Печень, почки, сердце, легкие и селезенка.
Наиболее часто заменяют почку, в России это делается с 1965 года. Пересаживается она в подвздошную область, а не туда, где положено находится природно: разницы нет, лишь бы работала. Пересадка других органов задержалась в России лет на двадцать. Сердце и печень можно брать только у доноров с диагнозом смерти мозга – пульс есть, а мозг уже мертв. Первые в стране успешные пересадки сердца и печени сделал Валерий Шумаков, директор Института трансплантологии. Сегодня трансплантацией сердца и печени в стране занимается еще и Центр хирургии.
Донор не может быть «криминальным» больным, военнослужащим, сотрудником МВД, старше шестидесяти лет, с инфекционными заболеваниями, травмами и повреждениями. Обычно это пьяный, попавший под колеса автомобиля…
Сейчас ученые Института трансплантологии занимаются решением проблемы пересадки органов от свиней. Основной путь – создание трансгенного животного, генетически промежуточного между обычной свиньей и человеком. Несмотря на то, что эксперименты только начались, Валерий Иванович уверен, что к 2000 году проблема будет решена.
До десяти и более лет с помощью аппарата искусственной почки может жить больной, у которого нарушена функция почек собственных. С сердцем – иначе. Аппарат искусственного кровообращения может дублировать родной «насос» очень недолго. Совсем недавно в Филадельфии больному при ослабленном своем сердце параллельно подсадили в брюшину титановое.
Руки и ноги.
НИИ протезирования и протезостроения – крупнейший в бывшем СССР разработчик и производитель протезов. Степень заменяемости конечностей протезами может доходить до крайности, можно поставить сразу четыре – две «руки» и две «ноги». Ну а когда, допустим, сгорели руки (так бывает при электротравмах), на культю ведущей руки ставят протез с биоэлектрическим управлением. С любой мышцы тела можно снять биоэлектрический потенциал, усилить его, преобразовать и использовать в качестве управляющего элемента – то есть движением мышц (скажем, плеча) пациент сможет управлять и регулировать манипуляциями искусственной кисти – брать вилку, ложку, нарезать хлеб. Научиться управлять таким протезом тяжело: необходимо заново ставить двигательные рефлексы: все равно что в зрелом возрасте учиться играть на рояле.
В конце восьмидесятых протезированием обязали заниматься космические отрасли. С помощью РКК «Энергия» появились современные полуфабрикаты, из которых составляется протез, благодаря чему наши протезы стали ни чуть не хуже, скажем, германских.
Зубы.
Из сплава кобальта, хрома и никеля отливается каркас искусственного зуба, который затем облицовывается керамикой. Одни имплантанты ввинчиваются в челюсть, как шуруп, другие – вставляются в высверливаемые отверстия, обрастая затем костной тканью. Самые распространенные – из титана, покрытые плазменным напылением специальной массой, близкой по свойствам к человеческой кости.
Кровь, кости, суставы и сосуды.
К одному из видов трансплантологии можно отнести также переливание крови. До начала XX века попытки переливания оставались неудачными (реципиент чаще погибал), пока не были открыты иммунологические группы крови.
Пересадка костного мозга, необходимая при поражениях лучевой болезнью, напрямую связана с кровью, поскольку именно в костном мозге происходит образование кровяных телец.
Искусственные сосуды делаются из специального синтетического материала, первоначально применявшегося для протезирования молочной железы, - дакрона.
Если «износились подшипники» (суставы), вместо больной кости вам могут поставить кобальто-никелево-молибденовый прут с керамической головкой. Говорят, работает, как родной.
Глаза и уши.
Среди глазных операций наиболее распространена пересадка роговицы (иногда искусственной). При близорукости собственную роговицу трансплантируют после ее специальной обработки, а также иногда имплантируют в глаз биологические линзы. Хрусталик можно заменить линзами…
Имплантация протезов слуховых косточек (т.н. молоточка и наковальни, сделанных из керамики, тефлона и некоррозийных металлов) и трансплантация барабанных перепонок, сделанных из тканей собственного тела, применяется при нарушениях слуха. При необходимости утерянная ушная раковина восстанавливается из силикона или из собственного хряща.
Головной мозг.
В Петербурге и Москве не так давно начались исследования пересадки отдельных мозговых тканей для лечения болезни Паркинсона. Пересадка мозга в целом уже возможна, но никто не скажет, каково будет вашим мозгам в чужом теле. Вряд ли кто из опытных хирургов взялся бы за такую операцию. Тут, кстати, возникает и правовая проблема: по телу вы как бы Петров, а по уму – Сидоров… Кто в случае такой пересадки наследует собственность, имя, детей и чей вы теперь муж? Петровой или Сидоровой?