Методы снятия зубных отложений
Существуют 3 метода удаления зубного камня: механический (инструментальный), химический и ультразвуковой.
Для механического удаления зубных отложений применяют скейлеры ручные (для удаления массивных минерализованных зубных отложений путем их соскабливания с поверхности зубов), серповидные крючки (прямые и изогнутые, для межзубных промежутков; удаляют наддесневые и на 2-3 мм поддесневые отложения), мотыгообразные крючки, долото Цеффинга (для удаления зубных отложений с аппроксимальных поверхностей передних и переднебоковых зубов), экскаваторы для поддесневых отложений, кюретажные ложки (для удаления над- и особенно поддесневых отложений по всей полости рта). Лезвия всех инструментов изготавливаются из нержавеющей стали или карбида вольфрама. При работе необходимо тщательно защищать мягкие ткани, избегать выдалбливания желобков на поверхности корня зуба. Инструменты для удаления зубного камня должны быть острыми, поэтому каждый раз после применения их необходимо затачивать.
Химическое удаление зубных отложений производят с помощью десорбентов (препараты фтора и монофторфосфаты в низких концентрациях, глицерофосфаты, фторсодержащие полиэлектролиты, фторид олова и натрия; нарушают адсорбцию бактерий на поверхности зуба), поверхностно-активных веществ, растворителей (разрушающих зубной камень), специальных пленок (2% ундециновая кислота, перечное и гвоздичное масла), ферментных препаратов. Однако, использование химических способов удаления зубных отложений малоэффективно, главным образом в силу того, что многие патогенные микроорганизмы находятся глубоко под десной, и лечебные вещества туда плохо проникают. Кроме того, эти вещества недолго удерживаются в полости рта, поэтому действие их является кратковременным. Они также оказывают негативное влияние на зубные ткани и слизистую оболочку полости рта. Зубные отложения вызываются крайне широким спектром микроорганизмов, поэтому подобрать соответствующую антибактериальную терапию крайне сложно, отсутствуют четкие микробиологические критерии для окончания курса лечения.
Удаление зубных отложений ультразвуком. Ультразвуковые установки для удаления зубных отложений (аппараты "Ультрастом", "Кавитрон", "Пьезон-Мастер") состоят из генератора электрических импульсов, наконечника и вставляющейся рабочей насадки. Происходит преобразование электрической энергии в механическую (до 25000 колебаний в секунду с амплитудой 0,006-0,1 мм). На вершине рабочей насадки имеется отверстие, из которого подается водяная струя, играющая не только роль хладагента, но и обеспечивающая дополнительную кавитационную энергию микропузырьков. Удаление зубных отложений происходит за счет как механического движения наконечника, так и создаваемого кавитационного эффекта. В основном ультразвук используют для эффективного удаления наддесневых отложений и трудноудаляемых пятен на поверхности зубов. При этом также значительно уменьшается количество патогенной микрофлоры в зубодесневых карманах. Часто сочетают оба метода – механический и ультразвуковой.
Удаление мягкого зубного налета производят с помощью метода AIR-FLOW, путем пескоструйной обработки всех поверхностей зуба смесью воздуха, воды и бикарбоната натрия (пищевая сода). С помощью методики AIR-FLOW удаляется также поверхностная пигментация (налет от кофе, чая, сигарет и пр.).
Зубной камень необходимо удалять со всей поверхности зуба до появления гладкой поверхности. После удаления зубного камня (процедура может затронуть и поверхностные слои пораженного цемента) зуб необходимо отполировать с помощью специальных паст (начиная с грубодисперсных и кончая мелкодисперсными пастами) и вращающихся щеточек. Полирующие пасты часто содержат фтор. Заключительный этап – фторирование зубов (покрытие поверхности зубов специальными фторсодержащими соединениями).
7. Задание для самостоятельной работы по изучаемой теме:
1. Напишите классификацию зубных отложений.
- Перечислите ручные инструменты для удаления назубных отложений.
- Изобразите рабочую часть ручного инструмента и его сечение для удаления наддесневых отложений.
- Составьте кроссворд по теме занятия (не менее 10 слов).
Рекомендуемая литература: