Структура линейного студенческого отряда.

Боец - рядовой участник ЛСО.

Командир - руководитель ЛСО:

- организует набор бойцов отряда;

- организует работу отряда, несет персональную ответственность перед Штабом и администрацией учебного заведения, из учащихся которого формируется отряд, за производственную, общественную и финансово-хозяйственную деятельность отряда, обеспечение здоровых и безопасных условий труда, внутриотрядную дисциплину;

- посещает совещания, проводимые руководством предприятия;

- обеспечивает выполнение отрядом правил техники безопасности и охраны труда, производственной санитарии;

- способствует постоянной загрузке студенческого трудового отряда фронтом работ;

- принимает решения по организации деятельности отряда;

- выносит взыскания и поощрения участникам студенческого трудового отряда;

- осуществляет контроль за участниками студенческого отряда, как в рабочее время, так и в свободное от работы время;

- в свободное от работы время несет ответственность за участников студенческого отряда;

- несет ответственность за сохранность помещений и имущества, предоставленного предприятием по акту;

- осуществляет контроль за своевременным и качественным выполнением работы и заданий предприятия всеми участниками студенческого трудового отряда;

- выносит на рассмотрение руководства предприятия вопрос об увольнении любого участника отряда, включая комиссара, методиста, бригадира.

В решении вопросов повседневной деятельности отряда командир пользуется правом единоначалия. О принятых в оперативном порядке решениях командир обязан информировать Штаб.

Комиссар

- заместитель командира по внутриотрядной деятельности ЛСО:
- способствует созданию в отряде здорового морального климата;

- следит за выполнением правил внутреннего распорядка отряда;
- организовывает повседневные бытовые условия жизнь отряда;

- организовывает досуг и проведение культурных мероприятий отряда;

- накладывает на участника отряда взыскания за нарушение правил внутреннего распорядка;

- вносит предложения командиру отряда по улучшению быта отряда.

Методист - заместитель командира по производственной деятельности ЛСО:

- организовывает обучение кандидатов и бойцов ЛСО;

- отвечает за мастерство и профессионализм каждого бойца ЛСО;

- организовывает методическую работу бойцов ЛСО;

- составляет архив разработок бойцов ЛСО;

- накладывает на участников отряда взыскания за нарушение правил техники безопасности, низкое качество работы;

- вносит предложения по улучшению организации труда отряда.

Вожатый, Кто Он?

Ты стал вожатым - так назначено судьбой,
Ты же знаешь - в мире нет прекрасней званья,
Ты через годы пронеси его с собой -
Быть может, в этом ты найдешь свое призванье.

Кто они такие, - эти задорные, жизнерадостные, заботливые, порою строгие, ребята, с такими же блестящими глазами, как и у детей вокруг них, - спросите вы? А ответ вы прочтёте в лицах мальчишек и девчонок, искрящихся улыбками неподдельного счастья: это наши любимые вожатые детского лагеря!

Вожатый детского лагеря - это некое призвание, состояние. Успешная работа вожатого, безусловно, зависит от индивидуальных черт, обусловленных возрастом, опытом работы, его личностными особенностями, системой ценностей и уровнем овладения педагогическими технологиями. От личности вожатого зависит и выбор методов и приемов педагогического воздействия на детей в детском лагере. Вожатый детского лагеря по отношению к ребенку занимает особую позицию - дистанция между ними значительно короче, чем у педагогов. Вожатый - это не надзиратель, вожатый в детском лагере должен быть другом или подругой, сестрой или братом для тех, кому нужно прийти со своими детскими проблемами, с кем можно интересно провести время, научиться чему-то новому. Вожатый - это артист и спортсмен, литератор и историк, психолог и немного ребенок, фантазер и добрый волшебник. Вожатый - это человек, который всегда рядом с детьми, но в то же время чуть впереди.

Так кто такой вожатый? Человек, который берет на себя ответственность быть вожатым в детском лагере, должен знать и уметь многое. И даже если он этого многого не умеет и не знает, он обязан этому учиться. И учится быстро. Вожатый - это мама-папа для всех своих детей в отряде. А у детей всегда какие-то проблемы: то они что-то теряют, то с кем-то дерутся, ссорятся, то хотят домой, или вдруг влюбляются, стесняются, и не знают, как себя вести... А раз ты вожатый, ты должен успокоить ребенка, разобраться в его проблемах. И неважно, в какое время суток это происходит. Вожатый - это нянька. Перед сном нужно обязательно проследить, чтобы твой ребёнок обязательно умылся и почистил зубы, затем уложить его в постель после отбоя и следить, чтобы твои дети не скакали по кроватям, будучи не в состоянии угомониться после насыщенного яркими впечатлениями дня . Поднимать с уговорами утром на зарядку, чего они сильно не любят. Или же, как можно дольше припозднившись, уводить разгорячённых танцоров с лагерных дискотек, когда у самого вожатого остаётся еще танцевальной прыти на целую ночь… Зато дети очень любят измазывать соседей зубной пастой. И пострадавшие утром, естественно, идут жаловаться вожатому - недосмотрел… Вожатый - это режиссер-постановщик. Участие в мероприятиях твоего отряда и достойное выступление - 80% работа вожатого детского лагеря. Часто дети хитрят, и вовсе не всегда удается уговорить кого-то из них выступать на сцене детского лагеря. Хорошо, если есть талантливые и активные. Но и в этом случае ребенку нужно придумать и поставить танец, смоделировать костюм и сообразить, какая у него будет прическа. Тут в дело включается вся фантазия (даже если ты о ней и не подозревал).

Про слово «выспаться» на время смены вожатому в детском лагере можно попросту забыть. А прикорнуть в течение дня, даже если есть кем подмениться, невозможно - через пять минут поднимут для какой-нибудь надобности. Но и к этому, оказывается, можно привыкнуть, если ты – настоящий вожатый!

Работа с детьми буквально заряжает энергией, дает возможность видеть мир чистыми глазами подростков, и задача вожатого – научить детей пониманию жизни и умению занять в ней достойное место.

Случайных людей в вожатском корпусе детского лагеря нет. Работать с подрастающим поколением в детском лагере могут только те, кто по-настоящему любит детей, кто сам увлечен своей работой и умеет вести за собой. Чтобы заступить на смену в детском лагере, они готовы досрочно сдавать экзамены, махнуть рукой на каникулы и отдых. И всё ради того, как может показаться, чтобы выслушивать круглосуточный гам непослушных детей… Но, как показывает опыт, расстаться с этой работой они смогут очень нескоро.

К концу смены в детском лагере даже самые звонкие вожатские голоса становятся низкими, с характерной хрипотцой. Связки не выдерживают ежесуточной (!) нагрузки – занятия, игры, постоянные сборы, спортивные состязания, различные конкурсы и эстафеты… Отдохнуть душой и телом вожатый в детском лагере может только после…вечёрки! Отнюдь не отбоя, как вы бы могли подумать. Когда ребятня угомонится, воспитательский состав детского лагеря собирается на обсуждение прошедшего дня, подведение его итогов и обязательной распланировки наступающего дня. И на это необходимое мероприятие приходят все вожатые, без исключения. Валящиеся с ног, но с непотухающей искрой в уставших глазах и бодрясь остатками сил, мы можем хоть до утра, если понадобится, готовить для детей новый день – новую сказку…

Вожатый детского лагеря - это скорее не профессия, а состояние души! Профессия - это то, чему можно научиться. А быть лидером, старшим братом, сестрой у молодых горячих сердец не каждый сможет...Вожатыми детского лагеря становятся не по нужде, а скорее по убеждению, из-за любви к детям. Вожатыми становятся те, кто не хочет уходить из детства.

Вот кто такой, вечно не высыпавшийся, голодный, уставший, но добрый вожатый. И если честно, дорого стоят слезы и слова уезжающих домой детей о том, как они нас полюбили, о том, что будут писать и звонить, и просьба приехать в их любимый детский лагерь работать еще.

Каждый юноша и каждая девушка, гордо носящая звание вожатого детского лагеря, несёт по жизни «факел души», имея чистое сердце и непоколебимую веру в важность своего дела, в значимость быть воспитателем, наставником, учителем, а главное, другом любого ребёнка, пришедшего к нему на смену в детский лагерь. И только побыв вожатым, можно понять, насколько это прекрасно, привозя из смен неподкупное золото ребячьих улыбок, серебро собственных слез при расставании и бронзу веснушчатых профилей, навсегда запечатленных в памяти.

Мне кажется, что во все времена вожатый детского лагеря будет профессией-птицей, ему всегда будет чуточку за восемнадцать, он будет для ребят лучшим другом, знающим 463 легенды и 237 песен наизусть, летающим во сне и понимающим, о чем спорят в весенней луже голуби.

Будущим вожатым

• Фиксируйте, запоминайте, записывайте.

• Сочиняйте, разрабатывайте, готовьте заранее.

• Четко и ежедневно планируйте свою работу.

• Любите детей.

• Всегда говорите детям правду.

• Не добивайтесь успеха давлением.

• Будьте доброжелательны, великодушны.

• Не забывайте хвалить ребят.

• Не убивайте в детях фантазию и сказку.

•Позаботьтесь о создании детского банка счастливых воспоминаний.

• Не торопитесь наказывать детей.

• Не зарабатывайте дешевый авторитет постоянными уступ­ками.

•Чаще хвалите детей, утверждая, что они самые необыкновенные.

• Держите любую ситуацию под контролем.

• Относитесь со вниманием к каждому ребенку. Помните, что они всего лишь дети, а вы — самый нужный и близкий для них в данный момент человек.

Табу вожатого

Не разрешается:

•Делать неодобрительные замечания по поводу внешних и внутренних недостатков человека в присутствии других.

•Допускать оскорбления по отношению к детям со стороны других детей.

• Навязывать детям свою волю.

•Держаться изолированно от детей.

• Проявлять самоуправство и неподчинение.

• Создавать стрессовые ситуации для детей и коллег.

• Быть безразличным к недисциплинированности детей.

• Заниматься своими личными делами в рабочее время.

• Позволять равнодушное отношение к детям.

• Потакать ленивым.

• Пытаться выяснить что-либо с помощью силы.

• Вести беседы на запрещенные темы в присутствии детей.

• Срывать свое настроение на детях.

• Командовать.

• На пляже загорать, не обращая внимания на детей.

• Унижать и смеяться над ребенком.

•Акцентировать внимание на «влюбленных» в отряде.

• Запрещать что-либо, а потом позволять это же.

• Быть хмурым, скучным, нудным, равнодушным.

• Появляться перед детьми «нечищеным, мятым»

Наши рекомендации