Техники семейной психотерапии
Р Е Ф Е Р А Т
НА ТЕМУ:
ТЕХНИКИ СЕМЕЙНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ
В КОНЦЕПЦИИ ДЕВИДА ФРИМЕНА
Студентки факультета социологии и социальной работы 51 группы
Яркиной Ирины
Преподаватель:
Аверьянов А.И.
Тамбов 2001
СОДЕРЖАНИЕ
§ 1. ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ СЕМЕЙНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ | 2 |
§ 2. РОЛЬ ТЕОРИИ В СЕМЕЙНОЙ СИСТЕМНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ | 4 |
§ 3. СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ И РАЗВИТИЕ СЕМЬИ | 6 |
(а) Структура | 6 |
(б) Функции | 10 |
(в) Развитие | 11 |
§ 4. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ, ОРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПОДХОДЫ К ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С СЕМЬЯМИ | 11 |
(а) Собственная семья психотерапевта | 12 |
(б) Профессиональные отношения | 13 |
§ 5. ПРОТЕКАНИЕ СЕМЕЙНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ ДО ПЕРВОГО ИНТЕРВЬЮ С КЛИЕНТОМ | 15 |
(а) Начало работы | 16 |
(б) Проведение первого интервью | 18 |
§ 6. СРЕДНИЙ ЭТАП СЕМЕЙНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ | 20 |
§ 6.1. ПРИНЦИПЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ СЕМЕЙНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ | 21 |
§ 7. ЗАВЕРШАЮЩИЙ ЭТАП | 25 |
Литература | 28 |
Помощь членам семьи в изменении их взаимоотношений
Обращающиеся за психотерапевтической помощью семьи имеют либо чрезмерно жесткую структуру, либо очень слабые границы. Помогая членам семьи изменить взаимоотношения, психотерапевт стремится к тому, чтобы они смогли осознать себя как часть единого целого, находящегося в определенных отношениях с окружающей средой. Слишком жесткая структура семьи не предоставляет возможности удовлетворять индивидуальные потребности ее членов, потому психотерапевт должен сделать ее более гибкой, и напротив, если структура семьи слишком аморфна и ее границы определены достаточно четко, специалисту необходимо их укрепить. И в том и в другом случае основной задачей является осознание членами семьи того, что они составляют единое целое, обладающее как внутренними, так и внешними ресурсами. Им надо быть достаточно гибкими для получения информации извне, что позволит семье действовать более эффективно. Психотерапевт должен помочь им использовать свои внутренние ресурсы и в тоже время задействовать внешние.
Использование мупьтигенерационной концепции с целью расширения границ семьи
Этот принцип был сформулирован М. Боуэном. Он связан с представлением о том, что расширенная семья может помочь нуклеарной семье лучше понять то, что она собой представляет как система с определенной предысторией и генеалогией. Данный принцип ориентирует психотерапевта на помощь членам семьи в осознании ими своих корней и восстановлении связей с другими родственниками, что позволяет им пользоваться новыми ресурсами.
Одной из задач психотерапии является лучшее понимание членами семьи ее предыстории. Нередко проблемные семьи характеризуются очень бедными связями с другими родственниками. Спрашивая членов таких семей об их отношениях с родными, психотерапевт нередко обнаруживает, что они не виделись в течение многих лет. В то же время в ходе разговора об этих родственниках члены таких семей нередко дают сильные эмоциональные реакции. Лучшему пониманию членами семьи того, что они собой представляют как единое целое, может способствовать восстановление их связей с другими родственниками. При этом следует учитывать несколько моментов. Зачастую в отношениях членов семьи с этими родственниками имеются определенные нерешенные проблемы, которые отражаются на функционировании нуклеарной семьи и накладывают отпечаток на взаимоотношения ее членов. Этому можно помочь, побуждая кого-либо из членов нуклеарной семьи к контактам с родными и к попыткам разрешения старых проблем, имеющихся в его отношениях с ними. Это позволяет снять напряженность в отношениях членов нуклеарной семьи.
В последнее время повышается интерес к вопросам семейной истории и генеалогии, который в значительной степени отражает потребность людей в установлении более широких родственных связей. Чем более крепкие связи имеет человек с членами расширенной семьи и чем он лучше знает свою генеалогию, тем более здоровым чувством «я» он обладает — такое мнение высказывается все чаще и чаще. Таким образом, психотерапевт может использовать мультигенерационный подход с тем, чтобы укрепить и расширить границы семьи.
ЗАВЕРШАЮЩИЙ ЭТАП
Завершающий, или терминационный, этап семейной психотерапии тесно связан с предыдущими этапами. Если начальный и средний этапы семейной психотерапии проходят успешно, процесс переходит на завершающий этап. Когда членам семьи удается изменить свой взгляд на имеющиеся проблемы и они осознают свои внутренние ресурсы, переход на завершающую стадию осуществляется без большого труда. От того, насколько успешно решены задачи предыдущих этапов, зависит и характер завершающего этапа.
В начале семейной психотерапии завершение каждой сессии вызывало у членов семьи усиление тревоги, поскольку ими еще не были освоены новые способы взаимодействия. Их пугало то, что, вернувшись домой, они могут столкнуться с прежними проблемами. Даже если в ходе самой сессии члены семьи чувствовали себя достаточно комфортно, они не были уверены в том, что это состояние продлится сколь либо долго. Однако, в ходе семейной психотерапии членам семьи постепенно удается прийти к осознанию своих ресурсов, позволяющих решать как индивидуальные, так и общие задачи. Поэтому они начинают чувствовать себя более уверенно и не боятся завершения сессий.
Любопытно наблюдать, какие изменения происходят в семье в течение года, когда она проходит психотерапию. Первые три или четыре сессии члены семьи с большим трудом включаются в работу и боятся ее завершения. В дальнейшем сопротивление психотерапии становится значительно меньше. Члены семьи быстро переходят к основному этапу сессии, обсуждают определенный круг вопросов и даже проявляют готовность продолжить их обсуждение после сессии. Это справедливо для всей последующей работы. По мере расширения границ семейной системы и осознания ее членами своих ресурсов участники сессий перестают считать психотерапию своим единственным спасением. Такой вывод является закономерным результатом всей предыдущей работы. Члены семьи переходят от реактивной позиции к проактивной.
Их реактивная позиция хорошо видна в начале семейной психотерапии, когда члены семьи считают себя неспособными самостоятельно решить свои проблемы и поэтому нуждающимися в помощи со стороны. Постепенно их действия и решения становятся в меньшей степени зависимыми от тревоги и страха. Они начинают ощущать в себе способность самостоятельно контролировать ситуацию и определять, какое поведение является оптимальным для них самих и других. Это свидетельствует о готовности семьи к завершению психотерапии. Предвидя ее финал, члены семьи не испытывают тревоги и страха.
Психотерапевту необходимо помнить, что одной из главных задач семейной психотерапии является освоение членами семьи эффективных способов самостоятельного решения проблем. Они начинают работу, желая получить помощь в решении определенных вопросов. Психотерапия не поможет им избавиться от абсолютно всех проблем и избежать возникновения новых. Задача состоит в том, чтобы развить копинговые механизмы членов семьи, раскрыть семейные ресурсы и научить членов семьи пользоваться определенными стратегиями, позволяющими решать различные проблемы самостоятельно. Наиболее важным является умение членов семьи именно решать проблемы, а не исключать их из собственной жизни.
Завершающая сессия строится таким образом, чтобы дать членам семьи возможность обменятся опытом участия в психотерапевтической работе. Очень важно, чтобы они оценили успешное решение своих старых проблем и сумели повысить свою способность к разрешению новых.
На завершающей сессии необходимо также уделить внимание укреплению личной идентичности членов семьи. В случае появления в семье новых проблем, с которыми они не могут справиться, психотерапевт предоставляет возможность еще одной или нескольких встреч. При этом он должен отвести себе роль консультанта. Если члены семьи воспринимают его в этой роли, им будет проще прибегнуть к его помощи в будущем. И наоборот, если у членов семьи сложится впечатление, что очередное обращение к специалисту воспринимается как свидетельство их некомпетентности, им будет стоить больших усилий вновь обратиться к нему. Психотерапевт должен дать понять, что такое обращение будет расценено им вполне нормально.
Завершающая сессия является и для психотерапевта, и для семьи очень существенной. Она позволяет специалисту оценить психотерапевтический процесс в целом и закрепить положительные изменения, достигнутые в ходе работы. Существуют определенные случаи, когда психотерапевт решает не проводить заключительную сессию. Однако даже если семья преждевременно завершает психотерапию, Фримен обычно приглашает членов семьи прийти на последнее интервью с тем, чтобы обсудить достигнутые результаты. Кроме того, это позволяет наметить вопросы, которые члены семьи могли бы попытаться решить в будущем. Это целесообразно делать тогда, когда семья занимается с психотерапевтом в течение нескольких лет или, напротив, когда она посетила психотерапевта всего два или три раза. Начиная работу, целесообразно заранее сообщить членам семьи о том, что прежде, чем она завершится, необходимо встретиться с психотерапевтом для объяснения причин, побудивших их завершить психотерапию.
ЛИТЕРАТУРА
Фримен Д. Техники семейной психотерапии – СПб.: Питер, 2001. – 384 с.: (Серия «Практикум по психотерапии»).
Р Е Ф Е Р А Т
НА ТЕМУ:
ТЕХНИКИ СЕМЕЙНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ
В КОНЦЕПЦИИ ДЕВИДА ФРИМЕНА
Студентки факультета социологии и социальной работы 51 группы
Яркиной Ирины
Преподаватель:
Аверьянов А.И.
Тамбов 2001
СОДЕРЖАНИЕ
§ 1. ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ СЕМЕЙНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ | 2 |
§ 2. РОЛЬ ТЕОРИИ В СЕМЕЙНОЙ СИСТЕМНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ | 4 |
§ 3. СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ И РАЗВИТИЕ СЕМЬИ | 6 |
(а) Структура | 6 |
(б) Функции | 10 |
(в) Развитие | 11 |
§ 4. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ, ОРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПОДХОДЫ К ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С СЕМЬЯМИ | 11 |
(а) Собственная семья психотерапевта | 12 |
(б) Профессиональные отношения | 13 |
§ 5. ПРОТЕКАНИЕ СЕМЕЙНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ ДО ПЕРВОГО ИНТЕРВЬЮ С КЛИЕНТОМ | 15 |
(а) Начало работы | 16 |
(б) Проведение первого интервью | 18 |
§ 6. СРЕДНИЙ ЭТАП СЕМЕЙНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ | 20 |
§ 6.1. ПРИНЦИПЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ СЕМЕЙНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ | 21 |
§ 7. ЗАВЕРШАЮЩИЙ ЭТАП | 25 |
Литература | 28 |