Средний этап семейной психотерапии
Средний этап семейной психотерапии характеризуется тем, что члены семьи осознают необходимость совместной работы. Это позволяет более успешно решать как их индивидуальные, так и групповые задачи. На этом этапе членами семьи постепенно преодолевается тенденция к обвинению какого-либо одного члена семьи, а также реактивное поведение. Они в большей степени осознают ответственность за свое поведение, а также то, что семья является для них важным ресурсом. Значительно снижается тревога и противоречивое отношение к психотерапии, а сам психотерапевт утрачивает в их глазах статус безусловного авторитета.
В этот период члены семьи начинают лучше понимать происходящее в семье. То, что послужило поводом для их обращения к психотерапевту, постепенно теряет свою значимость. Некоторые семьи в этот период завершают психотерапию, что является преждевременным, поскольку внутрисемейные взаимоотношения еще недостаточно стабилизировались. На данном этапе цель психотерапевта — помочь семье определить задачи дальнейшей работы.
На этой стадии психотерапевт должен активно использовать вопросы, помогающие членам семьи определить различные связи как между ними, так и между их социальным окружением. Обсуждение взаимоотношений с ближайшими и дальними родственниками также способствует определению задач психотерапии. Так, например, если удалось стабилизировать взаимоотношения детей и родителей, можно обратить особое внимание на взаимоотношения родителей с членами расширенной семьи.
Очень важно, чтобы психотерапевт смог сориентировать членов семьи на решение новых вопросов. Семейный подход подчеркивает необходимость поступления в систему новой информации, помогающей ей лучше понять как особенности своей организации, так и свои отношения с внешним миром. Чем более дисфункциональна семья, тем меньше информации в нее поступает. Как правило, семьи, переживающие серьезный внутренний конфликт, имеют ограниченные внутренние ресурсы. Их члены тратят основные усилия для того, чтобы заставить других считаться со своими интересами и потребностями, игнорируюя при этом интересы и потребности других, что ведет к дальнейшей эскалации конфликта. Если же члены семьи начинают более активно устанавливать связи с внешним миром, они могут задействовать новые ресурсы. Благодаря этому их взаимные требования в дальнейшем ослабевают. Установление разнообразных связей с внешним миром является главной задачей среднего этапа семейной психотерапии.
Средний этап семейной психотерапии наиболее ответственный. Он сопровождается более активным использованием внешних ресурсов семьи, изменением представлений ее членов о семейных проблемах и появлением у семьи новых возможностей.
§ 6.1. ПРИНЦИПЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ СЕМЕЙНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ
Использование определенных принципов позволяет специалисту успешней решать задачи среднего этапа семейной психотерапии. Хотя эти принципы следует учитывать с самого начала психотерапии, их роль заметно повышается на средней стадии, когда семье необходимо получить доступ к новым ресурсам.
1. Процессуальные аспекты работы имеют большее значение, чем содержательные
Наибольшее значение члены семьи склонны придавать содержанию психотерапевтической работы. Они считают, что содержание их высказываний, все то, что они рассказывают о своих интересах и проблемах, — это самое главное. Поэтому особое внимание они обращают на реакции и оценки психотерапевта.
Однако специалисту не следует придавать содержанию высказываний членов семьи слишком большое значение. Он должен воспринимать его лишь как иллюстрацию семейных отношений. Содержание высказываний — лишь свидетельство того, как члены семьи воспринимают свои проблемы и взаимоотношения. Учитывая его, психотерапевт может лучше разобраться в тех ролях, которые играют разные члены семьи в семейной системе.
Содержание высказываний важно прежде всего потому, что оно характеризует самого рассказчика; его аналитическую деятельность, однако не позволяет объективно оценить других членов семьи. В большей степени содержание высказываний свидетельствует об интересах и потребностях рассказчика. Психотерапевт должен побуждать членов семьи объяснить, почему они обращают внимание на то, а не на иное обстоятельство. Специалист, способный абстрагироваться от содержания высказываний членов семьи, будет более объективен в своих оценках. Он обращает большее внимание на процесс, а не на содержание высказываний присутствующих, то есть на то, какие события происходят в семье, и определяет особенности высказываний ее членов. Это помогает ослабить переживаемое ими психическое напряжение, а также их защитные тенденции и болезненные реакции на высказывания друг друга.
Таким образом, психотерапевт должен помнить о том, что содержание высказываний не отражает процесс, а именно знание о процессе определяет содержание дальнейшей работы. Психотерапевт должен стараться разглядеть интересы членов семьи, скрытые за содержанием их высказываний. Это поможет ему избежать субъективизма, а членам семьи — лучше разобраться в сути проблем.