Обучение населения мерам защиты в чрезвычайных ситуациях
В соответствии со ст. 19 Закона «О защите населения и территорий...» обязанностью граждан РФ являются изучение основных способов защиты населения и территорий от ЧС, приемов оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правил пользования защитными сооружениями и индивидуальными средствами защиты, постоянное совершенствование своих знаний и практических навыков в этой области.
Подготовка населения к действиям в ЧС осуществляется в организациях, в том числе в образовательных учреждениях, а также по месту жительства. Порядок подготовки населения в области защиты от ЧС определен постановлениями Правительства РФ от 24.07.95 № 738 «О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций», от 02.11.2001 № 841 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны», а также уточняется «Организационными указаниями по подготовке населения Российской Федерации в области защиты от чрезвычайных ситуаций» МЧС России.
Подготовка населения должна осуществляться непрерывно по всем возрастным категориям от школьников до пенсионеров по шести группам обучаемых:
начальники ГО (руководители федерального уровня, субъектов Федерации, местного самоуправления, руководители объектов);
должностные лица и работники ГО, начальники ГО организаций;
рабочие и служащие, входящие в состав формирований ГО (командно-начальствующий состав и личный состав);
рабочие и служащие предприятий, не входящие в состав формирований ГО;
учащиеся и студенты;
неработающее население.
Подготовка учащихся общеобразовательных учреждений (школ, лицеев и др.) осуществляется по программе курса «Основы безопасности жизнедеятельности».
Подготовка в учреждениях среднего профессионального образования проводится также по программе «Основы безопасности жизнедеятельности».
Основными целями изучения данного курса являются формирование у учащихся знаний и умений по защите жизни и здоровья в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, по ликвидации последствий, оказанию само- и взаимопомощи в случае проявления опасностей, развитие сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, умения распознавать и оценивать вредные факторы среды обитания человека, находить способы защиты от них.
Подготовка студентоввысших учебных заведений осуществляется по программе дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». При этом особое внимание должно обращаться на повышение качества подготовки студентов в вопросах управления и действий в ЧС мирного и военного времени, выработку умений организовывать и осуществлять мероприятия по защите населения и территорий от последствий ЧС техногенного характера.
Вместе с тем в организационных указаниях «По подготовке населения в области защиты от ЧС» ставится задача совершенствовать подготовку студентов по вопросам гражданской обороны.
После окончания вуза студент переходит в следующую категорию обучаемых: рабочих и служащих предприятий (руководящий состав; рабочие и служащие, входящие или не входящие в состав формирований), неработающее население. Независимо от того, в какую категорию обучаемых попадает выпускник, он продолжает подготовку в области защиты и гражданской обороны.
Подготовка руководителей и специалистов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ осуществляется в Академии гражданской защиты МЧС России по программам, утвержденным в МЧС России. Основными целями их подготовки является выработка: общегосударственного подхода к разработке и осуществлению практических мероприятий по защите населения, территорий и объектов экономики в ЧС; навыков в осуществлении руководства ликвидацией последствий аварий, катастроф, экологических и стихийных бедствий, создании и обеспечении готовности сил и средств, необходимых для этих целей.
Подготовка руководителей и специалистов местного самоуправления осуществляется в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям по специальным программам, утвержденным МЧС России. При обучении этой категории обучаемых особое внимание обращается на их подготовку к практическому выполнению своих функциональных обязанностей в условиях ЧС, умение анализировать и оценивать обстановку, принимать грамотные решения в рамках занимаемой должности.
Подготовка руководящего состава объектов экономики осуществляется на курсах гражданской обороны городов и районов по программам подготовки руководящего состава учреждений, организаций и предприятий независимо от форм собственности к действиям в ЧС. Программа также утверждена МЧС России.
Текущая подготовка руководящего состава объектов, предприятий, учреждений и организаций осуществляется начальниками ГО по месту работы.
Обучение рабочих и служащих, не входящих в состав формирований, осуществляется по месту работы на плановых занятиях, а также путем самостоятельного изучения материала. Конкретные темы и количество часов на их изучение определяет начальник ГО объекта, т.е. руководитель объекта с учетом специфики производства и степени усвоения ранее изученного материала.
Подготовка населения, не занятого в сферах производства и образования (неработающего населения), осуществляется по месту жительства (при ДЭЗах, ЖЭКах, клубах и т.п.) путем проведения бесед, лекций, просмотра фильмов, привлечения на учения и тренировки, а также самостоятельного изучения пособий, памяток, прослушивания радиопередач, просмотра телепрограмм по вопросам защиты от ЧС. Основное внимание при обучении этой категории населения обращается на его моральную и психологическую подготовку к умелым действиям в экстремальных ситуациях, выработку представления о ЧС, характерных для мест их проживания, и конкретных действиях в этих ЧС.
Подготовка сил и средств для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации
Основными силами и средствами для ликвидации последствий ЧС на объектах экономики являются формирования ГО. Наличие этих формирований на объекте является одним из факторов устойчивости его функционирования в ЧС, а их подготовка к ликвидации последствий ЧС является одним из направлений повышения устойчивости функционирования объекта.
Подготовка командно-начальствующего состава формирований осуществляется в учебно-методических центрах ГОЧС. Основная цель их подготовки — выработка практических навыков по руководству действиями личного состава формирований при проведении работ в районах ЧС.
Подготовка личного состава формирований осуществляется непосредственно по месту работы. Особое внимание обращается на выработку практических навыков для действий при ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф, а также в очагах поражения.
Полученные знания и навыки закрепляются при практическом выполнении нормативов, в ходе объектовых тренировок и комплексных учений.
Основной формой подготовки "и проверки обученности персонала объекта считаются командно-штабные, тактико-специальные и комплексные учения и тренировки. Командно-штабные учения или штабные тренировки на предприятиях, в учреждениях и организациях, независимо от их организационно-правовой формы, проводятся ежегодно продолжительностью до одних суток.
Защитные мероприятия
Выявление и оценка обстановки
Важнейшими мероприятиями защиты являются выявление и оценка обстановки. По результатам оценки обстановки организуется оповещение персонала ОЭ и населения о ЧС, а также принимается решение начальником ГОЧС о порядке проведения защитных мероприятий.
Оповещение персонала объекта и населения о чрезвычайной ситуации
Население оповещается об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера отделами ГОЧС с помощью средств массовой информации: радио, телевидения, а при наличии времени и печати.
Для того чтобы население вовремя включило радиоприемники и телевизоры, используется предупредительный сигнал«Внимание всем!» (сирены, гудки предприятий, сигналы автомобилей). Услышав эти сигналы, необходимо немедленно включить теле- и радиоприемники.
При угрозе возникновения ЧС военного характера население предупреждается об угрозе нападения. С этой целью СМИ передают соответствующие решения или постановления. Кроме того, по месту работы и жительства должностными лицами ГО даются объявления об угрозе нападения и правилах поведения. Предупреждение об угрозе нападения не означает немедленного начала военных действий. Это может быть длительный период времени, по истечении которого могут начаться военные действия или произойдет спад напряженности.
Для оповещения персонала промышленного объекта и населения в ходе военных действий установлены следующие сигналы ГО:«Воздушная тревога» (ВТ), «Отбой воздушной тревоги» (ОВТ), «Радиационная опасность», «Химическая тревога».
Сигнал «Воздушная тревога» подается по радио и телевидению всеми станциями (каналами) после сигнала «Внимание всем!». Сигналом население предупреждается о непосредственной опасности поражения противником данного района (налет авиации, артобстрел). Сигнал может дублироваться другими средствами (сирены, гудки и т.п.). По этому сигналу необходимо отключить свет, газ, воду, погасить огонь в печах. Взять документы, СИЗ, деньги, запас продуктов, воды, необходимую одежду и укрыться в ближайшем защитном сооружении. При этом необходимо предупредить соседей и оказать помощь пожилым.
Сигнал «Отбой воздушной тревоги» передается по тем же средствам. По этому сигналу укрываемые с разрешения коменданта защитного сооружения покидают сооружение.
Если по данному району применено ОМП, то вместо сигнала «ОВТ» могут подаваться другие сигналы.
Сигнал «Радиационная опасность» подается для предупреждения о непосредственной (в течение часа) опасности радиоактивного заражения. По этому сигналу необходимо надеть респиратор (противопылевую тканевую маску или ватно-марлевую повязку), а при их отсутствии — противогаз, взять все необходимое и укрыться в защитном сооружении или в каменных зданиях, подвалах и принять меры к их герметизации.
Сигнал «Химическая тревога» подается при. угрозе или непосредственном обнаружении химического или биологического заражения. По этому сигналу следует надеть противогаз и средства защиты кожи и укрыться в защитном сооружении.
Действия персонала объектов экономики определяются специальными инструкциями в зависимости от особенностей объекта.
При возникновении химической аварии оповещение персонала работающей смены аварийного объекта проводится по указанию руководителя смены по внутриобъектовой системе оповещения установленным сигналом с одновременным сообщением границ опасной зоны, средств и способов защиты от ОХВ, направлений выхода из зоны заражения.
Оповещение населения и хозяйственных объектов, расположенных в опасной близости от аварийного объекта, осуществляется по локальной системе оповещения аварийного объекта или местной системе оповещения через соответствующий местный отдел ГОЧС. Соседним объектам экономики и населению в опасной 2,5 км зоне сообщается: время, место и характер аварии; направление распространения облака ОХВ и его основные поражающие факторы; границы зоны возможного заражения; способы и средства защиты, порядок и правила поведения, направление самоэвакуации.
Содержание информации может быть следующим: «Внимание! Говорит отдел ГОЧС. Граждане! Произошла авария на таком-то объекте с выливом аммиака. Облако зараженного воздуха распространяется в направлении такого-то микрорайона (улицы). В связи с этим населению, проживающему на улицах таких-то необходимо находиться в помещениях. Провести дополнительную герметизацию своих квартир. Населению, проживающему на улицах таких-то, немедленно покинуть свои квартиры и выйти в такие-то районы (улицы). О полученной информации сообщите соседям».
Оповещение руководящего состава территориальных органов, хозяйственных объектов и населения, проживающего в зоне возможного заражения, осуществляется оперативным дежурным территориального управления (отдела) ГОЧС по территориальной системе централизованного оповещения, местной радиотрансляции и телевидению.
Подобная информация с указаниями конкретных действий передается и при угрозе наводнения, землетрясения, урагана и т.д.
Ранее рассмотренные основные способы защиты населения одновременно входят в комплекс мероприятий защиты населения в ЧС.
Инженерная защита или укрытие персонала объектов экономики и населения в защитных сооружениях –укрытие людей от воздействия поражающих факторов источников ЧС проводится в специальных защитных сооружениях (убежищах, противорадиационных укрытиях), а также в помещениях производственных, общественных и жилых зданий, приспособленных для этих целей. Это мероприятие является наиболее эффективным способом защиты людей и обусловлено тем, что обеспечивает коллективную и комплексную защиту от нескольких поражающих факторов источников ЧС одновременно.
Эвакуация (рассредоточение) персонала объектов экономики и населения –организованный вывод и (или) вывоз персонала объектов экономики, членов их семей и населения из зон чрезвычайной ситуации или вероятной чрезвычайной ситуации, а также жизнеобеспечение эвакуированных в районе размещения. Если укрытие людей в ЗС предполагает их защиту в зоне ЧС, то эвакуация проводится с целью вывода их из зоны воздействия поражающих факторов источников ЧС.
Использование средств индивидуальной защиты (СИЗ)органов дыхания и кожи предотвращает сверхнормативные воздействия на людей опасных и вредных аэрозолей, газов и паров, а также светового, теплового и ионизирующего излучений. Это мероприятие обеспечивает как непосредственную защиту, так и успешное проведение укрытия в ЗС и эвакуации людей в условиях воздействия OB, ОХВ, БС.
Дозиметрический и химический контроль (ДХК) проводится с целью оценки работоспособности личного состава формирований, рабочих и служащих и определения порядка их использования, объема медицинской помощи на этапе эвакуации, необходимости и объема санитарной обработки людей, а также дезактивации и дегазации техники, оборудования, транспорта, средств защиты, одежды, возможности использования продуктов питания и воды.
Дозиметрический и химический контроль организуется и осуществляется как вЧС военного характера, так и вЧС техногенного характера.
ДХК организуется:
в городах и районах начальниками отделов и служб ГОЧС городов, районов и комендантами территориальных формирований;
на объектах экономики начальниками отделов и служб ГОЧС и командирами объектовых формирований;
в лечебных учреждениях начальниками учреждений;
для неработающего населения отделами ГОЧС районов с привлечением начальников ЖЭКов, РЭУ, ДЭЗов.
При проведении рассредоточения (эвакуации) организация ДХК возлагается на председателей эвакуационных комиссий, начальников сборных эвакуационных и эвакоприемных пунктов, а также на начальников эшелонов (колонн).
Определение степени заражения (загрязнения) продуктов питания и воды возлагается на химические и радиометрические лаборатории.
Дозконтроль включает контроль радиоактивного облучения людей и радиоактивного заражения различных объектов. При контроле радиоактивного облучения определяется поглощенная доза облучения за время нахождения людей на зараженной местности. Контроль облучения подразделяется на групповой и индивидуальный.
Групповой контроль осуществляется по формированиям, цехам, бригадам с целью получения сведений о средних дозах облучения для оценки и определения категорий работоспособности. Измерители доз (ИД-1, ДКП-50А) выдаются из расчета: один на звено, один-два на группу из 10—12 человек или на защитное сооружение.
Считывание показаний с измерителей доз осуществляется непосредственными начальниками или назначенными лицами не реже одного раза в сутки. Транспортирование измерителей доз для считывания показаний запрещается. Время считывания показаний с измерителей доз устанавливается отделами ГОЧС. Однако после воздействия на людей проникающей радиации при ядерном взрыве считывание показаний производится немедленно.
При отсутствии измерителей доз дозы облучения определяются расчетным методом.
В каждой команде, группе, цехе ведется журнал контроля облучения и периодически суммарную дозу вносят в личную карточку учета. По данным учета доз облучения командирами формирований, начальниками цехов определяется степень работоспособности людей, т.е. возможность выполнения ими своих обязанностей. Категории работоспособности людей в зависимости от доз облучения приведены в табл. 1.
Таблица 1