуляциях.
Подающаяся на наконечник и насадку вода способствует охлаждению их при работе и вымывает из кармана осколки камня, кровь, некротическую ткань, эндотоксины.
Современные ультразвуковые аппараты имеют резервуары для антисептических растворов вместо воды, что увеличивает очищение периодонтального кармана. Возникающий при вибрации насадки в растворе воды или антисептика эффект кавитации разрушает мембрану бактериальных клеток, обеспечивая мощный антимикробный эффект.
7. Задание для самостоятельной работы по изучаемой теме:
1. Схематически изобразите конструкционные элементы и сечение рабочей части универсальной кюреты.
2. Опишите назначения кюрет Грейси.
3. По рабочей части определите инструмент и дайте характеристику.
4. Перечислите инструменты и аппараты для сглаживания и полирования поверхности зуба.
5. Составьте тестовые задания по теме занятия (не менее 7).
Рекомендуемая литература:
Пожарицкая М.М. «Пропедевтическая стоматология» // М.Медицина.-2004.
Э.Л. Базикян «Пропедевтическая стоматология» // Москва. – 2009.
Скорикова Л.А., Волков В.А., Баженова Н.П., Лапина Н.В., Еричев И. В. «Пропедевтика стоматологических заболеваний»// Ростов н/Д: Феникс, 2002.
А.И.Николаев, Л.М.Цепов «Практическая терапевтическая стоматология» // Москва «МЕДпресс-информ».-2008.
Лекционный материал.
Занятие № 8
Модульное занятие.
Студент должен знать: |
1. Санитарно-гигиенические нормативы и требования к размещению, устройству, оборудованию и оснащению терапевтического стоматологического кабинета (отделения). 2. Понятие об эргономике в стоматологии. 3. Основные задачи эргономики в стоматологии. 4. Правила техники безопасности при работе со стоматологическим оборудованием. 5. Виды стоматологических установок. 6. Виды стоматологических наконечников. 7. Инструменты и приспособления для обследования и терапевтической санации полости рта. 8. Стоматологические боры, их классификацию (ISO), назначение. 9. Ручные инструменты для обработки кариозных полостей. 10. Средства изоляции от слюны, методы их наложения. 11. Принципы асептики в стоматологическом кабинете. 12. Дезинфекция и стерилизация стоматологического инструментария и оборудования. 13. Организация текущих санитарно-гигиенических мероприятий в стоматологических терапевтических кабинетах и отделениях. 14. Стерилизация отдельных видов стоматологического инструментария 15. Контроль качества проведения дезинфекционно-стерилизационных мероприятий и работы стерилизационной аппаратуры. 16. Основные методы исследования стоматологического больного. 17. Цель проведения опроса и осмотра стоматологического больного. 18. Методику проведения основных методов исследования (зондирование, перкуссию, пальпацию). 19. Дополнительные методы исследования стоматологического больного. 20. Цель проведения дополнительных методов обследования стоматологического больного. 21. Методику проведения дополнительных методов исследования (температурную диагностику, электроодонтодиагностику, рентгенологическое исследование, трансиллюминационную и люминесцентную диагностику). 22. Классификацию зубных отложении. 23. Методы снятия зубных отложении. 24. Классификацию ручных инструментов для удаления наддесневых зубных отложении. 25. Строение ручных стоматологических инструментов для удаления назубных отложений. 26. Методику и последовательность снятия наддесневых зубных отложении. 27. Методы снятия поддесневых зубных отложении. 28. Классификацию ручных инструментов для удаления поддесневых зубных отложении. 29. Строение ручных стоматологических инструментов для удаления поддесневых зубных отложений 30. Методику и последовательность снятия поддесневых зубных отложении. |
Студент должен уметь: |
1. Организовать рабочее место врача-стоматолога. 2. Соблюдать правила техники безопасности при работе со стоматологическим оборудованием. 3. Подготовить стоматологическую установку и наконечники к работе. 4. Собрать инструменты для обследования полости рта. 5. Подобрать боры по назначению. 6. Подобрать ручные инструменты в зависимости от этапа лечения кариозной полости. 7. Накладывать коффердам (раббердам) на фантоме. 8. Организовать текущие санитарно-гигиенические мероприятия в стоматологическом кабинете. 9. Проводить дезинфекцию отдельных видов стоматологического инструментария и оборудования. 10. Проводить стерилизацию отдельных видов стоматологического инструментария и оборудования. 11. Проводить контроль качества проведения дезинфекционно-стерилизационных мероприятий. 12. Собрать инструменты для обследования полости рта. 13. Проводить опрос стоматологического больного и осмотр полости рта. 14. Проводить зондирование твердых тканей зубов. 15. Проводить перкуссию зубов. 16. Проводить пальпацию органов полости рта. 17. Собрать инструменты для обследования полости рта. 18. Проводить температурную пробу. 19. Определять по рентгенограмме состояние твердых тканей зубов. 20. Определять по рентгенограмме состояние окружающих корень зуба тканей. 21. Проводить электроодонтометрию. 22. Подбирать пародонтологические инструменты по назначению. 23. Подготовить стоматологическую установку (фантом) и наконечники к работе. 24. Проводить профессиональную чистку зубов (на фантоме). 25. Соблюдать правила техники безопасности при работе со стоматологическим оборудованием. |
Рекомендуемая литература: