Законодательство в области охраны окружающей среды
Законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из кодексов (лесной, водный, земельный, воздушный, об административных правонарушениях и др.), федеральных законов («Об охране окружающей среды», «О недрах», «О землеустройстве» и др.), а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности устанавливает Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Законом устанавливаются:
– основные принципы охраны окружающей среды
– основы управления в области охраны окружающей среды (разграничение полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления);
– права и обязанности граждан, общественных и некоммерческих объединений в области защиты окружающей среды;
– основы нормирования в области охраны окружающей среды;
–требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
– порядок определения зон экологического бедствия и чрезвычайных ситуаций;
– организацию экологического контроля и ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством.
В соответствии с законом Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» охране подлежат следующие объекты:
– естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы;
– земля, ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты.
Особо охраняются государственные природные заповедники, природные заказники, национальные природные парки, памятники природы, редкие или находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных и места их обитания.
Механизм реализации Закона выражается в сочетании экономических методов хозяйствования с административно-правовыми мерами обеспечения качества окружающей среды.
Экономический механизм охраны окружающей среды предполагает финансирование, кредитование, льготы при внедрении экологически чистых технологий, при начислении налогов. С другой стороны, он осуществляется через изъятие части денежного дохода в качестве платы за пользование ресурсами, налога на экологически вредную продукцию или продукцию, выпускаемую с применением экологически опасных технологий.
Административно-правовое воздействие реализуется через экологическую экспертизу, экологический контроль, меры административно-правового пресечения вредной деятельности, ответственность за экологические правонарушения. Финансирование и осуществление хозяйственных проектов производится только после положительного заключения экологической экспертизы. В случае несоблюдения экологических требований закон предусматривает приостановление деятельности и одновременное прекращение финансирования со стороны кредитно-финансовых учреждений.
Система экологического контроля состоит из государственной службы наблюдения за состоянием окружающей природной среды (мониторинг), государственного, производственного, общественного контроля Основными принципами охраны окружающей среды являются:
– приоритет обеспечения благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения;
– научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества;
– учет законов природы и возможностей самовосстановления и самоочищения ее ресурсов;
– недопущение необратимых последствий для охраны природной среды и здоровья человека;
– право населения и общественных организаций на своевременную и достоверную информацию о состоянии окружающей среды и отрицательномвоздействии на нее и на здоровье людей различных производственных объектов; — неотвратимость ответственности за нарушение требований природоохранительного законодательства.