Характеристика и классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера
Техногенные источники опасности — это прежде всего опасности, связанные с использованием транспортных средств, с эксплуатацией подъемно-транспортного оборудования, использованием горючих, легковоспламеняющихся и взрывоопасных веществ и материалов, с использованием процессов, которые происходят при повышенных температурах и повышенном давлении, с использованием электрической энергии, химических веществ, разных видов излучения (ионизирующего, электромагнитного, акустического). Источниками техногенных опасностей являются соответствующие объекты связанные с влиянием для человека объектов материально культурной среды.
Человечество ощутило и осознало техногенные опасности и угрозы позже, чем природные. Лишь с развитием техносферы в его жизнь вторглись техногенные бедствия, источниками которых являются аварии и техногенные катастрофы.
Анализ техногенных опасностей и угроз, являющийся одной из важнейших проблем безопасности техногенной сферы, как решающей области жизнеобеспечения и жизнедеятельности человека, общества и государства, а также среды обитания, поэтому рассмотрение данной темы актуально.
Техногенная опасность – состояние, внутренне присущее технической системе, промышленному или транспортному объекту, реализуемое в виде поражающих воздействий источника техногенной чрезвычайной ситуации на человека и окружающую среду при его возникновении, либо в виде прямого или косвенного ущерба для человека и окружающей среды в процессе нормальной эксплуатации этих объектов.
К техногенным относятся чрезвычайные ситуации, происхождение которых связано с производственно-хозяйственной деятельностью человека на объектах техносферы. Как правило, техногенные ЧС возникают вследствие аварий, сопровождающихся самопроизвольным выходом в окружающее пространство вещества и (или) энергии.
Базовая классификация ЧС техногенного характера строится по типам и видам чрезвычайных событий, инициирующих ЧС:
Транспортные аварии (катастрофы);
Пожары, взрывы, угроза взрывов;
Аварии с выбросом (угрозой выброса) ХОВ;
Аварии с выбросом (угрозой выброса) РВ;
Внезапное обрушение зданий, сооружений;
Аварии на электроэнергетических системах;
Аварии в коммунальных системах жизнеобеспечения;
Аварии на очистных сооружениях;
Гидродинамические аварии.
Безопасность на транспорте
В Российской Федерации, как и в других развитых странах, транспорт является одной из крупнейших базовых отраслей хозяйства, важнейшей составной частью производственной и социальной инфраструктуры.
Транспортные коммуникации объединяют все районы страны, что является необходимым условием ее территориальной целостности, единства ее экономического пространства. Они связывают страну с мировым сообществом, являясь материальной основой обеспечения внешнеэкономических связей России и ее интеграции глобальную экономическую систему.
Выгодное географическое положение страны позволяет России получать значительные доходы от экспорта транспортных услуг, в т.ч. от осуществления транзитных перевозок зарубежных стран по своим коммуникациям.
Транспортом перевозится в год более 3,5 млрд. т грузов, в т.ч. на долю железнодорожного приходится около 50% грузоперевозок, автотранспорта — 39%, внутреннего водного — 8%, морского — 3%. Несмотря на соответствующую оснащенность различных видов транспорта, с его работой связанно большое количество аварий и катастроф, нередко с человеческими жертвами. Известно, что более 50% техногенных аварий и катастроф, приходится на транспорт.
Ежесуточно всеми видами транспорта перевозится более 100 млн. человек. В настоящее время любой вид транспорта представляет потенциальную угрозу здоровью и жизни человека. Технический прогресс одновременно с комфортом и скоростью передвижения принес и значительную степень угрозы. На транспорте происходит значительное количество катастроф, аварий и происшествий, от которых погибает и травмируется большое число людей. Значительная часть пораженных погибает от несвоевременного оказания экстренной медицинской помощи, хотя травмы в ряде случаев не являются смертельными по тяжести. По данным ВОЗ, 20 и 100 погибших могли быть спасены, если бы медицинская помощь была оказана им своевременно.
Лидерство по количеству трагических последствий и материальному ущербу принадлежит автомобильному транспорту - он является самым аварийным не только в нашей стране, но и во многих развитых странах. Ежегодно от аварий на этом виде транспорта в мире погибает более 300 тыс. человек и около 8 млн. получают ранения и увечья, в том числе в США - около 55 тыс. и 2 млн., в России - около 30 тыс. и более 180 тыс. соответственно.
Транспортная авария — авария на транспорте, повлекшая за собой гибель людей, причинение пострадавшим тяжелых телесных повреждений, уничтожение и повреждение транспортных сооружений и средств или ущерб окружающей природной среде.
Транспортные аварии (ТА) различают по видам транспорта: авиационная катастрофа, железнодорожная авария, дорожно-транспортное происшествие (ДТП), авария на магистральном трубопроводе, авария на подземном транспорте и др.
Поражающие факторы, сопровождающие все ТА, зависят как от вида транспорта, так и от вида транспортируемого груза.
Особенности транспортных аварий (катастроф):
· аварии и катастрофы происходят в пути следования, как правило, внезапно, в большинстве случаев при высокой скорости движения транспорта, что приводит к телесным повреждениям у пострадавших, часто к возникновению у них шокового состояния, нередко к гибели;
· несвоевременное получение достоверной информации о случившемся, что ведет к запаздыванию помощи, к росту числа жертв;
· трудность в определении числа пострадавших на месте аварии или катастрофы, сложность отправки большого их количества в медицинские учреждения с учетом требуемой специфики лечения;
· усложнение обстановки в случае аварии транспортных средств, перевозящих опасные вещества;
· необходимость скорейшего возобновления движения по транспортным коммуникациям.
Дорожно-транспортные происшествия на автомобильном транспорте
Встречаются чаще других и являются причиной наибольшего числа санитарных (раненые) и безвозвратных (погибшие) потерь.
Одной из основных проблем современности стало обеспечение безопасности движения. За последние 5 лет в России в ДТП пострадали 1,2 миллиона человек, из которых 182 тысячи погибли, многие стали инвалидами.
Ежегодно в 160-170 тысячах аварий и катастроф на дорогах России погибают до 30 тысяч человек. Это почти в два раза больше, чем за 9 лет войны Афганистане и две войны в Чечне (1994-1996 гг. и 1999-2000 гг.) вместе взятые.
Около 75% всех дорожно-транспортных происшествий происходят из-за нарушения водителями Правил дорожного движения.
Причем треть ДТП – следствие плохой подготовки водителей. Наиболее опасным видом нарушений по-прежнему остается превышение скорости, выезд на полосу встречного движения, управление автомобилем в нетрезвом состоянии.
Различают следующие разновидности дорожно-транспортных происшествий:
· столкновении, опрокидывании автомобилей и наездах;
· на железнодорожных переездах;
· в ходе перевозки опасных грузов;
· при пожарах на автотранспорте;
· при падении автомобилей с крутых склонов; при попадании автомобилей под лавины и сели; при падении автомобилей в водоемы.
Правила безопасного поведения при аварии
· Сохраняйте самообладание – это позволит управлять машиной до последней возможности.
· Напрягите все мышцы и не расслабляйтесь до полной остановки.
· Сделайте всё, чтобы уйти от встречного удара: забор, кустарник, даже дерево лучше идущего на вас автомобиля.
· Помните о том, что при столкновении с неподвижным предметом удар левым или правым крылом хуже, чем всем бампером.
· При неизбежности удара защитите голову.
· Если автомашина идёт на малой скорости, вдавитесь в сиденье спиной, и, напрягая все мышцы, упритесь руками в руль.
· Если же скорость превышает 60 км/ч, и вы не пристёгнуты ремнём безопасности, прижмитесь грудью к рулю.
· Если вы едете на переднем месте пассажира, закройте голову руками и завалитесь на бок, распростёршись на сидении.
· Сидя на заднем сидении, постарайтесь упасть на пол.
· Если рядом с вами ребёнок – накройте его собой.
Правила безопасного поведения после аварии:
· Определитесь в каком месте автомобиля и в каком положении вы находитесь, не горит ли автомобиль и не подтекает ли бензин (особенно при опрокидывании).
· Если двери заклинены, покиньте салон автомобиля через окна, открыв их или разбив тяжёлыми подручными предметами.
· Выбравшись из машины, отойдите от неё как можно дальше – возможен взрыв.
Действия при падении автомобиля в воду
· При падении в воду машина может держаться на плаву некоторое время, достаточное для того, чтобы покинуть её. Выбирайтесь через окно, так как при открывании двери машина резко начнёт тонуть.
· При погружении на дно с закрытыми окнами и дверьми воздух в салоне автомобиля держится несколько минут.
· Включите фары (чтобы машину было легче искать), активно провентилируйте лёгкие (глубокие вдохи и выдохи позволяют наполнить кровь кислородом «впрок»), избавьтесь от лишней одежды, захватите документы и деньги.
· Выбирайтесь из машины через дверь или окно при заполнении машины водой наполовину, иначе вам помешает поток воды, идущей в салон.
· При необходимости разбейте лобовое стекло тяжёлыми подручными предметами.
· Протиснитесь наружу, взявшись руками за крышу машины, а затем резко плывите вверх.